Skip to content

Баня в древней руси: Баня — Википедия – Когда на Руси появилась баня, и что в ней делали

Бани Древней Руси

Первые бани на Руси

На Руси бани были известны с самой глубокой древности. В своих летописях Нестор относит их возникновение к первому столетию нашей эры, когда св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо — парившихся в бане. По описанию Нестора люди, парившиеся в бане, похожи были по цвету кожи на сваренных раков:

«…Накалив печь в деревянных банях, туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Затем, окатив себя с головы холодной водой, оживали».

Нестор в своей летописи заключает: «Ни кем не будучи мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а — мучение».

…Водные процедуры в виде купания, обливания и парения с похлестыванием веником по телу широко использовались и славянскими племенами Древней Руси. Из древних летописей мы узнаем, что на Руси баня появилась задолго до крещения славян. Одни историки полагают, что баня на Русь завезена, якобы, арабами или спартанцами. Другие историки-археологи предполагают, и вполне обоснованно, что русская баня является собственным изобретением славян. В подтверждение последнему говорит совершенно особый, не похожий ни на какой другой, ритуал мытья славян.

Но некоторые исследователи утверждают и обратное — что первая баня проделала путь на Север через славянские племена с Востока. Еще древне-греческий ученый и путешественник Геродот писал о том, что скитяне, у которых были бани в виде шалашей, получали пар, бросая на горячие камни конопляное семя. Есть у Геродота упоминание и о том, что еще скифы после погребения покойника очищали себя парной баней.

Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н.э. пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали и в день рождения, и перед свадьбой, и… после смерти.

«И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах — радость и улыбка». Так писал о древних славянах один арабский путешественник и ученый.

На Руси в баню ходили все

В летописях X-XII веков часто упоминается о банях на Руси. Бани в те далекие времена наши предки называли по-своему: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня и др.

Из летописи 966 г. мы узнаем:

…В уставе князя новгородского и Киевского Владимира, который ввел на Руси христианство, и названного в народе — «Красное солнышко», бани именовались заведениями для немогущих. Это были, своего рода, народные лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси.

В 1091 году епископ Ефрем, в последствии — Киевский митрополит, повелел «заводить строение — банное врачево и всех приходящих безмездно (т.е., бесплатно. Авт.) врачевать». В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц.

В Лаврентьевской летописи, составленной в 1377 году, упоминается о бане при дворе Княгини Ольги. Интересно название этой бани — «истобька». Наверное, образовано от слова — истопить?

Известный деятель, историк и ученый России Карамзин в своем труде «История государства Российского» приводит свидетельство иноземных путешественников, побывавших на нашей земле в древние времена:

…«Житель полуночных земель любит движение, согревая им кровь свою. Привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется… Презирает непогоду, свойственную климату северному… Закаляется своей огненной баней».

В летописях XI-XII в.в. упоминается водопровод, построенный для «Ярославова дворища». Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI в., по приказу Ивана Каметы проложили от реки вглубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили куда нужно.

«Почему урусуты здоровые и сильные?»

Зимой 1237 г. внук Чингисхана Батый подошел со своей конницей к Москве. Его взору предстали бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Оттуда часто, второпях, выскакивали люди нагишом, бросались в ледяную прорубь и окунались, иные же — валялись в сугробах снега.

Вот как описывает этот исторический эпизод писатель и историк Василий Ян в романе «Батый»:

«Бату хан метнул плетью на срубы:

— Что делают эти безумцы?

— Эти домики называют мыльни, — объяснил толмач. — Там жители Мушкары (Москвы) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом, затем — окунаются в проруби. Это очень полезно для здоровья. От того урусуты (русичи) такие сильные».

Еще в первой половине XII века внучка киевского князя Владимира Мономаха — Евпраксия, с детства увлекаясь народной медициной, обратила внимание на пользу для здоровья русской бани. Собирая различные, полезные для человека, целебные травы, она приготовляла из них отвары и лечила ими не только знатных людей, но и простых крестьян. «Леками людям добро делала», — говорили о Евпраксии в народе, за что ее и прозвали Добродеей.

В возрасте пятнадцати лет она была просватана за Византийского царевича. Переехав к мужу в Царьград, Евпраксия изучила за короткий срок греческий язык, зачитывалась книгами греческих ученых: Гиппократа, Галена и Асклепиада. Со временем, став выдающимся врачом своего времени, она собрала и изучила многочисленные рецепты народной медицины, боролась за соблюдение чистоты людьми, без чего «не быть здорову». Евпраксия уже тогда говорила об «особенности» русской бане, ее пользе, которая «предохраняет от болезни и укрепляет тело».

Из истории русской парной бани. Часть 1

Когда англичане попали в Русь через Русский Север, они отметили, что эти варвары топят избы «по-чёрному», потом в них семьями купаются каждую субботу, истязая друг друга битьём хворостинами, а затем с гиканьем бросаются в речку или пруд, с которым рядом находилась баня.

«Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней.
Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы с силою… бани».
Н. М. Максимович–Амбодик

***

Бани — специально оборудованные помещения, предназначенные для принятия водных и тепловых процедур с профилактической и лечебной целью, в которых также проводятся и гигиенические мероприятия — мытьё тела. [1] Возникнув на заре истории человечества как первый опыт общения человека с водяным паром, баня нашла широкое применение и закрепилась на протяжении веков как потребность людей в чистоте и исцелении от болезней.

 

Когда появилась баня

Возможно, толчком к зарождению идеи парной бани послужили капли дождя, попавшие через протекавшую крышу на раскалённые камни домашнего очага, или даже просто вода, случайно влитая на очаг нашими далёкими предками. Существует мнение, что первое использование пара человеком связано с гейзерами. Без преувеличения можно сказать, что парные бани знали и применяли все народы мира. Подтверждением этому может служить тот факт, что при археологических раскопках довольно часто обнаруживаются следы сооружений, предназначенных для водотепловых процедур. Их внешние формы бывают различными, приспособленными к климатическим условиям и используемому материалу, к традициям и образу жизни людей, однако все эти сооружения имеют конструкции (печи) для получения жара, источником которого служили водяной пар, горячая вода или раскалённые камни, обливаемые водой. Всё это позволяет утверждать, что эти найденные археологами сооружения являются банями.

Раскопки Восточной бани XI-XII ввРаскопки Восточной бани XI-XII ввРаскопки ханской бани в городище "Великий Булгар", ТатарстанРаскопки ханской бани в городище «Великий Булгар», Татарстан

Если считать прообразом парилки разогретые камни, образующие пар при обливании водой, то происхождение паровой бани можно отнести к каменному веку. Оздоровительные свойства банного пара были известны многим древним народам в разных частях света, однако были места, где баня была малоизвестна. В частности, это относится к средневековой Европе. Это привело к тому, что в средние века в Западной Европе одна за другой следовали эпидемии чумы, холеры и других тяжёлых заболеваний. Только за три года (1347–1350 гг.) эпидемия чумы унесла в Западной Европе 25 миллионов жителей. Банные традиции в западноевропейских странах к XVIII–XIX вв. стали возрождаться в большей мере под воздействием русского обычая париться и мыться в бане.

 

Поддай–ка пару!

История русской бани уходит в седую древность. Геродот, посетив в V веке до н.э. Скифию, располагавшуюся в Северном Причерноморье, сообщает о банях, которые использовали скифы [2].

​Геродот Галикарнасский​Геродот Галикарнасский

Устраивали их следующим образом: устанавливали три жерди, верхними концами наклонённые друг к другу, обтягивали их войлоком. В чан, поставленный посреди этой хижины–шалаша, помещали докрасна раскалённые камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскалённые камни. От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в скифской степи. Наслаждаясь ею, скифы, по словам Геродота, вопили от удовольствия. От него же мы узнаем о том, что после погребения покойника скифы очищали себя парной баней.

Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая немного воды, куски древесины кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом они обмазывали все тело. Через некоторое время этот слой смывался, тело становилось чистым и блестело [2].

Баня упоминалась в восточнославянских преданиях, с ней связывали происхождение человека. Византийский историк Прокопий Кесарийский (ок. 500–565 гг.) пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти [3].

Баня у древних славян представляла собой небольшое бревенчатое строение, в котором располагался очаг с раскалёнными камнями, на которые лили воду, чтобы образовался пар. Вентиляцию внутри бани осуществляли, открывая двери. Согласно древнеславянским поверьям, в бане живёт весьма занятный персонаж русского фольклора — банник — нагой старик, весь облепленный листьями от веника. Отголоски этих традиций прослеживались на Руси и во времена христианства: в недалёком прошлом, залезая на банный полок, приговаривали: «Крещёный на полок, некрещёный — с полка», а выходя из бани, оставляли на полке ведро воды и веник для банника, приговаривая: «Тебе баня на стоянье, а нам на здоровье». Эти поговорки ещё раз подтверждают, каким уважением пользовалась русская баня в народе.

Баня по-чёрномуБаня по-чёрному

В древнерусской народной медицине, как свидетельствует В. Отамановский, была врачебная специальность, связанная с выполнением лечебных и культовых функций в банях. Наличие в древнерусском языке слов «балий», «обавьник», («обадник»), или «обаньщик» близки по значению и передают различные смысловые оттенки понятия «волхв» — врач. Необходимо отметить, что балий был «прежде всего лечителем, его медицинские функции были тесно связаны с паровой баней». [4]

 

Письменные упоминания о бане

Согласно летописным сообщениям X–XIII веков паровая баня была повсеместно распространена у восточных славян уже в V–VI веках, что свидетельствует об их высокой культуре. Древние славяне называли баню «мовь», «мовня», «мовница», «мыльня», «влазня» или просто «баня». Подтверждением широкого распространения бани у древних славян служит летописное сообщение, что одной из форм дани, которую одно славянское племя платило другому, были берёзовые веники.

Арабский учёный ибн–Даста, путешествуя по Руси в X веке, отмечал в своих записках, что русские очень любят париться в бане, а затем валяться в снегу или купаться в проруби. Ибн–Даста сообщает также, что в деревнях бани представляют собой землянки, которые используются и как жилища. [5]

В памятнике русской культуры, в летописном творении Нестора «Повесть временных лет» (945 г.), в части, описывающей легендарное путешествие апостола Андрея из Синопа в Рим через Киев и Новгород, есть яркое изображение банной процедуры в Великом Новгороде: «…видех бани древены; и пережгут с вельми, совлокуться, и будут нази и облеются квасом уснияным, и возьмут на ся прутье младое, бьются сами и того ся добьют егда вылезут ли живы, и обдаются водою студеное, тако оживут; и то творят по вся дни и мучими ни сим же, но сами ся мучать и то творят не мовенье себе а мученье». [6]

«Повесть временных лет» (945 г.)«Повесть временных лет» (945 г.)Нестор ЛетописецНестор Летописец

Баня упоминается в договоре Руси с Византией (907 г.) в котором русичи обеспечивают себе право по прибытии в Константинополь пользоваться баней: «…и да творят им мовь елико хотят». [6]

В «Повести временных лет» описано применение бани с целью выполнения очистительного обряда: «Деревнянам же пришедшим повеле Ольга мовь створити рыкуще мце: измывшеся придите ко мне. И влезоша деревляне начиша ся мыти». [6]

Князь Владимир ВеликийКнязь Владимир Великий

В уставе Великого князя Владимира (966 г.) бани именовались заведениями для немогущих, что отражает глубокое понимание бани как действенного терапевтического средства. Никоновский список повествует о том, что в 1019 г. Переяславский епископ Ефрем, ставший впоследствии Киевским митрополитом, повелел строить «…бани и строения банные и врачеве и больницы всем приходящим и безмездно врачевание». Врач–монах Киево–Печерского монастыря Агапит исцелял больных травами и парной баней. Интересно отметить, что по монастырским уставам больных, находящихся на излечении в монастырской больнице, полагалось мыть в бане два раза в месяц.

Внучка киевского князя Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя) — первая русская женщина–врач, высоко отзывалась о терапевтическом действии парной бани: «…бодрит тело и веселит душу».

Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии Муромских», относящаяся к фольклору древней Руси начала XIII века, хорошо иллюстрирует ведущую роль бани в древнерусской народной эмпирической медицине и характер применявшихся в ней самобытных и часто весьма эффективных лечебных средств [7]. Согласно некоторым спискам этой повести, Муромский князь Пётр, страдавший неизлечимой кожной болезнью, был исцелён в Рязанской земле девушкой–знахаркой Февронией, отец и брат которой были бортниками, т.е. занимались добыванием в лесах мёда диких пчёл. Осмотрев «струпы и язвы» князя, знахарка велела жарко истопить баню, вымыть больного и смазать ему те части тела, «идее же суть струпы и язвы», мёдом диких пчёл. В результате такого лечения больной князь выздоровел — тело его стало «здраво и гладко» [8].

Князя Петра помазывают в бане снадобьемКнязя Петра помазывают в бане снадобьемИсцеленный князь Петр посылает Февронии дарыИсцеленный князь Петр посылает Февронии дары

 

«Сало было, стало мыло»

В своём стремлении доказать дикость и варварство, якобы царившее в Древней Руси, некоторые авторы даже совершенно ясные и понятные места летописей и других источников пытались толковать по–своему. В частности, например, такие слова из Никоновского списка с совершенно понятным смыслом как «банное строение» пытались расшифровать как «крестильная купель». Если ряд русских историков XVIII в., в том числе ТатищевЩербатовмитрополит Платон и другие в словах из летописи «банное строение» подразумевали народную баню как таковую, то И. Мартос стремился доказать, что речь идёт о крестильной купели. [9] Спор по этому вопросу вёлся долгие годы при участии таких исследователей–историков, как КогановскийБолтинЗуев и др.

Н.А. Богоявленский, врач-эпидемиолог и историк медициныН.А. Богоявленский, врач-эпидемиолог и историк медицины

Исследователь древнерусской медицины Николай Алексеевич Богоявленский отметил, что изображениями мылен более всего богата житийная литература, например, «Повесть о Петре и Февронии». [10] На миниатюрах можно наблюдать, что подогревание воды производилось путём помещения в чан раскалённых камней или горячих железных гирек. Внутри бани показаны шайки, корцы, скамьи. Тело растиралось «грубою» (мицелием древесного гриба), соломой, мочалкой, ветвями можжевельника. Помывка в бане сопровождалась обязательной сменой белья, ибо «чистое мытиё и частое переменяние платия вшам множиться не даёт» — сказано в «Вертограде» ещё в XVIII веке (собрание В. Груздева, № 8).

«Убрусец» — полотенце — можно наблюдать главным образом в житийных миниатюрах XVI–XVIII веков, а также в миниатюре, изображающей сцены омывания умершего рязанского князя Василия Ивановича(1483). Коротким полотенцем сын умершего утирает себе слезы (лист 371, оборот Шумиловского тома).

На Руси в бане пользовались мылом, которое варили как в домашних условиях, так и в специально приспособленных помещениях с давних времён. С той поры до наших дней дошла старая поговорка: «Сало было, стало мыло», потому что для изготовления мыла использовалось говяжье, баранье и свиное сало, правда, применяли ещё и растительные масла, например, льняное. Целые деревни занимались «поташным промыслом» — так тогда называли производство мыла. Особенно ценилась продукция валдайских и костромских мастеров–мыловаров.

Для царя и особ к нему приближённых, Аптекарский приказ специально готовил «мыльный состав» (1630), так как бани считались медицинским пособием при различных недугах. [11] Кроме мыла, для мытья тела в бане применялся т. н. щёлок, получаемый из древесной золы. О его широком употреблении говорит тот факт, что даже новорождённого ребёнка купали в тёплой воде с небольшим количеством щёлока, правда, полученного из соломенной золы, которая считалась нежнее, чем древесная. Необходимо добавить, что детей на Руси рано начинали водить в баню, припаривать там берёзовым веником, предварительно смазав кожу ребёнка толстым слоем дрожжей и завернув его в пелёнку. В своём исследовании «Физическое воспитание детей у различных народов России» Е. А. Покровский отмечает: «Свою страсть к мытью и парению русские переносят и на детей… их парят и моют часто, и особенно при каждом нездоровии, при каждом крике, при малейшем подозрении на сглаз». [12]

Н.А. Богоявленский, врач-эпидемиолог и историк медицины

Женщины, заботясь о здоровье и красоте кожи, с успехом использовали пищевые продукты в виде косметических масок: молоко, простоквашу, ржаной хлеб, сметану, хлебный квас, мёд, толокно, растительное и сливочное масла, огурцы, яйца и т. д. и т. п., а также листья, корни, плоды многих растений как в сыром измельчённом виде, так и в виде настоев, отваров и напаров. В бане применялись такие распространённые растения, как ромашка, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапива, мята и др.


Автор: Владимир Козырев

Из истории русской парной бани. Часть 2

Из истории русской бани. Часть 3


Библиографический список:

[1]. Большая медицинская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1975, издание III, Том II, с. 549–551.
[2]. Геродот. История в девяти книгах. Перевод Мищенко. Москва, 1888, том I, книга четвертая.
[3]. Галицкий А. В. Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах. — М.: физкультура и спорт, 1986, 96 с.
[4]. Отамановский В. Борьба медицины с религией в Древней Руси. — М: 1965, с. 24–38.
[5]. Бирюков А. А. Приглашаем попариться. — М.: Физкультура и спорт, 1986, с. 5–21.
[6]. Повесть временных лет. — М. — Л.: 1950, ч. I, с. 12, 24, 41.
[7]. Скрипаль М. О. Повесть о Петре и Февронии Муромских. — М. — Л.: 1949, с. 133–157.
[8]. Пруссак А. Е. О лечебно применении меда в древней Руси. — Пчеловодство, 1954, № 10, с. 57.
[9]. Исследование банного строения, о котором повествует летописец Нестор. — СПБ.: 1809, с. 35. Без имени автора.
[10]. Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI–XVII веках. — М.: 1960, с. 19.
[11]. Соколовский М. Характер и значение деятельности Аптекарского приказа. — СПБ.: 1904, с. 4.
[12]. Конюс Э. Истоки русской педиатрии. — М.: 1946, с. 30.

Традиционная русская баня — история, особенности, устройство

История создания бани очень стара и богата интересными фактами. Многие современные бани как и само устройство бань идентично и во многом совпадает с банями глубокой древности. Уже тогда на заре цивилизации, люди понимали всю важность оздоровительных процедур, производимых с помощью воды и пара.

Бани различались не только по типу конструкции. В зависимости от нации, строящей баню, совершенно неодинаково была и церемония ее посещения (Строительство бань и саун под ключ).

История происхождения русской бани

Русская (славянская баня) упоминалась еще в древних восточнославянских мифах, а также в летописях. В литературных памятниках, дошедших до наших дней, говорится о том, что баней пользовались древнеславянские боги, черпая там свою волшебную силу; даже происхождение человека, по представлениям древних русичей, тесно связано с баней.

Идея о строительстве славянами бани во многом была перенята у соседних восточных и западных народов, которые в свою очередь пользовались опытом древних греков, римлян и арабов. Не исключено, что строительство бань славяне переняли у скифов.

У скифов бани представляли собой некое подобие юрты.
   В такой юрте устанавливали длинные жерди, наклоняли друг к другу верхними концами, а на них натягивали войлок. Посредине бани ставили огромный чан, до половины наполненный горячей водой, а в него бросали раскаленные камни. На камни сыпали семена конопли. И поднимался такой сильный и душистый пар.

Сохранилось интересное свидетельство о том, что монахи в Печерском монастыре задумали построить бани по принципу древнегреческих и принимать там лечебные процедуры. Такие бани стали называться заведениями «для немогущих» и это название отразилось в Уставе великого князя Владимира 966 г. Немного позже, в 1091 г., по тому же принципу в Переславде епископ Ефрем добился постройки «греческих» лечебных бань. В которых самолично «пользовал» страждущих.

Древней русской бани существовало много названий: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня. Название «баня» — более позднее.

Пошло оно от латинского наименования. Русская баня безусловно. Отличалась от подобных восточных заведений, что заметил арабский писатель Абу-Обейд-Абдаллахал Бекри, посетивший в то далекое время древних русичей. В своих путевых заметках он довольно подробно описал «дом из дерева», проконопаченный «некой материей, которая образуется на деревьях», имея в виду мох или паклю.

Печь, по его словам. – это «очаг из камней», который русичи «раскаляют» и «поливают водой». Березовый веник – «связка сухих ветвей. Которой.. приводят в движение воздух и притягивают его к себе». И тогда «… открываются их поры. И исходит излишнее из их тел, и текут из них реки». Как видно, восточный путешественник довольно точно описал простейшую деревенскую баньку, а также способ париться веником и даже «результат» этого действия: «и текут из них реки».
  Со временем древние славяне начали строить бани из камня

. Так существует летописное свидетельство, что первая каменная баня была построена в Переславле в 1090г. Русь сумела сохранить свою любовь к бане даже в те времена, когда войска монголо-татар стремились поработить вольных русичей. Известно, что сами «поганые» татары прочуяли вкус к русской баньке и им пришлось по душе купание в ледяном проруби.

Известно, что сам Петр I очень уважал русскую баньку и был большим охотником попаритться. Многих своих сил положил он на возведение Санкт-Петербурга – первой русской столицы. За постройку бань в Петербурге государственная казна не брала пошлин! Мало того, построить баню мог всякий желающий. Важно было построить их «по возможности каменными и подальше от жилых кварталов».
   Начатое Петром I повсеместное распространение русских бань получило развитие и в дальнейшем. Так, например, в царствование императрицы Елизаветы Петровны придворный врач, испанец по происхождению, Антонио Нуньес Риберо Санчес начал писать специальную книгу о российских банях. Издал он ее в 1774г. в Париже, где прожил последние годы своей жизни. Книга называлась «О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья».

     Как пишет автор, хоть в русских банях гораздо меньше роскоши, чем, скажем, в тех же римских термах, но россияне «производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки и восточные жители и поныне производят в четырех или пяти». Очень большое значение при этом автор придает качеству банного пара и способу его подачи: «Сие возобновление паров чинится каждые пять минут. В римских, турецких банях пар идет оттого, что поливают горячий пол, под которым идут трубы. Но как они не переменяются свежим воздухом, то и легко заключить можно, что эти бани имеют недостатки, каковые в российских совсем отвращены».

Со временем в таких крупных городах, как Петербург, Москва, бани каменные и просторные стали потихоньку вытеснять маленькие бревенчатые срубы. И это было вполне естественно, т.к. прирост населения требовал, чтобы все граждене могли воспользоваться услугами этих санитарных и лечебных заведений. В той же Москве крупных бань было около 60. Причем они имели свой постоянный круг посетителей. В каждой собиралась постоянная публика, которая предпочитала традиции именно этой бани и ни за что не променяла ба свой «банный клуб» на какой-то другой. Имелись свои бани для каждого сословия: для дворян. Московской интеллигенции, купечества, среднего сословия и, наконец, для простонародья.

Самыми большими и престижными считались две бани: Центральные и Сандуновские. Кстати, название пришло к ним много позже, а тогда бани, расположенные на этом месте, называли банями Ламакиной – их хозяйки и устроительницы. Обе бани стояли у реки Неглинной и были деревянными. В центральной мылось и лечилось простонародье: мелкий торговый люд, грузчики. Возчики, кузнецы. Пеблика в банях Авдотьи Ламакиной была «родовитее». Бани отличала интересная особенность: каждый мог сам для себя брать из Неглинки воду для мытья при помощи специального «журавля».

Особенности устройства и конструкции первых русских бань

Первые руские бани устраивались в небольших деревянных избенках с трубой или без трубы. Те бани, где печь не имела трубы, топилась «по-черному». То есть вся копоть и сажа осаждались на стенах такой вот избенки, и именно вдыхание такого сухого «черного» пара, который осаждался также на кожу. Считалось целебным и полезным для здоровья.

Такие бани имели предбанник, где стояли кадки с чистой водой. Ей обливались после посещения парной. Бани с трубой более напоминали современные русские бани – в них имелся выход для сажи и излишнего горячего пара, таким образом воздух в таких банях был куда чище и мягче. А кадки с водой стояли и нагревались прямо в парной.

Известен на Руси и еще один вид бани. Она называлась «домашней» или «печной».

Распространена такая баня была в бедных семьях, не имеющих отдельной постройки, а также у жителей тех районов России, где был дефицит лесного массива, например в степи. Вместо банного простора с предбанником, лавками, полками и каменной баней служила обыкновенная русская печь. Обязательно имевшаяся в каджой избе для приготовления пищи, а в холодное время года – для отопления жилища, она специально строилась большой и вместительной. Внутреннего пространства русской печи хватало на то, чтобы в ней мог поместиться один, а то и два человека.
     Для начала домашнюю печь хорошо топили. В хозяйстве всегда находилось то, что можно было приготовить впрок – например, испечь пироги, хлеб. От этого и создавался особый хлебный запах в печи – вкусный хлебный дух. который потом окутывал тело парящегося. Сначала печь как следует убирали, выметая из нее сажу, угли и прочий сор, а потом настилали внутри свежую солому.
     Приведя все в порядок, ст авили в самую глубину печи бадью с горячей водой, клали в нее веник, а также связанные пучки соломы или луговых трав. Затем закрывали печь заслонкой, чтобы не ушел лишний жар, и начмнали процедуру парения.

Технология строительства русской бани

Устройство бань фактически оставалось неизменным в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Конечно, время и технологии накладывают свои отпечатки, но основа остается прежней. Изначально бани представляли собой небольшую деревянную избушку, срубленную из цельных бревен — в лесной зоне или глиняную хату в степной зоне. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. В старину устройство бани по черному было таковым: примерно треть всего помещения занимает очаг-каменка. Внизу, в нише камней, разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, огонь прогорит, жар выгребают, помещение проветривают лавки вымывают, баню настаивают и парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар.

Первые бани делались даже без педбанника, максимум холодные сени, где и раздевались. В бане мылись, парились, нежились, процедуры проходили долго Поэтому температура в таких банях была невысокая и редко доходила до 60*С. Основной прогрев был от камней путем получения с него пара.
Домик под баню выстраивался одинаково и был очень небольшим. В нем было всего только две маленькие комнаты с довольно низким потолком. Высота потолка соответствовала росту взрослого мужчины. Небольшие размеры бани позволяли как следует ее протопить. Главное отличие бани, которая топится по-черному, от всех остальных — это отсутствие дымохода.

Дверь в баню делалась очень крепкой, без щелей. Для того чтобы она плотно закрывалась и не было сквозняка, перед дверью делали деревянный приступок. Первая комната этого дома-бани называется предбанником. Его оборудовали с максимумом удобств. В предбаннике стояла скамейка и вешалка для одежды. Предбанник по размерам значительно меньше самой бани, от которой его отделяла тонкая деревянная перегородка. Такую перегородку предпочитали делать из липы или сосны. В перегородке сделана дверь, которая плотно закрывалась, препятствуя тем самым проникновению дыма и пара в предбанник.

   В одном из углов бани находилась печь, на которой лежали большие круглые камни-валуны. Рядом с печью стояла кадка с большим запасом воды. В бане имелось одно маленькое окошко, и оно располагалось над печкой. Таким образом, баньку можно было проветривать по необходимости. Как уже говорилось, печь в черной бане была без трубы, так что дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Естественно, после первой же попытки истопить баньку таким способом стены и потолок парной становились закопченными, и копоть эта совершенно не поддавалась удалению. Вот за этот черный цвет стен и потолка стали баню называть черной. После того как баня натопится, все окна и двери открываются для того, чтобы дым вышел наружу и воздух в парилке стал свежее.

Для мытья волос сначала использовалась древесная зола! Вернее, не сама зола, а так называемый щелок, который изготавливали из золы. Только потом стали мыть голову яйцом, именно этот древний способ сохранился до наших дней. И сейчас многие красавицы, желая сохранить красоту и блеск волос, по старинке моют их яйцом. Это ли не лучшее подтверждение мудрости наших предков, когда современный человек продуманно отказывается от модных патентованных косметических средств, предпочитая им средства народные, испытанные веками!
   Если мы захотим проследить весь «путь» развития русской бани, то будет он вот каким: сначала — русская печка, в которой могли париться после приготовления пищи и печения хлебов. Затем тесное печное устье «расширилось» до размеров землянки, которая отапливалась по-черному. Каменки как таковой еще не появилось, вместо нее в центре землянки громоздилась груда камней, на которую и плескали воду. Дым выходил не только через входное отверстие землянки, но и через щели в крыше. Потом тесная и низенькая землянка «подросла», став небольшим домиком, наполовину вкопанным в землю. Такие черные бани отапливались печками и в них уже была отдельная каменка и несколько полков. И только уже после этого русичи стали оснащать свои черные бани печными трубами, чтобы дым не скапливался в парилке, а выходил наружу. Так появились бани белые, — сначала деревянные, а потом и каменные.

Но с появлением белой бани черная баня не сдала своих позиций — они стали существовать одновременно. И по сей день во многих деревнях можно встретить бани, которые топятся как по-белому, так и по-черному. Русские всегда были весьма демократичны и поэтому старались учитывать интересы всех жителей деревни, села или города, строя бани двух типов. Ведь до сих пор есть люди, которым баня, топленная по-черному, нравится гораздо больше. Они утверждают, что пар в черной бане более душистый и полезный, чем в белой, потому что только в бане, топленной старинным способом, сохраняется особое, какое-то древнее ощущение домашнего уюта и тепла.

Наверно, именно эти чувства испытывали первобытные охотники, возвратившиеся с охоты: все тяготы позади и наконец-то можно расслабиться и отдохнуть, наслаждаясь покоем. А современному человеку, которого цивилизация избавила от суровой необходимости бороться с дикими зверями и со стихией за свое существование, иногда бывает просто необходимо ощутить себя древним охотником и воином, способным к тяжелому физическому труду. Ведь что греха таить, наши современники-мужчины стали более изнеженными по сравнению со своими мужественными предками.
  А черная банька своими первобытными ощущениями, видимо, будит в них какую-то родовую, генетическую память, которая как бы возвращает их в те суровые времена. И это так здорово! Ненадолго ощутив себя воином, мужчина старается сохранить в себе это чувство: когда он знает, что от его храбрости и решительности многое зависит, он ведет себя совсем по-другому. Он и в самом деле становится более мужественным, в нем появляется какое-то особое спокойное достоинство, та брутальность, которая постепенно утрачивается в нашем рафинированном, цивилизованном обществе. Это точно. Проверено на практике!
   А кроме того, после такой бани и с телом что-то происходит: оно становится послушнее, гибкость и грация какие-то почти звериные появляются, да и весь организм лет на десять молодеет! Удивительно! А медики нашли научное объяснение «живительным» свойствам черной бани: оказывается, дым содержит особые антисептические вещества, уничтожающие болезнетворные бактерии и микробы. Вот почему черная баня так полезна.

         

Воздух в такой бане всегда насыщен кислородом. Он не менее жаркий, чем в бане, которая топится по-черному, но не такой жгучий и терпкий. В такой бане в воздухе практически не чувствуются продукты горения, а главенствуют только ароматы дерева, веника и лечебных отваров.
   Не вызывает сомнений тот факт, что без бани, которая топится по-белому, не обойтись тем, кто испытывает из-за каких-либо болезней трудности с дыханием. Чистый ароматный пар такой бани действует на легкие очищающе. Дыхание в ароматной бане подобно ингаляции. Такие бани и стали прототипами современных бань, которые унаследовали от традиционных русских бань их лечебную силу. Среди любителей бани очень много творческих и изобретательных людей, которые используют свои знания для того, чтобы максимально приблизить древнюю конструкцию бани к современным условиям. А это очень актуально, ведь все чаще люди пользуются не баней, а ванной или душем.

У большинства людей сейчас мало возможности иметь свою деревянную баньку. Но государство оказывает поддержку при строительстве общих бань. На многих предприятиях, при стадионах и в домах отдыха имеются первоклассные бани. Они обшиты деревом и дают прекрасный пар. Нередко под бани оборудуются здания, изначально не предназначавшиеся для этих целей.

Существуют бани в подвальных помещениях, каменных зданиях. В таких случаях несколько труднее добиться настоящего ядреного пара, особенно если стены бани выложены кафельной плиткой. Кроме этого, в общественных банях обычно собирается много людей.
   Испарение от множества разгоряченных тел влияет на влажность воздуха. Бани с повышенной влажностью переносятся человеком сложнее, чем сухие бани. Температура в них не велика. Конечно, парной эффект в таких банях остается сильным, но коже труднее очищаться и «дышать». Часто встречаются общественные бани, в которых нет каменки, а пар поступает в парную по трубе из подсобного помещения, где топится печь. Техническая доставка пара в парную — детище цивилизации. Она хороша тем, что движением вентиля Вы можете уменьшить или увеличить подачу пара.

Многие люди очень любят баню, но общественные бани не приносят им желаемого удовольствия. Таким людям не стоит расставаться со своей мечтой о собственной бане. Попробуйте найти выход: соорудить баню, исходя из своих средств и территориальных возможностей. Умы многих инженеров занимала конструкция современной бани. Так и появились варианты устройства бани в условиях городской ванной комнаты. При определенном старании и мастерстве выполнения баня в городской квартире может быть прекрасного качества. Во-первых, Вам стоит подумать об обшивке стен в ванной комнате. Для этого можно приспособить березовые доски.

Сбейте из досок съемные щитки. Таким образом, Вы сможете превращать ванную комнаты в баню, «одев» стены в ароматное дерево. Во-вторых, смастерите деревянный полок и вмонтируйте его в стену над ванной. Вы можете сделать полок съемным или складным.
   Без каменки в настоящей бане не обойтись. В городской квартире это тоже можно устроить. Установите мини-электропечь на одном уровне с полком. В металлическую посуду положите нужное количество круглых камней и поставьте на электропечь. Тепло от нагревшейся печи воздействует на камни. Сбрызгивая раскаленные камни водой, Вы получите настоящий пар.

В случае с мини-электропечью Вам следует быть особенно внимательным и осторожным.
При организации такой бани следите за безопасностью и исправностью электропроводки и розетки. «Оголенный» контакт при соприкосновении с водой может стать причиной замыкания и даже пожара. Штепсельные розетки и выключатели абсолютно не подходят для такой бани. Они чересчур опасны. Для того чтобы избежать серьезных проблем во время проектирования и строительства бани, обращайтесь к услугам специалистов противопожарной службы.

Воздуху городской бани можно придать душистый и целебный аромат растений, если поместить у потолка букет трав. Вы также можете залить отвар трав в ванну.
Целебный аромат, поднимаясь, будет воздействовать на Ваше тело и облегчать дыхание. Еще один способ попариться в городской ванной комнате достаточно прост, но эффективен при некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата или при желании избавиться от лишнего веса. Для этого Вам потребуются две деревянные рамы. Они должны быть сбиты «решеткой». Одна из них послужит лежанкой. Вторая будет выполнять функцию спинки сидения. Рамы должны повторять форму ванны и прочно закрепляться в ней. В ванную наберите небольшое количество горячей воды — примерно 5-6 литров. Раму, сделанную «решеткой», закрепите на расстоянии 20-25 см от воды.
На этой раме и размещается желающий попариться. Под спину и голову устанавливается вторая рама. Таким образом человек находится над водой, которая парит. В завершение этой банной конструкции Вам нужно накрыть ванну толстым полотном. Сделайте это тщательно, так, чтобы не было утечки пара. Таким образом, только голова не парится в такой экстравагантной бане.
    Пар в замкнутом пространстве ванны достаточно терпкий, и это усиливает целебное воздействие бани на Ваше тело. Предложенная конструкция достаточна экономна. Конечно, с настоящей баней она не сравнится, но все же кое-что!
    Настоящая русская баня сейчас большая роскошь. Растапливать печь дровами или углем желающих осталось мало. К тому же большинство людей имеет баню на даче. Поэтому времени на «банные приготовления» у них немного. Ускорить процесс нагревания бани можно с помощью новых технологий. Возможно, именно из-за того, что большинство бань сейчас работают на электричестве или на газе, попариться в баньке, натопленной по-черному, удается только в деревнях. Там еще живы традиции и знание, что «черная» баня моет по-белому.

   
   Дачные баньки — тоже неплохой выход из «банного» кризиса. Баня на даче может быть совсем крошечной, рассчитанной на то, что в ней будут париться 2-3 человека. Состоятельные люди могут позволить себе грандиозное банное сооружение с комнатой отдыха, бассейном, душевой и др. Вы можете построить отдельный банный домик или разместить баню под одной крышей с дачей. Материал для строительства бани Вы можете использовать любой, исходя из собственных соображений на этот счет. Деревом достаточно обшить парную, и тогда аромат дерева станет духом Вашей бани

.Так же Вы сможете избежать проблем с повышенной влажностью воздуха. Небольшая баня строится в русских традициях: предбанник и парная. Более расширенный вариант бани включает в себя большее количество помещений, первое из которых — это прихожая. В этой комнате снимают уличную обувь и верхнюю одежду. Следующая комната — предбанник, или раздевалка. Здесь человек освобождается от нательного белья. Из предбанника путь один — в баню непосредственно. В некоторых случаях она устраивается с учетом всех банных пристрастий хозяина. В центральном зале такой бани средняя температура и незначительный пар. Стоят скамейки или лежанки. В этой комнате можно помыться. Массаж тоже лучше делать здесь, потому что температура воздуха здесь очень подходящая для этой процедуры.

Отсюда можно попасть в кабину сухого жара и пара. Парильня обогревается горячим воздухом, он поступает по трубам и регулируется вентилем. Кроме этого, в парильне стоит каменка, которая нагревается при помощи электропечи, так что при желании всегда можно поддать парку. Замечательная русская традиция — окунаться после бани в холодную воду — реализуется и в современном варианте бани. По возможности можно устроить при бане бассейн. Его конструкция должна позволять Вам часто менять воду в бассейне.
   Также он должен иметь систему подогрева — это поможет Вам создать нужную температуру воды в бассейне. Кроме бассейна или вместо него Вам следует построить при бане душ. Для него соорудите специальную душевую кабинку с подачей холодной и горячей воды. Очень удобно в душе пользоваться краном-смесителем, который позволяет принимать душ с водой нужной температуры.

Комната отдыха является местом приятного времяпрепровождения после бани. Устройство этой комнаты остается приоритетом хозяина. Без чего Вы не представляете себе отдыха после бани? Телевизор, холодильник с пивом, самовар, диван и многое другое может оказаться в комнате отдыха по Вашему желанию. Время не оставило баню без технических изменений. Свойства бани остаются прежними, а сама конструкция изменяется, в деталях приспосабливаясь к новому времени. Это касается не только массы удобств, которыми современный человек привык себя окружать. Изменения произошли и с печью. Не все стремятся сделать процесс нагрева бани газовым или электрическим. Остались и те любители попариться, которые отдают предпочтение печи.

Современный вариант банной печи усложнился за счет деталей. Топка обязательно имеет поддувало, что позволяет легко убирать из печи пепел. Поддувало стало значительно длиннее, чем было раньше. Оно обеспечивает также тягу, без которой огонь в печи был бы слабее. Камеры с камнями, которые служат для получения жара, защищены слоем песка.

Песок предохраняет камни от быстрого остывания, уменьшает потерю тепла. Строение дымохода бани очень похоже на комнатную конструкцию дымохода. Различие лишь в том, что выемка дымохода над самой печью делается шире и заполняется камнями. Чем больше камней, тем жарче парить будет банька.

  

Печь издавна клали мастера-печники. И сейчас такие специалисты не перевелись. Поэтому, если Вы не причисляете себя к мастерам печного дела, обратитесь за помощью к человеку, знающему это тонкое дело.

Порой незнание точной технологии строительства бани приводит совсем не к тем результатам, которые ожидались. Так что, отстраивая баньку на своем дачном участке, надо постараться предусмотреть все неожиданности и не фантазировать с технологией строительства, а четко следовать инструкциям специалистов и всегда помнить народную мудрость:

«КТО ДЕЛАЕТ НА АВОСЬ, У ТОГО ВСЕ ХОТЬ БРОСЬ»

«СКОРЫЙ ПОСПЕХ ЛЮДЯМ НА СМЕХ. ХРАБРЫЙ ДАНИЛО И КУЕТ, И ДУЕТ, И САМ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО БУДЕТ»

Зато уж отстроив баньку, можно будет со спокойной совестью собирать банные принадлежности и топить ее пожарче, как говорится, «под первый заход».

История и традиции бани на Руси

Издревле баня на Руси считалась местом силы и очищения, местом, к которому относились с уважением и трепетом. В бане не принято было стирать, ругаться, а вот рожать наследников шли именно во “влазню”, это второе название русской бани. В баню не пускали чужих, а во время святок девушки использовали баню как место для гаданий на суженого.

История бани на Руси

Русская баня

Традиция мытья в бане уходит корнями в 5 век до н. э. Считается, что переносными банями пользовались кочевники: вбивали в землю столбы, вокруг натягивали войлок. Чтоб сохранить в бане жар, помещение делали маленьким и низким. Мылись золой, терлись кожаными ремнями. Когда на смену кочевникам пришел оседлый образ жизни, баню строили чуть ли не в каждом дворе деревни.

Топили баню “по черному”, то есть без вытяжки или дымохода, так вся зола и чад от жаровни оседал на стенах помещения. В 10 веке бани начали строить с дымоходом, так появились “белые” бани. С 5 века до н. э. и до сегодняшнего дня парятся одинаково: воду льют на раскаленные камни, нагнетая в помещении клубы влажного пара.

Как ходили в баню

Баня на Руси

В баню принято было ходить всей семьей: отец, мать, дети — все парились вместе. На Руси баню и разврат не связывали в одно целое, потому париться женщинам с мужчинами не считалось зазорным. Парились и мылись одновременно, не забывая обходить друг друга вениками.

Практичная сторона вопроса также имела место. Когда парилась вся семья, не было нужды топить баню несколько раз. Суровые времена не предполагали дурного расточительства. По праздникам и в особые дни баню топили исключительно женщины, причем взрослые и почитаемые семьей.

Иностранный взгляд на русскую баню

РУССКАЯ БАНЯ ЛУЧШАЯ В МИРЕ

Западные гости считали баню на Руси местом блуда и разврата. Иностранный ум никак не мог взять в толк, как одновременно могли париться мужчины и женщины. Особенно поражали иностранцев общественные бани, где одновременно мылись до 40 мужчин и женщин. В этом действии виделись греховные намерения. Совместные бани были распространены не только в деревнях, но и в стольных городах. Бани на Неве, Яузе и Москва-реке поражали своим масштабом.

При императрице Екатерине бани разделили перегородкой на женскую и мужскую половину, по разделение это больше условным. Посетители бани не стеснялись намыливаться в общем помещении или нагими прыгать в реку или снег. Иностранные гости, ознакомившись с культурой русской бани, уверяли у себя на родине, что париться в общих банях — удел челяди и простолюдинов, представители высшего общества не позволят себе такой вольности. Порицание вызвал и тот факт, что в женскую половину бани пускали мужчин художников и лекарей, якобы для изучения своего ремесла.

Иностранцы были уверены, что русская баня — это аналог французского борделя. Впрочем, “непорочные” гости из-за границы и сами были не против посетить русские бани. Париться любил Казанова, художник Делабард. Русские же никак не могли понять столь предвзятого отношения чужаков к своим традициям. С давних времен на Руси для дорого гостя первым делом растапливали баню, как знак заботы и уважения о нем. Хозяин дома обязательно парил гостя березовыми вениками, а после приглашал к столу.

ТРАДИЦИЯ РУССКОЙ БАНИ

Баня является неотъемлемой частью русской культуры. Она занимала особое место в жизни наших предков. На протяжении столетий парилка являлась местом, в котором можно было отдохнуть от повседневной суеты и насладиться приятным времяпрепровождением. Из материалов статьи вы узнаете об истории русской бани. Считалось, что в стенах описываемого строения очищается не только тело, но и дух. Отсюда известная фраза: «Помылся – словно заново на свет родился». Наши предки считали, что данное место для мытья объединяет все природные стихии: земля, огонь, ветер и вода. На Руси парилки были почетным местом среди жителей. Именно с ними были связаны все наиболее значимые события, такие как свадьба, появление на свет малышей, исцеление от хвори. По традиции жених и невеста должны были посетить мыльню за день до свадьбы и на следующий день после нее. Среди горожан ходило поверье о том, что если состояние больного не улучшилось после банных процедур, то другими способами хворь устранить не удастся.

Сложно сказать, кто придумал русскую баню, так как в том или ином виде они были известны всем народам. История многих мировых цивилизаций напрямую связана с возникновением и усовершенствованием разных видов парилок. В Древнем Египте придавали большое значение очищению кожных покровов от загрязнений. Строения для мытья там были практически повсеместно. Жрецы проходили процедуру очищения до четырех раз за сутки. В те времена именно египетская медицина считалась одной из лучших. Искусство лечения многих недугов было связано с парением. 

Коренные жители Древнего Рима не могли представить повседневную жизнь без водных процедур. В специализированных заведениях не только очищали тело от грязи, но и отдыхали, проводили время с товарищами, писали стихи и поэмы, занимались живописью, чтением и пением. Существовали частные и общественные места для водных процедур. Жители с высоким достатком могли посещать парилку до двух раз в день. 

Русская баня: история и традиции

Согласно историческим сведениям она появилась примерно в 5-6 веке. Мовни в те времена были доступны как простому люду, так и богатой знати. В связи с этим неверно полагать, что на русское население представляли нецивилизованные люди, пренебрегающие гигиеническими процедурами.

Мыльни на Руси принято считать одними из самых древних, так как их появление связано с возникновением славянского народа. По одной из версий, любовь к парилке объясняется поклонением древних людей водным и огненным стихиям. Предки связывали процесс очищения с силой. Именно в лазне снимали сглаз, лечили хвори и убирали плохую энергетику. Придя к кому-то в гости, хозяева всегда предлагали попариться, это было признаком их радушия и гостеприимства. После очищения путникам предлагали поесть и проводили в покои для сна. Теперь вы знаете, когда в России появились бани и какое значение они имели для людей.

Первое упоминание

Первые упоминания о мовне есть в «Несторовой летописи». Согласно представленной информации она впервые упоминалась в 1 веке нашей эры. В произведении есть описание путешествие Апостола Андрея Первозванного. При посещении Древнего Новгорода он лицезрел следующую картину: босые жители заходили в помещение совершенно голые и сильно нагревались там. Ярко-красный оттенок их кожи напоминал цвет сваренных речных раков. По завершении процедуры они обхлестывали друг друга ветками березы, собранными в веник. Едва живые оживали они только после того, как обольются студеной водицей.

Описываемый в рассказе о русской бане обряд проводился ежедневно. Путешественник, счел увиденное за проявление дикости: «люди радуются, находясь в муках». В «Первоначальной летописи» говорится о том, что в 906 году Византийская империя и Русь заключили согласие, которое касалось мыльни. В нем было сказано о том, что приезжающих купцов-русов необходимо досыта накормить, напоить и растопить в лазню, чтобы те могли ей воспользоваться вдоволь. История русских бань содержит много увлекательных моментов, которые будет интересно узнать современникам.

Первые прототипы возводились из обычных бревен. Лишь в 1090 году в Переславле была возведена первая мыльня из кирпича. Посещая Русь, многие иностранцы парились, и им настолько нравился данный обряд очищения, что они увозили его вместе с собой в свои страны. Но многих гостей пугали столь суровые условия, в некоторых влазнях воздух был таким горячим, что мало кто из странников мог вынести такое испытание. Они не понимали, как русские могут терпеть такие горячие процедуры. Теперь вы знаете, когда на Руси появились бани. 

Существовал на Руси так называемый «банный день», о котором знали даже приезжие. В субботу весь люд парился. Общественные парилки имели разделения на женские и мужские. Если у человека не было своей мыленки, он мог использовать печь. Для этого ее тщательно вычищали и устилали соломой. Затем парили так, что у людей после «дух наружу выходил». 

Баня в России использовалась не только для очищения тела, но и для оздоровления организма. Русские целители использовали методики Гиппократа, согласно которым парение помогает избавиться от многих хворей. Мыльни были и у богатых, и у бедных людей. Для нищих были предусмотрены общие мыленки. Здесь человек получал спокойствие, удовольствие и мог расслабиться. Данного обряда невозможно было не придерживаться, ведь после него уходили многие болезни и омолаживалась душа. Перед посещением парилки входящему давали редьку. В предбаннике всегда находился прохладный квас с листьями мяты на случай жажды. На лавки клали всевозможные пахучие травянистые растения: мелисса, шалфей, мята и другие.

Обычаи и традиции

  • Существует традиция русской бани, согласно которой подружки невесты перед ее венчанием обязательно должны обмыть ее в мовне. 

  • На следующие сутки после церемонии девушка отправлялась в мыльню уже вместе с мужем, это обеспечивало долгу жизнь и способствовало появлению потомства у пары. 

  • Сваха подготавливала куриное мясо и соль, которые после заворачивала в скатерть. Еда отдавалась молодым на второй день. Съесть угощение пара должна была после очищения тела в лазне. 

Наши предки верили в то, что в каждой баньке есть свой хозяин – банный домовой. Именно он следит за тем, чтобы все правила были соблюдены. Данное существо строго карает тех, кто не соблюдает правила, а тем, кто все делает правильно, он помогает и оберегает от невзгод. Все жители хотели получить благословение банника и приносили ему в качестве подношений кусочки ржаного хлеба, посыпанные солью. Перед посещением мыленки они просили у него разрешение начать водные процедуры, а после их окончания его благодарили. При строительстве мыльни банному духу приносили подарок. Это была курица черного окраса, которую накануне убивали. Тело птицы нужно было закопать под порогом постройки. Считалось, что те, кто вышел из парилки с хорошим настроением угодили, а те, кто вышел в плохом настроении и с головной болью где-то провинились. 

Согласно информации о русской бане, если у человека внезапно появлялась хворь, в народе говорили так: «Из мовни вынес». Сам домовой крайне редко показывался людям. Он представал перед ними в виде старика с длинной седой бородой. Теплолюбивый дух обитает за печкой, а когда у него плохое настроение он уходит под полок. Люди не могут его увидеть, так как у него есть шапка, делающая его невидимым.

Традиционная русская баня: что это?

Наиболее древняя парилка «по-черному» представляла собой строение без дымохода. В связи с этим стены ее практически всегда были закопчены. Постройка в виде небольшой избы из бревен имела низкий потолок. Все лавки и вешалки устанавливали в предбанном помещении. В парную устанавливали печь, сверху которой находилось небольшого размера окошко. При растапливании печи дым заполнял все пространство парно и выходил через небольшое отверстие в потолке.

Когда дрова в печи догорали, а угар полностью выходил, окно плотно закрывали и обмывали поверхность стен и потолка от копоти при помощи мокрой метлы. На камни лили воду, получая, таким образом, жар. Только после этого приступали к банным процедурам. Парильщик ложился на полку, а его партнер обхлестывал его березовым веником. 

Посещали данное строение в несколько заходов, отдыхать выходили на улицу, при этом можно было растираться снегом или обливаться прохладной водой. Такая баня по-черному была одной из самых популярных на Руси. Связано это с тем, что ее можно было легко и быстро построить. Воздействие на организм такой мыльни сильнее, так как высокая температура держится в ней более длительный период времени, чем в других разновидностях мовни.

Банька «по-белому» появилась гораздо позднее. Ее главным отличием стало наличие дымохода и усовершенствование печи. Теперь дым не распространялся по помещению, а покидал его через специальную трубу. Когда все угли были готовы, печные заслонки закрывали и приступали к водным процедурам. На раскаленные камни лили не только воду, но и травяные отвары и даже квас. Далее все происходило также как и в предыдущем виде мыльни. Теперь вы знаете, как сделать русскую баню быстро и с пользой для здоровья. Не меньшей популярностью пользовалась лазня в печи с широкими сводами. Вся копоть и сажа предварительно тщательно убирались со стен. Парящемуся разместиться внутри помогали близкие: они подавали ему емкость с водой и березовые ветки, после чего закрывали внутри. Парящийся разбрызгивал воду на стены и получал таким образом необходимый пар. Построенные своими руками русские бани можно было встретить практически в каждой семье.

Одними из самых знаменитых считаются Сандуновские парилки. Они были построены в 1808 году и предназначались для общественного использования. Свою деятельность в Москве они продолжают до сих пор.

Распространение в Европе

В то время, как русский народ активно парился, в цивилизованной Европе предпочитали убирать с себя грязь при помощи специальных скребков, а для борьбы с кровососущими насекомыми использовались специальные блохоловки. Европейцев поражали и приводили в недоумение банные традиции. Особую роль в вопросе гигиены сыграла католическая церковь, которая считала оголение при парение делом греховным.

Петр I внес свой вклад в распространение парилки в Европе. По его указу были возведены мыльни в Амстердаме и Париже для солдат. Многие местные жители сначала недоумевали от происходящего, но позже все же рискнули воспользоваться нововведением. После этого им настолько понравился эффект от банных процедур, что они стали советовать их своим знакомым.

На Руси посещение лазни считалось за благодать. Ситуация с гигиеной здесь обстояла куда лучше, чем в Европе. Иностранцы, посещая мыльню, увозили ее обряды и традиции с собой на родину. Многих интересует вопрос, в чем заключаются секреты русской бани? Наши предки знали обо всех тонкостях и нюансах данного процесса. Париться можно было в несколько заходов, по несколько минут. В перерывах необходимо было отдыхать и охлаждаться, обливаясь прохладной водой. Для ароматерапии на лавку клали травяную подстилку из разных растений. Удары березовым веником наносились с определенной силой, чтобы не повредить кожу.

Значение мовницы для русского человека

Мыльня сопровождала каждого от рождения и до самой смерти. Только в России данное место получило столь широкое распространение. Посещение было обязательным и происходило на регулярной основе. Без этого не обходился ни один праздник. 

Лечебный эффект мовни на организм помогал устранить многие заболевания. Процедуры парения способствует регенерации кожных покровов, омолаживая, таким образом, кожу. Чередование высоких и низких температур способствовало укреплению иммунной системы и представляет собой один из лучших способов закаливания. Посещение общей русской бани, в описании которой указано, что она была разделена на мужскую и женскую, было обязательным для людей всех возрастов. 

Заключение

Многие исследователи, изучая быт и культуру наших предков, пришли к выводу о том, что любовь к мыленке связана с тем, что она очищает и оказывает лечебный эффект. Сегодня тяга к банным процедурам не утратила свою силу. Многие люди на регулярной основе посещают парилки для очищения организма и улучшения настроения.

История Русской бани | РОДОГОРИЯ

Баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня, байна) была в обиходе у славян уже в V-VI в.в., еще скифы, жившие на территории России, использовали горячую воду и пар. Лет 800-900 тому назад в городах России, Волжской Болгарии и на других европейских территориях уже строили каменные бани, сочетающие местные традиции с восточными. В 1090 году в Переславле по указанию епископа Ефрема, ставшего затем киевским митрополитом, была построена большая каменная баня. На месте города Буглар — столицы Волжской Болгарии — в IX-XIV веках обнаружены остатки пяти каменных бань. Но всё же основное население в этих краях пользовалось деревянными банями.

История бани 

История бани началась ещё в глубокой древности, причём у всех народов баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!». Бани всегда пользовались особым почётом на территории России. На Руси с баней были связаны все самые важные события: рождение, свадьба, выздоровление после тяжёлой болезни. Была и такая традиция: обязательно необходимо было посетить баню перед венчанием и на следующий день после свадьбы. Наши предки полагали, что предназначение бани состоит не столько в очищении тела, сколько в очищении души. Считалось даже, что если больному не помогла баня, то ему уже ничто не поможет. Парную баню на Руси называли мыльней, мовней или влазней. По данным историков (история русской бани), ещё в 5-6 веке на Руси были в ходу такие бани, причём ими пользовались как богатые, знатные люди, так и простой люд. Поэтому несправедливо считать русский народ нецивилизованным, отсталым и не имеющим никакого представления о личной гигиене.

Русская баня – одна из самых древних, она появилась почти одновременно с самим возникновением славян. О бане упоминается в устном народном творчестве ещё тогда, когда даже не было письменности. Возможно, славяне придавали такое большое значение бане, поскольку в то время они были язычниками и привлекали в бане благосклонность таких важных стихий, как вода и огонь. Так или иначе, но бани всегда играли огромную роль в жизни русского народа. Наши предки издревле верили в целебную и очистительную силу бань, связывали здоровье с чистотой. Баня всегда считалась самым лучшим способом преодолеть хворь, сглаз и вообще всё плохое. Со временем предложение искупаться в бане стало признаком гостеприимства. Так, гостя сначала вели в баньку и лишь затем кормили и укладывали спать. Кстати, было бы неверно связывать парную баню только со славянами. На самом деле такие бани появились впервые у многих народов Поволжья, Урала и Сибири – не только у славянских племён, но также у финских, угорских и других. Например, в тайге и в наши дни сохранились избушки охотников, построенные по принципу бань. Во времена великого переселения некоторые финские народы перенесли парную баню по-чёрному в Скандинавию и Европу. Есть мнение, что древнеиндийские бани темаскуали, в которых до сих пор парятся вениками из кукурузных стеблей и лечебных трав, принесли в Америку сибирские племена. Бани были настолько важны для наших предков, что даже в договоре с Византией в 907 году было специально оговорено, что русские послы в Константинополе могут посещать бани в любое время. Описание бани встречается ещё в «Повести временных лет» и иностранных летописях. Русские бани удивляли большинство иностранцев. Особенно их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь квасом или ледяной водой и били друг друга веником. Иностранные путешественники даже считали парение в бане добровольным мучением, пыткой. Они очень боялись парения, однако после посещения русской бани чужеземцы чувствовали себя замечательно. Впечатления от русской бани были настолько сильными, что слух об их оздоровительном эффекте быстро распространился по всему свету. Между тем, целебный эффект бани был известен ещё древним грекам. Люди, изучив немало трудов древних греков, решили проверить, какой на самом деле эффект производит баня на больных. Эти наблюдения подтвердили, что банная процедура является отличным лекарством от многих болезней. Повсеместно при банях стали появляться своего рода больницы. О русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники. Сами иностранцы привыкли мыться в купальнях с тёплой водой, поэтому, увидев, как разгорячённые после бани русские, ныряли в ледяную прорубь или обтирались снегом, чужеземцы приходили в ужас. После такого зрелища русские казались им настоящими богатырями.

В древности русские бани представляли собой небольшой деревянный срубовой домик с единственным окошком, находящимся под потолком. Щели между брёвнами обычно были законопачены древесной смолой и мхом. В углу стояла большая печка-каменка, в которой разжигали огонь, отапливающий саму баню и нагревающий камни, положенные сверху на печь. В бане также стояла бочка или чан с водой. Когда камни раскалятся, огонь тушили, а раскаленные камни поливали водой. При этом двери и окно плотно закрывали и парились, сидя или лёжа на полках. На верхней полке могут париться только выносливые и опытные парильщики, так как температура там может достигать 100 градусов. Как правило, бани ставили недалеко от водоёмов. Зимой после бани люди выбегали нагими на улицу и ныряли в прорубь или обтирались снегом, как мочалкой. Летом же после бани просто обливались холодной водой или прыгали в водоём. Первые бани строились исключительно из брёвен. Лишь в одной из летописей 1090 года было упомянуто о кирпичной бане, построенной в Переславле. Баню мог построить любой человек, имеющий достаточно для этого земли. В середине 17 века даже вышел указ, в соответствии с которым бани разрешалось строить только на расстоянии от жилых домов, видимо, во избежание возгорания. Традиционно бани топили по субботам, поэтому субботы назывались банными днями, не работали даже присутственные места. В домашних банях мылись всей семьёй, и мужчины, и женщины парились все вместе, без какого-либо стеснения. Общественные бани отличались лишь тем, что женщины мылись на одной половине, а мужчины – на другой. Лишь с 1743 года стало запрещено в общественных банях мужчинам старше 7 лет заходить в женскую баню, а женщинам входить в мужскую баню. Стоит отметить, что в древности люди ходили в баню не для того, чтобы просто мыться, а чтобы прогреть тело и пропотеть. Прогревание полезно для успокоения нервной системы, кроме того, парение в и прогревание в бане повышает умственные способности. О целительных свойствах русской бани писал ещё португальский врач императрицы Елизаветы Петровны Санчес (1778г.). Он считал, что русская баня вполне может заменить почти все лекарства. Когда Санчес покинул Россию, он содействовал открытию парных русских бань в крупных городах Европы.

Распространению русских бань в Европе поспособствовал и Петр I, который приказал построить бани для своих солдат в Париже и Амстердаме во время своего пребывания там. А после войны с Наполеоном солдаты русской армии построили бани во всех освобождённых странах и научили «баниться» местное население. Древний трактат описывал 10 преимуществ бани: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. В начале 19 века в Москве было уже 1500 частных и 70 казённых бань. В начале 20 века при каждой больнице и лечебнице имелась парная баня, которую прописывали больным, страдающим ревматизмом, подагрой, водянкой, ожирением и т.д. В наши дни русские парные бани пользуются огромной популярностью и за пределами нашей страны. Оздоровительный эффект и полезные свойства русской бани сегодня являются общепризнанными.

По-настоящему широкий размах строительства бань, судя по историческим свидетельствам, приобрело во времена Петра I, когда бани стали появляться во всех крупных городах России, а в Петербурге был даже отменён налог на их сооружение. Известно также, что Пётр Великий любил попариться в бане и знал в ней толк. В Голландии им собственноручно была построена баня на верфи. По-чёрному и по-белому В своём изначальном виде русская баня представляла собой бревенчатую избушку с низким потолком. Русская баня имеет 2 разновидности — с топкой «по-чёрному» и «по-белому». Топка «по-чёрному» самая древняя, но она сохранилась до наших дней, например, в Сибири. Эти бани представляли собой помещение, в котором печь топят без дымовой трубы, дым выходит через открытое окно. Когда печь хорошо разогрета, топку прекращают, помещение проветривают, стены окатывают водой, затем закрывают окна и двери и подают воду на печь для образования пара. Такая баня имеет особый дух за счёт воздействия дыма на деревянные конструкции сруба. Конечно, сажа и копоть оставались на стенах бани, что и стало причиной названия бани «по-чёрному». Топить баню «по-чёрному» — дело непростое. Поэтому в XIX веке в России появились «белые» бани. В них была печка-каменка, имеющая дымовую трубу, поэтому её можно было топить непосредственно во время мытья. Такая баня была более гигиенична, менее пожароопасна. Бани «по-белому» стали оборудовать полками из древесины хвойных пород. Полки имели различную высоту, что давало возможность подбирать нужный человеку температурный режим. Вот дошедшие до нас толкование устройства и назначения такой бани: «это — строение или покой, где моются и парятся, не просто в сухом тепле, а в пару, почему важнейшие части бани: капитальная печь с булыжником (каменка) или с ядрами и чугунным боем (чугунка), или с колодою, в виде опрокинутого котла с завороченными окраинами; затем полок с приступками и подголовьем, на котором парятся; лавки вокруг стен, на коих моются; чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене; шайки для мытья и оката, вехотки (Мочало) для мывки, веники (дубовые или березовые) для парки. При порядочной бане есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом и пр.» Но нельзя сказать, что более комфортная «белая» баня вытеснила «чёрную». Преимущества, например, «чёрной» бани — в ее неповторимом банном воздухе, а также дешевизна, т.к. она требует незначительных затрат: на строительство печки-каменки без трубы необходимо в 2 раза меньше кирпича, чем для «белой» бани, а для того, чтобы натопить, — совсем небольшое количество дров.

Оздоровительное воздействие бани на организм использовалось врачами еще в древности. До нас дошло высказывание Петра I, большого поклонника русской бани, о поисках элексира жизни, которыми занимались в то время лекари. – «Элексиры хорошо, а баня лучше!» Банная процедура воздействует на организм человека многогранно. Тепло, вода, пар, резкое изменение температуры, массаж, даже самый простой, – все эти факторы, обьединившись, создают целый комплекс раздражителей, на которые организм отвечает соответствующими реакциями.

История русской бани

Бани на Руси были всегда. Мылись в них и князья, и бояре, и простой люд. Конечно, баня бане рознь, и царскую баню не сравнить с крестьянской. Царские и боярские отделывались преимущественно липой. Липа –особенное дерево. Липовые доски — белые и нарядные; они к тому же удивительно гладкие, и не занозистые.
Бани у люда попроще вовсе не напоминали княжеские и царские терема. Простая средневековая русская баня – это, как правило, закопчённое строение без окон и без трубы. Топились бани по-чёрному. Дым просто выходил в распахнутую дверь, а тепло давала груда камней, лежащих на печи.

У тех, кто не мог позволить себе поставить даже маленький сруб, баня находилась в печи. Залезали туда помыться после того, как оттуда вынимали свежеприготовленный хлеб. В этот момент печь была особенно жарко натоплена. Щёлок, заменявший мыло и горячую воду, готовили загодя, а потом залезали в печь с распаренным веником, а также с небольшой посудиной, наполненной квасом или пивом.

история русской бани

Заслонив устье печи, русские крестьяне вдоволь парились в этой утробной парилке, а после выпарки вылезали из печи, выходили в сени или на улицу, окатывались холодной водой и отдыхали. Неизменно из столетия в столетие «мучения» в русской бане поражали иностранцев, начиная с апостола Андрея. Изумлённые чужестранцы оставили нам интересное описание старой русской бани и её утех.

история русской бани

Камер-юнкер Фридрих Вильгельм фон Берхгольц, подолгу живший в России, сначала избегал русской бани, но потом всё же нашёл, что она «очень полезна, и положил себе впредь почаще прибегать к ней». Русская баня даёт ощущение нового рождения, телесного, а, возможно, и духовного обновления. Ведь недаром русская церковная традиция называет таинство крещения баней паки бытия, то есть вечной жизни. Омовение – это извечный механизм очищения и возрождения души и тела. Однако Берхгольц всё же предостерегает европейцев, чтобы те не уподоблялись местным, которые после бани бросаются даже в самую холодную воду и чувствуют себя при этом очень хорошо.

Новое рождение при омовении в бане –это основной мотив в рассказе о русских банных удовольствиях. Но при этом в банях ещё и рожали, о чём свидетельствует такое русское выражение как «баня –вторая мать».
Роды в бане –особый ритуал, через который появлялись на свет люди разных сословий в древней Руси – от царских детей до крестьянских.

Баня воспринималась как совершенно особое место в жизни русского человека, причём место это считалось довольно опасным. Бани имелись в большинстве русских деревень, и располагались они в отдалении то жилищ, как правило, у воды. В банях жил особый дух –банник, существо весьма злобное, поэтому в баню не рекомендовалось ходить в одиночку.

история русской бани

Наиболее безопасным временем для мытья в бане считалось утро. Мыться полагалось в три захода, потому что далее наступала очередь чёрта, а после заката и ночью баня вообще считалась прибежищем демонических сил, так что человеку в здравом уме человеку туда не рекомендовалось заглядывать вовсе. Появляться в бане во внеурочное время мог только колдун, естественно, приходить он туда мог совсем не для того, чтобы помыться. Колдун, по народным поверьям. Занимался в бане своим чёрным делом –читал заговоры и совершал магические обряды, чаще всего, вредоносные. Колдун не мылся в бане, как все нормальные люди, поэтому те, кто не посещал бани в установленное этикетом время, могли попасть в разряд колдунов.

Помимо частных бань на Руси были и бани общественные. В них, надо полагать, мистики было поменьше, ведь они давали немалый доход государственной казне. Это были так называемые торговые бани – частные, взятые на откуп, или казённые. Поначалу эти бани предназначались для городского простонародья, но уже в 1720 году Пётр 1 издал указ, дозволявший строить бани не только для чёрного народа. Так появились опрятные и дорогие бани, прозванные дворянскими. Конечно, посещать их могли не только представители привелегированного сословия, но всякий денежный человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *