Skip to content

Баня древнерусская: Когда на Руси появилась баня, и что в ней делали – Баня — Википедия

Бани на Руси: история, особенности, устройство, традиции

Баня стала символом России, по которому ее узнают во всем мире. Еще столетия назад необычный ритуал омовений в русской бане вызывал удивление у тех немногих иностранцев, которые уезжали так далеко от своих семей. Хлестание банными вениками и купание в проруби поражало их воображение. Эти традиционные процедуры многими из иноземцев по незнанию воспринимались в качестве религиозного самобичевания. С другой стороны, у русских людей, изредка попадавших во времена Средневековья в европейские государства, удивление вызывало то, что местный люд вовсе практически не мылся. В древности среди европейских народов бытовало такое заблуждение: мытье вредит здоровью. И почти все люди мылись всего пару раз в жизни: после рождения и перед венчанием.

Парная русской бани

А тем временем на Руси люди любили париться в бане и купаться, делая это с завидной регулярностью. Причем отдых в русской парной воспринимался как раньше, так и в наши дни не только в качестве очищения тела, но и духа. Немаловажную роль в разные века баня играла роль средства лечения многих недугов. Прошли столетия, и медики признают пользу банных процедур как вспомогательного средства при целом ряде заболеваний. Узнаем подробнее, откуда же происходит русская традиция париться в бане и какие обычаи с этим связаны.

Зарождение русской бани

До сегодняшних дней не сохранилось точной информации относительно времени появления традиции париться в бане на Руси. Первые письменные упоминания об этом относятся к Х веку нашей эры, когда летописец Нестор в своем знаменитом труде «Повесть временных лет» рассказал о парной. В летописях он указывает: уже в первом веке нашей эры люди на Руси хорошо знали, что такое баня. В частности, он упоминает о визите святого апостола Андрея с проповедями в Новгород. И там его поразили парившиеся в бане русские люди, ставшие от пара красными, словно сварившиеся раки.

У историков нет единого мнения о том, является ли баня исконно нашим изобретением или славяне переняли традицию париться у северных племен либо скифов. Но многие ученые считают, что всё же баня была явлением, придуманным на русской земле. В период с X по XII столетия во многих летописях так или иначе упоминаются бани. Интересно, что в старинных записях парная имела различные названия:

  • мовня;
  • мовница;
  • мовь;
  • мыльня;
  • лазня.

Первые три слова, согласно словарю В. И. Даля – это производные от слова «мыть». Следующие, по разным источникам, означают отделение в бане и ступеньку или полок. Получается, ключевое значение этих названий связано с процессом мытья тела, что доказывает большое внимание русских людей к личной гигиене. Известно, что частные бани имелись едва ли не в каждом доме в деревнях. Как правило, топили их один раз в неделю, чтобы помыться всей семьей. Традиционно банным днем считалась суббота, хотя в некоторых регионах это был четверг.

Уже в середине XVII столетия государство начало регулировать вопросы, связанные с русской баней. Например, в 1649 году был издан официальный указ, касавшийся норм ее строительства. В нем речь шла о том, что иметь подобное сооружение могли все люди, у которых для этого было достаточно земли. При этом возводить бани допускалось лишь на огородах и подальше от жилых помещений. Это связано с высоким риском пожаров в те времена. Нередки были случаи, когда из-за ошибок в растапливании печки в бане деревянная постройка вспыхивала. Если ее строили рядом с домами, это могло грозить масштабным пожаром, который распространился бы на всю деревню.

Банные процедуры не мыслились русскими людьми без использования специального мыла, которое готовили в домашних условиях. Его варили из льняного растительного масла и животного сала: говяжьего, свиного или бараньего. А для царских особ и высокопоставленных лиц с 1630 года Аптекарский приказ (официальный орган, в ведении которого были все больницы и частные аптекари) разработал специальный мыльный состав для лечения различных болезней.

В деревнях вместо мыла в бане часто использовали щелок, добытый из древесной золы. Причем с ним купали даже новорожденных младенцев. Для малышей использовали щелок, полученный из золы соломы, так как считали, что он нежнее древесного очищает кожу. Немного этого щелока разводили в теплой воде и в ней купали младенца. Малышей к бане приучали очень рано. Их легонько парили березовыми вениками. А чтобы не причинить вред ребенку, до банных процедур его кожу обильно смазывали дрожжами, затем заворачивали дитя в пеленку.

Традиция париться в общих банях

В прошлых столетиях иностранцы были немало удивлены бытовавшей на Руси практикой людей обоих полов париться в общих банях. Правда, это встречалось не повсеместно и с оговорками. Если говорить о деревенских русских банях, то они предназначались для посещения одной семьи. В них парились люди обоих полов, но только ближайшие родственники, а чужих людей вместе с собой купаться не пускали. По традиции, первыми в бане парились мужчины и детвора, а после всех наступал черед мыться женщинам.

А вот в крупных городах, где проживала знать, предпочтение отдавалось крупным общественным баням, где и правда русские люди парились все одновременно без различий полов и возрастов. Подобные общественные заведения представляли собой одноэтажные здания, возведенные неподалеку от рек. После того как хорошо распарились в бане, многие люди предпочитали охлаждаться в водоеме.

Внутренняя планировка общественных русских бань была довольно простая. В них было всего три типа помещений:

  • раздевалки;
  • мыльни;
  • парные.

Взошедшая на русский престол императрица Екатерина Вторая, имевшая немецкое происхождение, посчитала недопустимым (как и многие ее соотечественники) одновременное мытье и женщин, и мужчин. Поэтому в 1743 году своим высочайшим указом она повелела разделить бани на женские и мужские помещения. Правда, как и многие официальные решения на Руси, этот указ долгое время существовал исключительно на бумаге, а люди продолжали пользоваться банями в общем порядке. Разделение на разнополые половины произошло лишь тогда, когда были массово построены новые здания парных, в которых изначально было предусмотрены разделенные помещения.

Ближе к XIX столетию банное дело все больше расцветало в Российской империи, и в крупных городах повсеместно начали открываться пафосные бани. Их отличала богатая обстановка, дорогие буфеты с изысканными яствами и качественная обслуга. Вход в подобные элитные заведения был дорогим, а значит, еще на пороге была возможность отсеивать неподобающую публику, что так нравилось высокородным господам.

Самыми известными и блистающими роскошью являлись Сандуновские бани в Москве, которые в народе прозвали просто Сандуны.

Интерьеры и архитектура этого здания настолько великолепны, что в 1992 году Сандуновские бани были официально объявлены памятником архитектуры. С тех пор они находятся под охраной государства. А это значит, что никакой собственник не сможет поменять их архитектурный облик. Отдыхать в роскошной обстановке этого заведения, открытого в 1808 году, любили не только все русские дворяне того времени, но и многие иностранцы, которые начали ценить баню.

Ключевые отличительные черты русской бани

Главные особенности во многом связаны с ее устройством. В традиционном варианте она делится на несколько основных помещений: моечную комнату, парилку с печкой-каменкой и предбанник. В некоторых случаях парилка совмещена с моечной комнатой. В предбаннике человек может отдохнуть между заходами в парилку, раздеться там, хранить емкости с водой, а также проводить там сеансы массажа. В моечной комнате, как понятно из названия, тело обмывается перед первым заходом в парную, а также в промежутках между новыми заходами в самое жаркое помещение русской бани. Входная дверь в парилку необычной конструкции: она низкая, небольшая и с высоким порогом. Это делается для того, чтобы не выпускать из парной горячий воздух и пар.

Внутри парной комнаты царит относительно средняя температура воздуха со средним уровнем влажности, что стимулирует быстрое образование горячего и очень влажного воздуха. Средние показатели температуры в традиционной бане варьируются в диапазоне от 50 до 90 градусов. Влажность составляет от 20 до 65 процентов. Именно этим русские банные традиции кардинально отличаются от подобных ритуалов в странах Европы и Азии.

Больше нигде в мире нет бань с одновременно высокими температурами, влажностью и густым горячим паром.

Но из-за этих экстремальных условий к времяпрепровождению в бане есть строгие требования. Находиться в парной нельзя более двадцати минут закаленному человеку, а новичку нужно сократить период пребывания в парилке до пяти-десяти минут. Для сравнения, в римских термах или турецком хамаме, которым свойственны невысокие температуры и довольно низкая влажность, человеку можно быть столько, сколько он хочет.

Еще одна традиция, разительно отличающая русскую баню от других подобных, это использование в парной веников, связанных из веток кустов и деревьев с добавлением целебных трав. Справедливости ради нужно отметить, что веники активно используют в саунах жители Финляндии, хотя в наших краях носить веник в финскую баню не принято. Но финны преимущественно используют для массажей лишь березовый веник, в то время как в русской традиции банным веникам уделяется особое внимание, а их ассортимент поражает разнообразием.

Наиболее распространенными являются веники, связанные из березовых, липовых и дубовых веток.

  1. Березовые вязанки славятся противовоспалительным эффектом и ранозаживляющим воздействием на тело.
  2. Дубовый веник при использовании в бане выделяет особые масла. Проникая в организм через раскрытые поры кожи, они очищают его.
  3. А липовый веник оказывает успокаивающее влияние на центральную нервную систему и помогает в лечении бронхов, почек и печени.

С помощью банного веника в парной можно сделать самомассаж, после которого кожа на теле становится шелковистой на ощупь и более упругой на вид. При правильном массаже веником человека можно избавить от болей в сустав и помочь в лечении радикулита.

Польза русской бани для здоровья

В парной, к примеру, нейтрализуется сдавливающее действие перегрузок на нервные корешки, которые выходят из позвоночного канала. Благодаря этому снимается боль, что облегчает состояние людей, страдающих болезнями опорно-двигательного аппарата. И всё же перед первым походом в парную рекомендуется на этот счет проконсультироваться у врача.

Регулярное посещение русской бани поможет человеку избавиться от многих заболеваний.

Недуги

Воздействие

Например, если правильно чередовать в бане пребывание в парилке с охлаждением в бассейне или под прохладным душем, то мужчины могут избежать такой неприятности, как раннее развитие половой дисфункции.В этом случае хорошо делать массажи тазовой области с помощью веников из крапивы. Но его необходимо грамотно запарить, чтобы не причинить себе вред, поэтому рекомендуется заручиться помощью опытного банщика.
Если у человека начальная стадия вегетососудистой дистонии, нормализовать его здоровье и нейтрализовать перепады артериального давления помогут походы в русскую баню.Еженедельные походы в парную повышают тонус кровеносных сосудов. Тренировка их происходит за счет того же чередования высоких и низких температур.
Хорошо снимать физическое и психологическое напряжение в бане после тяжелого физического труда.При неправильном распределении сил у людей часто происходит так называемый «срыв спины» и ущемление нервных корешков, появляются грыжи. Посещение русской бани поможет устранить проблему гипертонизированной мышечной ткани.
Поможет баня и после спортивных нагрузок.Здоровым людям, активно занимающимся спортом, также рекомендуется регулярное посещение русской бани. В парилке перенапряженные мышцы скорее расслабятся. С обильным потоотделением из них выходит молочная кислота − главная причина болей в мышцах после активных физических упражнений.

Для женщин большое значение имеет позитивное влияние русской бани на их внешность. В первую очередь, благотворное воздействие она оказывает на кожный покров. Это связано с тем, что под воздействием высокой температуры и влажности в парилке к коже приливает больше крови. В работу включаются даже самые маленькие капиллярчики, которые в нормальном состоянии практически не задействуются. Таким образом, каждая клеточка кожи получает питательные вещества и обогащается кислородом. Разогреваясь, активно и широко раскрываются поры на кожном покрове. Вместе с обильным потоотделением через них из организма выводятся токсины, вредные вещества и жировые пробки, забившие поры. Во время массажа веником происходит естественное избавление кожи от ороговевших частичек, которые также забивали поры и портили внешний вид тела. Избавившись от мертвых клеточек, кожа начинает буквально дышать.

При регулярном повторении банных процедур не менее одного раза в неделю, женщина уже через месяц буквально не узнает свое тело. Кожа становится гладкой и упругой, а с лица исчезают прыщи, угри и другие кожные неприятности.

«Черная» баня и русская печка

Первые заведения топились так называемым методом «по-черному», поскольку они не оборудовались дымоходами. При этом подходе печка натапливалась в парилке и густой дым заполнял все ее пространство, тем самым прогревая комнату. Плюс этого метода заключался в том, что дым покрывал черной копотью все поверхности помещения бани, тем самым обеззараживая их. Но в этом заключался и его минус, так как после того, как баня хорошенько натопится, из нее выпускали дым через открытые двери, и людям нужно было очистить лавки от копоти, чтобы лежать на них.

Тем не менее, несмотря на кажущуюся грязь вокруг, в древности в бане принимали роды и лечили больных людей, ведь копоть обеззараживала пространство. И на тот момент сложно было найти в деревнях более стерильные помещения. Позже к печкам начали приделывать дымоходы, и тогда народ уже начал топить бани по-белому. Этот метод, по сути, повсеместно используется до сих пор, так как сидеть в парной в копоти никому не хочется.

Был еще очень интересный способ париться в деревнях. Для этого люди использовали традиционные русские печи, которые могли одновременно выполнять несколько функций:

  • с их помощью люди готовили пищу;
  • прогревали зимой избы;
  • спали на них сверху;
  • мылись в них.

Последняя функция особенно любопытная. Для банных процедур подходили печи с большими проемами, в которые мог пролезть человек. Размеры этих проемов были высотой в полметра, а глубина печи должна была быть не менее полутора метров, чтобы в ней можно было париться. В банный день после приготовления ужина хозяйки вытаскивали из еще теплой печи золу, вымывали печку изнутри, чтобы убрать копоть, настилали внутрь солому. Туда же ставили кадушку, наполненную горячей водой. Человек раздевался и влезал внутрь печи и начинал сбрызгивать ее стенки водой, чтобы образовывался пар. Так некоторые и парились.

Но в целом народ старался строить русские бани, чтобы иметь возможность нормально очистить свое тело. Их делали из гладко обтесанных бревен, тщательно подогнанных друг к другу. Чтобы сквозь щели не выходил жар, их законопачивали с помощью глины и даже мха. Традиционно баню натапливали несколько часов, а потому начинали этим заниматься заблаговременно.

Внутрь парной заносили сено и душистые травы, устилали ими пол и полки в бане. Эти подстилки выполняли сразу две функции.

  1. Оказывали массажное воздействие на тела парившихся людей.
  2. Под воздействие жара испаряли целебные фитонциды (это биоактивные вещества, которые нейтрализуют и подавляют развитие болезнетворных бактерий).

Долго для парной готовили банные веники.

Ветки срезали с различных кустов и деревьев, а в банный день вымачивали их в настоях из целебных трав или на квасе. Специально для бани хозяйки готовили особые сорта кваса, в которые в качестве ингредиентов добавляли различные травы, свежие ягоды и мед. А чтобы эффективнее очищать тело, вместо мыла часто использовались особые составы из замоченной золы или массы, приготовленной на основе меда и муки.

Потусторонние обитатели бани и старинные обычаи

Несмотря на то, что в русскую баню приходили за тем, чтобы очистить свои тело и успокоиться душевно, в древности это место считалось местом обитания нечистой силы. Не зря ведь даже в наши дни назойливого человека нередко раздраженно отправляют в баню. Древние славяне были уверены в том, что там живет близкий родственник домового, которого называли банником. Более того, жил он там не один, а со своим семейством.

Банника старались задабривать всеми средствами, как только могли. Сразу после возведения здания бани под порог закапывали тушку курицы черного цвета − это было своеобразное ритуальное подношение баннику. Затем, в период активного пользования парной, хозяин, который натапливал помещение бани, всегда при входе спрашивал позволения у духа на то, чтобы помыться. С собой он брал что-то из снеди в качестве дара. Уходя из парной, люди обязательно благодарили банника за хороший пар. Примечательно, что все предметы, которыми люди пользовались в бане, будь-то кадушка для воды или кружка для кваса, нельзя было заносить в жилой дом.

Не ослабли эти традиции даже с принятием русскими людьми христианства. Так, в бане не только было запрещено развешивать на стены иконы, даже в предбаннике, но и нельзя было заходить туда с нательным крестом. Впрочем, тому есть и вполне рациональное объяснение: в жаркой парной металлический крестик мог запросто обжечь своего хозяина. Потому и в наши дни важно не забывать снимать с себя все украшения при желании попариться.

Возникновение бани в незапамятные времена и тот факт, что она пользуется большим уважением в наши дни, свидетельствует о давней традиции русских людей следить за личной гигиеной. Многие из ритуалов и древних обычаев сейчас вызывают улыбку. Но ключевые особенности русской парной благополучно дожили до современности, что лишний раз доказывает их эффективность.

Почему русская баня пугала чужеземцев?

Долгое время было принято считать эталоном элегантности и чистоты представителей европейского дворянства. С картин Средневековья на нас смотрят ухоженные, красивые женщины и элегантные мужчины. Но так ли это было на самом деле и почему многие европейцы ужасались, сталкиваясь с гигиеническими правилами на русской земле.

В истории долгое время было принято считать, что западная Европа была куда развитее древней Руси и Российской империи целом. Однако, судя по последним открытиям – это далеко не так. Наши западные соседи привыкли к постоянной клевете на Русь, и многие европейцы никогда не бывавшие на русских землях, считали Русь «немытой». Так ли это на самом деле?

Пока европейские города утопали в нечистотах, в Новгороде Великом существовала разветвленная сеть канализации, выводящая все отходы за город. Учёные установили её примерный возраст – городская канализационная система была построена ещё в 11 веке.Существовал в Новгороде и  городской водопровод. А в средневековой западной Европе помои и нечистоты выливали из окон прямо на улицы, или в каналы в Голландии.

У восточных славян не только высшие классы, но и простой народ в деревнях проявляют по нынешний день, как они проявляли уже в конце языческого периода, стремление к чистоте, о чём свидетельствует строительство специальных бань для общественного пользования, которые в древнерусском языке назывались лазьня (от «лазить»), мовня, мовница, мов творити или мыльня, мыльница от общеславянского слова мыти. В древних русских церковных поучениях говорится о том, что народ приготавливал баню и для своих предков, русский народ кое-где делает и до сих пор.

 Уже в ΙΧ-Χ веках был также широко распространен и термин баня, баньное от ведического санскрита «панньяна» — «pannejana» — «мытьё ног» и «Бад» – bād – бадья, баня, на греко-латинском — бальнеум — βαλανεΐον, банья — βάνεια (balneum, banea). Однако было бы неправильно приписывать появление бани одному лишь греко-римскому влиянию, хотя в позднейшее время это влияние отрицать нельзя, так как на него указывает само распространение термина баня. Я полагаю, что скорее всего толчок к строительству бань дан был с Востока или от скифов-борисфенитов, знакомых с подобными паровыми банями, при пользовании которыми моющиеся одновременно одурманивали себя конопляным дымом.

Наконец, днепровские славяне — по Геродоту «борисфениты», уже во времена Геродота, как он сообщает,  устраивали паровые бани в землянках, где воду издавна наливали на очаг для образования пара — это являлись собственным изобретением русских.

Уже в X веке арабский  историк, географ и путешественник Аль-Масуди  (896–956 г.г.) называет банное помещение по-славянски al-atbba или al-itbba, что может являться лишь транскрипцией славянского истъба, а одновременно с ним русский летописец под 945 годом для названия банного строения в Киеве использует слово истобка, очевидно, что слово истъба в значении «баня» сохранилось у русских в значении отапливаемого помещения. В хорошо истопленной русской печи часто мыли малышей.

Избы с построенной внутри печью, приспособленной под баню, появилась у славян примерно в V или VI веках. Так, мы читаем что княгиня Ольга приказала приготовить древлянам баню в деревянном доме, в котором затем сожгла их (Лаврентьевская летопись, под 945 годом, ПВЛ, I, с. 41). 

 Паровая баня, представляла собой комнату, в одном углу которой находилась низкая печь для топки,над очагом строили свод из камней, становившихся раскалёнными от огня. Так описывает древнерусскую баню языческого периода в городе Новгороде Великом древнерусский летописец: «В русских банях обливались горячим квасом, хлестали себя вениками и обливались холодной водой».

Показателем заботы о теле и собственном здоровье на Руси считалась чистота тела. Требование это с глубокой древности соблюдалось представителями всех сословий. Русская баня стала прекрасным местом для очищения тела и укрепления здоровья. Наши предки считали, что хорошая баня может излечить от всех болезней. Поэтому к воде, которая использовалась в бане, добавляли отвары различных трав. Каждую неделю вся семья должна были хорошо попариться и вымыться в бане, этот обряд омовения совершался и перед большими церковными праздниками.

Зимой же после бани у русских было принято обливаться холодной водой, а самые смелые прыгали в прорубь или в сугроб. Летом после бани окунались в прохладной воде ближайшего водоёма.

Столкнувшись с таким русским обычаем, европейцы приходили в настоящий ужас. Они и представить себе не могли подобные гигиенические процедуры. Не будем забывать о том, что некоторые европейские аристократы и аристократки не мылись месяцами и их одежда и прически кишели вшами и блохами. К костюму аристократок прилагались изящные блохоловки и длинные палочки для почёсывания головы под замысловатой причёской.

Иноземные путешественники часто считали процесс мытья в русской бане каким-то диким языческим мучительным обрядом,  и настоящей пыткой. Русские бани удивляли иностранцев, их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь горячей и ледяной водой, квасом, побивая друг друга вениками из берёзовых или дубовых веток.

Сами иностранцы привыкли мыться холодной водой из экономии и нехватки дров, в купальнях, в ваннах  они купались в тёплой воде. Чужеземцы  приходили в ужас, увидев, как разгорячённые после парной бани русские, обтираются снегом  или ныряют в прорубь с ледяной водой. После такого зрелища русские казались им настоящими богатырями, а  русская баня с парилкой казалась им языческой дикостью.

Против чистоплотности и частого мытья выступала католическая церковь. Примечательно, что в эпоху средневековья европейцы мылись всего несколько раз в жизни. Дипломаты, приехавшие на русскую землю, получили культурный шок, когда увидели, сколько раз в неделю моются местные люди.

Однако, после посещения русской бани, иностранцы чувствовали себя прекрасно и легко, что начинали понимать как это полезно и приятно для всего организма. Впечатления чужеземцев от русской бани были настолько сильными, что их восторженные об оздоровительном эффекте этой странной банной процедуры распространился по всему свету. О большой пользе русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники.

Строительство русских бань приобрело по-настоящему широкий размах во времена Петра I, когда бани стали появляться во всех крупных городах России. В  Петербурге был отменён налог на сооружение русской бани. Известно, что Пётр Великий любил попариться в бане и знал в этом толк.  Во время пребывания в Голландии под именем простого плотника,  русский император Петр I  собственноручно построил русскую баню на корабельной верфи.

О целительных свойствах русской бани писал в 1778 году врач императрицы Елизаветы Петровны португалец Санчес. Он считал, что русская баня может заменить почти все известные ему лекарства. Уехав из России на родину, доктор  Санчес открыл парную русскую баню для лечения своих больных в Португалии, так русские бани в XVIII веке появились в крупных городах западной Европы.

После войны с Наполеоном в 1812 году солдаты русской армии, прошедшие походом всю Францию и дошедшие до Парижа, построили русские бани везде, где останавливались и научили местное население в других странах париться по-русски.

В Москве в начале XIX века было уже 1500 частных и 70 казённых бань. В начале 20 века при каждой больнице и лечебнице имелась парная баня.

Ещё одна традиция русских никак не могла прижиться у иностранцев. Русские люди обязательно умывались утром и вечером в проточной воде, а не в лохани, как это делали и делают сегодня англичане, и русские обязательно мыли ноги перед сном. Считалось, что таким образом человек избавлялся от всего негатива, полученного за день, и предстаёт в вечерней молитве чистым перед Богом.

Перед едой у русских было принято мыть руки, ведь русский стол, где ставили то, что Бог послал, считался престолом Божьим, поэтому русский человек садился за стол с молитвой и чистыми руками.

Пока в западной Европе для красоты использовали белладонну, свинец, мышьяк и другие опасные вещества, русские девушки применяли натуральные отвары трав и масла для растирки во время и после бани. Древним универсальным косметическим средством у славян являлось изготовленное из молочного жира масло (от корня —маз-, мазати), которым натиралось тело. Молодые красавицы припудривали лица мукой, а румянец был натуральным, губы немного подкрашивали свеклой или морковью. В конце языческого периода мыло уже проникло к славянам из восточных стран, так же как и другие редкие косметические средства: восточные ароматические масла, красящие вещества для волос -хна и басма и «краска для лица», которые, как это утверждает летописец Переяславля Суздальского начала XIII века, быстро нашли путь даже к простому народу.

Святые апостолы Пётр и Павел День Семьи, Любви и Верности — 8 июля

Бани древней Руси и России » Nibler.ru

Первые бани на Руси На Руси бани были известны с самой глубокой
древности. В своих летописях Нестор относит их возникновение к первому
столетию нашей эры, когда св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве
евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо —
парившихся в бане. По описанию Нестора люди, парившиеся в бане, похожи
были по цвету кожи на сваренных раков:»…Накалив печь в деревянных банях, туда входили нагими и там обливались
водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли,
что едва выходили живыми. Затем, окатив себя с головы холодной водой,
оживали».
Нестор в своей летописи заключает: «Ни кем не будучи мучимы, сами себя
мучили, и совершали не омовение, а — мучение». …Водные процедуры в виде купания, обливания и парения с
похлестыванием веником по телу широко использовались и славянскими
племенами Древней Руси. Из древних летописей мы узнаем, что на Руси баня
появилась задолго до крещения славян. Одни историки полагают, что баня на
Русь завезена, якобы, арабами или спартанцами. Другие историки-археологи
предполагают, и вполне обоснованно, что русская баня является собственным
изобретением славян. В подтверждение последнему говорит совершенно особый,
не похожий ни на какой другой, ритуал мытья славян.
Но некоторые исследователи утверждают и обратное — что первая баня
проделала путь на Север через славянские племена с Востока. Еще
древне-греческий ученый и путешественник Геродот писал о том, что скитяне,
у которых были бани в виде шалашей, получали пар, бросая на горячие камни
конопляное семя. Есть у Геродота упоминание и о том, что еще скифы после
погребения покойника очищали себя парной баней. Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н.э. пишет,
что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали и в день
рождения, и перед свадьбой, и… после смерти.
«И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и
законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают
очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода
дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают
раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого
связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение
воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и
текут с них реки пота, а на их лицах — радость и улыбка». Так писал о
древних славянах один арабский путешественник и ученый.
На Руси в баню ходили все В летописях X-XII веков часто упоминается о
банях на Руси. Бани в те далекие времена наши предки называли по-своему:
мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня и др. Из летописи 966 г. мы узнаем:
…В уставе князя новгородского и Киевского Владимира, который ввел на
Руси христианство, и названного в народе — «Красное солнышко», бани
именовались заведениями для немогущих. Это были, своего рода, народные
лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси.
В 1091 году епископ Ефрем, в последствии — Киевский митрополит, повелел
«заводить строение — банное врачево и всех приходящих безмездно (т.е.,
бесплатно. Авт.) врачевать». В эти же годы монах Киево-Печерского
монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных
травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане
три раза в месяц.
В Лаврентьевской летописи, составленной в 1377 году, упоминается о бане
при дворе Княгини Ольги. Интересно название этой бани — «истобька».
Наверное, образовано от слова — истопить?
Известный деятель, историк и ученый России Карамзин в своем труде
«История государства Российского» приводит свидетельство иноземных
путешественников, побывавших на нашей земле в древние времена:
…»Житель полуночных земель любит движение, согревая им кровь свою.
Привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется…
Презирает непогоду, свойственную климату северному… Закаляется своей
огненной баней». В летописях XI-XII в.в. упоминается водопровод, построенный для
«Ярославова дворища». Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки
или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI в., по приказу Ивана Каметы
проложили от реки вглубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали
воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили
куда нужно.
Почему урусуты здоровые и сильные?
Зимой 1237 г. внук Чингисхана Батый подошел со своей конницей к Москве.
Его взору предстали бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар.
Оттуда часто, второпях, выскакивали люди нагишом, бросались в ледяную
прорубь и окунались, иные же — валялись в сугробах снега.
Вот как описывает этот исторический эпизод писатель и историк Василий
Ян в романе «Батый»:
«Бату хан метнул плетью на срубы:
— Что делают эти безумцы?
— Эти домики называют мыльни, — объяснил толмач. — Там жители Мушкары
(Москвы) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом,
затем — окунаются в проруби. Это очень полезно для здоровья. От того
урусуты (русичи) такие сильные».Еще в первой половине XII века внучка киевского князя Владимира
Мономаха — Евпраксия, с детства увлекаясь народной медициной, обратила
внимание на пользу для здоровья русской бани. Собирая различные, полезные
для человека, целебные травы, она приготовляла из них отвары и лечила ими
не только знатных людей, но и простых крестьян. «Леками людям добро
делала», — говорили о Евпраксии в народе, за что ее и прозвали Добродеей.
В возрасте пятнадцати лет она была просватана за Византийского
царевича. Переехав к мужу в Царьград, Евпраксия изучила за короткий срок
греческий язык, зачитывалась книгами греческих ученых:
Гиппократа, Галена и Асклепиада. Со временем, став выдающимся врачом
своего времени, она собрала и изучила многочисленные рецепты народной
медицины, боролась за соблюдение чистоты людьми, без чего «не быть
здорову». Евпраксия уже тогда говорила об «особенности»
русской бане, ее пользе, которая «предохраняет от болезни и укрепляет
тело».
На основании статьи Журавлева Василия Никифоровича —
«Щедрый пар — путь к здоровью и долголетию».

История русской бани на дровах

Русская баня на весь мир славится своими целебными свойствами, но когда и как зародилось это чудо? На самом деле история возникновения и развития банного дела на Руси – это история русского народа, богатства его души и культуры здорового образа жизни, а баня на дровах издавна являлась местом особой энергетики. Но обо всем по порядку.

Русская баня на дровах. История русской бани

Зарождение банного дела – древнейшие времена

Существует несколько предположений о том, как появилась парная баня – возможно, это были капли дождя, случайно попавшие через крышу на раскаленный очаг, или же просто вода, ненароком вылитая на раскаленные камни. Более того, появление парных, по-видимому, было очередным витком развития цивилизации, так как, по мнению древнегреческого историка и философа Геродота (450-е года до н.э.), парные бани на дровах, камнях стали появляться у разных народов и племен примерно в одно и то же время.

Тот же Геродот, побывав в Скифии, которая в V веке до н.э. занимала территорию Северного Причерноморья, отмечал наличие бань. Это были хижины, представлявшие собой три жерди, соединенные сверху и обтянутые войлоком. В центре такой парной размещали раскаленные камни – на них бросали конопляное семя и поливали водой. Интересно, что после похорон умерших скифы обязательно проходили очищение в бане.

Русская баня также упоминалась в мифах восточных славян, которые связывали с ней происхождение людей. Согласно летописи Прокопия Кесарийского – историка из Византии, с баней были связаны важнейшие события в жизни славянского народа – первое купание младенца после родов, омовение перед свадебными обрядами и после смерти. И рожали женщины в банях, поскольку уже тогда было известно, что пар размягчает суставы, делает мышцы более эластичными, ускоряет и облегчает процесс появления на свет ребенка.

Развитие культуры русской бани в средние века

Уже к 5-6 векам русская парная баня на дровах стала популярна у восточных славян, что подтверждало высочайшую культуру – тогда она называлась «мовней», «мовью», «мовницей», «влазней» и «мыльней».

Интересный факт: в летописях того времени рассказывается, что березовые веники были одной из форм дани, которую славяне платили другим народам.

Уже тогда вовсю использовались не только веники, которыми славяне хлестали друг друга во время парения, но также применялся квас для омовения и студеная прорубь. Такие «варварские» способы очищения тела настолько шокировали иноземцев, что во многих древних летописях рассказывается о том, как русичи мучают и пытают себя во время купания.

В 10-11 веках парная баня на дровах использовалась и во врачевательстве – многие врачи, лекари-монахи исцеляли больных банькой и лекарственными травами.

Исторический факт: тогда, когда в Европе мылись от силы несколько раз в год, на Руси, по уставам монастырей, больным полагалось купаться и париться 2 раза в месяц.

Однако с приходом христианства началась борьба с язычеством и его методами излечения, и баня стала использоваться преимущественно для очищения тела.

К 16 веку славяне начали варить мыло, а тело намывали «грубою» — прародительницей современной мочалки, сделанной из веток можжевельника, соломы и пр. Также для мытья использовался щелок, а женщины для красоты кожи применяли известные и сегодня мед, квас, кисломолочные продукты, яйца, масла.

Долгое время баня на дровах топилась «по-черному», потому что дымохода просто не было, но со временем стали использовать «белую» топку. Так появилась печь-каменка – она топилась в соседнем помещении, имеющем дымоход.

В баньке не только парились сами, но также «угощали» заморских послов . Особенного расцвета банное дело достигло при Петре I, который даже приказал строить «лечительные бани».

Это интересно: париться любили такие великие люди, как А.С.Пушкин, Д.И.Менделеев, Ф.И.Шаляпин, Л.Толстой, В.А.Гиляровский и многие другие.

И сегодня русская баня на дровах – способ помыть и оздоровить не только тело, но и душу. Это символ великого народа, неотъемлемая часть его богатейшей культуры и истории.

Русская баня на дровах. История русской бани Загрузка…

Славянские, русские традиции. Вечно живая старина.: Азбука русской бани!

Азбука русской бани!



Согласно официальной статистике ВЦИОМ, каждый пятый россиянин хотя бы раз в месяц ходит в баню. Такой же неснижающейся общенациональной популярностью у нас пользуется разве что уклонение от уплаты налогов. 

БигПикча внимательно изучила любимую россиянами традицию и составила своеобразный конспект — от А до Я, позволяющий быстро овладеть всеми тонкостями национальной банной культуры.


Дабы с порога развеять подозрения, что в этом лонгриде мы собрались осыпать читателя банальностями и общеизвестными фактами, начнем, пожалуй, с экзотики — бани-автомобиля. Существующий и по сей день (и, надо признать, довольно популярный) вид мобильной бани появился в годы Первой мировой войны на базе французских переднеприводных автомобилей «Лятиль». Окрашенные в маскировочный цвет парилки на колесах добросовестно поддерживали боевой дух русской армии на протяжении всех военных лет, а после были подарены французам в качестве диковинного военного трофея.

Лингвисты полагают, что сам термин «баня» произошел от латинского корня «бальнеум», что означает ни много ни мало «прогоняющее грусть». Впрочем, «баня» — это она у нас. А так терминов, обозначающих помещение для мытья человека с воздействием воды, горячего воздуха или пара, по всему миру великое множество — это и термы, и сэнто, и сауна, и хаммам, и басту, и еще, и еще, и еще. История этого явления насчитывает добрые тысячи лет — от ритуальных «галлюциногенных» бань Инипи, распространенных среди североамериканских индейских племен, до скифских травяных бань, описанных еще Геродотом в V столетии до н. э.

Веник — главное орудие банщика, неотъемлемый атрибут классической русской бани. Смысл парки с веником — вопреки представлениям иностранцев, впервые сталкивающихся с нашим специфическим обычаем, — не в том, чтобы отстегать друг друга до потери сознания. Веником нагнетают жар и массируют распаренную кожу. Традиционно на Руси веники готовили из березы, дуба, липы, ольхи, крапивы, хвои, а также вперемешку из всего перечисленного. По древнему обычаю веники заготавливают после Дня Святой Троицы, который бывает на 50-й день после Пасхи (начало-середина июля). Считается, что в это время ветки и листья содержат максимальное количество эфирных масел и дубильных веществ, обладающих уникальным целебным эффектом.


Г
городские бани

Для простоты понимания бани в России можно разделить на две категории — общественные (городские) и частные. Общественные бани, как правило, раздельны — женщины и мужчины парятся либо в разные дни недели, либо в разных помещениях. Кроме того, в городских банях зачастую запрещено париться с вениками непосредственно в парной — для этого существует отдельная зона со специальными лавками. В частных банях — будь то ставшие популярными в 90-е годы «сауны с бильярдом и бассейном» или же обычные дачные срубы — правила устанавливаются хозяевами в индивидуальном порядке. Баня на Руси — место «очищения духа и души». В былые времена настоящая парка в бане оборачивалась для гостей своеобразным испытанием, проверкой на силу духа. Мол, если сможешь пройти крещение «паром и жаром», значит свой. Пожалуй, столь же безотказным методом «проверки» во все времена являлся для нашего брата лишь стакан водки, выпитый залпом за одним столом. Да что там, по сей день именно этот тандем традиционно знакомит жаждущих национальной изюминки иностранцев с Россией. Баня и застолье всегда были неотделимы друг от друга с одной только оговоркой: ни традиции, ни медицина не рекомендуют есть до посещения бани. Во время банных процедур кровь отходит от внутренних органов к коже, тем самым замедляя процесс переваривания пищи. Во многих источниках упоминается о пользе редьки в качестве аперитива перед парной: мол, сок редьки отлично способствует работе печени и выведению шлаков из организма, что только усиливается горячими процедурами. 

Зато уж после бани традиционно накрывали стол, большую часть которого составляли домашние соленья — капуста, огурцы, помидоры. Помимо идеального аккомпанемента традиционным напиткам русского застолья, эти яства имели и совершенно отчетливый терапевтический эффект — восстанавливали солевой баланс в организме после парной.

Банные процедуры — а особенно с участием пышных молодых барышень — излюбленная тема классической русской живописи. Отражение подлинного русского духа, физической красоты и здоровья находили в банной эстетике такие художники, как Борис Кустодиев («Русская Венера» ↑), Казимир Малевич, Алексей Базанов, Владимир Любаров, Андрей Володуцкий, Игорь Майков, Борис Иванов и многие другие. Отдельный цикл банным церемониям посвятила популярная советская художница Зинаида Серебрякова. Баня как профилактическое средство привлекала внимание медиков c древнейших времен — первым сторонником водных процедур при высоких температурах был сам Гиппократ, прописывавший банное лечение большинству своих пациентов. О пользе бани, которая «предохраняет здоровье и укрепляет тело», писала еще внучка Владимира Мономаха Добродея в своем научном труде — единственном сохранившемся древнерусском лечебнике. 

Масштабное изучение терапевтического эффекта русской бани было проведено Сергеем Петровичем Боткиным и его последователями, в ходе которого было научно зафиксировано обширное положительное влияние на весь организм, в особенности на кожу, сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную, эндокринную, мочевыделительную систему и опорно-двигательный аппарат.


И
Ирония судьбы


Пожалуй, здесь любые комментарии излишни. Едва ли найдется россиянин, не знакомый вот с этим. 

В сознании большинства скептиков, благодаря традиционным анекдотам и скандальным байкам о депутатском досуге, баня часто синонимична понятию «бордель». Отличает баню от борделя, как нетрудно догадаться, комната с кроватью, о наличии или отсутствии которой всегда можно осведомиться заранее. В общественных банях таким не грешат, «продолжение банкета», как правило, прерогатива небольших частных заведений.

Знаменитое пожелание «легкого пара» перед посещением бани или соответствующее поздравление сразу после оной имеет нехитрую этимологию. В русских банях самое жаркое место всегда было почти под потолком, где находился полок-помост, на котором и парились самые отважные банщики. Пар туда поднимался от раскаленных камней, политых водой. Создание такого пара — дело довольно искусное. На раскаленные камни выливают кипяток небольшими порциями. Полив камней именно «по чуть-чуть» позволяет сделать пар менее влажным, «легким» или «мягким», без труда поднимающимся до самого потолка. Если же воду подливать большими порциями, она тяжелым паром оседает вниз, жжет кожу, излишне нагружает сердечно-сосудистую систему и вызывает чувство усталости. Такой пар в противовес «легкому» называют «сырым» или «тяжелым».

Мыльня — устаревшее название классической русской бани. Примечательно, что как такового мыла в банях тогда не было. Очищение происходило механически благодаря веникам (см. Веники), а также вследствие обливания специальными травяными отварами — например, на основе «мыльника» (мыльнянки), соцветия которого давали «мыльную» пену и отлично очищали кожу. Традиционными напитками, которыми издревле сопровождались банные процедуры, были родниковая вода, чай, квас и водка. Чай — как правило, травяной, на основе целебных сборов чистотела, зверобоя, мелиссы, череды и других полевых трав. Квас — обязательно самодельный, на ржаных сухарях, как отличный способ утолить жажду в процессе банного ритуала. Водку пили сильно охлажденной, с традиционными соленьями (см. Еда), уже непосредственно после посещения парной, завершая обряд «очищения души и тела». Баня всегда имела для россиян огромное социокультурное значение. Именно в общественную баню традиционно шли встречаться с друзьями, обсуждать последние новости, отмечать деловые знакомства. Банные ритуалы в обязательном порядке предваряли важные вехи семейной жизни — совершеннолетие, свадьбу, рождение ребенка. Ну а уж поход в баню классической мужской компанией — и вовсе непреложная классика (см. Ирония судьбы).


П
простыни и полотенца

Банная культура полна аксессуарами, к выбору которых бывалые банщики подходят со всей серьезностью и обстоятельностью. Для бани необходимо иметь шапочку, старую фетровую или вязаную шляпу. Шапочка предохранит голову от перегрева, а волосы от пересушивания. Желательно до конца банной церемонии держать шапочку сухой. Также необходимы рукавицы для защиты рук от жара, от горячей кочерги или дверцы печки. Рукавицы помогут и при парении вениками, когда жар парилки переходит рубеж 100–120 °С. Также пригодятся шлепанцы, хлопчатобумажная простыня или полотенце и мочалка. Профессионалы советуют пользоваться мочалкой из липового лыка или люффы — она лучше открывает поры и способствует выведению шлаков из организма.


Р
русская баня

Классическая русская баня — деревянный дом с предбанником и помещением для парилки. В русской бане печка должна быть каменная и на дровах, в ней принято наливать и раскалять парилку с помощью подачи воды прямо в топку, получая горячий пар и нагревая помещение до 100 градусов и более. В русской бане помещение накаляется влажным паром, соответственно, баня является влажной, также принято запаривать березовый или дубовый веник. Русская баня отличается от финской сауны температурой в парилке, которая держится в пределах от 85 до 100 градусов, и влажностью в парильной комнате. Кроме того, именно русская баня подразумевает такие атрибуты, как парку вениками и традиционное послебанное застолье. Самыми знаменитыми русскими банями являются Сандуны. Основанные в 1808 году как общественные бани, они продолжают свою деятельность до сих пор. Здания Сандуновских бань являются памятниками культуры. В бассейне высшего мужского разряда снимали сцены из фильма «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна. По преданию, в этих банях парился Наполеон, вошедший в горящую Москву. Как мы уже упоминали, посещение бани на Руси помимо гигиенической процедуры являлось своего рода ритуальным действом. Так, например, невесте полагалось перед свадьбой попариться с будущей свекровью — что называется, поговорить по душам, а жениху — пройти «огонь и воду» — сходить вместе с отцом невесты в баню, а затем выпить залпом стакан водки. То же самое традиционно проделывают с заморскими гостями (см. Дух), будущими партнерами по бизнесу и всеми теми, с кем требуется оперативно достичь душевного единства и взаимопонимания. Классическим банным ритуалом является контрастное «охлаждение» после посещения парной. Совершают его либо ныряя в прохладный водоем (речку, бассейн) или снег, либо переворачивая на себя деревянное ведерко (ушат) с холодной водой. Процедура эта, несмотря на кажущуюся несовместимость с жизнью, очень полезна для кожи и сосудов. Ну и попросту весьма весела. Как и любое поистине народное действо, банная культура окутана фольклорным творчеством в лице традиционных частушек, поговорок и присказок. Вот некоторые из них: 
  • В бане помылся, что омолодился.
  • Пар-друг — гони недуг!
  • Баня шпарит — тело правит.
  • Кто про что, а вшивый — про баню.
  • Баня без пара — что щи без навара.
  • В бане веник дороже денег.
  • В бане помылся — что заново родился.
  • В бане все равны.
  • В парной молча лежи, за столом — про жизнь расскажи.
  •  
Традиционно русскую баню от большинства других разновидностей отличает «влажность», то есть именно наличие пара в противовес сухому горячему воздуху. Обскакать на этом поприще нашу банную культуру, пожалуй, сумел лишь турецкий хаммам, отсылающий к традициям римских терм. Здесь влажность воздуха достигает 100% (плотность «тумана» не позволяет видеть ничего уже в метре), однако средняя температура значительно ниже — порядка 40–50 °C, а стены и сиденья покрыты мрамором.

Отдельную популярность сегодня обретают профессиональные банщики, совершающие так называемую банную церемонию. То есть превращающие свободную беготню из парилки в предбанник или бассейн в поминутно выверенный ритуал, сопровождаемый растираниями маслами и натуральными скрабами, контрастными процедурами, массажем и индивидуальными ноу-хау каждого конкретного мастера.

Широко известно, что на Руси парились «по-черному» (баня без трубы, где весь дым остается в помещении) и «по-белому» (соответственно, с трубой). Но нелишне здесь рассказать о третьем, традиционно русском способе, именуемом «влезнем». В основном его использовали жители засушливых степных и безлесных районов, где бревенчатые или деревянные сооружения построить было проблематично. Из обычной русской печки после того, как в ней выпекли хлеб, выгребали всю золу. Затем настилали на дно доски и залезали внутрь. А там уже заранее были припасены веник и ведро с водой. Еще горячие стены увлажняли и получали обильный пар, в котором и приобщались к традиционной банной культуре.


Э
эфирные масла

Идея применения в бане эфирных масел насчитывает не одно тысячелетие. Еще древние расслаблялись и снимали таким образом усталость. Эфирные масла быстро проникают в организм, оказывая согревающий, антисептический и ингаляционный эффект. 

В банных практиках традиционно используют масла мяты, эвкалипта, лаванды, сандалового дерева, розмарина, грейпфрута, пихты, чайного дерева и их смесей. Масла обычно разводят в теплой воде и плещут на деревянные стены, лавки, пол. Профессионалы не рекомендуют капать эфирное масло на раскаленные камни — там оно подгорит, выделив при этом неприятные запахи.

Наряду с банным фольклором (см. Фольклор) в отдельное направление околобанного творчества выделились так называемые банные карикатуры примерно понятного содержания. Мы долго ломали голову, что толкового рассказать вам на букву Я, но не придумали ничего лучше, чем закончить наш рассказ о русской бане на этой радостной, знакомой всем и бесконечно русской ноте.

ПОДРОБНЕЕ С ВИДЕО…

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям!

Баня на Руси

Баня на Руси Баня на Руси (влазня, мовня, мовь, мыльня, байна) применялась и была каждодневным атрибутом у славян с V по VI в.в., а древний народ скифы, проживание на всех территориях родной России которых определяется историками, пользовались в специальных помещениях паром и достаточно подогретой водой для обмывания и отпаривания.
Еще в старые времена, т.е. 800-900 лет тому назад, в нескольких городах старой Болгарии, а также России и на прочих территориях современной Европы, практиковали постройку каменных бань, впоследствии заменившие стандартные (изготовленные из дерева), в которых нашли сочетание восточные традиционные культуры с местными строгими порядками. В городе Переславль, по приказу епископа по имени Ефрема, который в будущем был провозглашен очередным киевским митрополитом, отстроена была большая, по тем меркам, каменная баня. В IX-XIV веках на пустеющем месте бывшей столицы Болгарии – Буглар – обнаружились руины пяти бань, сделанных из камня. Несмотря на все это, большая часть обычных горожан из обычного народа использовала бани, построенные из свежего дерева.
История настоящей русской парной бани берет свое начало в далеко забытом прошлом. Баню использовали не только исключительно для обмывания, а она могла по праву считаться особым, загадочным местом, которое приравнивали к священным. Причиной же тому было верование, что в настоящей русской бане объединились все из четырех известных природных стихий:
— земля, из которой сделан пол;
— огонь, разожженный в печи;
— воздух, присутствующий везде;
— вода в парообразном и жидком состоянии.
Именно это навсегда стало причиной появления теоремы, что каждый, даже самый маленький, человек, помывшись в бане, пропитывался силами природных стихий и приобретал крепость, становился не только намного сильнее и физически здоровее, а и морально преображался, поскольку силы стихий имели способность успокоить нервную систему. Недаром по Руси ходила старая и мудрая поговорка «Помылся – будто заново родился!».
Почитались бани издревле на всех территориях Руси, а немного позже нашли распространение и по всему миру. Русская банька каждодневным приятным процессом, к ней приурочивали такие значимые события, как появление на свет нового члена семьи и выздоровление тяжелобольного. Стоит обратить пристальное внимание на древнюю традицию: до и после свадьбы обязательной была пропарка в бане с березовым или липовым веником. Ведь не зря наши далекие предки видели в процессе купания столько положительных моментов. Особенным было утверждение, что после бани душа очищалась. Парная баня на Руси еще имела название мыльня или влазня. Из исторических данных стало достоменно известно, что где-то в 5-6 веке использовались парения в именно таких банях, а применяли их не только самые богатые, а и самые обычные люди. Имея это ввиду, очень несправедливо считать российский народ отсталым от жизни, необразованным и с полным отсутствием собственных понятий о личностной гигиене. Появление бани приравнивается по времени с появление славянского народа, и по определенному праву российская баня считается одной из самых первых и древних. В устном и народном творчестве частенько упоминалась русская парная еще задолго до первого проявления письменности или вообще каких-либо ее проявлений. Объяснением такому поклонению бане может служить то, что славянский народ в былые времена были откровенными язычниками и поклонялись природным стихиям и их богам. Поскольку древнерусская баня являлась сосредоточением четырех основных натуральных стихий, славянский народ поклонялся, и боготворили эти сооружения. Учитываю этот факт, баня сыграла громаднейшую роль в повседневной жизни славян. Наши далекие родичи испокон веков верили в природную силу, которую хранили с гордостью русские бани, полностью и беспрекословно сочетали истинное здоровье человека с чистотой его большой души и, тем более, красивого тела. При помощи бани преодолевали сглазы, хвори и все плохое. Спустя многие годы предложение попариться считалось признаком уважения и щедрого гостеприимства. Поэтому желанного гостя по первой отводили в баню, а уж потом только поили, кормили и приглашали к постеленной кровати.
Первые парные баньки появились не только у славянских народов, поэтому было бы сильно неправильно привязывать ее историю только к этому народу. Такие парные существовали и использовались многими народами, к примеру, финских или угорских, но это малая толика большого перечня. К примеру, в тайге до этих дней стоят избы охотников, которые построены по основному принципу постройки бань. Когда произошло большое переселение, некоторые люди, из числа финских народов, перенесли принцип процесса парной русской бани «по-чёрному» в старую Европу и Скандинавию. Распространилось мнение о том, что бани, под названием темаскуали, древнеиндийского происхождения, в которых и по сей используют день веники, сделанные из лечебных трав или сухих кукурузных стеблей, были перенесены представителями сибирских племен в далекую Америку.
Сам принцип банного купания имел большую и немаловажную роль в формировании славянского народа и об этом указывается в византийском договоре, заключенном в 907 году между жителями Византии и русскими послами. В договоре оговаривался существенный пункт, игравший большую роль в менталитете народа, после оговорки, которого русским разрешался визит в парную, в любое время и никому не разрешалось останавливать послов. Процесс принятия русскими жителями парных заведений подвергал в ступор даже самых скрупулезных иностранных туристов. В умах иностранцев не укладывался тот факт, что при мытье русский народ обливался холодной водой, при этом всем, молотя, что есть духу, друг друга березовыми вениками и истошно вопя от удовольствия. Шок моментально проходил после первого же посещения бани, а впечатления, оставшиеся от самого процесса, еще долго разносились слухами по всех странам.
О целебных свойствах русских парных историки находят упоминания еще в Древней Греции. Нашим монахам стало интересно, и они занялись изучением большинства трудов древних греков. Изучив труды, они решились проверить, какой же именно эффект производит банная процедура на больных. После этих наблюдений было подтверждено об отличительном влиянии данного процесса на больной организм и возможности лечения с помощью бани многих процессов. После этих исследований возле всех бань стали появляться так называемые больницы.
Народные парилки, как истинное лицо русского народа, красочно описывали очень многие азиатские и европейские любители путешествовать. Сами же иностранные туристы обычно мылись в купальнях с подогретой водой, и они приходили в ужас, видя, как русские ныряют после бани в прорубь или натираются снегом. После всего увиденного русских по праву начали считать богатырями, которые не боятся ни огня, ни холода.
В былые времена бани строились как деревянные домики, сделанные из сруба, с одним единственным окном, которое и находилось то под самым потолком, а щели были в таких банях законопачены смолой с добавлением мха. В одном из крайних углов бани выстраивалась печь из камня, в которой поджигался огонь лишь для того, чтобы протопить баню. Сверху на печь выкладывали камни для создания пара. Рядом с печкой стоял бочонок, наполненный водой, из которой, при надобности тушили пламя огня и опрыскивали раскаленные до максимально-возможной температуры камни при запертых дверях. На верхних полицах могли выдерживать только самые опытные и выносливые любители бань, потому что сверху температура порой достигала сотни градусов. Постройка бани, как правило, осуществлялась вблизи водоёмов, чтобы зимой, после баньки, в чем мать родила, иметь возможность окунуться в ледяную прорубь или натереться снегом, используя его как мочалку, а в летнее время обливались холодной водой из колодца, или окунались в водоем.
За неумением и не знанием принципа кирпичного строения первые предки современных бань были выстроены из больших по диаметру стволов деревьев, называющихся в простонародье срубами. Срубы соединялись меж собой без посторонней помощи, просто укладываясь друг на друга специально сделанными углублениями. Но уже в 1090 году, говорят  историки, нашли в летописях самое первое упоминание о строении бани на основе  кирпича. И находилась эта баня в городе Переславле. В былые времена не существовало законов, существенно различавших богатых и бедных, поэтому для строительства собственной бани необходимы были всего лишь клочок земли, материалы и терпение. А в 1743 году законом было оговорено минимальное расстояние бани от других жилых строений. Традиционным днем топления бани считали субботу. По субботам мало кто мог работать. В собственных банях стеснения не было, и парились там всей семьей, независимо от пола и возраста, в общественных же строениях было разделение на мужскую и женскую половину. И в этом же году указом установили запрет о посещении противоположным полом старше семи лет мужской или женской половины.
Наши давние предки ходили в бани не только с целью отмыть пыль, собранную за день, а и прогреть свои косточки во избежание ревматизма. Прогревание всего тела было полезно и для нервной системы, поскольку оказывало успокаивающее действие. Недаром португальский врач, служивший при дворе у Елизаветы, полагал большие надежды на целебные свойства русских бань. Он предсказывал большое медицинское будущее бане и описывал все ее положительные воздействия на организм в целом и на отдельные органы. Когда врач покинул Россию, он всячески способствовал развитию и распространению парных по всем городам Европы.
При помощи Петра Первого парные стали известны всей Европе. Когда Петр находился в Париже и Амстердаме, он велел построить большое количество бань для того, чтобы его солдаты могли расслабиться после тяжелых боев. Разгромив Наполеона, и добравшись до остальных городов, солдаты первым делом строили русскую парную и обучали местных жителей всем особенностям этого премудрого действия. В Санкт-Петербурге, по этому поводу, даже отменили налог на постройку данных строений.
В начале 19 века только в Москве было более 1,5 тысяч частных и чуть больше 70 казённых парных. При наступлении 20 века ни одна больница не обходилась без русской бани, а в курсы лечений активно включали посещение данного типа заведений. Опытными врачами отмечалось положительное влияние парных на людей с ревматизмом, подагрой, водянкой или даже ожирением. Сегодняшняя медицина давно признала оздоровительные свойства бань как аксиому, не подлежащую опровержению.
По-чёрному и по-белому
Изначально все бани делились на: баня с топкой «по-чёрному» и «по-белому».
Топки по-черному – самая первая и самая старая разновидность парной бани, но в некоторых сибирских районах можно найти хорошо сохранившиеся экземпляры. При постройке бани по-черному общее помещение разделялось на два, одно из которых было немного меньше другого. Меньшее помещение служило для раздевания, а в большем происходил сам процесс отпаривания. Печь, которая стояла в большом помещении, протапливали без дымохода, отчего дух в бане становился особенными и неповторимым. После хорошей раскочегарки печки, топить прекращали и придавали помещение проветриванию, открыв все окна и двери, а стены обдавали слегка прохладной водой. И только после всех этих процедур закрывали все окна и двери и приступали к самому процессу, обдавая холодной водой печь и камни на печи. У такой бани особенный дух – смесь запаха копчения и приятный аромат деревянного сруба. Причиной названия «по-чёрному» и послужил постоянный налет сажи и копоти на стенах. Это был очень нелегкий процесс и занимал много времени.
Именно поэтому в России в XIX веке были придуманы «белые бани». В таких парных печка имела дымовую трубу, поэтому, при желании, можно было подогревать баньку в самом процессе. В такой бане было более гигиенично, а возможность возгорания сводилась к минимуму. Такие бани начали оборудовать полками, выставляя их на разную высоту, чтобы каждый вошедший смог выбирать нужный и индивидуальный температурный режим. Не смотря на много преимуществ, белая баня не смогла полностью вытеснить чёрную парную. У чёрной баньки имелись не только недостатки, но и свои особенные преимущества. В чёрной бане присутствовал свой неповторимый дух, к тому же построить такую баню обходилось намного дешевле, так как на ее постройку требовалось наполовину меньше кирпича и при разогреве требовалось намного меньше древесины, нежели на разогрев белой бани.

Баня на РусиБаня на РусиБаня на РусиБаня на Руси

Баня как часть древнерусского бракосочетания

Баня была неотъемлемой частью древнерусского бракосочетания. Это был длительный и сложный ритуал, одинаково почитаемый и царями и крестьянами. Кстати, если вам надоели шаблонные церемонии с мужским стриптизом на девичнике и Поклонной горой после загса, то вот вам практически готовый сценарий свадьбы в этническом стиле. И модно, и необычно.

Итак, все начинается накануне венчания (читай: регистрации). Первым делом заготавливаются дрова — от них во многом зависит счастье молодых. Дрова ни в коем случае не должны быть еловыми или сосновыми. Также не подходят срубленные деревья — только «громовые», т.е. сваленные бурей или опаленные молнией. В таких дровах огонь небесный сочетается с огнем земным, что придает браку особую святость.

А вот веник в свадебной бане используют березовый. Но и здесь есть свои тонкости. Рвать березовые ветки надо с песнями. Нижние ветки не трогаем — они принесут холодные отношения между супругами. На верхние тоже не глядим — на них садятся птицы, а они символизируют свободу. Пропаренная таким веничком невеста будет тосковать по родительскому дому или, что еще хуже, часто приглашать в гости тещу.

Пришла пора топить баньку. Делают это близкие люди: родители или друзья молодых.

Огонь для баньки добывается «живой»: трением дерева или высеченный из камня. И бить по головешкам нельзя — иначе муж будет бить жену, а это никак не сочетается с модным нынче феминизмом.

Первыми в баню идут невеста с подружками. Будущая жена берет с собой пиво, вино и пирог с изюмом. Ломает пирог себе о голову, разливает вино по рюмкам. А пиво подружки льют на раскаленные камни — если оно кипит, то муж будет сердитый. Попарившись, девушки выходят из бани, уступая место сильной половине человечества. Но уходить молча не положено, поэтому девушки затягивают печальные песни. Больше всего голосит о своей нелегкой судьбине, естественно, невеста.

Жених со своими дружками в бане преимущественно моются и пьют. Будущий свидетель чуть-чуть поддает при этом пар не простой водой, а водкой, чтобы сделать семейные узы крепкими. В следующий раз невеста с женихом идут в баню наутро после первой брачной ночи. Но уже без подружек и дружков. И что должно происходить за закрытыми дверями баньки, русские народные традиции умалчивают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *