Skip to content

Балабановская чаша: «Царь-ванна» в Царском селе — Мастерок.жж.рф — LiveJournal – Для чего предназначалась знаменитая Царь-ванна

Технология изготовления Царь-ванны: sibved — LiveJournal

Дополненная версиями статья с кратким описанием возможных технологий изготовления Царь-ванны в Баболово.
Наверное, уже единицы кто не знает о существовании около С-Петербурга шедевра каменного мастерства прошлого – Царь ванны. Ее также называют «Баболовской Чашей». Огромный размер ванны поражает воображение, но объяснений: как это изготовили – не находится. Тем более на фоне полного отсутствия чертежей, описаний процесса и рисунков.



В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца. Внутри восьмиугольной башни взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн из красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров.


Современное состояние дворца. Хотя, мне написали в комментариях, что уже три года идет реставрация. Видимо, еще не закончили, т.к. свежих фотографий никто не размещает.


Таким он был изначально


Внутри установлена каменное чудо. Изготовил ванну Самсон Ксенофонтович Суханов.

Официально про изготовление ванны информация следующая:
в 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. (До сих пор не пойму как её доставляли вглубь континента - 27 верст по пересеченной местности?). Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна : высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер. Толщина стен чаши минимальна – 45 см.

После того как были завершены камнерезные работы, вокруг ванны возвели стены – восьмиугольную башню. По периметру помещения на кронштейнах были сделаны чугунные мостки с перилами, спусками, и смотровыми площадками. Работы закончились в 1829 году спустя 4 года после смерти заказчика – Александра I.

Многих озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. Но это не так. Фотография будет ниже.

Небольшой ролик с информацией про Царь-ванну:


Размер ванны по сравнению с ростом человека


Возможно, ванну не закончили, т.е. поверхность оставили без полировки


На протяжении всего времени, с того момента как узнал про существование такого изделия, меня не покидает вопрос: почему наши министерства не реконструируют здание, почему не сделают интересно место для туристов. Ведь это в любом случае достижение наших мастеров прошлого. Его нужно сохранить, а информацию распространить. Или там боятся, что люди начнут задавать неудобные вопросы? Какие? Например, о технологии изготовления. Врят ли есть в наше время камнерезные производства, которые смогли бы взяться за подобную работу…

Перейдем к технологиям изготовления этой ванны. Начнем с самой свежей и самой неоднозначной версии:

1. Штампованное литье.
Что сразу понять эту версию, посмотрите процесс изготовления бетонных вазонов где-то в Юго-Восточной Азии:

Вот еще аналогичный пример:

Благодарю peshkints за высказанную версию здесь

По центру вазона остается отверстие от трубы. Его заливают и заглаживают бетоном пока он еще не схватился. Оказывается, в Царь-ванне по центру есть отверстие. И его не относят к сливному, т.к. диаметр слишком мал. А вот как отверстие от трубы при штамповке по этой технологии – вполне. Только не понятно, почему мастера его не залепили?


Отверстие в Царь-ванне

Многие читатели скажут, что на видео – бетон. А Царь-ванна – это гранит. Есть много фактов, что искусственный гранит могли создавать из смесей. Я показывал примеры в своих статьях «Литье каменных блоков». Часть 7.
Вот один из рецептов имитации состава под гранит:

Имитация гранита
Смешивают чистый мелкий песок, колчедан или какую-нибудь другую массу, содержащую кремень, со свеже обожженной и истолченой известью в следующей пропорции: 10 песку или колчедана и 1 извести. Известь, гасится влажностью песка, разъедает кремень и образует тонкий слой вокруг каждой кремниевой песчинки. По охлаждении смесь размягчают водой. Затем берут 10 толченого гранита и 1 извести и замешивают в место. Обе смеси кладут в металлическую форму таким образом, чтобы смесь песка и извести образовала самую середину предмета, а смесь гранита с известью внешнюю оболочку от 6 до 12 мм (смотря по толщине приготовляемого предмета). В заключение массу прессуют и придают ей твердость, высушивая ее на воздухе. Окрашивающим веществом служат железная руда и окись железа, которые смешивают горячими с зернистым гранитом.

Если хотят предметам, сформированным из вышеприведенного состава, придать особенную твердость, то их кладут на час в кремнекислый калий и подвергают жару в 150°Ц.
Информация из книги «Справочник кустаря», 1931г.
Источник

Скажите, кто проверял этот рецепт? Такой информации нет. А если рецепт рабочий? А если один из множества? Так что, я бы не исключал возможность изготовления Царь-ванны и ей подобные гранитные изделия из составов, очень похожих или повторяющие природный гранит. К тому же, я считаю, что и природный гранит – это не магматическая порода, а минеральная, окаменевшие или закристаллизовавшиеся грязевые массы, выходящие из недр.

2. Изготовление из гранитной глыбы

Краткую официальную информацию об этом я привел выше. Оказывается, есть упоминания про изготовление подобных изделий в 19-20вв:

Люстгартенская гранитная чаша


70 тонн, изготовлена в 1826-1827 годах. Первичная обработка профиля чаши, изготовленной из 225 тонной пластины гранита, проводилась прямо в каменоломне 20 каменотесами, после чего чаша была перемещена с помощью катков в порт, на баржу.


Гранитная чаша в шлифовальной мастерской. Рисунок 1831. Оснастка очень похожа на лекала из штамповки вазонов на видео выше.


Ранее она стояла так


Рисунок процесса установки. Источник

Еще подобное изделие:


В 1910 году для Union Station Plaza в Вашингтоне была изготовлена из 65-тонной гранитной глыбы чаша для фонтана. Обработка производилась вручную по шаблонам, с помощью 4-и 6 лезвийных молотков. При полировке впервые был применен поворотный стол. Полировка производилась с помощью железных утюгов, фетровых дисков и полировочных паст.

По ней информации не нашел.

Как видно, либо мастера все же умели изготавливать такие шедевры из многотонных гранитных глыб. А тем более, умели доставлять эти глыбы к месту изготовления и умели их устанавливать.

Либо нам хотят выдать технологию лепки из искусственного гранита за мастерство обработки этой твердой породы.
Что думаете?

Дубликат статьи можно посмотреть на Яндекс.Дзен. Здесь тоже есть комментарии.
***

Если Вам нравится информация в этом журнале и статьи, которые размещает автор, то его можно поблагодарить здесь. Мотивация не бывает лишней.
Благодарю всех, кто выразил свою признательность за время существования журнала!

Кому удобно следить за новыми статьями журнала в ВК - это можно делать в своей ленте новостей, вступив в группу: sibved24
Начал перерабатывать, дополнять и дублировать наиболее интересные статья в Яндекс-Дзен. Кому удобно читать там - подписывайтесь на канал.

Баболовский парк в Пушкине и легендарная Царь-ванна

В летние месяцы город Пушкин напоминает настоящий зеленый оазис. Жилые дома окружают скверы и цветущие клумбы. В этом небольшом городе находится также несколько достаточно крупных благоустроенных зон отдыха, и одна из них – это Баболовский парк, о котором сложено немало интересных рассказов и легенд.

Баболовский парк

История Баболовской мызы

Князь Г. А. Потемкин был фаворитом Екатерины II и одним из самых любимых, так как активно участвовал в заговоре 1762 года, после которого императрица пришла к власти. История дворца в Баболово начинается с 1783 года. Екатерина II никогда не жалела подарков для своих близких, и данная резиденция стала одним из царских презентов графу Потемкину. Первый дом, построенный в Баболовской мызе, был деревянным, но уже спустя 5 лет на его месте воздвигли каменный особняк. Летняя резиденция была сравнительно небольшой, отличалась несимметричной планировкой, а благодаря готическому оформлению фасада совсем скоро стала называться дворцом. В центральной, самой большой комнате, находилась мраморная ванна для купания летом.

Царь ванна в баболовском парке

Гранитная ванна в Баболово

Несмотря на свою красоту и оригинальность, готический дворец не пользовался особой популярностью. Из-за отсутствия постоянного внимания и ухода здание ветшает, и уже в 1791 году резиденция выглядит не слишком презентабельной. Архитектор В. П. Стасов берется за перестройку дворца в 1824 году. Овальный зал расширяют, а мраморную ванну меняют на невероятную по размеру купальню, выполненную из гранитного монолита. Забегая вперед, следует сказать, что Царь-ванна в Баболовском парке сохранилась до наших дней. Создал эту невероятную купальню известный в то время мастер Самсон Суханов. Из глыбы красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватого оттенка общим весом более 160 тонн была вытесана ванна. Размеры готовой купальни поражают: глубина составляет 152 см, высота – 196 см, а диаметр – 533 см. Интересен тот факт, что первоначально была установлена огромная ванна, а уже после вокруг нее построили комнату.

Баболовский парк как доехать

Легенды о Царь-ванне и дворце в Баболово

В первой половине девятнадцатого века купальни из гранита заказывали и устанавливали в своих домах многие члены царской семьи и просто очень богатые люди. Однако царская ванна в Баболовском парке, установленная во дворце, первоначально построенном для графа Потемкина, была необычной благодаря своему размеру. Купальня поражала даже знатных особ, увидевших ее впервые. Постепенно о гранитном бассейне стали слагаться легенды. Ходили слухи о том, что Екатерина II купалась в нем в козьем молоке. В некоторых источниках есть информация и о том, что в Царь-ванне крестили будущего императора - Александра I. Поговаривают также о том, что купальня использовалась для любовных утех и в оккультных целях. Во время Великой Отечественной войны немцы увидели Царь-ванну и хотели вывезти ее в Германию, однако они не смогли придумать способ перемещения тяжелой чаши, вытесанной из гранита.

Судьба дворца в наши дни

Последним полноправным владельцем дворцово-паркового комплекса в Баболово был Александр I. Дальнейшая судьба готического дворца с Царь-ванной не столь радужна. Баболовский парк и все постройки, находящиеся на его территории, сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Было вырублено много деревьев, а дворец превратился в жалкие руины. После окончания войны зону отдыха частично расчистили и облагородили. Реставрацией же дворца никто не занимался. Брошенные стены некогда величественной и роскошной резиденции ветшали все больше, однако сквозь разрушенные арочные окна еще можно было увидеть величественную купальню.

Царская ванна в баболовском парке

Современный Баболовский парк

Сегодня зона отдыха напоминает смешанный лес. На данный момент парк занимает около 30 гектаров. Сегодня это неухоженный лес и луга с дорожками и немногочисленными достопримечательностями. Здесь нет кафе или аттракционов, более того, даже скамейки можно пересчитать по пальцам. Однако этот уголок природы пользуется довольно большой популярностью у жителей города и туристов. Многих приезжих интересуют руины дворца и гранитная ванна в Баболовском парке. Однако сегодня то, что осталось от центральной постройки комплекса, обнесено высоким забором, и посмотреть на царскую купальню не так-то просто. Есть на территории зоны отдыха и некоторые другие выдающиеся сооружения. Например, Розовая караулка, расположенная сразу при входе в парк, водонапорная башня (1887 год), бетонный дот, построенный во время войны. Менее интересные «достопримечательности» - домики из бетонита, в которых когда-то жили охранники, и пансионат Ижорского завода, построенный в 1970 году. Вполне возможно, что в скором времени дворец будет восстановлен, или на его месте появится очередной современный отель или SPA-центр.

Гранитная ванна в баболовском парке

Как добраться до парка с Царь-ванной?

Баболовский парк – один из наименее известных в Пушкине. Нередко даже коренные жители Санкт-Петербурга лишь косвенно знают легенды о Царь-ванне, но понятия не имеют, где находится эта достопримечательность. Если вы решили своими глазами увидеть руины, оставшиеся от прошлого величия, вам необходимо добраться до города Пушкина. Где именно находится Баболовский парк, как доехать до него? От железнодорожного вокзала или Екатерининского дворца можно добраться на автобусах № 188 и № 273. Выйти необходимо на остановке «Старогатчинское шоссе». Пешком можно дойти по Парковой улице вдоль Екатерининского парка.

А знаете ли Вы о "Царице ваз"? Самой большой вазе в мире, вырезанной из цельной яшмы 170 лет назад.

Свою публикацию хочу посвятить 170-летию со дня создания самой большой вазы в мире вырезанной из зелено-волнистой Ревнёвской яшмы.

А знаете ли Вы о

"Царица ваз" создавалась на Колыванской шлифовальной фабрике, что находится в Алтайском крае. Фабрика была открыта в 1786 году и существует до сих пор.

А знаете ли Вы о

Своё имя - "Царица ваз" эта чаша получила, безспорно, не зря. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире. На воплощение в действительность вазы по чертежам ушло 12 лет (с 1831 – 1843 гг.). Для грандиозной вазы понадобился самый большой кусок камня. И такая глыба нашлась на Ревневской каменоломне в Змеиногорском районе Алтайского края, длина глыбы составила более 5 метров.

А знаете ли Вы о

А знаете ли Вы о

Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае : Картина Г. Тарского «Доставка камня для «Царицы ваз»

Каменную глыбу доставляли до фабрики с помощью 567 человек, а 42 рабочих трудились над обработкой камня! Вот уже полтора столетия ее называют лучшим произведением Алтайских мастеров, выдающимся достижением камнерезного искусства XIX века. Чаша сделана по рисунку архитектора А. И. Мельникова шлифовальщиками и отдельщиками Колыванской шлифовальной фабрики, или, как именовали ее в то время, “фабрики колоссальных вещей”. Назовем их имена – эти люди достойны того, чтобы о них помнили: Т. Н. Воротников, Ф. Ф. Есаулов, Я. Ф. Есаулов, П. И. Зудов, М. Я. Мурзинцев, Д. А. Осколков. Наблюдали мастера И. С. Колычев, М. С. Лаулин, И. М. Ивачев, И. М. Коновалов.

9 Февраля 1843 года караван из 154 лошадей, впряженных в особо приспособленные сани (вроде “вагонов”, как писалось в отчетах), повез чашу весом 660 пудов из Колывани к Барнаулу. Оттуда путь лежал к Уткинской пристани, что на уральской реке Чусовой. Возглавлял караван И. М. Ивачев. Через шесть месяцев “Царица” была доставлена в Санкт-Петербург.

В Петербурге “Царица ваз” долго простояла на барже на Фонтанке у Аничкова моста. Поместить “Царицу” в парадном втором этаже Зимнего дворца, где были собраны выдающиеся произведения русских камнерезных фабрик, не представлялось возможным из-за ее веса и габаритов. Только в 1845 году “Царице” отвели так называемый проезд недавно выстроенного здания Нового Эрмитажа. Там еще в течение четырех лет сооружали для нее особый автономный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих подняли и поставили чашу на место. До сих пор ваза стоит в Эрмитаже и является символом камнерезного искусства Алтая.

Я живу в Алтайском крае, в городе Змеиногорске и не раз бывала на Колыванском камнерезном заводе (как он сейчас называется) и на месторождении Ревнёвской яшмы, а вот саму "Царицу ваз" видела только на фото, мечтаю увидеть в живую это произведение искусства. А Вы, дорогие читатели, её видели?

С юбилеем! "Царица"!

Большая Колыванская ваза — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Колыванская ваза в здании Нового Эрмитажа

Большая колыванская ваза (иногда называемая в популярных источниках «царицей ваз»[1]) из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонирующееся в Государственном Эрмитаже.

Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире[2].

В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. От него начали отделять камни, пригодные для создания больших чаш. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.

Вскоре после этого управляющий Колыванской фабрики М. С. Лаулин представил Кабинету Александра I модель и чертежи добытого монолита яшмы. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников[2].

К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих в течение 8 дней камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832—1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.

19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул. Из Барнаула обоз двинулся на Урал, на Уткинскую пристань реки Чусовая, где чашу подетально загрузили на плоты и отправили водным путём — по Чусовой, далее — по Каме, далее — по Волге бурлаками, и затем по Мариинской водной системе в Неву.

Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа — 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы — венок из дубовых листьев.

Большая Колыванская ваза является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена на гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».

  • Мавродина H. M. Колыванская ваза. — Издательство Государственного Эрмитажа, 2017. — 28 с. — (Шедевры Эрмитажа). — ISBN 978-5-93572-701-7.

ЗАМЕТКИ О НАСТОЯЩЕЙ ИСТОРИИ БАБОЛОВСКОГО ПАРКА | Статьи

(всего фотографий: 11)

      Вы когда-нибудь прогуливались по Баболовскому парку? Нам кажется, что многие жители Санкт-Петербурга в него ни разу и не заходили. А что вы о нём слышали? Про проект гольф-клуба, про гранитную то ли ванну, то ли чашу Екатерины в руинах дворца, про лес и длинные дорожки, где можно бегать и гулять с собакой. И это всё? Если вам достаточно этих сведений, то тогда не будем вас беспокоить, но если вам интересно узнавать новое, то, вполне возможно, мы сможем убедить вас совершить эту интересную прогулку.

КНИГ МНОГО, ПРАВДЫ МАЛО
      Те, кто всё-таки знает о Баболовском парке не понаслышке, могут сказать: позвольте, но что вы нам можете предложить нового? Про этот парк уже написано не один раз, его история отражена в известных работах Ильи Яковкина и Сергея Вильчковского. А сколько было издано книг и путеводителей в XX веке! Из последнего можно вспомнить, к примеру, книгу известной знатокам Пушкина Галины Семёновой. Кроме того, о Баболовском дворце и ванне Суханова всего десять лет назад была написана книга Владимира Рубана. Поэтому что нового вы сможете нам рассказать и показать – мы и так всё видели и всё это знаем.
       Ну что же, действительно, книг и статей, где упоминается Баболовский парк, написано много, но именно поэтому мы и предлагаем «знатокам» пройтись с нами по дорожкам Баболовского парка. Всему ли написанному надо верить и обо всём ли написано в этих книгах и статьях? Готовы поспорить, что многое из того, что мы расскажем, вы не знали и не могли узнать из многочисленных книг о Царском Селе, городе Пушкине и Баболовском парке.
      Вот, например, ставшее практически стандартным штампом утверждение: «В 1850–1860-х годах начинается осушение болот, вырубка части елового леса и посадка лиственного. Вокруг границ парка была проложена круговая дорога, а внутри прорезаны просеки. Всё это сделано для удобства пеших прогулок и верховой езды. На благоустройство парка тратятся огромные суммы». Это, мягко говоря, не соответствует действительности и противоречит сохранившимся архивным документам. Также не имеет ничего общего с документально подтверждёнными событиями следующая фраза: «История парка неразрывно связана с существовавшей здесь Баболовской мызой, подаренной императрицей Екатериной II князю Григорию Александровичу Потёмкину Таврическому, и где в 1780 году был построен деревянный дом усадебного типа».

В Баболовском парке

      Увы, таких ошибок, заблуждений и мифов о Баболовском парке рассказывается достаточно много, и даже сотрудники ГМЗ «Царское Село» были искренне удивлены, когда мы на протяжении нескольких часов с копиями документов в руках рассказывали им историю Баболовского парка, дворца, Таицкого и Виттоловского водопроводов.
    В своих архивных изысканиях мы получили ответы на множество вопросов. Когда была проложена каждая дорожка на территории парка, когда и как реконструировалась дорога, разделяющая Александровский и Баболовские парки, кто принимал решения на этот счёт и почему? Что представлял собою парк в разные периоды времени, какие проекты по его изменению предлагались и почему отвергались. Для чего предназначался сам парк и как он использовался длительное время, когда и какие гидротехнические и иные сооружения были построены и для чего? Как строился сохранившийся Баболовский дворец, были ли у него прототип и сколько было больших ванн в нём по очереди?
       Для подробного рассказа об этой истории формат статьи не подойдёт – здесь требуется целая книга. Поэтому очень коротко остановимся лишь на нескольких интересных фактах.

БАННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
     Итак, что можно назвать самым старым искусственным сооружением на территории Баболовского парка, когда и почему оно было создано? Правильный ответ - это Баболовская дорога, она раньше называлась «Баболовский просек». Изначально это нивелировочная просека, прорубленная осенью 1743 года в ходе изысканий капитана Зверева по подводу воды в Царское Село.

Баболовская дорога

    Продолжение этой просеки за пределами Баболовского парка известно под названием Подкапризовой аллеи. Другой весьма старый объект, который, к сожалению, очень плохо сохранился – Виттоловский канал, вырытый в 1749 году. Кстати, руководил строительством канала тот же офицер, которого пригласили помочь гражданским архитекторам построить правильные, с точки зрения военной фортификации, бастионы Зверинца – Пётр Островский (подпоручик в 1748 году, а через два года уже капитан).

Виттоловский канал. Современное состояние

    Ещё одна, как мы уже сказали выше, распространенная ошибка – в утверждении, что на месте Баболовского дворца в 1780 году был построен «деревянный дом усадебного типа». Но из архивных документов следует, что весной 1779 года императрицей Екатериной II принимается решение о возведении для его светлости князя Григория Александровича Потемкина на берегу вновь образовавшегося при запруде реки Кузьминки пруда любопытного деревянного строения. Строительством дома руководил сержант Преображенского полка Александр Старов, а командиром этого полка с 1774 по 1783 год как раз был сам светлейший князь.
     Этот одноэтажный деревянный дом состоял из 8 помещений. Среди них были: Большой зал с 12 нижними и 11 верхними окнами, четыре помещения с девятью окнами, помещения для ванны с 4 окнами. Ванна была обложена орлянской плиткой, с деревянной галереей поверху, с лестницей вниз, также имелась лестница из ванны на пол. Имелись также галерея с пятью окнами и помещение бани с котлом для нагрева воды, а также изразцовые печи для отопления дома. Невдалеке было построено и небольшое здание для кухни. В конце июня 1781 года в честь открытия нового дома был сделан большой фейерверк.
       Вероятно, этот удалённый от резиденции «развлекательный комплекс», включавший баню, большую ванну, а также покои для отдыха и пиршества, очень понравился императрице, раз спустя всего полтора года - в ноябре 1782 года - она принимает решение на месте старого дома построить новый, каменный, причём с тем же набором помещений и с новой ванной, отделанной серым и белым итальянским мрамором, с медным краном и сливным отверстием, прикрываемым специальной крышкой.

Опись помещениям нового каменного дома 1783 года

    Мраморная ванна была большая - диаметром две сажени один аршин и три четверти (т.е. 5,5 метров!), а вышиной два аршина и три вершка (155 см). Новая гранитная ванна, изготовленная Самсоном Сухановым вчерне в 1818 году, была диаметром 5,25 метра и 1,95 см высотой. Однако она долго стояла без дела – работы по переустройству дворца начались только в 1824 году. Разобрали старое помещение вместе с мраморной ванной, после установки новой гранитной ванны в августе 1824 года артель Суханова приступила к её полировке. Затем, судя по заключённому контракту, он должен был сделать отверстия для слива воды и для установки двух кранов – для подачи горячей и холодной воды.

 

Гранитная ванна в Баболовском дворце

    Увы, смерть Александра I приостановила работы по Баболовскому дворцу на пару лет. Судя по всему, новый император не захотел оплачивать все предусмотренные проектом Стасова устройства: не видно места для подвода свинцовых труб и отверстий для кранов, нет подставок под ванну в виде черепах, да и существующее отверстие на дне ванны больше похоже на технологическое, сделанное для центровки над заранее подготовленным стоком.

 

Сток для воды из ванны в подвале дворца

    Почему император не захотел закончить «банно-развлекательную» задумку своего старшего брата, мы точно не знаем, но именно благодаря Николаю I сложилась современная структура Баболовского парка, который он хотел видеть как место уединения и отдыха для себя и своей семьи. Это по его личному указанию были проложены большинство дорожек парка, а также по его решению участок Парковой улиц от Орловских до Баболовских ворот имеет пару изгибов около современного института имени Турнера.

ЛИЧНЫЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ПАРК
       Парк в николаевское время выглядел совсем иначе: никакого густого леса, территория была максимально открытой. Этот подход был заложен с самого начала паркового строительства в Царском Селе при Николае I. В 1827 году садовником Ляминым были предложены «Практические наставления к содержанию царскосельских садов в порядке и чистоте». Одним из первых пунктов этого Наставления был следующий:
«Красу садов и парка составляют:
Луга и газоны;
Аллеи, лесные куртины, одиночные деревья и разный кустарник;
Цветы;
Воды;
Дороги;
При хорошем всего этого состоянии и отличной чистоте».

      Уделялось также внимание тому, какие сорта деревьев надо сажать, чтобы учитывалось эстетическое восприятие парка в разные времена года. Например, выделялось такое понятие, как «красный лес», в него входили дуб, клён, вяз, ясень, рябина, терновник.
    Таким образом, мы можем представить себе требования, предъявлявшиеся к парковому искусству в начале XIX века российским императором, который решил отойти от пышных и парадных форм резиденции к паркам «личного назначения». Баболовский и, частично, Александровский парки в 1840-е годы можно считать теми образцами, где эти подходы были воплощены в полной мере: большие открытые пространства на которых располагались небольшие группы деревьев, включая одиночные, извилистые дорожки и минимум архитектурных форм.

Открытое пространство в Баболовском парке

    Ещё одним подтверждением этого перехода к парку личного характера, парку поместья, служит непривычная для нашего времени утилитарная составляющая. Открытые пространства активно использовались не только для красоты, но и для и сенокоса, а скошенная трава использовалась по своему прямому назначению - в качестве корма для животных. В той части парка (левый берег Кузьминки), где исторически были крестьянские сенокосы, жители деревень Соболева и Александровка продолжали косить траву для своих нужд: у первых было 17 десятин, у вторых – 92 десятины. В другой части парка (правый берег) покосы площадью 135 десятин использовались в качестве «сырьевой базы» императорской фермы. Около Баболовских ворот был построен специальный сарай для хранения сена, а недалеко от Баболовского дворца – летний телятник.
     Другой популярный «бренд» Баболовского парка – аллея серебристых ив, которую иногда считают образцом старинной парковой работы. Действительно, аллея очень красива, особенно ранней осенью, когда среди разноцветных листьев окружающего леса вдруг постепенно начинало проявляться нечто, напоминающее слегка размытое серебристое облако.

Ивовая аллея

      И только подойдя вплотную, вдруг понимаешь, что перед тобой аллея из старых ив. Но – не старинных (хотя бы потому, что ива серебристая редко доживает до 150-летнего возраста). Эти деревья были посажены достаточно поздно – в конце XIX века, а может быть, и в самом начале XX-го, поэтому их можно считать самыми последними примерами посадок императорского периода. Дорожка, вдоль которой они растут, была создана только в 1882 году как составная часть  мягкой дорожки для верховой езды, кольцом проходившей через Баболовский и Александровский парки. Решение о создании этой верховой дороги принимал лично Александр III, подробно указывая, где она должна была проходить.

Верховая дорожка

     На протяжении долгого времени, включая вторую половину XIX века, место, по которой проходит эта аллея, было большим полем, на котором находился сенокос крестьян деревни Соболевой. В 1930-х – начале 1940-х годов, когда эта часть парка и Баболовский дворец находились в ведении лётной школы - с левой стороны ивовой аллеи (если идти от Новобаболовской дороги) находился стадион, а с правой стороны, где сейчас лес, стоял их полевой лагерь.

Аэрофотосъемка Баболовского парка 1939 года

     И это лишь небольшая часть того, что можно рассказать о подлинной истории Баболовского парка, которая вовсе не нуждается в приукрашивании и мифологизации. Вопрос только в другом: насколько эта подлинность нужна окружающим…

Александр Потравнов, Татьяна Хмельник

Гранитная чаша в Люстгартене — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гранитная чаша в 2004 году Шов на месте раскола чаши в 1981 году Остатки Большого Маркграфского камня в Рауэнских горах

Гранитная чаша в Люстгартене (иногда ваза, нем. Granitschale im Lustgarten) — одна из достопримечательностей германской столицы. Произведение скульптуры, известное как одно из чудес света эпохи бидермейера, стало признанным шедевром технической мысли своего времени. Чаша из гранита диаметром 6,91 м и весом почти в 75 тонн установлена под открытым небом в берлинском Люстгартене перед входом в Старый музей в 1831 году и является самой крупной чашей, изготовленной из цельного камня. Находится в собственности Немецкого исторического музея. У берлинцев гранитная чаша получила прозвище «Суповая миска»[1].

В 1826 году на Академической выставке в Берлине строительный инспектор и мастер по камню Кристиан Готлиб Кантиан продемонстрировал образцы выполненных им круглых чаш из гранита: одну гранитную чашу диаметром в 6 футов (1,83 м) и ещё две чаши поменьше. Английский посланник Уильям Кавендиш высоко оценил экспонаты и заказал каменную чашу для себя. Узнав об этом заказе, король Пруссии Фридрих Вильгельм III поручил Кантиану изготовить гранитную чашу лучше, чем для британца, чтобы «величайшее произведение искусства осталось в стране». Кантиан пообещал королю изготовить чашу диаметром в 17 футов (5,34 м), которая превзойдёт порфировую чашу в зале «Ротонда» в Ватикане. Под этот заказ Кантиан присмотрел Большой Маркграфский камень в Рауэнских горахrude на юго-востоке Бранденбурга, весивший ориентировочно 700—750 тонн. Согласно экспертным заключениям этот красный гранит насчитывал 1420 млн лет и переместился в Рауэн из Карлсхамна на юге Швеции во времена Заальского или Вислинского оледенений.

Заготовка под гранитную чашу была отсечена от более крупного из двух Маркграфских камней в сентябре 1827 года. После первого обследования камня Кантиан доложил королю о том, что из полученного куска можно было изготовить чашу ещё большего размера, в 22 фута (6,90 м), и король согласился. Первоначально гранитную чашу работы Кантиана предполагалось установить в ротонде возводимого Шинкелем Королевского музея, но теперь её было решено установить перед главным входом в музей.

Каменотёсные работы над заготовкой начались в Рауэнских горах в мае 1827 года, ежедневно трудились 20 рабочих. Обработанная на месте заготовка чаши, весившая уже 70—75 тонн, с помощью деревянных катушек была перемещена к Шпрее за шесть недель для транспортировки в Берлин по воде. Потребовалось 45 человек, чтобы перегрузить чашу на специально построенное для неё деревянное судно. Полировальные работы было решено произвести в Берлине во избежание царапин и повреждений во время длительной перевозки в столицу.

Чаша прибыла в Берлин 6 ноября 1828 года и была помещена рядом с намеченным местом установки у Старого музея в специально возведённое здание с паровой машиной мощностью в 10 лошадиных сил. Шлифовальные и полировальные работы с помощью паровой машины продолжались в течение двух с половиной лет. При шлифовании были обнаружены три трещины, которые могли возникнуть как по естественным причинам, так и при отсечении заготовки в Рауэнских горах. Старый музей открылся в 1830 году. Гранитная чаша на невысоком постаменте, позволявшем заглянуть в неё сверху, была установлена перед музеем в следующем году.

В годы Веймарской республики Люстгартен стал местом проведения многочисленных митингов и демонстраций. На гранитную чашу забирались зеваки, полированная поверхность чаши при этом получила повреждения. В 1934 году чашу, мешавшую нацистам маршировать, перенесли к северу от Берлинского кафедрального собора, а Люстгартен замостили. Во время Второй мировой войны чаша получила повреждения от попавших в неё гранат. После войны Люстгартен стал частью новой площади Маркса и Энгельса. В 1981 году по случаю 200-летнего юбилея Шинкеля гранитную чашу решили вернуть на её историческое место, но при транспортировке она раскололась. Чашу удалось собрать, но шов скрыть полностью не получилось. В ходе реставрации Люстгартена, проводившейся в 1997—1999 годах, пьедестал чаши из серого лужицкого гранита был заменён на красноватый гранит из Франции.

  • Sybille Einholz: Die Große Granitschale im Lustgarten. Zur Bedeutung eines Berliner Solitärs. In: Der Bär von Berlin. Jahrbuch des Vereins Geschichte für Berlin 46, 1997, S. 41-62.
  • Dominik Bartmann, Peter Krieger, Elke Ostländer, Nationalgalerie Berlin Staatliche Museen Preußischer Kulturbesitz (Hrsg.): Galerie der Romantik. Nicolai, Berlin 1986 f, ISBN 3-87584-188-3, S. 148—150.
  • Ludwig Scherhag, Bundesinnungsverband des Deutschen Steinmetz-, Stein- und Holzbildhauerhandwerks (Hrsg.): Der Steinmetz und sein Material. Natursteinarbeiten in Deutschland. Beispiel Berlin. Ausstellungskatalog. Ebner, Ulm 1978..
  • Ludwig Friedrich Wolfram: Lehre von den Baustoffen. Erste Abtheilung. Von den natürlichen Bausteinen. In: Vollständiges Lehrbuch der gesamten Baukunst. Hoffmann, Stuttgart / Wien 1833—1835.

«Народные бренды СССР»: авоська и «балабановские» спички

Предлагаем вспомнить о вещах, которые, говоря современным языком, можно назвать «Народными брендами СССР».

На фото: кадр из фильма «Гостья из будущего» (1985 г.): вместе с  шестиклассником Колей Герасимовым в будущее попала и «примета эпохи» – сумка-авоська. 

Авоська

Изобрели эту удобную хозяйственную сумку-сетку не оте­чественные технологи «легенькой» промышленности, а оборотистый чех-капиталист по имени Вавржин Крчил на исходе XIX века. А вот название, говорят, придумал советский писатель Владимир Поляков в 30-х годах прошлого столетия. В народ же оно ушло с легкой руки, вернее, с острого языка артиста Аркадия Райкина. Во времена, когда продуктовые прилавки оскудели, в одном из своих монологов популярный сатирик говорил примерно так: «А это вот авоська! Авось-ка я что-нибудь домой в ней принесу...».

В сложенном виде эти сумочки, сплетенные из хлопчатобумажных или шелковых ниток, занимали исключительно мало места, легко помещаясь в карман брюк, пальто, плаща и т. п. Ёмкость же их была поистине фантастической!

В одной авоське, сдается мне, легко помещался недельный запас продуктов на среднестатистическую советскую семью!

Молодое поколение спросит: а почему же вы, стареющие предки, не пользовались обычными полиэтиленовыми пакетами? Они ж удобные, вмещают в себя пуды еды и не такие «откровенные» (не видно, что несешь)? Отвечаю: потому что не было в 60-80-х годах таких пакетов в СССР. Отсутствовали напрочь.

Да и нечего было скрывать гражданам друг от друга – жили все примерно одинаково. Наоборот, авоська порой помогала своему владельцу возвыситься в глазах окружающих. Купил, допустим, Иван Иваныч палку «Докторской» или пять кило мандаринов. Или сыра хорошего шматок, да импортных курей парочку. Не из-под прилавка купил дефицитные продукты, не с «черного хода» (такой товар обычно прятали в портфели и сумки с непрозрачными стенками), а честно, отстояв здоровенную очередь. И вот идет он по городу, едет в общественном транспорте, подходит к подъезду, где бабушки на скамейке, и – ловит отовсюду завистливые взгляды. И самооценка его возрастает! Он уже не рядовой инженер (слесарь, учитель, комбайнер), а Несравненный Охотник, Добытчик-Каких-Мало и немножечко даже Хозяин Жизни! На вопрос: «Где брали?», он с чувством недосягаемого превосходства отвечает: «В «Диете» на проспекте Ленина. НО ТАМ ЭТОГО БОЛЬШЕ НЕТУ – КОНЧИЛОСЬ!» Занавес. Еще один акт человеческой комедии сыгран!

Зимой авоська брала на себя функции холодильника. Ее вывешивали за окно, укомплектовав скоропортящимися продуктами, купленными впрок. Холодильники тогда были маленькими, всех запасов не вмещали. Злоумышленники авоськи срезали. Был такой промысел – на длинном шесте прикручивали лезвие, доставали до 3-го этажа и даже выше…

Авоська в рекламе Dolce&Gabanna c участием Мадонны

Птицы тоже времени даром не теряли – уцепившись коготками за сетку, расклевывали вдребезги ледяные пельмешки, куриные тушки, колбасы и прочую еду…

В 70-х в моду вошли сетчатые, вернее – решетчатые сумки из пластика жизнерадостных тонов – розового, голубого, лимонно-желтого. Они были сборно-разборные, стенки и боковины крепились между собой по системе «шип-паз».

А еще были складные авоськи с круглым дном, сплетенные из металлической проволоки. Потянешь за ручки вверх, сумка расправляется. Хозяйки использовали их для переноски куриных яиц, стеклотары в пункты приема, а рыбаки – для ловли рыбы и раков. Рыбу отдавали хозяйкам, а с раками пили пиво.

Сетки из металлической проволоки с плоским дном предназначались для яиц, но их использовали и для других продуктов

«Балабановские» спички

В Советском Союзе было несколько фабрик, выпускавших спички. Но самыми популярными, самыми «народными», были те, что делались в соседней Калужской области, в городке Балабаново. Сто миниатюрных прямоугольных палочек из дерева, уложенных в деревянный (с конца 70-х – картонный) коробок стоили 1 копейку. Столько же, сколько стакан воды без сиропа. Но спички были гораздо нужнее газировки! С их помощью зажигали газ на кухне, костры в лесу, от них прикуривали и пр. и пр. Спичкой можно было заложить книгу, использовать как зубочистку или ушную палочку. Из спичек умельцы строили миниатюрные модели кораблей, знаменитых храмов, дворцов и прочих зданий…

По своим «техническим характеристикам», кстати говоря, советские спички в 50-х годах были признаны лучшими в мире! Говорят, в этом была заслуга Иосифа Виссарионовича Сталина. Будто бы собрал он как-то у себя в кабинете всех главных «спичечников» страны. Рассадил их за столом, достал трубочку свою и стал ее раскуривать. Зажжет одну спичку – она гаснет. Зажжет другую – то же самое. И так раз десять. Спрашивает: «Поняли? Пока свободны». Отпившись валерьянкой, директора вернулись по местам и стали работать с технологами и химиками на предмет совершенствования спички. В результате дерево начали обрабатывать специальной жидкостью, а в состав «головки» вошли новые горючие, но безопасные вещества. В 70-90-х годах спичечную головку несколько раз пытались сделать «повеселее», заменив классический коричневый цвет на зеленый, розовый и даже желтый. Но инициатива почему-то не прижилась.


Спичечные этикетки в СССР – популярный рекламный носитель и предмет коллекционирования

Спичечные коробки – тоже нужная штука. Их использовали для хранения кнопок, семян, бисера, а также как временное узилище для пойманных жучков-паучков. В них же укладывали и относили в лабораторию один из известных медицинских анализов.

Длина коробка составляла ровно 5 см, ими иногда что-нибудь измеряли, если не было под рукой рулетки или линейки. Например, ширину шкафа в мебельном магазине…

Именно с этикеток «балабановских» спичек советские филуменисты начали формировать свои коллекции.«Плитспичпром. Балабаново» – это звучит гордо!

Продолжение следует.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о