Баболовский дворец и Царь-ванна. Реставрация или консервация? (2 часть)
В очередной уик-енд, когда лето было на исходе, а за окном не было проливного дождя, решили мы показать нашему гостю из Москвы гранитную царь- ванну в Баболовском парке, любимую нашу царскосельскую достопримечательность. Рассказ о гранитной ванне уже был в нашем фотоблоге. Поэтому будем считать, что это 2 часть, благо, что увидели мы в этот раз много нового и интересного.
Царь-ванна. Как добраться
В общем, особо не рассуждая, мы через какое-то время парковались у отеля «Потёмкин», бывшего профилактория ижорского завода. От отеля до развалин Баболовского дворца — рукой подать, всего 10 минут пешком. Однако, памятуя, что в прошлую прогулку к гранитному исполину нам пришлось «договариваться» с местным охранником, мы решили проверить содержимое кошельков на предмет мелкой наличности. И, естественно, её не оказалось! Одинокая купюра в 5 т.р. несколько превышала отведённый лимит на посещение царь-ванны. Выход был найден быстро- кофепитие на открытой веранде отеля «Потёмкин», откуда и был сделан этот снимок.
На другой стороне Баболовского пруда виднеется мост-плотина, собственно туда-то нам и надо.
Обнесённый синим забором Баболовский дворец, в круглой купальне которого и спрятана от постороннних глаз гранитная ванна — шедевр камнетёсного искусства с непонятной историей происхождения. Подробно о истории создания гранитной ванны можно прочитать здесь.
Окрестности Баболовского дворца
Историческое фото Баболовского дворца, сделанное с того же ракурса, что и фото выше.
Удивительная по своей красоте полукруглая плотина.
Юный исследователь объясняет принцип работы плотины.
Смотреть можно бесконечно.
С другой стороны, всё более прозаичней.
Неподалёку разместился уютный родничок.
Баболовский дворец — место, где находится Царь-ванна
Мы у забора Баболовского дворца. Кем-то найден совсем бюджетный вариант осмотра исторического артефакта. Но, не это удивило нас. Даже через забор мы увидели деревянные леса и устроенные навесы над руинами Баболовского дворца. С нетерпением зовём охрану!
Мы внутри! Ну, наконец-то хоть что-то сдвинулось с мёртвой точки!!! В прошлой части про баболовскую ванну мы сетовали, что никому нет дела до нашего прошлого, и негодовали, что поистине уникальные здания и экспонаты гибнут открытые всем дождям, ветрам, снегам и государственному равнодушию.
Добротно сделаные навесы, частично закрытые цементными плитами проёмы, натянутая зелёная строительная сетка…
Очень отрадно наблюдать, что началось хоть какое-то движение по сохранению исторического объекта (Баболовский дворец) и уникальнейшего экспоната (Баболовская ванна).
Проёмы стрельчатых окон «укрепили» деревянными подпорками. Однако, назначение этих подпорок не до конца ясно. Какой-либо поддерживающей функции они не несут.
Очень хочется верить, что полномасштабная реставрация Баболовского дворца не за горами, в ходе которой уйдут в прошлое неприглядные следы советской «реставрации».
Удивительная Царь-ванна
У входа в помещение купальни, где находится царь-ванна. Интересно, нашёлся хоть один человек, который находясь в метре от заветной цели внял этим запретам?:)
Вот она, красавица!
Трудно сказать, сможет ли деревянный навес спасти ванну при обрушении кирпичного купола купальни, который находится в аварийном состоянии. Однако, это лучше чем ничего! Шлём всем лицам, причастным к спасению царь-ванны, слова большой благодарности!
Гость из Москвы не может скрыть своей радости!
Я же в очередной раз испытываю трепетный восторг.
Загадка Царь-ванны
Каждый раз восхищаюсь филигранной обработкой поверхностей ванны и не могу поверить, что это дело рук мужиков в лаптях… Стоит понимать, что для того чтобы придать гранитному блоку форму окружности необходимо произвести десятки миллиардов ударов молотком по скарпелю (скарель- инструмент камнетёсов, по виду напоминает долото). Ещё такое же количество усилий потребуется для обработки внутренней поверхности ванны. Не стоит забывать, что победитовых скарпелей в то время не было, а обычный стальной скарпель после 3-4 ударов по граниту необходимо было бы заново затачивать. В общем, титанический труд…..титанический труд настолько, что в него верится с трудом.
А ещё необходимо было отшлифовать все поверхности…
Гость из Москвы находится в полной эйфории от увиденного!
На дне ванны сливного отверстия увидеть не удалось, хотя, утверждается, что оно где-то есть, размером с 5-ти рублёвую монету (2-3 см в диаметре). Трудно назвать дырочку такого размера сливным отверстием. Очевидно, что для опорожнения ванны объёмом 25 куб. метров такой дырочки, мягко говоря, будет маловато.
Дно царь-ванны.
Вот на таких 4-х гранитных блоках покоится 48-тонный гранитный исполин. Существовало мнение, что воду в Царь-ванне нагревали разводя под ванной костёр. Однако, здравый смысл подсказывает, что развести под ванной костёр в столь небольшом пространстве между полом и дном ванны попросту невозможно. Да и как вообще возможно использование открытого огня в обособленном помещении купальни без соответствующих вентиляционных шахт?
Заглядываем под ванну. Видно, что необработанную поверхность дна ванны не касались умелые руки былинного камнетёса Самсона Суханова.
Купальня Баболовского дворца
Вдоволь насмотревшись на ванну, поднимаем взгляд на кирпичные своды купальни. Что интересно, Баболовский дворец, в ходе артиллерийских обстрелов во времена Великой Отечественной войны был превращён в руины. Во дворце до войны размещалось подразделение 100-й авиационной бригады Ленинградского военного округа, поэтому фашисты не жалели боеприпасов. Однако, каким-то непостижимым образом, ни один из выпущенных по дворцу снарядов не попал в купальню. Видно, что кирпичные своды купальни Баболовского дворца не касалась рука советского «реставратора». Счастливое провидение?
Магия естественного освещения.
Видно, что из кирпичного купола уже выпали несколько кирпичей. Радуемся, что работы по консервации Баболовского дворца наконец-то наступили, и как оказалось, весьма вовремя. Разрушение кровли — это стремительный процесс. Одной зимы было бы достаточно, чтобы безвозвратно потерять исторический памятник архитектуры. Предполагаем, что при обрушении кровли, на восстановлении Баболовского дворца можно было бы поставить крест.
Остов чугунной лестницы, которая когда-то вела к расположенной вокруг ванны площадке.
Историческое фото интерьера купальни. Мы думаем, что площадка вокруг царь-ванны носила функции смотровой, т.к. никаких перил, облегчающих спуск в ванну и подъём из неё, предусмотрено не было.
Удивительно, что хоть что-то осталось после охотников за металлоломом.
Остатки декоративного орнамента лестницы, в оспинах ржавчины.
Уцелевшие кронштейны смотровой площадки.
За остатками или останками лестницы виднеется дыра, ведущая в подземные галереи Баболовского дворца.
Манящее своей таинственностью подполье купальни. Кусаем себе локти, что не захватили с собой фонари для тщательного изучения подземных интерьеров дворца. Зато есть повод наведаться в это удивительное место в 3 раз.
Реставрация по-советски. Стены павильона Царь-ванны носят следы многочисленных реставрационных работ.
Таицкий водопровод у стен Баболовского дворца
Попрощавшись с любезным охранником, осматриваем окрестности Баболовского дворца. И …натыкаемся на остатки исторического водопровода.
Как выяснилось позднее, это остатки Таицкого водовода, питавшего водой всю систему царскосельских прудов и бравшего своё начало от подземных ключей, бивших недалеко от деревни Тайцы.
По одной из версий, императрица Екатерина II, причислявшая таицкой воде живительные свойства, возжелала построить себе некое подобие современного СПА-салона, который впоследствии был почему-то назван Баболовским дворцом. В этом кроется отгадка странной, абсолютно не свойственной эпохе того времени, ассиметричной формы дворца. Есть ли ещё где-то подобный дворец, в котором, центральное место занимает не бальный зал, а купальня?
Здесь видимо осуществлялся сброс воды в Баболовский (Большой) пруд.
А это- делитель потока Таицкого водовода. На заднем плане видна траншея или, как правильно говорить, открытая галерея водовода.
В открытых источниках, нам удалось обнаружить рисунок, дающий какое-то представление о найденных нами инженерных сооружениях. Жаль, на схеме не указан подвод воды к Царь-ванне. Так бы одной загадкой меньше стало.
Поражающая воображение купальня Баболовского дворца.
Прогулка по Баболовскому парку
Полузаросший Серебряный пруд, не потерявший своей пасторальной привлекательности.
Ещё один умиротворяющий пейзаж
Мы возвращаемся. В далеке виднеется отель «Потёмкин», где мы приятно испили кофе, в начале нашей фотопрогулки.
Под развесистой кроной обнаруживается оборудованное место для VIP-шашлыков. В первый момент, негодуя, принялись пинять на горе-шашлычников за оставленный мусор. Однако, при ближайшем рассмотрении мусора не обнаружилось. Мангалы, кресла, мешок с углями и бутыль с водой.
Прощальный взгляд.
Любимое место.
восьмое чудо света (г. Пушкин, Баболовский парк)
В одном из укромных уголков Баболовского парка, недалеко от основных экскурсионных маршрутов, на берегу речки Кузьминки, располагаются руины Баболовского дворца. Это и есть основная цель нашей поездки. Ведь именно здесь прячется от посторонних глаз легендарная Царь — ванна, сооружение вызывающее до сих пор массу споров, дискуссий и сомнений.
Где находится Царь-ванна. История Баболовского дворца
История Баболовского дворца началась с июля 1785 г., когда императрица Екатерина II пожаловала своему фавориту князю Г. А. Потёмкину баболовскую купальню, изначально сделанную из дерева. Возводить на месте деревянной купальни кирпичное строение взялся архитектор И.В. Неелов. По тем временам, предложенная Нееловым свободная, ассимитричная, без излишней вычурности архитектурная композиция дворца была смелым и новаторским решением. Дворец предназначался для непродолжительного летнего отдыха и частных приёмов. Баболовский дворец состоял из гостиной, двух спален, подсобных комнат и помещения для ванны. Изначально во дворце, для купания в жаркую погоду или после бани, имелась ванна, выложенная внутри мрамором с подводом проточной воды от Таицкого водовода. Царь-ванна, о которой пойдёт в дальнейшем речь, была изготовлена только спустя 35 лет.
Как гласит официальная история, в 1811 году по велению Александра I придворным инженером А.А. Бетанкуром был сделан заказ на изготовление гранитной ванны исполинских размеров петербургскому мастеру каменных дел Самсону Суханову, который в 1818 сдал свою работу. И всего через несколько лет, а именно с 1823 и по 1825, под руководством известного архитектора В.П. Стасова произошла очередная реконструкция Баболовского дворца. Основной целью реконструкции являлось увеличение помещения для ванны и замена старой мраморной ванны на новую гранитную.
Как видно по фотографиям, в настоящее время, Баболовский дворец представляет собой печальное зрелище. После революции 1917 г., здание дворца было перепрофилировано новой властью под военные нужды. Во дворце размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа. Являясь военным объектом Баболовский дворец подвергся бомбардировкам со стороны фашистской авиации и был превращён в руины. По счастливой случайности, во время обстрелов купальня не пострадала и уникальная Царь-ванна осталась неповреждённой. Кстати, существуют свидетельства, что немцы хотели переправить гранитного исполина в Германию, однако справиться с 48-тонной ванной им оказалоь не под силу.
Долгие годы остатки Баболовского дворца продолжали разрушаться под дождём, солнцем, снегом…
В 80-е годы была предпринята жалкая попытка проведения реставрационнных работ. «Реставраторы» в некоторых местах восстановили кирпичную кладку. Но глядя в живую, понимаешь, что уровень качества работ таких «реставраторов» применим разве что для строительства овощехранилища. А с наступлением эры рыночных отношений и эти работы сошли на нет. В 2014 году территорию Баболовского дворца огородили синим заборчиком и посадили у входа маргинального вида охранника. Он-то, за символическое вознаграждение, и осуществил наш беспрепятственный доступ к цели нашей поездки.
Вот через этот пролом мы впервые увидели восьмое чудо света — баболовскую Царь-ванну!
Размеры Царь-ванны
Царь-ванна просто поражает воображение. Её характеристики не поддаются логическому объяснению:
- Вес: 48 тонн
- Высота: 1,955 м
- Глубина: 1,151 м
- Диаметр: 5,330 м
- Объём: около 25 куб.м или около 2000 вёдер воды.
Загадка Царь-ванны
Размеры ванны впечатляют… Но как же, чёрт возьми её сделали? По официальной версии, ванна была вырублена из цельного куска красного гранита массой более 160 тонн, который приволокли с каменоломни одного из финских островов. Абсолютно непонятно как дотащили глыбу гранита весом в 160 тонн, когда эпоха электричества и паровых двигателей ещё не наступила, а поблизости не наблюдается каких либо водных коммуникаций или хороших дорог.
Качество обработки гранитной поверхности высочайшего уровня. Создалось впечатление, что гранитную заготовку вырезали на гигантском токарном станке.
Стоит помнить, что в то время не было твёрдосплавного камнерезного инструмента, а стальные зубила (скарпеля), которыми пользовался Суханов требовали заточки через каждые 3-4 удара по граниту. Общий объём проведённых работ выглядит просто фантастическим.
Каким образом удалось добиться таких фантастически правильных форм? Ведь вся работа выполнялась вручную: гранит, молоток и скарпель.
На дне ванны сливного отверстия обнаружено не было. Очередная загадка. Ведь потребуется неимоверное количество усилий для вычерпывания из ванны несвежей воды. В связи с этим возникает вопрос: а ванна ли это?
Феноменальный уровень обработки гранита.
И на последок ещё одна очень важная загадка. В непосредственной близости от протоптанных туристических троп, находится поистине уникальный исторический артефакт, который привлечёт к себе десятки-сотни тысяч туристов, готовых за право посмотреть на него платить немалые деньги. А что имеем по факту: многолетнии руины дворца и спрятанный за синим забором, подальше от людских глаз, уникальный исторический объект. Что это? Умышленное сокрытие информации о объекте, происхождение которого непросто объяснить?
P.S. Как показал небольшой опросик, большинство опрашиваемых местных жителей, проживающих в Царском селе (г. Пушкин) ничего не слышали о ванне…..
В продолжение истории о Царь-ванне, приглашаем вас посмотреть ещё одну нашу прогулку, в этот укрытый от посторонний глаз уголок, состоявшуюся через год после написания этого блога — Баболовский дворец и Царь-ванна. Реставрация или консервация.
Царь-ванна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 марта 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 марта 2019; проверки требует 1 правка.Царь-ванна[1][2] (или Баболовская чаша, или Баболовская ванна) — чаша, сделанная из цельного гранита, весом 48 тонн, высотой 1,96 метра, диаметром 5,33 метра и глубиной 1,52 метра[3]. Находится в Баболовском дворце в Царском селе. Примерный объём ванны составляет 23 куб.м. или около 1900 вёдер, хотя в статье П. Свиньина («Отечественные записки», 1818) указывается вместимость в 800 вёдер[4].
Впервые ванна упоминается в 1818 году в статье П. Свиньина, помещённой в журнале «Отечественные записки»[5].
Предположительно чаша была заказана инженером А. А. Бетанкуром каменотёсу и подрядчику Самсону Суханову. Мастер для этого попросил доставить кусок гранита с вкраплениями лабрадора весом более 160 тонн. Затем её полировали с 1818 по 1828 год. Работа была проделана воистину ювелирная, так как толщина стен чаши (45 см[6]) является минимальной толщиной для того, чтобы выдержать вес чаши, наполненной водой.
Директор Санкт-Петербургского минералогического общества профессор Я. Зембницкий в книге «Об употреблении гранита в Санкт-Петербурге» (1834) отмечал:
Сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита[3][7]
Писатель и историк Павел Петрович Свиньин писал в «Отечественных записках» за 1818 год:
Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани… Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времён египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства…[1][8]
- Рубан В. М. Баболовский дворец и творение мастера Суханова / Рецензенты Ю. М. Прозоров и И. П. Саутов. — СПб.: Наука, 2003. — ISBN 5-02-027101-2.
Баболовский дворец и Царь-Ванна — — Ответь мне, ты почему пишешь?
Итак, мы покидаем Царское Село, прощаемся с Федоровским городком и отправляемся в Баболовский парк.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Название императорского Баболовского парка происходит от находившейся поблизости деревни с финским названием Пабола, со временем превратившимся в «Баболова». История парка неразрывно связана с существовавшей здесь Баболовской мызой, подаренной императрицей Екатериной II князю Григорию Александровичу Потемкину Таврическому, и где в 1780 году был построен деревянный дом усадебного типа. Находится он совсем рядом, но мало кому известен, ведь в отличии от Екатерининского и Александровского парка, вам не предложат здесь ни полакомиться мороженым, ни посидеть в уютном кафе… правда, и денег за вход не возьмут: можно сколько угодно и абсолютно бесплатно наслаждаться природой и руинами дворца, надёжно сохранившими многотонную гранитную царь-ванну.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
А история Баболовского парка насчитывает почти три сотни лет: первые работы на этой местности начались в 1748-1749 годах — здесь проложили Виттоловский водовод, сооруженный по проекту инженеров И.Зверева и П.Островского. На территории будущего парка находился также западный бастион Зверинца. Проложенные через болото прямые дороги вели в Красное Село и Петербург. Баболовская просека появилась предположительно в середине ХVIII века, но тогда для проезда она не использовалась.
Затем в 1772 г. инженеры-гидротехники Ф.-В. Бауэр, Э. Карбонье, И.К Герард и П. Поздеев начали сооружение Таицкого водовода. В 1773-1775 гг. под руководством И.К Герарда выкопали Баболовский пруд и соорудили Баболовский мост-плотину на реке Кузьминке. В 1775 г. по открытому Баурскому каналу, названному по имени его создателя выдающегося военного инженера Ф.-В. Баура, таицкая вода, которую ждали уже несколько десятилетий, пришла в Царское Село.
Вдоль трассы водовода проходила прогулочная дорога, обсаженная деревьями. Известно, что Екатерина II в 1774 г. осматривала все инженерные сооружения водовода и проехала вдоль него до Тайц.
Баурский канал, пересекал Баболовскую просеку в трубе под мостом, а затем под прямым углом поворачивал на северо-восток. В месте поворота канал, заключенный в подземную трубу, пересекал небольшой холм.
[Мемориальная доска в память сооружения Таицкого водовода — Открыть в новом окне] На откосе устроили Грот из валунов, в котором находилась мраморная доска с памятной надписью: «В счастливое царствование Екатерины II приведена в Сарское Село свежая вода которой оно не имело / Рачением генер. поручика фон Бавера / 1774 ».
В гроте находилась мраморная статуя пустынника или монаха (не сохранилась), поэтому его называли «Монах», а Баурский канал Таицкого водовода — Монахова канава. Для пропуска воды из Черного ручья, притока Кузьминки, под ложем канала устроили каменную трубу. Далее через торфяное болото соорудили искусственную насыпь, чтобы не проникала болотная вода.
Канал заканчивался круглым Гранитным бассейном перед площадью у Орловских (Гатчинских) ворот, откуда вода доставлялась подземной трубой до Виттоловского моста-вододелителя и далее — в пруды Царскосельских и Павловского парков, а также для водоснабжения города. Монолитную чашу бассейна, засыпанную мусором, и сейчас можно увидеть на площади перед Орловскими воротами.
Первый парк был небольшим, но уже к 1820 году начинается освоение прилегающей к нему территории, поросшей густым еловым лесом. В 1850–1860-х годах начинается осушение болот, вырубка части елового леса и посадка лиственного. Вокруг границ парка была проложена круговая дорога, а внутри прорезаны просеки, по которым удобно кататься верхом. Баболовский парк становится излюбленным местом прогулок императоров Александра II и Николая II.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Дворец располагается на окраине Баболовского парка, направо от Баболовской просеки. Своим появлением дворец обязан Екатерине II. В 1780 г. она повелела построить здесь небольшой деревянный дом со службами. Прошло несколько лет, и деревянный дом был разрушен, чтобы на его месте был построен новый каменный дворец.
Архитектор И. В. Неелов представил на невысоком холме на берегу небольшого Серебряного пруда асимметричное по композиции здание. И. В. Неелов подошел к к компоновке объемов Баболовского дворца новаторски. Не связанный здесь существующей планировкой парка, он развертывает на берегу небольшого пруда свободную асимметричную композицию скромного по размерам здания, предназначенного для интимных приемов. Такое решение явилось для того времени смелым, небывалым новшеством, ломкой традиций классицизма, основанных на соблюдении строгой симметрии. Внутренние комнаты дворца были расписаны чудесными фресками, над которыми с лета 1784 года работали «живописного художества мастер» Федор Данилов и «резного и золотарного дела мастер» Ф. Брюлло.
На другой стороне речки должен был быть построен флигель для прислуги, конюшни, каретник. В архитектуре дворца нашли отражение черты английской готики: постройка создана из красного кирпича, окна имели стрельчатые завершения, восьмигранная башня, постройке присуща общая асимметрия, у каждой комнаты был свой выход в сад. Все это делало Баболовский дворец ярким и достаточно экзотичным сооружением на фоне дворцово-паркового ансамбля Царского Cела. Баболовский дворец довольно миниатюрный и имел всего один этаж. Следует заметить, что дворцом эту постройку называли, прежде всего, за роскошно выполненную купальню. Помещение купальни включало в себя две части. В одной из них была собственно ванна, в другой – служебные помещения. В 1785 году Екатерина II пожаловала этот дворец cветлейшему князю Г. Потемкину, тем самым она добилась, чтобы князь был удален от любимой резиденции императрицы. Но дворец оставался в ведомстве мастеров Царского Cела и формально никогда не принадлежал Потемкину. Дворец стоял на достаточно большом удалении, из-за чего мало посещался, был заброшен и уже к 1790 году обветшал.
В 1814 г. дворец был полностью возобновлен архитектором Л. Руска, который заново отделал все помещения, расписав потолки и задрапировав стены ситцевыми тканями, обставив мебелью красного дерева. Обновленный дворец простоял без перемен около десяти лет.
В 1824 году архитектор В. П. Стасов составил план реконструкции здания, с целью увеличения размеров купального зала. Работы по реконструкции продолжались в течение 6 лет. Известно, что здесь Александр I встречался со своей фавориткой, дочерью придворного банкира, барона Вельо, Софьей Иосифовной. Вот что по этому поводу написал Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «На Баболовский дворец»: «Прекрасная! пускай восторгом насладится в объятиях твоих российский полубог. Что с участью твоей сравнится? Весь мир у ног его — здесь у твоих он ног»
В 1823 году тот же Александр I, большой любитель холодного купания, приказал построить в этом дворце ванну, вмещающую 8000 ведер воды. Создана она была по проекту по проекту инженера Августина Августиновича Бетанкура: высотой 192 см, глубиной 152 см, диаметром 533 см и весом 48 тонн. Осуществление проекта Бетанкур доверил Самсону Ксенофонтовичу Суханову, руководившему перед этим работами по созданию Росстральных колонн и Александрийского столпа.
1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. Мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна – 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. После того как были завершены камнерезные работы, вокруг ванны возвели стены – восьмиугольную башню. По периметру помещения на кронштейнах были сделаны чугунные мостки с перилами, спусками, и смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Чарльза (Карла Николаевича) Берда (1766-1843), русского заводчика шотландского происхождения. Историк И. Яковкин считал это изделие «из первейших в мире», а профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита
Работы закончились в 1829 году, а четыре года ранее умер Заказчик (Александр1) и унес с собой в могилу тайну назначения этого необычного сооружения. Как Заказчик хотел его использовать? Дело в том, что в ванне нет сливного отверстия – и даже если предположить, что она должна была исполнять роль бассейна, дающего возможность освежиться в жаркий летний день, остаётся не понятным, как же сменить грязную воду на чистую. Правда, под фундаментом ванны есть коллектор для приема воды, а дно чаши располагается на 1,5 метра выше поверхности близлежащего пруда. Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства. Таким образом, подобно «Царь пушке» и «Царь-колоколу», «Царь ванна» ни разу не использовалась по своему прямому назначению.
Есть ещё одна версия: «масонская». Её сторонники рассматривают Баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Однако, эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.
Там, где есть малейшая загадка, обязательно найдется кто-нибудь, сводящий всё к внеземным цивилизациям или параллельным мирам. Так, некто Ю.Бабиков пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша — элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи..» Но это предположение, конечно, совсем из области научной и псевдонаучной фантастики.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
И парк, и дворец сильно пострадали в период Второй Мировой войны: погибло множество растений, парковый ландшафт «украсили» воронки от взрывов, здание дворца превратилось в руины. Царь-ванну, как одну из диковин, пытались, говорят, украсть дважды: немцы, падкие на раритеты, подогнали к ней множество техники – но не сдюжили, и ванна осталась на месте. Второй раз попытку вывезти прекрасный гранитный бассейн себе в «скромный особнячок» предприняли уже в «лихие девяностые» — но тоже не смогли, не смотря на всё желание и современную погрузо-разгрузочную технику. Баболовское чудо света цепко держится за своё исконное место – но печальное состояние останков дворца, отсутствие финансов на его реставрацию, наводят на печальные мысли. Во-первых, ничто не вечно, и гранит тоже подвержен разрушению; во-вторых, руины дворца и запущенный парк – самое место для «диких туристов», приходящих пожарить шашлычки и потребить их под водочку-пивасик – что тоже вряд ли содействует сохранности произведения артели Суханова. А ещё ходят слухи о том, что на месте Баболовского дворца может появиться гольф-клуб… Вряд ли тогда любой сможет усладить свой взор видом гранитной ванны – но, быть может, она «целее будет»… если, конечно, не помешает новому владельцу территории. Впрочем, место там, вероятно, не каждому в руки пойдёт: все попытки сделать дома отдыха, турбазы и прочие подобные заведения терпели крах. То финансов не хватило, то кризис грянул… Пока только на самой окраине парка отель возвели, и на том дело остановилось…
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
(информация с сайтов:
http://pushkin.ru/encycl/parks/babolovskiy-park.html
http://pushkin.ru/encycl/palaces/babolovskiy-dvorets.html
http://www.diletant.ru/blogs/5455/1829/
http://tsarselo.ru/content/0/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/babolovskii-dvorec.html#.UzG3U86s_Fw
http://а-парк.рф/Babolovskiy_park_v_Tzarskom_Sele-02.html )
Начало поездки
Продолжение следует.
Баболовский дворец и Царь-ванна в Санкт-Петербурге
Баболовский дворец был построен в 1875 году на месте усадебного комплекса, некогда принадлежавшего Григорию Потёмкину. Выдержанный в стиле английской готики, на момент постройки он состоял из семи отдельных комнат, окна которых выходили на живописный английский парк.
Автором изначального проекта был архитектор Неелов. Еще позже, другой архитектор — Старов — дополнил дворец «готическими» элементами. Однако, несмотря на все старания зодчих, комплекс по большей части пустовал. Лишь изредка, в период с 1793 по 1840 там проходили тайные встречи Александра I и дочери придворного банкира — Софьи Вельо.
В начале XIX века весь усадебный комплекс вместе с дворцом перешёл в собственность императорского двора. Здание перестроили в купальню с обширным бассейном. Главный зал украсила мраморная «Царь-ванна», изготовленная из цельного куска мрамора. В ней предполагалось купаться в летние дни. К гранитному «бассейну» вела царственная лестница с перилами.
Самый «непопулярный» из трёх русских «Царей» — десятиметровая, 48-тонная ванна — «подруга» Царь-пушки и Царь-колокола. Подобно своим грандиозным коллегам, баболовская ванна так и не была использована по назначению. И хотя о её существовании мало кто знает, она остается одним из интереснейших культурных, исторических и инженерных памятников.
Идея устройства фантастической купальни возникла как бы сама собой. Вода Таицких источников считалась целебной, однако во дворец она поступала по подземной галерее, которая располагалась на глубине 10 метров под землёй. Возможно, именно перспектива купания в ледяной воде охлаждала пыл многих желающих опробовать чудо-ванну.
Об этой ванне ходят легенды, вокруг неё творятся настоящие чудеса. К примеру, во время войны немцы хотели увезти её из дворца, но не смогли поднять. А в 1990-х «новые русские» собирались перевести её на только что построенную виллу в Ленинградской области, но их попытки также не увенчались успехом. Ванна до сих пор стоит в окружении дворцовых руин.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Баболовский парк. Царское Село. — Про путешествия, ориентирование и про всё — LiveJournal
Когда я заводил этот блог, то думал, что писать буду в основном о путешествиях. Но вот как раз с путешествиями последнее время у меня не очень. Поэтому обратимся к Петербургу и окрестностям. За последние годы интернет-энтузиасты, так сказать, краеведения, набросали тонны текстов и фотографий о каждом камешке в Петербурге и окрестностях. И это, конечно, хорошо. Я тоже хочу с присоединиться к этому краеведческому хору. Любая такая поездка — это тоже маленькое путешествие, а я их очень люблю.Начнём с Баболовского парка в Царском селе. С этим парком у меня связаны хорошие детские воспоминания. В детстве я очень часто ездили гулять в Пушкин и Павловск с родителями. Многие и многие выходные я провёл в этих парках. Зимой мы чаще бывали в Павловске, катались на лыжах и санках, а летом в Пушкине. Больше всего мне нравился Александровский парк. С этими полуразрушенными мостами, развалившимися павильонами, заросшими прудами и каналами. Всё это было больше похож на лес, который когда-то давно в давние, и похоже волшебные времена, был роскошным ухоженным парком. Что же касается Баболовского парка, самого удаленного от вокзала парка в Пушкине, то само его существование было загадочным. Я знал, что он находится за Александровским, но туда мы ходили всего несколько раз. Это для меня были уже настоящие походы, с привалами, термосом и бутербродами. Но почему-то до главной достопримечательности парка, Баболовского дворца, я впервые добрался уже в гораздо более старшем возрасте.
Попасть в Баболовский парк очень просто. Можно доехать на машине, маршрутке или автобусе до Орловских ворот. А можно дойти от Екатерининского дворца, по Подкапризовой дороге разделяющей Екатериннинский и Александровский парки, мимо Китайской деревни дотопать до Баболово. Продолжением этой дороги является прямая как стрела Баболовская просека. Когда дорога выйдет из леса на луг, надо повернуть направо. Метров через двести вы выйдете к пруду с плотиной. На берегу этого пруда и находится дворец, вернее то, что от него осталось. От Орловских ворот до Баболовского дворца идти около 2,5 километров.
Ссылка на Яндекс.карты.
История Баболовского парка началась во второй половине 18 века. Екатерина Великая подарила эти земли князю Григорию Александровичу Потёмкину Таврическому, и он построил на них деревянный дом, а рядом был разбит парк. Название Баболовский он получил от лежащей тогда рядом финской деревни Баболово. Все эти названия окружающих Петербург деревень: Токсово, Рапполово и т.п., несмотря на казалось бы русское окончание «-ово», на самом деле имеют финские корни. Сейчас парк довольно сильно зарос, но всё равно видно, что это не просто лес. Пейзажный парк, который был сначала создан на небольшой площади около дворца со временем разросся, и стал самым большим в Царском Селе (почти 300 га). Превратить обычный лес на болотистых землях к югу от Петербурга в парк — дело непростое, это огромная работа на долгие годы. Вместо заболоченного ельника с лиственном подлеском, который обычно можно видеть в южных окрестностях Петербурга, здесь появились травяные луга, дубовые рощи, были посажены такие породы деревьев, которые сроду не росли в этих широтах: дубы, лиственницы, клёны.
Аллея серебристых ив Баболовском парке
Дореволюционное Царское Село было таким заповедником императорской «идеальной» России. Прекрасные парки, пруды и реки полные рыбы, гусары и кирасиры, совершающие верховые прогулки по аллеям парка, дворцы, павильоны и мосты. Это была царская и великокняжеская резиденция, места дислокации элитных воинских частей, и большинство жителей города так или иначе занимались обслуживанием их потребностей. Весь этот мир был безжалостно уничтожен после семнадцатого года, те люди исчезли без следа, а фашистская оккупация уничтожила и большинство материальных памятников той эпохи. Надо сказать огромное спасибо людям, которые восстановили главные памятники Царского Села после Великой Отечественной Войны. Но вот Баболовский парк и дворец по-прежнему несут на себе ощущение заброшенной и забытой вселенной.
Баболовский дворец
Когда я в первый раз увидел Баболовский дворец, то я был немного разочарован. Во время войны дворец был почти полностью разрушен, а в 70-е годы была проведена не реставрация, но консервация этого памятника. Выглядело это так, как будто старое разрушенное здание укрепили современными бетонными балками и кирпичной кладкой. Примерно также это выглядит и сейчас.
Первый дворец построенный для князя Потемкина Таврического в 1785 году был одноэтажным, он был возведён по проекту архитектора Ильи Васильевича Неелова. Современный вид, вернее тот вид, которое здание имело до войны, он получил после перестройки, осуществленной Василием Петровичем Стасовым в 1824-1825 годах. После Потемкина дворец отошел императорской семье. Утверждается, что император Александр I встречался здесь со своей любовницей Софьей Вельо, дочерью придворного банкира барона Вельо. Причем самым знаменитым распространителем этой сплетни был А.С. Пушкин, который в лицейские годы написал гекзаметром трудно читаемое стихотворение «На Баболовский Дворец»:
Прекрасная! пускай восторгом насладится
В объятиях твоих российский полубог.
Что с участью твоей сравнится?
Весь мир у ног его — здесь у твоих он ног.
К сожалению, сегодня трудно представить, что это ныне довольно загаженное место, когда-то было подходящим для романтических свиданий царственной особы.
Те туристы, которые добираются до Баболовского дворца, в качестве главного приза получают возможность взглянуть на знаменитую гранитную ванну. Это единственное, что сохранилось до наших дней, уцелев во время войны и не пострадав за 60 лет проведенных практически под открытым небом. Заказанная тем самым императором Александром Павловичем, гигантская чудо-ванна была выполнена под руководством мастера Самсона Семеновича Суханова, который известен тем, что работал над созданием колоннады Исаакиевского собора и Александрийского столпа на Дворцовой площади Петербурга. Ванна высечена из единого куска гранита, который был вырублен под Выборгом. А автором проекта был русско-поданный инженер Бетанкур, уроженец далеких Канар, острова Тенерифе. Работа над ванной длилась 10 лет и была закончена в 1828 году, уже после смерти Александра I.
Сейчас попасть внутрь дворца нельзя, но народ пробил заложенное кирпичной кладкой окно. На ванну можно посмотреть, а можно попробовать залезть вовнутрь дворца. Не скажу, чтобы это было безопасно, и нельзя сказать, чтобы там внутри хорошо пахло. Но при определенной осторожности можно это проделать. До войны к ванне вела лестница. Хотя, честно говоря, практическое применение ванны мне не совсем ясно. Купаться в холодной воде в гранитной ванне в нашем климате — это на любителя. А устройства для подогрева воды вроде было не предусмотрено. Разве, что костер развести под гранитом, но так недолго купающихся господ и сварить.
Другие достопримечательности парка
Давайте немного посмотрим на другие достопримечательности Баболово.
Мосты
Парк пересекает царскосельская речка Кузьминка. Перед дворцом она запружена, и разливается в небольшое озерко. Мост-плотина напротив дворца был разрушен во время войны, но он был восстановлен в советский период.
Красносельские и Старокрасносельские ворота
В дорев
Тайна гранитной ванны из Баболовского парка
Что общего между Царь-пушкой, Царь-колоколом и Царь-ванной? Ни один из этих артефактов не использовался по прямому назначению: Царь-пушка никогда не стреляла, Царь-колокол никогда не звонил, а в Царь-ванне, скорее всего, никто никогда не купался.
Но если первые два — экспонаты Московского Кремля — известны во всем мире, то Царь-ванна скромно прячется на окраине Баболовского парка в Царском Селе, в стороне от туристских маршрутов. И это тем более странно, потому что Баболовская чаша — подлинный шедевр камнерезного искусства. Но кто и когда ее сделал — большая загадка.
Чудо в руинах
Что было раньше: курица или яйцо? Над этим вечным вопросом тщетно бились многие поколения схоластов. Но в нашем случае «яйцо» точно было раньше «курицы». То есть сначала установили огромную круглую гранитную ванну и лишь потом возвели вокруг нее стены и куполообразный свод. Впрочем, обо всем по порядку.
Баболовский парк не избалован вниманием гостей Царского Села. Он не изобилует архитектурными достопримечательностями, да и вообще сильно запущен, больше походит на лес. Зато здесь тишина, покой и свежий воздух. А если пройти по главной аллее — Баболовской просеке — почти до ее конца, а потом свернуть направо, то можно выйти к большому пруду, образовавшемуся в том месте, где речка Кузьминка перегорожена мостом-запрудой.
На другом берегу — руины из красного кирпича — все, что осталось от Баболовского дворца, разбомбленного во время Великой Отечественной войны фашистами и до сих пор не восстановленного. Впрочем, развалины обнесены забором, и на воротах висит табличка о том, что здание находится на реставрации. Имеются и охранник, и сторожевые собаки.
Но если вам удастся договориться с ними и заглянуть через пролом в стене внутрь восьмиугольной башни, вашему взору откроется настоящее чудо — гигантская чаша идеально круглой формы, вытесанная из цельной гранитной глыбы, как гласит официальная история, по повелению императора Александра I мастерами петербургской артели Самсона Ксенофонтовича Суханова.
«Произведение Русского Ваятеля»
Каменотесы трудились над царским заказом семь лет — с 1811 по 1818 год. 160-тонная гранитная глыба темно-розового цвета была найдена на одном из финских островов. Где из нее вытесывалась ванна — непосредственно в каменоломне или близ места установки — доподлинно неизвестно. Но в результате получилась чаша, не имеющая себе равных в мире.
Вес ее — 48 тонн, диаметр — 5,33 метра, глубина — 1,52 метра, высота — 1,96 метра. В нее входило до 800 ведер воды. Труд, проделанный каменотесами, можно назвать воистину адским. Например, только для придания гранитному блоку чашевидной формы нужно было сделать десятки миллиардов ударов киянкой по скарпелю (это такой инструмент, стальной стержень, расширенный на одном конце в виде остро отточенной лопатки).
Еще столько же раз надо ударить, чтобы и внешние обводы стали идеально округлыми. К тому же в то время еще не было твердосплавного камнерезного инструмента. Инструменты из простой стали, которыми работали мастера, приходилось затачивать после каждых 3-4 ударов по граниту. Просто диву даешься, как в таких условиях им удалось выполнить чашу идеальной геометрической формы!
Не зря современники восхищались этим уникальным творением. Вот что писал в «Отечественных записках» за 1818 год Павел Петрович Свиньин: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани… Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства…»
Для размещения ванны потребовалась перестройка дворца, осуществленная в 1824-1829 годах по проекту архитектора Василия Петровича Стасова. Причем сначала была установлена ванна, и лишь потом возведены стены павильона с каменным куполом.
Загадки Баболовской чаши
И все же эта великолепная чаша таит в себе немало загадок. Историки считают, что она использовалась для купания членов царской семьи в жаркие летние дни. Негоже ведь монаршим особам появляться в неглиже перед взорами досужей публики! Но возникает вопрос: как же она заполнялась? Неужели все 800 ведер заливались в нее вручную, так сказать, по первому требованию?
Писатель и журналист Михаил Иванович Пыляев повествует о способе заполнения бассейна кратко и весьма туманно: «Когда немного откроют правый шлюз у мостика, то вода быстро наполняет ванну». Также непонятно, как потом вода сливалась: ведь никакого сливного отверстия в ванне нет.
И вообще Баболовский дворец — и не дворец вовсе. Нельзя же так громко именовать дом, где всего 10 комнат (или даже семь, если считать всю правую, «банную», часть за одно помещение). Это и не баня, а, скорее, поэтическое место уединения, романтических свиданий, тихого отдыха после охоты, бала и прочих шумных придворных увеселений. Так что есть подозрение, что в этой «бане» никогда не мылись, а в ванне не купались.
Еще большей инженерной загадкой является то, каким способом был доставлен гранитный блок к стенам Баболовского дворца. Хорошо известно, каких неимоверных усилий стоило привезти знаменитый Гром-камень для пьедестала памятника Петру I к Исаакиевскому собору.
Но он перевозился по Неве на барже, а потом оставалось протащить его какую-то сотню метров. А в нашем случае 160-тонную глыбу надо было тянуть несколько десятков верст по сильно пересеченной местности — и это в эпоху, когда не было ни пара, ни электричества!
И даже если предположить, что чаша вырубалась непосредственно в каменоломне, вследствие чего груз стал вчетверо легче, все равно задача ее транспортировки кажется непосильной.
Заметим, что в Великую Отечественную войну немцы, обладавшие несравненно большими техническими возможностями, чем инженеры XIX века, вынуждены были отказаться от идеи вывоза уникального артефакта из дворца в Германию: не нашлось у них подходящего оборудования и транспортных средств.
Неоднократно высказывались сомнения, что Баболовская чаша изготовлена вручную. Вот что пишет один токарь (орфография и пунктуация сохранены): «Нам, извините за выражение “впердюливают» что ее якобы зделал данный мастер: Суханов… делал аж семь лет, стругал как “папа Карло” полировал и так далее… чушь полнейшая… со всей ответственностью как (токарь-универсал 5-го разряда) я заявляю, это машинная обработка, вогнутые, выпуклые поверхности сей ванны, наиточнейшая окружность по всему диаметру, точно сферическая поверхность нижней части ванны, внутри по низу как же наиточнейшая (неразборчиво) по всему диаметру… такое изделие невозможно зделать в ручную, а уж тем более отполировать… такое впечатление складывается, что только вчера она вышла из под станка… полировка (темно, на фото не видно) как у колон Исаакия класса 4-5. Этого невозможно достичь без высокоскоростных полировальношлифовальных инструментов».
Но если уважаемый мастер прав и чаша сделана посредством машинной обработки, откуда взялся такой огромный токарный станок? Остается предположить, что этот артефакт гораздо древнее, чем считалось до сих пор, и достался нам в наследство от некой высокоразвитой цивилизации, давным-давно исчезнувшей с лица Земли.
Заметим, что с грандиозностью гранитного чуда Баболовской чаши сопоставим разве что саркофаг в пирамиде Хеопса, которому как минимум 5000 лет (а скорее всего, гораздо больше). Кстати, современные исследователи пришли к выводу, что этот гранитный ящик вовсе не предназначался для погребения фараона. А какие функции он выполнял на самом деле, неясно.
Такая же ситуация складывается и с Баболовской чашей. Версий о ее предназначении множество. К примеру, предполагают, что лежала она где-то в окрестных болотах с незапамятных времен и была случайно обнаружена в начале XIX века. А писатель Юрий Бабиков заявил: «Нет сомнений в том, что сама чаша — элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи».
Сомнения-то как раз есть. Неоспоримо одно: перед нами — шедевр камнерезной техники. Сделать нечто подобное крайне сложно даже при современном развитии технологии, на современных станках.
А если камнерезы XIX века умели делать такие вещи, почему это умение было утрачено их потомками? И наконец, почему этот артефакт много лет скрыт от глаз людских и находится чуть ли не на свалке? Внятного ответа на эти вопросы нет.
Валерий НИКОЛАЕВ