План-конспект занятия (старшая группа) на тему: конспект занятия «Путешествие по глобусу»
Путешествие по глобусу.
Цель: расширять представления детей о земном шаре, продолжая знакомство с глобусом.
Задачи:
Обучающие:
— уточнить и расширить знания детей об окружающем мире,
— его экологической системе,
— об уникальности Земли,
— о глобусе,
— о чае.
Развивающие:
— развивать речь детей,
— умение мыслить,
— мелкую моторику.
Воспитательные:
— воспитывать любовь к природе,
— к людям труда.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, лесе, горах, рассматривание физической карты нашей планеты, глобуса.
Оборудование: глобус, материалы для опыта и аппликации.
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
В. – Ребята, а как мы еще можем поздороваться друг с другом?
Д. — Помахать, пожать руки друг другу.
В. – Посмотрите на свои руки, у мальчиков они большие и сильные, а у девочек они маленькие и нежные.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умелые руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки друг друга того, кто стоит рядом с вами и ощутите тепло рук своих друзей. Желаю вам удачи в сегодняшнем дне.
Дети встают в круг.
В. – Посмотрите, какой большой круг у нас получился. А как вы думаете, мы таким большим кругом можем обнять нашу планету?
Д. — Нет, она большая.
В.- А я могу обнять ее двумя руками (вносит глобус, обнимая его). Что это?
Д. — Это глобус.
В. – А что такое глобус?
Д. — Это модель Земли.
В. – А как вы думаете, что подумал бы великан, глядя на глобус?
Д. — Мячик, шарик…
В. –А что думаете, вы об этом предмете, где его можно использовать?
Д. – На занятиях, знакомиться с разными странами, островами, морями, океанами…
В. – Давайте совершим небольшое путешествие по глобусу (крутит глобус).
— Какого цвета на глобусе больше?
Д. — Голубого.
В. — Что это значит?
Д. – Это моря, океаны, реки, озера.
В. – А человек может жить без воды?
— Кому еще нужна вода?
— Какую воду можно пить?
— Где ее можно взять?
— А в море какая вода, ее можно пить?
Д. – Нет, но ей можно лечиться.
В. – Что произойдет если воды не станет?
— Что может загрязнять воду?
— Как нам сохранить воду чистой?
Молодцы, ответили на все вопросы, а теперьмы отвлечемся и немного разомнемся.
Физкультминутка.
Вы слыхали о воде? (руки к ушам)
Говорят она везде. (широко разводят руки)
Что там чудится в тумане? (смотрят вперед)
Волны плещут в океане. (изображают волны)
Это мачты кораблей, (руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей (приглашают к себе)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем (ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем в кулаке (кулачки)
Чтоб побольше их собрать
Надо чаще приседать (приседания)
Влево смотрим – раз, два, три.
Так, и вправо посмотри. (вращения головой по тексту)
Вверх потянемся, пройдемся (руки вверх, ходьба)
И на место мы вернемся.
Воспитатель вновь вращает глобус.
В. – Какие цвета у нас есть еще на глобусе?
Д. — Коричневый.
В. – Что он обозначает? – Горы.
-Какие горы бывают? – Высокие и низкие.
— Каких обитателей гор вы знаете?
Дети называют и имитируют движения животных.
В. – Ребята, давай – те с вами поиграем. У меня есть два кружочка: зеленый и желтый. Что эти цвета обозначают на глобусе? (зеленый — леса, равнины, луга; желтый – пустыню.) А еще у меня есть волшебная коробка, в ней находятся животные, которые там обитают. Поможем им расселится по местам обитания? – Поможем.(дети разбирают фигурки животных, среди которых находится белый медведь)
В. – ребята, кто еще у нас остался?
Д.- Белый медведь. Он обитает на Северном полюсе. Это белый цвет на глобусе.
В.- Правильно, молодцы. Недавно, по телевизору показывали сюжет, как наш президент В.В. Путин побывал на научно – исследовательской станции и встречался с полярниками.
— А, как вы думаете, почему их так называют?(ответы детей)
Свои работы они проводят на холоде. Как вы думаете, чем ученые согреваются после работы? – Одеяло, теплые вещи, горячий чай.
В. – Чай это хорошо согревающий напиток. А вы знаете, где находиться родина чая?
Д. – Китай.
В. – Правильно, оттуда чай распространился по всему свету. А вы хотели бы узнать о чае больше? – Да.
Присаживайтесь на стульчики.
Презентация «История чая».
После просмотра.
В. – Ребята, закройте глаза пожалуйста. (проносит перед детьми пакетик ароматизированного чая) Что это? (ответы детей) А как, вы думаете, если его заварить, запах станет сильнее? Проверим?
А теперь я приглашаю вас провести опыты с чайной заваркой.
Проводится опыт: «В какой воде чай заварится быстрее: горячей или холодной».
Дети опускают чайные пакетики в стаканы с водой разной температуры, оценивают получившийся результат.
В. – А что будет, если в стакан с заваркой опустить ломтик лимона? Давайте посмотрим.
Дети опускают лимон, приминают его палочкой. Чай светлеет, делается вывод, что лимон осветляет.
В. – А вы знаете, что с чаем можно проводить не только опыты, заваривать его и пить с конфетами, а еще можно им рисовать. Хотели бы попробовать?
Д. – Да.
В. – Подходите к столам.
Выполняется аппликация чаем.
Аппликация глобус из цветной бумаги. Винтажный глобус своими руками
Нужно выполнить скрупулезную, но интересную работу. Важно найти как можно более подходящую карту и распечатать ее. На просторах сети много готовых разверсток глобуса. Также подойдет и старая политическая карта.
Делая глобус из бумаги своими руками, позаботьтесь о том, чтобы масштаб карты и основа, на которую клеится карта, совпадали. Сделать основу можно несколькими способами.
Макет глобуса из картонных заготовок
Для такого глобуса нужно терпеливо и правильно сделать несколько пятигранных картонных заготовок. Эта самая трудная и ответственная часть работы. Их количество будет зависеть от размера каждой из них. Выполнить элементы нужно по схеме.
Что делать далее, как сделать глобус своими руками из этих странных элементов? Разрежьте карту на такие же элементы и наклейте клеем ПВА на картонные части будущего глобуса. У вас должен выйти конструктор, который соберется по запчастям, и который впоследствии можно разобрать, если заметите, что какая-то деталь наклеена неверно. Делайте это не спеша. Все элементы необходимо потом собрать в строгой последовательности так, чтобы копия земли получилось верной.
Задача не так сложна, как кажется. Но, естественно, ребенку будет нужна помощь взрослого для создания этой интересной модели.
Как сделать глобус своими руками на основе готового шара
Еще одну заготовку можно сделать из обычного старого футбольного мяча. Просто обклейте мяч газетой, нанесите несколько слоев бумаги с помощью клея. Дальше можно выбрать один из вариантов:
1) Наклейте размеченную и разрисованную заготовку глобуса.
2) Ребенок может самостоятельно разрисовать земной шарик.
Подойдет для изготовления глобуса и другой любой предмет в форме шара, который найдете у себя дома. Это может быть игрушечный резиновый мяч, или маленький шарик, который был елочной игрушкой. Все что угодно, пусть ребенок проявит фантазию и сделает глобус своими руками. Наверняка он будет гордиться этим.
Копия земли из бумаги
Также смастерить глобус своими руками хорошо получится из фотобумаги. Такая модель будет наиболее правдоподобной. Состоять будет из 2 частей: из полушарий Севера и Юга. Они потом склеятся с помощью полосы твердой картонной бумаги, которая будет экватором.
На хорошей фотобумаге распечатайте полную разверстку глобуса. Желательно уже со всеми материками, с названиями стран. Разрежьте ровно по центру. Затем нужно аккуратно вырезать элементы. Их количество — 24, в соответствии с количеством меридианов. Каждый меридиан вырезайте предельно аккуратно, чтобы глобус не получился кривым. Начинаем склеивать листы вверху, то есть с полюсов. Склеиваются листы с внутренней стороны. Когда в центре соедините все 24 листа, сгибаете их и закрепляете на «экваторе». Обязательно пронумеруйте карандашом все листы с внутренней стороны бумаги.
Когда полностью сделаете глобус своими руками, придумайте еще к нему подставку, и у вас будет замечательная копия оригинального глобуса. Лучше всего выпилить подставку из дерева. Полукруг, поддерживающий ось шара, сделайте тоненьким и не тяжелым, подставка к нему нужна более толстая, чтобы выдержала вес. Следите, чтобы полукруг получился подходящим по размеру.
Глобус оригами
Любой опытный любитель оригами сумеет сделать глобус своими руками. Мастер-класс по изготовлению бумажной копии глобуса в этой технике может дать ребенку родитель.
Есть несколько раскладок глобуса в технике оригами. Но чаще всего делают поделку глобуса в виде квадратного «шара». Ведь эта поделка служит лишь забавным украшением, безделушкой. Масштаб тут никакой не соблюдается. Из оригами глобус складывают для развлечения.
Настоящий круглый глобус получится, если выполнить поделку из бумажных модулей. Для глобуса нужно подготовить более 1 тысячи модулей. Это намного сложнее, но модульное оригами очень красиво выглядит, и ваша Земля действительно будет шарообразной.
Глобус для самых маленьких
Попробуйте сделать для своего маленького ребенка глобус своими руками из пластиковых тарелок. Это очень просто, не займет много времени. Просто обклейте разверстками 2 тарелки и склейте их.
Но если не найдете такую разверстку, то скачайте обычную, на которой обозначены только меридианы. А потом сверху наклейте вырезанные материки. На материках ваш ребенок сам дорисует что захочет. Это «пробная версия» для того, чтобы показать малышу, как выглядит планета. Даже можно не клеить меридианную разверстку, а просто наклеить синюю бумагу, изображающую океаны. Также можно порекомендовать ребенку сделать материки из пластилина и с помощью суперклея прикрепить их к тарелкам на указанные вами места.
Все приведенные копии Земли делаются для того, чтобы заинтересовать ребенка, провести с ним вместе время. Но учебным материалом подобный глобус, своими руками выполненный, не будет. Эти поделки — макеты с малой точностью. Но в то же время сделать собственноручно целый шар земной — кому не интересно?
Глобус в интерьере задаёт атмосферу приключений, интриг и новых открытий. А винтажный глобус — это ещё и
3D аппликации из цветной бумаги. Аппликация глобус из цветной бумаги
Аппликации из цветной бумаги
Аппликации из цветной бумаги – давно уже ставшее традиционным творческое занятие для детей.
Оно позволяет развить навыки обращения с ножницами, усовершенствовать работу детских ручек и сделать малыша более аккуратным. Каждый ребенок сможет сделать аппликации из цветной бумаги своими руками, если поставить перед ним выполнимую задачу.
Так, наиболее доступные варианты аппликации из цветной бумаги для детей 4-5 лет могут быть такими:
Аппликации из цветной бумаги
Объёмные аппликации из цветной бумаги
Божьи коровки. Вырезаем два красных круга и черный полуовал. На круги ставятся черные точки, после чего один круг приклеивается ровно над черным полуовалом, а второй сгибается пополам и приклеивается к первому кругу. Дополняем букашку игрушечными глазками и усиками.
Материалы для аппликации «Божья коровка»
Дополняем букашку игрушечными глазками и усиками.
Аппликация «Божья коровка»
Посмотрите на видео, как сделать аппликацию «божья коровка» в другой технике:
Аппликация из кусочков цветной бумаги
Лисичка.Вырезаем из бумажной тарелки треугольник, степлером прикрепляем к круглому его краю два треугольника из оранжевого картона. Затем покрываем тарелку кусочками оранжевой тонкой цветной бумаги.
Приклеиваем кусочки бумаги
Заполняем весь бумажный кусочек.
Треугольники — уши и круги — глаза
Остается только прикрепить круглые глазки – и лисичка готова!
Приклеиваем или закрепляем степлером
Аппликация из цветной бумаги
Мороженое. Заранее рисуем или вырезаем из цветной бумаги чашечки для мороженого и приклеиваем к ним круглые формочки для кексов, как шары крем-брюле. С этими формочками можно сделать и другие аппликации блюд, если использовать их в качестве тарелок.
Аппликация из цветной бумаги по шаблону
Зайчик. Заранее вырезаем по шаблону ушки, головку и треугольный носик зайчика, а также куст травы, за которым он будет прятаться.
Заготовки для зайчика
Собираем картинку на листе белой бумаги, приклеиваем все детали и оживляем зайчонка игрушечными глазками.
Белый мишка. Из белой бумаги по шаблону вырезаем круглое тело, голову с ушами, мордочку и лапки медведя.
Вырезаем для белого мишки
Дорисовываем нужные детали. Покрываем голубой акварелью лист белого картона, создавая фон.
На этом фоне собираем нашего мишку и дополняем его игрушечными глазка
План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему: «Наш дом — Земля»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №17 «ПЧЕЛКА»
КОНСПЕКТ
НОД по областям «Познание», «Художественное творчество»
на тему: «Наш дом — Земля»
(для детей подготовительной группы)
Составила:
Воспитатель
Тукмачева Наталья Витальевна
п. Володарского
2013г.
Программное содержание:
Закрепить представление о том, что планета Земля – это огромный шар; что большая часть земного шара покрыта водой – океанами, морями. Продолжить знакомить с глобусом и картой – моделью земного шара, рассказать об уникальности Земли (есть жизнь, так как на ней есть воздух, вода, тепло.) Подвести детей к пониманию смысла о том, что Земля — это дом для всех людей, который нужно любить, не разрушать, содержать в чистоте; дать представление о жизни в разных регионах Земли.
Воспитывать бережное отношение к земле – к своему дому, любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Развивать интерес к животным Земного шара к их местообитанию, умение делать из бумаги цветы. Развивать ручную умелость, мелкую моторику.
Материалы и оборудование: Глобус, макет глобуса, полоски цветной бумаги, клей.
Предварительная работа:
Беседы о Земле; знакомство с глобусом, физической картой;
рассматривание иллюстраций; работа с полосками бумаги.
Ход НОД:
-Дети, колокольчик возвещает о начале нашего интересного и необычного занятия. И сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Игра «Подари улыбку»
Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, и подарим друг другу улыбку, ведь именно с неё начинается приятное общение. Вы готовы общаться?
Дети рассаживаются на стулья.
-Мы с вами уже очень много знаем о нашей планете Земля. И сегодня я предлагаю вам вспомнить что же удивительного, прекрасного есть на ней.
-Дети, скажите, когда наступит вечер, вы куда пойдёте?
(Мы все пойдём домой).
-А место в доме, где вы живёте, как называется?
(Место в доме называется квартирой).
-Вам удобно, уютно в вашей квартире, в вашем доме?
(Да).
-Да, вам хорошо, потому что есть вода, тепло, свет. Со всем, что есть в доме, вы обращаетесь бережно, если что-то испортилось, приводите в порядок.
-Где находится ваш дом?
(На улице).
-Улица где? (В поселке).
-Поселок где? (В районе)
-Район – в нашей стране, а страна – на нашей Земле. Вот и получается, что Земля – наш общий дом, наш дом родной.
-Удобен ли этот дом для человека? (Да, в нём есть всё, что необходимо для жизни: вода, пища, свет, тепло. И всё это надо беречь, любить и пользоваться с умом).
-Дети, знаете ли вы кокой формы наша Земля? (Круглой).
-Правильно, круглая. Её ещё называют Земным шаром. Наша планета Земля — очень большой шар. Изображают её в виде глобуса. На нём есть всё, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его.
-Какого цвета на глобусе больше? (На глобусе больше голубого и синего цвета).
-Почему? Что этот цвет означает? (Синий – потому что большая часть планеты занята морями, океанами, реками).
-Скажите сколько океанов на нашей планете?
(На нашей планете всего четыре океана).
-Сможете их назвать?
(Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский).
-Дети, если мы внимательно посмотрим на глобус, то увидим белый цвет. Что он означает?
(Северный и южный полюса Земли)
-Правильно: Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружён.
-Земля, дети, это не только вода, но и суша. Это огромные материки, где живут звери, птицы, где высятся горы и дышат жаром пустыни. Давайте вспомним, какие вы знаете материки.
(Африка, Америка, Австралия, Антарктида и Евразия).
-Какие цвета ещё есть на глобусе?
(Ещё есть зелёный, он обозначает леса, луга, растительность).
-Правильно вы сказали, а вот коричневым цветом обозначают горы и чем темнее цвет, тем они выше.
— Дети, мы с вами говорили о том, что Земля – наш общий дом. А в каждом доме должно быть чисто и красиво. Что мы с вами можем для этого сделать? ( не мусорить, не рвать цветы, сажать деревья). (вносится макет Земли). Сегодня я предлагаю вам украсить нашу Землю цветами.
А теперь, дети, мне ладони покажите –
Правую и левую!
В кулачок скорей сожмите
Пальчики умелые.
Разожмите… рассмотрите…
И скорее мне скажите:
Для чего нужны нам, дети,
Ловкие ладошки эти?
У всех у вас они умелые и трудолюбивые, сейчас нам очень пригодятся эти пальчики. Мы с вами сделаем цветы из полосок бумаги.
(дети садятся за столы, воспитатель напоминает правила работы с полоской бумаги, порядок работы)
Дети самостоятельно делают цветы.
Постепенно подходят к макету и закрепляют на нем цветы.
Воспитатель подводит итог НОД.
В заключении:
Реб. Да будет славным день в апреле,
И вечным в будущих годах.
И пусть прозрачней акварели
Сияет воздух в городах!
Реб. Чтобы сияло ярко солнце,
И не померк наш день во мгле,
Немало сделать нам придётся
Во имя жизни на Земле.
Реб. Всё дело только в человеке,
Он может сделать чудеса:
Спасти зверей, очистить реки,
Разбить сады, взрастить леса!
Вед. Я знаю, ребята, что хватит нам дел.
Творите добро, кто ещё не успел.
Любите животных, людей и цветы
Прошу вас не прячьте своей доброты.
Список используемой литературы:
- Грехова Л.И. «В союзе с природой»
- Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»
- Уолтер Х. «Узоры из бумажных лент»
- Новикова И.В. «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду»
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа): Аппликация «Дружат дети на всей планете»
Цели:
- Учить детей вырезать из бумаги силуэты людей, развивать эстетическое восприятие, умение располагать фигуры в одной композиции (вокруг земного шара).
- Уточнить представления детей о разных народах, дружбе.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Материалы:
Ватман, с изображенным по середине глобусом, белая бумага с готовым силуэтом, ножницы, клей, салфетки, глобус.
Предварительная работа:
Рассмотреть глобус, закрепив знания о континентах.
Вспомнить, какие континенты соответствуют цветам олимпийских колец.
Закрепить знания о разных народах и национальностях.
Ход НОД:
Беседа по теме «Все народы должны дружить». (Воспитатель вносит глобус)
Ребята, посмотрите , что это за предмет у меня в руках? (Глобус).
Правильно, глобус – это модель нашей планеты Земля, на которой живет
много разных народов. А что изображено голубым цветом на глобусе? (Моря и океаны)
Желтым? (Суша). А зеленым? (леса).
На нашей планете много стран, больших и маленьких, в которых живут люди разных национальностей, они говорят на разных языках, у них разные традиции и обычаи, а также национальные костюмы.
Поиграем в игру «Кто живёт в этой стране», я называю страну, а вы — народ, который на ней проживает.
Россия – россияне;
Украина – украинцы;
Молдова – молдоване;
Франция – французы;
Белоруссия – белорусы.
Все народы разные, но всех должна объединять дружба и уважение, чтобы в мире не должно быть войн и распрей.
Вспомним пословицы о дружбе:
Старый друг лучше новых двух.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Без друга в жизни туго.
Сегодня мы с вами сделаем хоровод дружбы всех детей нашей планеты, где девочки и мальчики будут держаться за руки и водить хоровод вокруг Земли. (Вносится ватман, в центре которого изображён земной шар).
Описание схемы выполнения аппликации. Фигурки дети вырезают по шаблону из согнутого пополам листа бумаги и прорисовываю карандашом детали (одежда, обувь, лицо и волосы)
Физминутка.
«Марш дружбы»
Я иду, и ты идёшь, – раз, два, три. (Дети шагают на месте).
Я пою, и ты поёшь, – раз, два, три. (Дети дирижируют двумя руками, стоя на месте).
Мы идём, и мы поем, – раз, два, три. (Дети шагают на месте, взявшись за руки).
Очень дружно мы живём — раз, два, три. (Дети шагают на месте и хлопают в ладоши).
Заключительная часть:
Давайте ещё раз скажем, что объединяет все народы на Земле. (Дружба). Какой лучший способ проявить дружбу? (Помочь другу, взяться за руки друзьям и водить хоровод по кругу, символизируя вращение нашей планеты)
.
План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Тема: «Наши помощники: глобус и карта»
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительной группы
Тема: «Наши помощники: глобус и карта»
Воспитатель: Иголкина Е.А.
Ефремов 2015 год
Тема: «Наши помощники: глобус и карта»
Программные задачи:
Образовательные: Познакомить детей с научной версией образования Земли, с понятием «глобус», «карта», «экватор», «тропический пояс». Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе (карте) по-разному. Углубить представления о том, что большая часть Земли покрыта водой. Кроме воды есть суша, где живут люди.
Развивающие: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Обогащение словарного языка.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.
Оборудование: Интерактивный глобус, большой и маленький глобус, физическая карта Мира и физическая карта Российской Федерации, круги из бумаги, ножницы.
ХОД НОД:
I ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть место, где мы чувствуем себя комфортно и в безопасности. Это наш дом. А в доме вы, где живете?
Дети: Мы живем в квартире.
Воспитатель: Удобно ли вам там жить?
Дети: Да.
Воспитатель: Да, ведь есть и водопровод, и свет, и отопление. Со всем, что есть в доме, вы обращаетесь бережно, если что-то испортилось, приводите в порядок. Ваша квартира находится в подъезде, а подъезд, где?
Дети: В доме.
Воспитатель: А дом?
Дети: Дом находится на улице.
Воспитатель: А улица?
Дети: Улица находится в городе.
Воспитатель: А, где находится город?
Дети: Город находится в стране.
Воспитатель: А страна?
Дети: Страна находится на Земле.
Воспитатель: Вот и получается, что Земля – наш общий дом. В нем есть все, что необходимо для жизни – вода, пища, свет и тепло. И все это надо беречь, любить и пользоваться с умом.
Воспитатель: Дети, а что вы знаете о нашей планете — Земля? Какая она по форме и размеру?
Дети: Наша Земля большая, круглая.
Воспитатель: Да наша планета круглая — это огромный — преогромный шар. А теперь я вам немного расскажу историю нашей планеты Земли.
Земля наша образовалась много миллионов лет назад. Вначале это была огненная смесь кипящих каменных пород и вредных газов. Но прошли миллионы лет, и Земля остыла; поверхность ее покрылась коркой. Раскаленную Землю покрывали плотные облака пара и газа. Когда температура понизилась, начались дожди, сотни лет шли дожди, и образовались моря. В течение первого миллиарда лет на Земле жизни не было. В это бурное время появлялись и исчезали горы. Море то покрывало сушу, то отступало. Климат на Земле становился теплее, и тогда стали появляться живые организмы. Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве, и изображают ее в виде глобуса. А что такое глобус?
Дети: Глобус — это модель нашего земного шара.
Воспитатель: Слово «глобус» означает шар, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его. Глобусы бывают большие и маленькие, а еще есть интерактивные глобусы. Это такой глобус, который может вести с вами настоящий диалог. И хотя вы при этом молчите, ваше общение с глобусом происходит посредством специальной ручки-указки. Этой ручкой вы указываете место на глобусе, о котором хотите узнать, а глобус в ответ выдает информацию о выбранном вами месте.
Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Больше всего на глобусе синего цвета.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено этим цветом?
Дети: Вода, моря, океаны.
Воспитатель: Давайте это проверим с помощью нашего интерактивного глобуса. Да, и чем темнее цвет, тем глубже в этом месте море, или океан. Какие еще цвета есть на глобусе?
Дети: Зеленый, коричневый, желтый.
Воспитатель: Правильно суша окрашена в разные цвета, потому что на Земле есть горы, леса, пустыни. Предлагаю вам немного отдохнуть.
Динамическая пауза «Лес, горы, море»
На словесный сигнал «лес», дети имитируют движения различных зверей; «горы» — движение орлов; «море» — движения морских животных.
II ЧАСТЬ:
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где на Земле самое холодное место? Покажите его на глобусе.
— Самое холодное место на Земле — это южный полюс. На глобусе он размещается внизу, где проходит земная ось. Здесь вечные льды и морозы. Так же холодно на северном полюсе — самая верхняя точка глобуса. А как вы думаете, почему на полюсах всегда морозы и снега?
Дети: Потому что там мало солнца.
Воспитатель: Дело в том, что наша планета круглая, и поэтому солнце нагревает ее неодинаково, на полюса попадает очень мало солнечных лучей. Лучики слегка лишь касаются полюсов, а полгода солнце вообще не заглядывает туда. Тогда там идёт полярная ночь. Те места на Земле, где всегда холодно и лежат вечные снега называются полярным поясом Земли.
Воспитатель: А как вы считаете, где на Земле всегда жарко?
— На середине Земли всегда жарко. Здесь проходит воображаемая линия — экватор. Экватор — это как бы поясок, который опоясывает Землю посередине. На экватор всегда падают прямые солнечные лучи, поэтому там всегда жарко и не бывает снега. Такое место на Земле называется тропическим поясом.
Воспитатель: Если Землю представит в виде круга, то воды будет 2/3, остальное – суша. А, чтобы это проверить, предлагаю вам следующее задание.
(Дети проходят к столам и садятся).
Экспериментальная работа
Воспитатель: У вас на столе лежит круг. Почему именно круг, а не квадрат, треугольник?
Дети: Потому что, наша Земля круглая.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, круг разделен линиями на 3 части. Вырезаем одну часть из трех. Теперь на одну часть поставьте желтую фишку, а на две части синюю фишку. Вот столько места занимает на Земле вода – 2/3, и 1часть — это суша.
(Дети встают из-за столов и проходят на ковер)
III ЧАСТЬ:
Воспитатель: Представьте, что мы с вами отправились в путешествие и брать с собой в путь глобус неудобно. Как же нам быть? Для этого люди придумали карту. Как вы думаете, кому нужна карта?
Дети: Путешественникам, военным, морякам, ученым.
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже рассмотрим карту нашей планеты (воспитатель вывешивает карту мира). Карта – это тоже изображение нашей Земли. Все, что находится на глобусе в точности отображено и на карте. Давайте найдём на карте место, где находится наша страна. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Давайте найдем Россию и на интерактивном глобусе. Глобус нам подтвердил, что мы правильно нашли нужное нам место расположения нашей страны. Россия – самая большая по площади, страна мира.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают тонкие синие полоски, которыми исчерчена вся Россия?
Дети: (Это реки).
Воспитатель: А какого цвета больше всего на карте России?
Дети: Больше всего на карте Россия, зеленого цвета.
Воспитатель: Что означает этот цвет?
Дети: Этот цвет означает много лесов, полей, лугов.
Воспитатель: Наша страна богата не только лесами, полями и лугами. Так же у нас много гор, которые обозначены коричневым цветом. Давайте внимательно посмотрим на наш умный глобус и найдем горы
(Несколько детей показывают горы на интерактивном глобусе)
Воспитатель: Дети посмотрите на эти маленькие белые точки. Таких точек на карте России очень много. Все они, означают города. Давайте найдем на карте столицу нашей страны. Как называется столица нашей Родины?
Дети: Столица нашей Родины – Москва.
Воспитатель: Давайте проверим это на интерактивном глобусе.
Воспитатель: На глобусах и картах используют условные знаки. Города изображены в виде маленьких белых точек, реки – это тонкие синие линии, для гор используют коричневый цвет, для лесов – зеленый.
Воспитатель: У меня для вас есть следующее задание. (Дети проходят к столам и садятся).
IV ЧАСТЬ:
(Работа с перфокартами)
Посмотрите у вас на столах лежат карты. Рассмотрите ее внимательно. Вспомните, какими условными знаками и цветом обозначаются моря, реки, горы, леса и города. Вам необходимо указать стрелками, где расположены моря, реки, горы, леса и города к части карты.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Теперь вы все настоящие путешественники, знаете, что такое карта, глобус – это наши помощники в путешествии. Давайте вспомним, о чем мы сегодня еще с вами говорили, и что нового узнали.
Дети: Сегодня мы узнали об экваторе, тропическом поясе, о том, как образовалась Земля, что большая часть Земли покрыта водой.
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: План-конспект НОД (познание,старшая группа) Тема: «Глобус и карта»
Тема: «Глобус и карта»
(Старшая группа)
Цель: развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания полученные детьми в повседневной жизни.
Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость, добрые чувства, умение правильно понимать эмоциональное состояние окружающих.
Развивающие задачи: развивать умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов; самостоятельно использовать свой двигательный опыт в различных ситуациях, контролировать качество движений; формировать умение осмысленно применять освоенные способы конструирования в конкретных условиях.
Образовательные задачи: создать условия для исследовательской активности детей, формирование элементарных знаний и понятий о планете Земля.
Основная образовательная область «Познание»
Интегрированные образовательные области: коммуникация, познание (конструирование), физическая культура, здоровье, социализация, чтение художественной литературы.
Методы и приёмы: Методы: поисковые, наглядные, словесные, практические, игровые.
Приёмы: художественное слово, дидактические игры, подвижные игры, вопросы, поощрение.
Наглядные средства обучения: глобус, карта, картинки.
Словарная работа:
Обогащение словаря: глобус, карта, модель.
Активизация словаря: наземный, воздушный, водный транспорт.
Предварительная работа: изучение методической литературы: А.А.Вахрушев «Здравствуй, мир», Н.Рыжова «Наш дом природа», подготовка наглядного демонстрационного материала, сочинение физминутки, разработка дидактических игр.
Структура:
I. Вводная часть.
1. Сюрпризный момент.
2. Постановка детской цели – помочь Айболиту.
II. Основная часть.
1. Д/и «Собери чемодан».
2. Физминутка
3. Д/и «Выбираем транспорт».
4. П/и «Самолёты, пароходы…».
5. Беседа. Затруднение. Рассматривание и сравнение глобуса и карты.
6. Конструирование самолёта. Коллективная работа детей.
III. Итог.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель показывает игрушку доктора Айболита и читает слова:
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
— Ребята, из какого произведения этот отрывок? (Айболит).
— Кто его написал? (К.И.Чуковский)
— Что-то наш Айболит загрустил. Отчего ты Айболит такой грустный?
— Айболит говорит, что шакал принес ему письмо от больных зверей.
Они «….живут на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-по
Где гуляет Гипо-по.
По широкой Лимпопо.
Но наш Айболит не знает, где находятся все эти места. Поможем ему? Тогда отправляемся вместе с Айболитом в далекое путешествие.
Посмотрите, как много различных вещей у нас на столе. Давайте выберем, что пригодится нам в путешествие, что мы положим в чемодан.
(Дети выбирают, обосновывают свои ответы).
Молодцы! (воспитатель вместе с детьми читают стихи)
Мы собрали чемодан
Сели дружно на диван
На дорожку посидели
И в окошко посмотрели
«Ох!» — вздохнули тяжело
Нам прощаться нелегко
Но скорее детвора
В путь – дорогу нам пора.
— Путь наш предстоит неблизкий, на чём же мы доберемся до места?
(На листе ватмана разложены картинки с изображением всех видов транспорта (самолет, вертолет, поезд, автомобиль, пароход, ковер-самолет, ступа Бабы-Яги).
— Как одним словом назвать то, что вы здесь видите.
Воспитатель обводит все картинки большим кругом.
— На какие группы можно разделить весь транспорт.
Дети обводят в маленькие круги воздушный, водный и наземный транспорт.
— Какой транспорт мы с вами выберем для Айболита?
Давайте мы поиграем в игру. Я называю транспорт, а вы изображаете, как вы на нем передвигаетесь.
Воспитатель: самолет, вертолет, ковер-самолет, пароход, автомобиль, лодка, ступа Бабы-Яги.
— Чемодан собрали, транспорт выбрали. А куда ехать? Как определить маршрут? В какую сторону отправиться?
Подумайте и скажите, какие из этих предметов помогут нам выбрать дорогу. (Воспитатель выставляет на мольберт картинки глобуса, карты, компаса, метлы Бабы-Яги, ложки с тарелкой, телевизор.
Дети выбирают, обосновывают ответы. Воспитатель хвалит детей за правильный выбор, обыгрывает не правильные ответы).
— А теперь давайте рассмотрим настоящие глобус и карту. Что у них общего, чем отличаются? (Воспитатель подводит итог детских ответов, обобщает).
— Глобус – это модель нашей планеты Земля.
А карта – тоже модель нашей планеты Земля, только в развернутом виде.
Воспитатель показывает на примере круглой конфеты, завернутой в фантик.
— Какой формы наша Земля?
— Верно, наша Земля – очень большой шар. Изображают её в виде глобуса, на нём есть всё, что есть на Земле, только очень маленькое. Давайте его рассмотрим.
— Какого цвета на глобусе больше всего? (синего) Это вода: моря, океаны.
— Какой ещё есть цвет на глобусе?
Зелёный – это равнины,
Коричневый – это горы,
Желтый – пустыни,
Белый – льды.
— Глобусы бывают большие и маленькие, но брать их с собой в путь неудобно, для этого есть карты.
На картах обозначены не только горы, реки, равнины, моря, на них написаны названия стран, городов.
Например, Калахари и Сахара – это пустыни. Лимпопо – это название реки. Давайте я покажу вам на карте эти места. Эти пустыни и река находятся в Африке. Вот сюда и надо попасть Айболиту (дети выбирают самолёт).
Давайте все вместе сконструируем самолет из ЛЕГО. Воспитатель хвалит детей и отмечает, что усилия каждого ребёнка помогли всем дружно и быстро справиться с заданием.
(Воспитатель подводит итог, дети вспоминают, кому помогли, что нового узнали. Айболит благодарит детей и угощает всех витаминками).
Тема: «Знакомство с воздухом».
(старшая группа)
Цель: побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности. Вызвать интерес к познанию нового.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, умения, договариваться, желание помочь, толерантность.
Развивающие: стимулировать речевую активность, развивать разговорную речь. Создать условия для развития интереса к познавательной деятельности, логического мышления, внимания, памяти. Развивать двигательную активность через подвижную игру.
Образовательные: создать условия для знакомства детей со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха.
Основная образовательная область «Познание»
Интегрированные образовательные области: коммуникация, музыка, художественная литература, физическая культура, здоровье, социализация.
Методы и приёмы: поисково-исследовательские, наглядные, словесные, игровые, проблемные вопросы, опыты, анализ, сопоставление.
Наглядные средства обучения: мыльные пузыри, шарики, мячики, иллюстрация к сказке, оборудование для опытов, музыкальные инструменты или их изображения, карточки с изображением свойств воздуха.
Словарная работа:
Обогащение словаря: воздушный, воздушное.
Активизация словаря: невидимый, прозрачный.
Предварительная работа: изучение методической и специальной литературы, программы Н.Рыжовой «Наш дом-природа», подбор опытов, игр, физминуток, изготовление демонстрационного материала.
Структура:
I. Вводная часть.
1. Игры в командах с шариками и мыльными пузырями.
2. Беседа. Проблемные вопросы о воздухе.
II. Основная часть.
1. Чтение и обсуждение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
2. П/и «Пузырь».
3. Опыты.
4. Слушание музыкального произведени Шуберт «Аве Мария»
5.Д/и на развитие грамматического строя речи «Скажи со словом «воздушный»
6.Д/и на внимание и развитие речи «Собери карточки»
VI. Итог занятия.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла – мыльные пузыри и шарики. Давайте с ними поиграем. Объединитесь в две команды.
— Скажите, а как получаются мыльные пузыри?
— А шарики?
— Верно, мы их надуваем.
— А что можно еще надуть?
— Чем же мы надуваем шарики, мячики, мыльные пузыри?
А сейчас послушайте сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»
— Как вы думаете, был ли Пузырь похож на наши мыльные пузыри или на воздушные шарики.
— Что у него было внутри?
— Почему Пузырь лопнул?
Верно, Пузырь так хохотал, что лопнул и из него вышел весь воздух.
(Дети встают в круг, берутся за руки, расширяют круг и разбегаются)
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой и не лопайся ,
Он летел, летел, летел,
И на ветку налетел,
Лопнул!
— Ребята, а что такое воздух?
— Посмотрите по сторонам, можно ли увидеть воздух?
Давайте попробуем доказать, что воздух есть, везде. Но он невидим. Для этого мы проведем с вами опыты.
1.Опыт. Воздух невидим.
Детям раздаются целлофановые пакеты. Попробуйте поймать воздух. Поднимите мешочки вверх и резко опустите, закрутите мешочки.
-Что внутри мешочков? (воздух)
— Какой вывод мы сделаем? Можно ли увидеть воздух?
Правильно, воздух невидим. Он прозрачный.
2.Опыт. Воздух при нагревании расширяется.
Дети садятся на ковер и наблюдают за опытом. Педагог берет холодную бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик. Дает потрогать холодную бутылку детям, а затем погружает её в таз с горячей водой (шар надувается). Затем в таз с холодным снегом (шар сдувается).
— Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Правильно, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Давайте вместе изобразим это.
(Дети встают в круг, берутся за руки, расширяют круг и сужают его)
3.Опыт. Воздух не пахнет.
Давайте понюхаем воздух. Сделайте носом вдох, потом выдох. А теперь глубокий вдох и выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах? Какой вывод мы сделаем? (Воздух не имеет запаха)
4.Опыт. Воздух звучит.
— Как вы думаете, воздух можно услышать? (Детям раздаются бутылочки) Давайте подуем в горлышко – возникает свист.
— А ещё как можно посвистеть? (губами, свистками, дудочкой)
— Какой вывод делаем?
Воздух может звучать. Многие музыкальные инструменты звучат за счет воздуха. Например: труба, флейта, орган. Посмотрите на орган, как много у него разных труб: толстые и тонкие. По ним проходит воздух и звучит. Послушайте, как звучит орган. ( Слушание Шуберт «Аве Мария»)
— Ребята что нового мы узнали о воздухе? (ответы детей)