Skip to content

Украшение деревянных построек и их значение образ традиционного русского дома – Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: Презентация к уроку изобразительного искусства (4 класс) по теме:»Деревня — деревянный мир»

Содержание

Украшение деревянных построек и их значение образ традиционного русского дома


«Образ традиционного русского дома»

10

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия эстетического профиля

Г. Смоленска

Конспект урока по изобразительному искусству

в 4 классе

по теме: «Образ традиционного русского дома»

Творческое задание: «Строитель» — создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу (техника аппликации). Используется технология воображения.

Учитель высшей категории

Уласень Алла Филаретовна

Гимназия эстетического

профиля г. Смоленска

2007 год

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с красотой традиционных построек родной земли, с составными частями русской избы.

  2. Формировать такие важные понятия, как дом, семья, Родина.

  3. Проследить зависимость формы жилища от природных условий. Рассмотреть конструкцию и декор русских изб (глаголь, кошель, изба брусом).

  4. Создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу (техника аппликации). Для коллективного панно.

Творческое задание: «Строитель» — создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу.

Практическая работа: создание образа русской избы для коллективного панно «Деревня».

Материалы и инструменты: гофрированный картон, белая бумага, цветная бумага, клей, карандаш, ножницы, гуашь. Кисти, баночка для воды.

Зрительный ряд: наглядные пособия – типы русской избы, репродукции работ А. Саврасова, И. Левитана, В. Стожарова, И. Шишкина, макет русского дома.

Литературный ряд: стихотворение Н. Языкова, высказывание А. С. Пушкина. «Как строили на Руси» — художественная литература, Из дневника государыни императрицы Александры Федоровны Романовой.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии

Вид занятия: аппликация

Форма организация деятельности: индивидуально-коллективная

Тип урока: комбинированный

Применяемые технологии и методы: частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод свободы в системе ограничений, здоровьесберегающая технология, технология воображения

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение ранее изученной темы.

  3. Самоцелеполагание.

  4. Сообщение темы и целей урока.

  5. Сообщение новых сведений.

  6. Практическая работа.

  7. Подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Повторение ранее изученной темы

— Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? ( о пейзаже родной земли).

— С какими картинами, каких художников пейзажистов вы познакомились? (И. И. Левитан «Март», «Золотая осень»; А. К, Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Шишкин «Апрель», «Осень», «Перед грозой».)

— Что хотели показать нам художники в своих произведениях? (они показывали, как красива наша природа в любое время года.)

— Правильно. Смотришь на их картины и понимаешь, что невозможно не любить Русь, невозможно не любить эти леса, поля, равнины.

На доске: записывается тема четверти: «Истоки родного искусства».

Зачитывается стихотворение Н. Языкова.

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце катиться светлей

Там радостней весна златая

Прохладней легкий ветерок

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток

Там соловей поет звучнее.

— Вы сейчас прослушали стихотворение Н. Языкова, как вы думаете, о ком говорится в нем? (Ответы детей)

  1. Сообщение темы урока и целей урока

Сегодня мы познакомимся с красотой традиционных построек родной земли.

Тема нашего урока будет звучать так: «Образ традиционного русского дома».

Тему урока записываю на доске.

Сегодня на уроке мы:

  • Проследим зависимость формы жилища от природных условий.

  • Рассмотрим конструкцию и декор русской избы.

  • Познакомимся с составными частями русской избы.

  • В практической работе попытаемся воссоздать образ русской избы, используя такой материал, как гофрированный картон и цветную бумагу.

  1. Сообщение новых сведений.

Время, человек, его помыслы. Мечты, надежды – все обращено к будущему. Часто мы забываем о прошлом. Все, что есть ценного в нашей культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого и настоящего.

На доске записываю слова А. С. Пушкина:

«Уважение к минувшему – вот черта

отличающая образованность от дикости»

Вопрос. Задумывались ли вы о том, что строения, жилища, существуют не сами по себе, а в мудрой согласованности к природным окружениям, образуя тем самым гармоничную целостность?

Человек с давних времен живет среди природы. И нет на земле, наверное, человека, который не любил бы ее. Но природа в разных уголках нашей земли разная.

Русского человека издавна окружала природа с нежно-березовыми рощами и мощными дубравами, с полянами и тихо текущими речками, с ее огромными просторами.

Рассматриваем репродукции работ русских художников: И, Левитана,

И. Шишкина, В. Стожарова.

Так глубоко и проникновенно могли передать красоту русской природы только люди, горячо любившие свою Родину, свою землю. Облик русского человека складывался в окружении этой природы. Природные условия сказывались на характере русского человека. Великороссия «со своими лесами, топями, болотами на каждом шагу представляла тысячу мелких опасностей, с которыми приходилось бороться. Это приучало великороссов зорко следить за природой. Они боролись с природой в одиночку, в глуши леса с топором в руке».

В наших краях люди жили по берегам рек и озер в окружении леса. Реки зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов. Люди охотились, ловили рыбу, но главным их делом стала работа в поле.

Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Наши предки отвоевывали землю у леса и превращали ее в пашню. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покой. Природа изменялась трудом человека.

Отрывок из дневника Александры Федоровны Романовой:

«Главным центром жизни человека должен быть дом. Это место, где растут дети…, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Каждый дом похож на своего создателя. Утонченная натура делает дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души.»

Обратим свой взор к русской деревне – суровой, сдержанной и в тоже время приветливой, как сама природа этого края. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьяне мастерили почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня».

Деревенские избы ставились в старину не по порядку, а как говорили на «радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем их стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица».

Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. Не сразу родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.

Давайте рассмотрим, как выглядела русская изба, какие были виды изб, и из каких составных частей она состоит.

Запись на доске. ИЗБА – это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. (Дети записывают в тетрадь).

Крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы наблюдался порядок, найденный трудом многих поколений.

Предлагается рассмотреть различные типы изб, которые представлены на доске. Обращается внимание на то, что строились различные типы изб. Это, изба ГЛАГОЛЬ, изба БРУСОМ, изба КОШЕЛЬ. Рассматриваем эти типы изб, обращаем внимание на особенности их построек, находим отличие в постройке (сравнение).

Вопрос: Что общего в украшении этих изб?

Ответ: У этих изб общий принцип украшения частей дома.

Вопрос: Откуда у русского человека стремление украсить свою избу?

Выслушиваются ответы учеников.

Корректировка учителя: Потребность в красоте – неотъемлемое качество русского человека. Творить красоту для него было естественно, как выполнять разную работу. Красота помогала жить, скрашивала жизнь в трудных условиях.

Для строительства изб выбирали особые деревья, закладку дома начинали лишь после новолунья. Под углы первого венца клали клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск. Бревна скрепляли в ВЕНЕЦ. Венец на венец – и вырастает КЛЕТЬ или СРУБ (запись на доске.) Дети записывают названия в тетрадь.

Рассматриваем макет традиционного русского дома.

Знакомимся с составными частями русской избы.

Предлагается рассмотреть избу, и узнать из каких частей она состоит.

Учитель делает зарисовку на доске, а дети в тетради.

ДВУСКАТНАЯ КРЫША – шапка здания. Чем она выше, тем легче скатывается с нее снег и дождь. ОКНА — очи, глаза, свет. А над ним, как положено, чело, так красиво раньше называли лоб. Здесь же бывает ЛОБОВАЯ ДОСКА, которая закрывает стык бревен сруба с досками треугольника под крышей. А края кровли выступают, и их концы прикрывают узорчатые доски – ПРИЧЕЛИНЫ. Стык причелин, чтобы встык не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз ПОЛОТЕНЦЕМ.

Причелины, полотенце, лобная доска обязательно украшались резьбой.

Каждая изба украшалась с особой выдумкой. Но если приглядеться, всегда увидишь похожие мотивы. Например, на концах причелин и полотенец часто можно было увидеть резную круглую розетту. Это символическое изображение солнца.

В этих символах отголоски далеких времен, когда люди поклонялись могущественным силам природы. Мир представлялся древнему человеку населенным не только реальными существами, но и духами добра и зла. Защищая свое жилище от злых сил, человек изображал магические ЗНАКИ-ОБЕРЕГИ на самых ответственных местах и особенно там, где прикрывались щели и отверстия. Так что украшение не только украшало, но и как бы охраняло.

Запись в тетрадь. Украшения- обереги

Среди украшений-оберегов чаще всего встречаются изображения птиц и коней. Конь – верный помощник крестьянина в труде, и в бою, и в пути. Часто можно увидеть деревянное изображение головы коня над избой. Этот конь-оберег, завершает собой длинное, выдолбленное бревно-охлупень, которое закрывает собой стык обоих скатов крыш. Его так и называют – КОНЕК КРЫШИ.

Вы видите, что в доме крестьянина все было продумано и все имело свое значение. Постройка, изображение и украшение здесь помогают друг другу и объединены общим смыслом.

Окно – глаза на лице дома, связь с внешним миром, поэтому и НАЛИЧНИКИ – самая украшенная часть избы. По всей нашей стране можно увидеть большое разнообразие украшенных наличников. Но и сегодня можно в их деревянном кружеве можно найти древние символические знаки.

Встречаются избы двух и трехэтажные. От таких строений веет несокрушимой мощью: смотришь, и возникает образ крестьянина-богатыря, удалого и в то же время степенного, прочного.

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем.

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в дупло кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим.

Побежали, побежали,

До избушки добежали.

Мы избушку осмотрели

И за парты дружно сели.

Предлагается детям создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу. Повторяются правила работы с ножницами. Обращается внимание на расположение полосок в картоне. Украшения изб можно выполнить из белой, а также из цветной бумаги. Повторяется, как выполнить две одинаковых элемента (показать на примере). Предлагается выполнить одну из изученных изб. Это может быть изба брусом, изба глаголь, изба кошель и традиционная изба. На доске пишется примерный план работы над аппликацией. Каждый этап работы рассматривается, проговаривается с демонстрацией приемов работы, которые вызывают затруднения учеников. Можно предложить небольшой группе выполнить макет дома. С этой группой работа ведется индивидуальная. Во время практической работы ведется корректировка. Полученные дома в конце урока вклеиваются в уже подготовленный фон на прошлом уроке. (Во время работы звучит музыка.)

Проверка работ учащихся с обсуждением.

Проставление оценок с обсуждением.

Рефлексия:

— Что интересного вы узнали на уроке?

— Из каких составных частей состоит изба?

— Назовите элементы декора в русской избе.

— Для чего изображались знаки-обереги, и какие из них вы запомнили.

— Где располагались знаки-обереги, на каких местах в русской избе?

— С какими видами изб вы познакомились?

Уласень А.Ф.

multiurok.ru

Урок по ИЗО «Украшение деревянных построек и их значение»

«Украшение деревянных построек и их значение».

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний о русской деревянной архитектуре.

Задачи урока:

-продолжить знакомство обучающихся с образом традиционного русского дома- избы;

-закрепить знания о конструкции избы, значении ее частей, украшении внешнего убранства;

-познакомить с приёмами украшения избы;

-воспитывать любовь к родному краю, к истории и традициям своего народа;

-учить трудолюбию, аккуратности.

Используемые технологии: информационно-коммуникативная, проектная

Образовательные ресурсы:

для учителя: проектор, экран, ноутбук, презентация в программе PowerPoint, стихи С. Есенина, музыкальное сопровождение, фотоматериал, картины художников с изображением деревенской избы;

для обучающихся: клей ножницы, цветная бумага, фломастеры.

Сценарий урока:

Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе; настрой на работу. Подготовка класса к работе.

Целеполагание и постановка задач урока

Слайд 1 Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения

признаков Демонстрирует слайды с изображением избы;

ведет фронтальную беседу;

подводит итог беседы.

Организует обсуждение темы и задач урока. Смотрят слайды, отвечают на вопросы учителя, подводят итог беседы.

Актуализация знаний

Слайд 2,3,4,5 Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение формулирование познавательной

цели; логические: формулирование проблемы Выяснить степень усвоения пройденного материала Участвуют в обсуждении темы и задач урока.

Практическая работа

Слайд 6,7,8,9,10,11,12,13 Регулятивные: планирование,

прогнозирование; познавательные:

моделирование,

логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, контроль, осознание качества и уровня усвоения.

Физминутка.

Личностные:

оценивать собственную учебную деятельность, степень самостоятельности, инициативности Показывает приемы украшения окон, причелины, полотенца. Организует оценочные суждения о представляемых образцах.

Организуют повторение техники безопасности; творческую практическую деятельность; помогает, контролирует выполнение творческой работы.

Высказывают своё мнение.

Повторяют технику безопасности при работе с ножницами, выполняют самостоятельно творческую, практическую работу по украшению избы

Рефлексивно-оценочная деятельность

Слайд 14,15,

повтор Слайда 2

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

оценивать собственную учебную деятельность.

Коммуникативные: рефлексия своих действий. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников; связывает результат урока с его целями.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке; осуществляют самооценку, самопроверку

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО в 4 классе «Деревня — деревянный мир»

Хостинг документов ученикам и учителям

Наша кнопка

Скачать материал

Конспект урока по ИЗО в 4 классе

«Деревня — деревянный мир»

подготовила

учитель ИЗО

Яшихина Ольга Тихоновна

г. Гурьевск

2013

2

ЦЕЛИ

  1. Познакомить учащихся с понятиями избы как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора.

  2. Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

  3. Развивать творческую и познавательную активность.

  4. Формировать практические навыки работы в конкретном материале(бумажная пластик), умение передавать единство формы и декора избы ( на доступном для данного возраста уровне).

  5. Развивать умение работать в коллективе.

Вид деятельности:

Бумажное пластика создание панно с образом традиционной русской деревни.

Планируемые результаты:

Учащиеся повторят умение коллективной работы, овладеют навыками бумажной пластики, приобретут знания о разных формах деревянных построек

Оборудование и материалы:

Для уч-ся: цветная бумага, ножницы, клей.

Для учителя: Компьютер, проектор, экран

Презентация, видеоматериал «Деревня — деревянный мир»

Музыкальный ряд «Русский сувенир», «Балалаечники», танец «Кадриль»

Схема – таблица, с изображением порядка работы с бумагой.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Объявление темы

  3. Введение в тему. Просмотр презентации

  4. физкультминутка

  5. Фронтальная работа с учителем

  6. Самостоятельная работа

  7. Подведение итогов, рефлексия, выставка работ

3

Тема урока 4 класса по программе Б.М. Неменского

«Деревня — деревянный мир»

Ход урока

Жизнь человека всегда была связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать.

Презентация: «Деревня – деревянный мир»

На Руси люди в древности строили дома по берегам рек и озер в окружении леса. Реки зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов. Люди охотились, ловили рыбу, но главным их делом стала работа в поле.

Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром. Наши предки отвоевывали землю у леса и превращали ее в пашню. Природа изменялась трудом человека (Слайд 1).

Дерево служило основным материалом для строительства дома, отсюда и слово «ДЕРЕВНЯ», из дерева крестьяне мастерили почти все предметы, нужные в быту.

Деревенские избы в старину ставили не по порядку, а как говорили, «НА РАДОСТНОМ МЕСТЕ», чтобы хозяину было удобно и соседям не мешать.

Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «УЛИЦА». Избы раньше никогда не красили, люди ценили красоту и теплоту цвета дерева, его спокойную силу (Слайд 2).

ИЗБА- это слово звучало в древности как «ИСТОПКА», «ИСТЬБА», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. Хозяин заранее рубил массивные бревна для стройки, чаще всего сосну и только после сушки бревен начинал ставить избу. Каждый ряд

4

скрепленных друг с другом бревен составляет ВЕНЕЦ. Венец на венец – и вырастает КЛЕТЬ, или СРУБ (Слайд 3).

ДВУСКАТНАЯ КРЫША – шапка здания. Чем выше, тем легче скатывается снег и дождь. Окна – ОЧИ, ГЛАЗА, СВЕТ (Слайд 4).

Между крышей и срубом закрепляется лобовая доска, которая закрывает стык бревен сруба и крыши. Края кровли ПРИЧЕЛИНЫ и ПОЛОТЕНЦЕ свешивающее в низ закрывают чтобы в щели не попадала влага.

Причелины, лобовая доска, полотенце обязательно украшались резьбой.

Самая украшенная часть избы – это наличники на окнах.

Человек изображал магические знаки – обереги на самых ответственных местах, там, где щели отверстия. Так украшение служило оберегом.

Конь — верный помощник крестьянину в труде, в бою, в пути. Часто можно увидеть деревянное изображение головы коня на крыше избы — КОНЕК КРЫШИ этот конек завершает собой длинное бревно-охлупень, которое закрывает стык обоих скатов крыши (Слайд 5).

ДЕРЕВНЯ – это не только жилые избы. Это целый деревянный мир построек разного назначения. Здесь и амбары, для хранения зерна, сараи, гумно, баньки, церковь. Все умно, просто, удобно и красиво.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Стали пальчики считать (шевелим пальчиками)Встали, сели, встали

Руки в стороны, вперед

Потянулись, (руки вверх, ладони соединить)

вправо, влево повернулись

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, Сели

5

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, Сели

Задание

На первом уроке по теме гармония жилья и природы мы выполнили пейзаж, он послужит нам фоном для продолжения работы в технике бумажная пластика.

Выполнить задание:

Коллективное панно «Деревня».

Дом строить будем вместе с учителем (делай как я, делай лучше меня), а украшать самостоятельно насколько позволит вам ваше воображение и фантазия.

Работа с учителем: дети слушают команды, и повторяют за учителем порядок и технику работы с бумагой.

После изготовления основы избы самостоятельная работа:

Украшаем фасад здания узорчатыми деталями причелины, наличники, полотенце, конек для крыши, лобовую доску.

Во время самостоятельной работы звучит музыка народных инструментов «Балалаечники» в исполнении ансамбля «Русский Сувенир»

Схема расположения частей для изготовления дома. Размер листа Ф-А4

См. на доске пособие учителя схему и алгоритм работы в технике бумажная пластика

Наглядное пособие учителя

6.

Взяли лист цветной бумаги Ф-А4 (цвет избы по выбору можно желтый или оранжевый, каричневый…)

Складываем пополам по горизонтали и по вертикали, затем отрезаем по линии сгиба. У нас получились 4 прямоугольника.

1 2

Первый прямоугольник гофрируем по вертикали

7.

Подсказка — полоски складываем мелкой гармошечкой, линию первой полоски можно провести по линейки.

3

Подумай, как сложить бумагу для крыши, забора окна и украшения кровли и окон?

4

Сборка избы на вашем рисунке прошлого урока или на листе цветной бумаги (желательно выбрать цвет зеленой лужайки)

Аккуратно приклеиваем детали к основе, выдерживая норму при использовании клея.

Помните об осторожном обращении с ножницами и клеем, главное в работе аккуратность.

8.

Затем самостоятельно приклеиваем изгородь, украшаем крышу и окно.

Кто первым выполнит это задание, начинает приклеивать заранее изображенных и вырезанных образов крестьян — хозяина, хозяйку и домашних животных.

рис. детей

Компонуем, так чтобы композиционным центром у нас был дом. Создаем улицу (учащиеся вывешивают по порядку на доске свои дома)

В заключении ответить на вопросы презентации.

1 как в древности люди называли свое жилище?

2 из какой самой прочной породы дерева строили дома?

3 как назывались резные украшения дама?

4 назвать художника картины «Золотая осень. Слободка»

9.

О Т В Е Т Ы:

(И. Левитан)

(истьба, истопка)

(сосна),

(причелины, полотенце, лобная доска, наличники, конек)

Выставка работ, просмотр и оценивание.

Уборка рабочих мест и домашнее задание. Подумать, чем деревня отличается от города.

Во время уборки видео танец «Кадриль»

Список использованной литературы

  1. Неменская Л.А. «Каждый народ – художник» Учебник для 4 класса. – М.: «Просвещение», 2000

  2. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство»: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Вентана-Граф», 2013

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://nsportal.ru Соц. сеть работников образования, презентация «Деревня – деревянный мир» Аубекирова З.И.

  2. http://get-tune.net Музыка «Балалаечников», Русская народная музыка в исполнении ансамбля «Русский сувенир», «Кадриль»

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории изо:

doc4web.ru

Презентация — Украшения избы и их значение

Слайды и текст этой презентации

Украшения избы и их значение урок изобразительного искусства в 4 классеПодготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 26 Пархоменко Алёна Константиновна

Из бревен рубили избы мужики, Один лишь помощник – топор. Но древние избы и ныне крепки, И тонок на ставнях узор. О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Правильно!

Изба – деревянный (бревенчатый) жилой дом. Это слово происходит от древних славянских слов «истьба» и «истопка». Истопкой называли помещение с печью, теплое. Были дома в деревне попроще, были и побогаче, в зависимости от достатка хозяев. Участок выбирали удобный с практической стороны: недалеко от реки, на пригорке, там, где обычно ложились отдыхать домашние животные.

Конёк

Фронтон-щипец, островершек

Причелина

Наличник

План работы: Обдумайте, какой образ избы будет на вашем рисунке. Определите средства выразительности. 2. Выполните разметку листа, расположив на нем придуманный образ. Украсьте избу знаками-оберегами. 4. Доработайте рисунок гуашью

МОЛОДЦЫ!

lusana.ru

Украшение деревянных построек и их значение. Т.Б. ИТБ 045-2015

Предмет: Изо Класс: 4 Урок:3 Дата: 17.09

Тема: Украшение деревянных построек и их значение. Т.Б. ИТБ 045-2015

Цели: Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

Планируемые результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных 
ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Оборудование: Презентация «Русская изба» , гуашь, альбом, палитра, кисти, 

Ход урока

I. Организационная часть:

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний: 

Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Как на Руси строили поселения? Деревни строились вдоль рек, на холмах  с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира.  Эти поселения были близки природе, украшали ее.

В старину деревни имели определённый строй, и несли  опыт вековых традиций.

III. Введение в тему.

  1. Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить?

Мастер Постройки помогает понять мудрость деревянных построек старой  русской архитектуры. Изба – строение лесного края. Мастера строили в основном без гвоздей, топором.

Просмотр презентации «Русские избы» о красоте русского зодчества.

Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают плети, поэтому называют дома избами ((от слов «истьба», «истопа» — теплое место).

Избы высокие, в два этажа. Нижний этаж — подклеть – защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках – песок: всё для тепла.

Как вы думаете, из какого материала строили и строят избы?

2. Работа с учебником. Характеристика совместно с учащимися обязательных элементов избы: сруб, двускатная крыша, лобовая доска, причелины, наличники на окнах, полотенце.

Физкультминутка.

IV. Практическая часть

Задание: Работа над образом традиционного  русского дома – избы.

Показ  приёмов работы (на доске) акварельными красками, широкие горизонтальные мазки  с пробелами  изображают бревенчатые стены. Необходимо подобрать  характерный цвет дерева: серебристо-серый, золотисто-коричневый. Смежные стены решаются в контрасте. Нужно обратить внимание на то, что окна лучше изображать после того, как будут написаны стены. Резные доски украшений избы изображают тонкой кистью.  В ходе работы решаются задачи изображения пространства, колористической цельности образа.

Самостоятельная работа учащихся

.

V. Итог. Выставка работ. Оценка.

Анализ выполненных работ:

1. Что вам хотелось показать в своей работе?

2. Что означает слово гармония?

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Презентация для учеников 4 класса «Декор русской избы»

Слайд 1

Презентация для учеников 4 классов Декор русской избы Учитель МБОУ Одинцовской нош №2 Капитоновой Е.А. 2014г.

Слайд 2

Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. И поэтому дерево прочно вошло в русское народное искусство. Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу

Слайд 3

Декор русской избы Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В. Федотов

Слайд 4

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля

Слайд 5

верхняя часть – жизнь души, поэтому самая нарядная конек – небесная колесница сруб – с него начинали строить, это жизнь человека, здесь он родится, здесь и умрет клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем Русская изба состояла из трех частей:

Слайд 6

Солярная орнаментика. Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе

Слайд 7

Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека. Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини

Слайд 8

Конь — охлупень С давних пор избы украшались удивительными украшениями фантастических коньков. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят дому счастье

Слайд 9

Фронтон дома Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома

Слайд 10

Доски — полотенца Доски — полотенца украшают спереди фронтон избы

Слайд 11

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб

Слайд 12

Причелина Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее

Слайд 13

Причелины-«хляби» изб (заклинательная орнаментика)

Слайд 14

Наличники окон На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных

Слайд 15

Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон

Слайд 16

Верхняя часть наличников

Слайд 17

На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных

Слайд 18

Варианты композиционного решения крестьянского интерьера

Слайд 19

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка крытая ковром, Крашенные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей Внутренний мир русской избы

Слайд 20

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста

Слайд 21

В переднем углу избы располагался красный угол . Его еще называли в народе большой, святой. Это– духовный центр дома. В углу стояли иконы украшенные вышитым полотенцем, пучки сухих трав. Рядом стоял обеденный стол

Слайд 22

В одном из задних углов избы располагалась русская печь . Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи!

Слайд 23

Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты , которыми ставят в печь и достают горшки . А в самом низу находится подпечье. Там хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга

Слайд 24

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой размещались горшки и чугунки

Слайд 25

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Мягко покачиваясь она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки

Слайд 26

Почтив в каждой избе, имелся ткацкий станок

Слайд 27

Под потолком шли полавошники , на которых располагалась крестьянская утварь

Слайд 28

Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе

Слайд 31

Зачем люди украшают свои жилища? О чем может рассказать декор крестьянской избы? Назовите элементы избы Какой угол являлся духовным центром дома и какие события могли происходить здесь? Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи? Вопросы для повторения:

Слайд 32

Список использованных источников: Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г. М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983 http://ru.wikipedia.org/wiki/ Изба http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/ruskaja-izba.html https://www.google.ru http://rodonews.ru/news http://cyrillitsa.ru/posts/679-russkaya-izba-interer-i-dizayn.html

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Урок ИЗО 4 класс «Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы»

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку. Читает стихотворение.

Из бревен рубили избы мужики,

Один лишь помощник – топор.

Но древние избы и ныне крепки,

И тонок на ставнях узор.

– Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

– Правильно, о народном жилище – избе

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональ-

но-ценностное отношение к русскому деревянному зодчеству

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Русская изба».

Просмотр мультимедийной

презентации

«Русская изба».

– Очень разумными были наши предки. Приступая к любому делу, они продумы-

вали несколько вариантов и выбирали лучший: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Особенно кропотливо относились к постройке дома, ведь жить в нем предстояло многим будущим поколениям

семьи.

Изба – деревянный (бревенчатый) жилой дом. Это слово происходит от древних славянских слов «истьба» и «истопка».

Истопкой называли помещение с печью, теплое. Были дома в деревне попроще,

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют.

Фронтальная работа.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое

были и побогаче, в зависимости от достатка хозяев. Участок выбирали удобный с практической стороны: недалеко от реки, на пригорке, там, где обычно ложились отдыхать домашние животные.

– Ребята, как вы думаете, из какого материала строили дом в старину?

– Верно, из дерева.

А наша лесами богата земля!

И лес в ней и строен, и ровен,

Когда-то и стены и башни Кремля –

И те собирали из бревен.

– Для строительства рубили деревья
хвойных пород и брали только те, которые падали верхушками на восток. Священными считались одинокие деревья и рощи, выросшие на месте разрушенной церкви, – их не брали для постройки.

Рубили в морозы, потому что дерево считалось в это время мертвым.

Строить начинали с жертвоприношения: домашнее животное или птицу закапывали в угол будущего дома. Сегодня традиция – закладывать монету в главный угол дома. В матицу, центральную балку потолка, вбивали крюк, к которому впоследствии подвешивали люльку.

Считалось, что чем больше детей, тем богаче семья.

– После этого ставили крышу – чело.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная работа.

высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Устные
ответы.

Просмотр мультимедийной

презентации

«Русская изба».

Основной формой крыши у русских людей являлась двускатная крыша «конем»,

«на коня». Верхняя часть крыши назы-

вается и сегодня конек – оберег дома

от злых сил. Часто там помещали голову коня или петуха.

Фронтон-щипец, островершек – треугольная стенка под крышей над верхним карнизом дома или над входом. Украшался также и подзор – резная доска под скатом крыши, и полотенце – резная доска, свисающая со стыка причелин.

Причелина – доска, прикрывающая концы слег крыши.

Наличник – декоративное обрамление оконного проема.

Считалось, что изба – это колесница,

запряженная лошадьми или птицами,

несущаяся навстречу солнцу, свету.

– Изба – маленькая вселенная:

•  Навь (нижний мир). Первый ярус – земля предков (подклет, или подклеть, подпол) – подземный мир.

•  Явь (средний мир). Второй ярус – живут люди (часть сруба ниже фронтона) – мир людей.

•  Правь (верхний мир). Третий ярус –
небесный свод (крыша, фронтон) – небо.

Фронтальная работа

Устные
ответы.

В современном мире русские деревянные старинные постройки принято называть русским деревянным зодчеством (архитектурой), а старших людей по строительству (архитекторов) – зодчими.

Итак, давайте повторим, какие элементы украшали избу?

– Правильно запомнили, молодцы!

А теперь давайте немного отдохнем.

Отвечают
на вопросы.

Устные
ответы

Физкультминутка

Выполняют упражнения

III. Творческая практическая деятельность

Изображение образа русской избы (изба – богатырь, изба – ель, избушка – бабушка).

Выявление осо-

бой красоты рус-

ского жилища художественными средствами.

Музыкальный фон: русская на-

родная музыка в исполнении оркестра имени

Н. П. Осипова

– Приступайте к работе по плану:

1. Обдумайте, какой образ избы будет
на вашем рисунке. Определите средства выразительности.

2. Выполните разметку листа, расположив на нем придуманный образ.

3. Украсьте избу знаками-оберегами.

4. Доработайте рисунок гуашью

Составляют план работы над рисунком.

Рисуют красками (гуашь)

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение.

Выполнение рисунка

IV. Итог урока. Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать образ русской избы.

– Давайте выберем наиболее удачные
композиции, удачный колорит.

Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Рассматривают рисунки, оценивают работу свою
и одноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников

Устные
ответы

Урок изобразительного искусства в 4 классе на тему: «Образ традиционного русского дома»

МБОУ Гордеевская СОШ

Урок изобразительного искусства

в 4 классе

«Образ традиционного русского дома»

Подготовила учитель изобразительного искусства Цыганок Татьяна Николаевна

Тема. « Образ традиционного русского дома»

Цель:

  • Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;

  • Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;

  • Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус.

Задачи:

Обучающие:

  • Создание учащимися композиции «Деревня»;

  • Обогащение словарного и понятийного запаса детей.

  • Учить правильно, располагать объекты в пространстве.

Развивающие:

  • Совершенствовать конструктивные навыки;

  • Развивать навыки индивидуальной творческой деятельности.

  • Развитие творческого воображения;

Воспитывающие:

  • Воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.

  • Воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.

  • Воспитание аккуратности, взаимопомощи.

Оборудование: презентация, иллюстрации, рисунки.

Художественные принадлежности: краски, тряпочка, кисти, баночка с водой, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

— Давайте проверим, все ли готово у вас к уроку?

2. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке вы познакомились с миром русской деревни.

— От какого слова произошло название «деревня»? — Почему древнерусское поселение стали называть деревней? — Какой была основная постройка деревни? — Какого размера строили избы? — От чего зависел размер избы? Что такое венец? Что такое сруб? Чем сверху покрывалась изба?

Отгадаем загадки:

1.Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? (- кастрюля «тефаль», — чайник, — чугунок)

2. Как называется предмет, которым мешают дрова в печке? ( -кочерга, — веник, полено)

3. Как называлась на Руси обувь, сплетенная из коры Деревьев? (сапоги, — лапти, — валенки)

4. Про какой предмет в крестьянском доме была сложена загадка : «Курочка с носком – всякому поклон»? ( — про вешалку, — про рукомойник, — про бочку)

5. В одной русской народной сказке солдат варил щи. Вспомните из чего? ( — из дубинки, — из пилы, — из топора)

6. А эта загадка про что: «По сеням и так и сяк, а в избу никак»? ( — дверь, — собака, — солнечный свет)

7. Отгадайте последнюю загадку: «Веду я внука по всем комнатам за ручку» (-утюг, — пылесос, — веник)

3. Беседа по теме урока.

Отгадаем загадку:

Стоит жилище,

Деревянные бочища

Внутри печь да дрова

Это русская…. ( изба)

Отрывок из дневника Александры Федоровны Романовой:

«Главным центром жизни человека должен быть дом. Это место, где растут дети…, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Каждый дом похож на своего создателя. Утонченная натура делает дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души.»

Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. Не сразу родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.

Давайте рассмотрим, как выглядела русская изба, какие были виды изб, и из каких составных частей она состоит.

Запись на доске. ИЗБА – это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.

Крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы наблюдался порядок, найденный трудом многих поколений.

Предлагается рассмотреть различные типы изб, которые представлены на доске. Обращается внимание на то, что строились различные типы изб. Это, изба ГЛАГОЛЬизба БРУСОМизба КОШЕЛЬ. Рассматриваем эти типы изб, обращаем внимание на особенности их построек, находим отличие в постройке.

Вопрос: Что общего в украшении этих изб?

Вопрос: Откуда у русского человека стремление украсить свою избу?

Выслушиваются ответы учеников.

Для строительства изб выбирали особые деревья, закладку дома начинали лишь после новолунья. Под углы первого венца клали клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск. Бревна скрепляли в 

ВЕНЕЦ. Венец на венец – и вырастает КЛЕТЬ или СРУБ. Дети записывают названия в тетрадь.

Рассматриваем макет традиционного русского дома.

Знакомимся с составными частями русской избы.

Предлагается рассмотреть избу, и узнать из каких частей она состоит.

Учитель делает зарисовку на доске, а дети в тетради.

ДВУСКАТНАЯ КРЫША – шапка здания. Чем она выше, тем легче скатывается с нее снег и дождь. ОКНА — очи, глаза, свет. А над ним, как положено, чело, так красиво раньше называли лоб. Здесь же бывает ЛОБОВАЯ ДОСКА, которая закрывает стык бревен сруба с досками треугольника под крышей. А края кровли выступают, и их концы прикрывают узорчатые доски – ПРИЧЕЛИНЫ. Стык причелин, чтобы встык не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз ПОЛОТЕНЦЕМ.

Причелины, полотенце, лобная доска обязательно украшались резьбой.

Каждая изба украшалась с особой выдумкой. Но если приглядеться, всегда увидишь похожие мотивы. Например, на концах причелин и полотенец часто можно было увидеть резную круглую розетту. Это символическое изображение солнца.

В этих символах отголоски далеких времен, когда люди поклонялись могущественным силам природы. Мир представлялся древнему человеку населенным не только реальными существами, но и духами добра и зла. Защищая свое жилище от злых сил, человек изображал магические ЗНАКИ-ОБЕРЕГИ на самых ответственных местах и особенно там, где прикрывались щели и отверстия. Так что украшение не только украшало, но и как бы охраняло.

Запись в тетрадь. Украшения- обереги

Среди украшений-оберегов чаще всего встречаются изображения птиц и коней. Конь – верный помощник крестьянина в труде, и в бою, и в пути. Часто можно увидеть деревянное изображение головы коня над избой. Этот конь-оберег, завершает собой длинное, выдолбленное бревно-охлупень, которое закрывает собой стык обоих скатов крыш. Его так и называют – КОНЕК КРЫШИ.

Вы видите, что в доме крестьянина все было продумано и все имело свое значение. Постройка, изображение и украшение здесь помогают друг другу и объединены общим смыслом.

Окно – глаза на лице дома, связь с внешним миром, поэтому и НАЛИЧНИКИ – самая украшенная часть избы. По всей нашей стране можно увидеть большое разнообразие украшенных наличников. Но и сегодня можно в их деревянном кружеве можно найти древние символические знаки.

Встречаются избы двух и трехэтажные. От таких строений веет несокрушимой мощью: смотришь, и возникает образ крестьянина-богатыря, удалого и в то же время степенного, прочного.

— Физкультминутка:

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

4.Практическая часть урока.

– Приступайте к работе по плану:

1. Обдумайте, какой образ избы будет 
на вашем рисунке. Определите средства выразительности.

2. Выполните разметку листа, расположив на нем придуманный образ.

3. Украсьте избу знаками-оберегами.

4. Доработайте рисунок гуашью

5.Итоги урока.

Выставка работ. Оценка.

Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению. Использовали не только знания, полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение.

Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:

1. Что вам хотелось показать в своей работе?

2. Что означает слово гармония?

3. Применялся ли закон перспективы при выполнении нашей работы?

4. Из какого дерева строили дома Сибири?

5. Что означает слово сруб?

6. Уборка рабочего места, задание на следующий урок.

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: Конспект урока «Деревня — деревянный мир»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»

Бологовского района Тверской области

 

Урок на тему:

«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир»

По программе Б.Н. Неменского

4 класс

Павлова Наталья Сергеевна

Учитель изобразительного искусства

Старшая вожатая

п. Березайка

2012 год.

 

 

Цель:

  • Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;
  • Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;
  • Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус. Слайд № 2

Задачи:

Обучающие:

  • Создание учащимися композиции «Деревня»;
  • Обогащение словарного и понятийного запаса детей.
  • Учить правильно, располагать объекты в пространстве.

Развивающие:

  • Совершенствовать  конструктивные навыки;
  • Развивать навыки индивидуальной  творческой деятельности.
  • Развитие творческого воображения;

Воспитывающие:

  • Воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.
  • Воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.
  • Воспитание аккуратности, взаимопомощи. Слайд № 3

Материалы и оборудование: 

Оборудование: презентация, иллюстрации, рисунки.

 Художественные принадлежности:   краски, тряпочка, кисти, баночка с водой,   цветные карандаши.

Музыкальный ряд:

Записи русских народных песен, русская народная музыка.

Зрительный ряд:

  • Изображение дома,
  • фотографии природы,  деревянных изб,
  • элементов избы, образцы домовой резьбы и наличников.

План урока:

Проверка готовности к уроку

Постановка художественной задачи.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов

Ход урока:

I.Орг.момент:  

Я приглашаю  вас сегодня сделать интересную работу, но чтобы она получилась нужно терпение, умение аккуратно работать и помогать друг другу. Слайд № 4

Тема нашего урока:

 «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир»

2. Беседа по теме урока.

 Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Особенности искусства нашей Родины складывались в древности с историей народа, в гармонии его жизни с природой. Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни.

Всем ли понятно слово “гармония”?  

 Гармония ( от греч. —  связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре.

 В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов. Слайд № 5

Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить.

Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают плети, поэтому называют дома избами ( от слов «истьба», «истопа» — теплое место). Слайд № 6

Избы высокие, в два этажа. Нижний этаж  — подклеть – защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках – песок: всё для тепла.

 Как вы думаете, из какого материала строили и строят избы?  Слайд № 7

Из дерева.

 В Сибири воздвигали дома-терема из долговечной лиственницы. Они стоят до сих пор, поражая своей красотой и добротностью. Свидетели старины глубокой – памятники деревянного зодчества Каргополя, Кижей и других мест на Руси  поражают разнообразием форм, сплетением архитектурных стилей и высоким мастерством отделки. Уцелевшие произведения деревянной архитектуры относятся к ХVII вв.  Слайд № 8

    Дерево служило основным строительным материалом. Осенью метили подходящие деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте – апреле делали сруб: точно подгоняли брёвна друг к другу, возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью брёвна плотно прижимались.

Фасад дома слайд № 9

Деревенские избы в старину ставили не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и соседу не мешать. Со временем избы стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «У – ЛИЦА».

 Улица  слайд № 10

Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать.

 Учитель: С чего начинается Родина?

Ученики: с дома, улицы, деревушки или города, то есть с малой Родины.

Учитель: тонкие березки, русские избы и огороды, обнесённые простеньким плетнем, — все это такое близкое родное.

     Делали из дерева отсюда, и пошло — ДЕРЕВНЯ.

Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит. Слайд № 11

Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было, как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг.  Слайд № 12

 

3. Практическая часть.

Задание: рисунок изображающий русскую деревню, выполняется группой детей .

Сегодня  мы должны в своей работе показать гармонию жилья с природой. 

Деревня – это не только жилые дома. Это целый мир построек разного назначения. Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира:

избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.

 Давайте обратим  внимание на самую сложную задачу – передачу пространства, перспективы. Совместными усилиями решается проблема: как выразительней, естественней, красивее изобразить дома, добиться их гармоничного вхождения в окружающую природу 

Самый удачный вариант, при котором есть ближние и дальние дома,  т.е. создаётся естественная композиция. В результате учащиеся легко запоминают правила, на которые будут опираться при создании панно: тот, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже.

  1.  Итог.

Выставка работ. Оценка.

Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению. Использовали не только знания, полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение.

Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:

1. Что вам хотелось показать в своей работе?

2. Что означает слово гармония?

3. Применялся ли закон перспективы при выполнении нашей работы?

4. Из какого дерева строили дома Сибири?

5. Что означает слово сруб?

Список литературы:

В. Елкин  Дерево рассказывает сказки. — М.,  «Просвещение» 1978.

Н. И. Каплан т. Б. Митлянская  Народные художественные промыслы .- М., Высшая школа, 1980 .

А. С. Хворостов Декоративно – прикладное искусство в школе. –м. :Просвещение, 1981.

Неменский, Б. М. Твоя мастерская. — М.: Просвещение, 2003.

Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. — М.: Просвещение, 2003.

Половников, А. О. Русь деревянная. — М.: Просвещение, 1998.

Семенова, М. Древняя Русь в лицах. — М.: Просвещение, 1998.

Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. — М.: Агар, 1998.

«Образ традиционного русского дома»

10

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия эстетического профиля

Г. Смоленска

Конспект урока по изобразительному искусству

в 4 классе

по теме: «Образ традиционного русского дома»

Творческое задание: «Строитель» — создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу (техника аппликации). Используется технология воображения.

Учитель высшей категории

Уласень Алла Филаретовна

Гимназия эстетического

профиля г. Смоленска

2007 год

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с красотой традиционных построек родной земли, с составными частями русской избы.

  2. Формировать такие важные понятия, как дом, семья, Родина.

  3. Проследить зависимость формы жилища от природных условий. Рассмотреть конструкцию и декор русских изб (глаголь, кошель, изба брусом).

  4. Создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу (техника аппликации). Для коллективного панно.

Творческое задание: «Строитель» — создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу.

Практическая работа: создание образа русской избы для коллективного панно «Деревня».

Материалы и инструменты: гофрированный картон, белая бумага, цветная бумага, клей, карандаш, ножницы, гуашь. Кисти, баночка для воды.

Зрительный ряд: наглядные пособия – типы русской избы, репродукции работ А. Саврасова, И. Левитана, В. Стожарова, И. Шишкина, макет русского дома.

Литературный ряд: стихотворение Н. Языкова, высказывание А. С. Пушкина. «Как строили на Руси» — художественная литература, Из дневника государыни императрицы Александры Федоровны Романовой.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии

Вид занятия: аппликация

Форма организация деятельности: индивидуально-коллективная

Тип урока: комбинированный

Применяемые технологии и методы: частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод свободы в системе ограничений, здоровьесберегающая технология, технология воображения

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение ранее изученной темы.

  3. Самоцелеполагание.

  4. Сообщение темы и целей урока.

  5. Сообщение новых сведений.

  6. Практическая работа.

  7. Подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Повторение ранее изученной темы

— Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? ( о пейзаже родной земли).

С какими картинами, каких художников пейзажистов вы познакомились? (И. И. Левитан «Март», «Золотая осень»; А. К, Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Шишкин «Апрель», «Осень», «Перед грозой».)

— Что хотели показать нам художники в своих произведениях? (они показывали, как красива наша природа в любое время года.)

— Правильно. Смотришь на их картины и понимаешь, что невозможно не любить Русь, невозможно не любить эти леса, поля, равнины.

  1. Самоцелеполагание

На доске: записывается тема четверти: «Истоки родного искусства».

Зачитывается стихотворение Н. Языкова.

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце катиться светлей

Там радостней весна златая

Прохладней легкий ветерок

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток

Там соловей поет звучнее.

— Вы сейчас прослушали стихотворение Н. Языкова, как вы думаете, о ком говорится в нем? (Ответы детей)

  1. Сообщение темы урока и целей урока

Сегодня мы познакомимся с красотой традиционных построек родной земли.

Тема нашего урока будет звучать так: «Образ традиционного русского дома».

Тему урока записываю на доске.

Сегодня на уроке мы:

  • Проследим зависимость формы жилища от природных условий.

  • Рассмотрим конструкцию и декор русской избы.

  • Познакомимся с составными частями русской избы.

  • В практической работе попытаемся воссоздать образ русской избы, используя такой материал, как гофрированный картон и цветную бумагу.

  1. Сообщение новых сведений.

Время, человек, его помыслы. Мечты, надежды – все обращено к будущему. Часто мы забываем о прошлом. Все, что есть ценного в нашей культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого и настоящего.

На доске записываю слова А. С. Пушкина:

«Уважение к минувшему – вот черта

отличающая образованность от дикости»

Вопрос. Задумывались ли вы о том, что строения, жилища, существуют не сами по себе, а в мудрой согласованности к природным окружениям, образуя тем самым гармоничную целостность?

Человек с давних времен живет среди природы. И нет на земле, наверное, человека, который не любил бы ее. Но природа в разных уголках нашей земли разная.

Русского человека издавна окружала природа с нежно-березовыми рощами и мощными дубравами, с полянами и тихо текущими речками, с ее огромными просторами.

Рассматриваем репродукции работ русских художников: И, Левитана,

И. Шишкина, В. Стожарова.

Так глубоко и проникновенно могли передать красоту русской природы только люди, горячо любившие свою Родину, свою землю. Облик русского человека складывался в окружении этой природы. Природные условия сказывались на характере русского человека. Великороссия «со своими лесами, топями, болотами на каждом шагу представляла тысячу мелких опасностей, с которыми приходилось бороться. Это приучало великороссов зорко следить за природой. Они боролись с природой в одиночку, в глуши леса с топором в руке».

В наших краях люди жили по берегам рек и озер в окружении леса. Реки зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов. Люди охотились, ловили рыбу, но главным их делом стала работа в поле.

Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Наши предки отвоевывали землю у леса и превращали ее в пашню. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покой. Природа изменялась трудом человека.

Отрывок из дневника Александры Федоровны Романовой:

«Главным центром жизни человека должен быть дом. Это место, где растут дети…, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Каждый дом похож на своего создателя. Утонченная натура делает дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души.»

Обратим свой взор к русской деревне – суровой, сдержанной и в тоже время приветливой, как сама природа этого края. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьяне мастерили почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня».

Деревенские избы ставились в старину не по порядку, а как говорили на «радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем их стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица».

Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. Не сразу родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.

Давайте рассмотрим, как выглядела русская изба, какие были виды изб, и из каких составных частей она состоит.

Запись на доске. ИЗБА – это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. (Дети записывают в тетрадь).

Крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы наблюдался порядок, найденный трудом многих поколений.

Предлагается рассмотреть различные типы изб, которые представлены на доске. Обращается внимание на то, что строились различные типы изб. Это, изба ГЛАГОЛЬ, изба БРУСОМ, изба КОШЕЛЬ. Рассматриваем эти типы изб, обращаем внимание на особенности их построек, находим отличие в постройке (сравнение).

Вопрос: Что общего в украшении этих изб?

Ответ: У этих изб общий принцип украшения частей дома.

Вопрос: Откуда у русского человека стремление украсить свою избу?

Выслушиваются ответы учеников.

Корректировка учителя: Потребность в красоте – неотъемлемое качество русского человека. Творить красоту для него было естественно, как выполнять разную работу. Красота помогала жить, скрашивала жизнь в трудных условиях.

Для строительства изб выбирали особые деревья, закладку дома начинали лишь после новолунья. Под углы первого венца клали клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск. Бревна скрепляли в ВЕНЕЦ. Венец на венец – и вырастает КЛЕТЬ или СРУБ (запись на доске.) Дети записывают названия в тетрадь.

Рассматриваем макет традиционного русского дома.

Знакомимся с составными частями русской избы.

Предлагается рассмотреть избу, и узнать из каких частей она состоит.

Учитель делает зарисовку на доске, а дети в тетради.

ДВУСКАТНАЯ КРЫША – шапка здания. Чем она выше, тем легче скатывается с нее снег и дождь. ОКНА — очи, глаза, свет. А над ним, как положено, чело, так красиво раньше называли лоб. Здесь же бывает ЛОБОВАЯ ДОСКА, которая закрывает стык бревен сруба с досками треугольника под крышей. А края кровли выступают, и их концы прикрывают узорчатые доски – ПРИЧЕЛИНЫ. Стык причелин, чтобы встык не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз ПОЛОТЕНЦЕМ.

Причелины, полотенце, лобная доска обязательно украшались резьбой.

Каждая изба украшалась с особой выдумкой. Но если приглядеться, всегда увидишь похожие мотивы. Например, на концах причелин и полотенец часто можно было увидеть резную круглую розетту. Это символическое изображение солнца.

В этих символах отголоски далеких времен, когда люди поклонялись могущественным силам природы. Мир представлялся древнему человеку населенным не только реальными существами, но и духами добра и зла. Защищая свое жилище от злых сил, человек изображал магические ЗНАКИ-ОБЕРЕГИ на самых ответственных местах и особенно там, где прикрывались щели и отверстия. Так что украшение не только украшало, но и как бы охраняло.

Запись в тетрадь. Украшения- обереги

Среди украшений-оберегов чаще всего встречаются изображения птиц и коней. Конь – верный помощник крестьянина в труде, и в бою, и в пути. Часто можно увидеть деревянное изображение головы коня над избой. Этот конь-оберег, завершает собой длинное, выдолбленное бревно-охлупень, которое закрывает собой стык обоих скатов крыш. Его так и называют – КОНЕК КРЫШИ.

Вы видите, что в доме крестьянина все было продумано и все имело свое значение. Постройка, изображение и украшение здесь помогают друг другу и объединены общим смыслом.

Окно – глаза на лице дома, связь с внешним миром, поэтому и НАЛИЧНИКИ – самая украшенная часть избы. По всей нашей стране можно увидеть большое разнообразие украшенных наличников. Но и сегодня можно в их деревянном кружеве можно найти древние символические знаки.

Встречаются избы двух и трехэтажные. От таких строений веет несокрушимой мощью: смотришь, и возникает образ крестьянина-богатыря, удалого и в то же время степенного, прочного.

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем.

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в дупло кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим.

Побежали, побежали,

До избушки добежали.

Мы избушку осмотрели

И за парты дружно сели.

  1. Практическая работа

Предлагается детям создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу. Повторяются правила работы с ножницами. Обращается внимание на расположение полосок в картоне. Украшения изб можно выполнить из белой, а также из цветной бумаги. Повторяется, как выполнить две одинаковых элемента (показать на примере). Предлагается выполнить одну из изученных изб. Это может быть изба брусом, изба глаголь, изба кошель и традиционная изба. На доске пишется примерный план работы над аппликацией. Каждый этап работы рассматривается, проговаривается с демонстрацией приемов работы, которые вызывают затруднения учеников. Можно предложить небольшой группе выполнить макет дома. С этой группой работа ведется индивидуальная. Во время практической работы ведется корректировка. Полученные дома в конце урока вклеиваются в уже подготовленный фон на прошлом уроке. (Во время работы звучит музыка.)

  1. Итог урока

Проверка работ учащихся с обсуждением.

Проставление оценок с обсуждением.

Рефлексия:

— Что интересного вы узнали на уроке?

— Из каких составных частей состоит изба?

— Назовите элементы декора в русской избе.

— Для чего изображались знаки-обереги, и какие из них вы запомнили.

— Где располагались знаки-обереги, на каких местах в русской избе?

— С какими видами изб вы познакомились?

Уласень А.Ф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *