Skip to content

Русский народный дом: Русский дом – Русский народный дом (Львов) — Википедия

Содержание

Русский народный дом (Львов) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Наро́дный дом во Львове (также Русский народный дом, Дом народа русского[1], в 1915—1921 годах Украинский народный дом) — одно из старейших культурно-образовательных учреждений в Галиции, одно из важнейших учреждений галицко-русского движения. Бывшее здание Народного дома находится на улице Театральной, 22 (польское название — Рутовского).

Народный дом был создан в 1849 году Главной Русской Радой (по инициативе священника Льва Трещаковского). Австрийское правительство подарило для Народного дома участок на месте разрушенного в 1848 году здания Львовского университета, возле участка костёла тринитариев. Здание Народного дома было построено архитекторами В.Шмидтом и С.Гавришкевичем в 1851—1864 годах на пожертвования русинского населения края.

В Народном доме действовала основанная в 1848 году Галицко-русская матица, которая занялась культурно-образовательной работой. В результате отступления из Галиции русских войск в 1915 году и эвакуации части галицких русофилов часть библиотеки была вывезена в Россию. Издавался «Вестник Народного Дома» (1883—1914 — ежемесячно, после 1921 — периодически).

Бывшее здание бурсы (общежития), которая принадлежала институту «Народный дом» во Львове; стиль «гуцульской сецессии»

В 1914 году с началом войны между Австро-Венгрией и Россией было отстранено прошлое руководство Народного дома и был назначен правительственный комиссар Адам Смулка, который им заведовал до мая 1918 года. По многочисленным запросам проавстрийского деятеля Костя Левицкого австрийское наместничество в 1916 году назначило для Народного дома коллегиальный орган — кураторию, в который вошли 12 кураторов из числа украинофилов, во главе с Костем Левицким и Александром Барвинским. В 1918 году здесь находился штаб ЗУНР, а в большом зале, 19 октября 1918 года была провозглашенная Западноукраинская народная республика, которую возглавил Евгений Петрушевич. 8 ноября 1919 была разграблена богатая нумизматическая коллекция. В 1921 году польские власти вынуждены были сменить руководство Народного дома и он перешел под контроль правительственных комиссаров, прошлых его владельцев, членов галицко-русского движения к его руководству не допустили. В течение междувоенного периода деятельность Народного дома ограничивалась музейно-архивными делами. В составе Народного дома действовали: библиотека (в 1924 году около 120 тысяч книг, в том числе 5 тысяч рукописей и документов), археологическо-исторический (вместе с картинной галереей) и природоведческий музей, которые находились на улице Курковой, 14 (современное название — ул. Лысенко)

[2]. В здании находился Украинский книжный магазин и книжный антиквариат.

В нём некоторое время находилось театр «Русская беседа», размещалась гимназия с преподаванием на украинском языке, а с 1930 года, после реконструкции бальных залов, проведенной архитектором Адамом Опольским, действовал Львовский «театр розмаитостей».

После 1939 года Народный дом был ликвидирован, а его книжные коллекции переданы библиотеке АН УССР и реорганизованным львовским музеям. С 1939 года в здании Народного дома находится Дом Красной Армии, затем окружной Дом офицеров, где проводили разнообразные культурные мероприятия. После провозглашения независимости Украины здесь расположили Дом офицеров Западного оперативного командования, а в начале XXI века также разместился «Кинопалац».

  1. ↑ Издания повременные и периодические
  2. ↑ Русские организации в Польше
  • Ваврик В. Р. Русское движение в Галиции. Львов: Типография Ставропигийского института, 1929.

Улица Театральная

О проекте | Русский дом

«В российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю и традиции, объединяли бы времена и поколения, способствовали консолидации нации и, конечно же, открывали возможности для создания нового, современного пространства культуры, в котором живет и развивается человек».
«Культура является неотъемлемой частью всех сторон нашей жизни и не может существовать сама по себе, в отрыве от людей. Человек формируется прежде всего в культурной среде или бескультурной, как иногда, к сожалению, бывает. Во всяком случае, от качества этой культурной среды прямо зависит то, какими мы становимся и какими становятся наши дети, как выглядит коллективный портрет нашего общества. На протяжении всей истории Российского государства культура воспитывала и обогащала, служила источником духовного опыта нации, основой для консолидации нашего многонационального народа» — В.В. Путин

 

Дорогие друзья! Есть современная глобальная культура. Есть талантливые и профессиональные  люди, которые её формируют, создавая новые образцы и смыслы. Они способны навязать  свое виденье решения  любой проблемы человека с момента его рождения и до ухода.  Колыбель младенца, детские игрушки, одежда для молодого человека, учёба, развлечения, работа, машина, квартира,  политика и т. д. и всё это предлагается и продается в первую очередь ради прибыли.
Замкнутый круг. Образцы и смыслы, деньги и доход вечно в поиске и на страже друг друга. Они приносят к  нам благо и насаждают порок, пока так было и пока так есть.
Как разомкнуть этот круг и найти в нём достойное место для русской культуры?  Трудно  противостоять глобальным профессионалам, власти денег и и жажде прибыли, но можно сказать свое слово, дать оценку, предложить  новые образцы и смыслы и это исключительное право может и должно быть вверено русской культуре.

Итак, народный дом ждет Вас! Пришло время  объединяться! Вместе мы будем проводить праздники, фестивали, ярмарки и другие мероприятия, направленные на развитие и возрождение русской культуры. На первом этапе всем нам необходимо поучаствовать в создании Нашего общего сайта, на котором каждый может стать автором, вдохновителем, координатором любого из разделов и в дальнейшем стать одним из организаторов проведения мероприятий РНКЦ- Народный дом. Сайт находится в процессе разработки и нуждается в вашем активном участии. Почитайте статьи сайта, просмотрите его структуру. Напишите свои комментарии, замечания, предложения! Все это будет учтено и изменено с большой благодарностью! Да не останется никто равнодушным к родной культуре!

Георгий Садков.

 

О русской государственной идее

В жизни русского общества государство играет уникальную роль, не сопоставимую с ролью государства в жизни иных цивилизаций (за исключением, может быть, Дальневосточной). Государство в России исторически выступает главной интегрирующей силой и главным социальным организатором. Устранение государства из общественной жизни ведёт к коллапсу всего социума, отсутствие государственного целеполагания — к дезориентации всего народа. Поэтому для нас чрезвычайно важно, какие цели будет ставить государственная власть и какими ценностями она будет руководствоваться.
Подробнее

Национальная элита

Наша первая неотложная задача — формирование национальной элиты, которая станет образцом для народа и поведёт его за собой. Эта гигантской важности задача не может быть решена одномоментно, особенно если принять во внимание то, что современная элита в значительной части своей оторвана от национальных задач, ориентирована на Запад, служит другой цивилизации. Отдельные политические лидеры и даже первые лица в государстве, ощущающие свою национальную идентичность и своё историческое предназначение, чувствуют себя одиночками в подобном окружении. Подробнее

 

О русской экономической модели

Принимая ответственность за будущее своей страны и народа, национальной деловой элите необходимо сознавать реальное место России в мировом экономическом пространстве и в мировой хозяйственной истории, чтобы выдвигаемая стратегия развития была не очередной утопией, а носила прагматический характер, опирающийся на реальную обстановку. Подробнее

Государства и народы прилагают огромные усилия для достижения политического и экономического суверенитета, однако в современных условиях на первое место выдвигается суверенитет гуманитарный. Самостоятельно действует тот, кто самостоятельно думает. Добиться реальной независимости может лишь тот народ, который строит картину мира, адекватную собственному бытию, не привязанную к чужим ценностям и к чужим интересам. ЧитатьЧасть 1 Часть 2

 

Садко Новгородцев: «Народные дома».

Народные дома в дореволюционной России создавались как общедоступные культурно-просветительские учреждения. Россия была первой страной в мире, где начали строиться подобные дома для народа. Последние императоры России озаботились сплочением нации с помощью русской культуры, но не успели в решении этой задачи. Проворнее оказались большевики с простым и понятным «все отобрать и поделить». Первый народный дом возник в 1882 году в Томске. В Петербурге первый Народный дом открылся в 1883 году. И только годами позже Народные дома стали популярными в Англии, Шотландии, странах Скандинавии, Турции и некоторых других европейских государствах. Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако часто были и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями. После событий 1917 года они были частично переоборудованы в клубы и даже театры, но по большей части заняты советскими учреждениями или разрушены. Народные дома, где не удавалось заменить прежних наставников сторонниками агитпропа, закрывали гораздо раньше церквей. Большевикам нужен был лишенный национального самосознания пролетариат, в качестве пушечного мяса для мировой революции. Для этой же цели всерьез обсуждали планы перевести русскую грамоту на латиницу. Подробнее

 

Садко Новгородцев. Русское общество может начаться с Народных Домов?

Атомизация общества, насаждаемая «коварными глобалистами», зашла настолько далеко, что уже само словосочетание «русское общество» режет слух своим мифологизмом. Да и было ли оно когда-либо в русской истории? И в атомизации ли дело? Дворянское общество – это понятно. Оно состояло по большей части из русских людей, иногда проявлявших желание говорить между собой на французском, иногда впадавших в хроническую англоманию. У купцов и промышленников были свои профессиональные сообщества с газетами и журналами. Иногда они меценатствовали, иногда проводили время в ванных с шампанским. Только вот у миллионов простых людей ничего подобного не было. При последнем императоре по всей Российской империи начали открываться народные дома. С помощью развития народной культуры и образования Россия имела возможность сплотить простых горожан, уже начинавших отрываться от своей традиционной культуры, оставшейся в их родных деревнях и поселках, в единую нацию. Как всегда, медленно поспешая, опоздали. Большевики навязали народам России свой головокружительный по масштабам глобальный коминтерновский проект. Из их примитивной, рассчитанной на едва образованных людей газеты «Искра», разгорелось пламя страшной братоубийственной войны.Подробнее

 

Георгий Садков. Русская культура и либералы

Русский культурный центр, занимающийся возрождением разрушенной либералами русской культуры, в своих публикациях отмечает всю опасность сохранения этой разрухи для судьбы государства в целом и даже судеб чиновников, продолжающих свою разрушительную работу. Все они, возможно, надеются, что успеют вовремя сбежать и даже пристроиться на прокорм у своих хозяев, но история достаточно часто преподносит неожиданные повороты. Униженное национальное чувство сначала вырождается в простую формулу: «Все непохожие на нас -враги», а несколько позже приходит понимание кто настоящие враги всех народов.

См. «Проблема обострения межнациональной неприязни, в том числе и на бытовом уровне».

Будет новый музей

Мы планируем создать музей современного прикладного искусства вблизи от центра города.

Народный дом, как часть проекта.

 

Народные дома

Народные дома в дореволюционной России создавались как общедоступные культурно-просветительские учреждения. Россия была первой страной в мире, где начали строиться подобные дома для народа. Последние императоры России озаботились сплочением нации с помощью русской культуры, но не успели в решении этой задачи. Проворнее оказались большевики с простым и понятным «все отобрать и поделить». Первый народный дом возник в 1882 году в Томске. В Петербурге первый Народный дом открылся в 1883 году. И только годами позже Народные дома стали популярными в Англии, Шотландии, странах Скандинавии, Турции и некоторых других европейских государствах. Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако часто были и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями. После событий 1917 года они были частично переоборудованы в клубы и даже театры, но по большей части заняты советскими учреждениями или разрушены. Народные дома, где не удавалось заменить прежних наставников сторонниками агитпропа, закрывали гораздо раньше церквей. Большевикам нужен был лишенный национального самосознания пролетариат, в качестве пушечного мяса для мировой революции. Для этой же цели всерьез обсуждали планы перевести русскую грамоту на латиницу.

Новый человек должен был забыть свою историю, своих предков. Угроза новой большой войны заставила поменять планы коммунистических вождей. Срочно понадобилось снять фильм про классово чуждого националиста-церковника (термин из рапортов НКВД) Александра Невского заявившего с экрана, что «Не в силе Бог, а в правде». После войны стали по всей стране появляться новые дома культуры и почти в каждом из них положено было держать оркестр народных инструментов и хор девушек разного возраста в кокошниках. В этих домах время от времени хорошие музыканты, сберегающие народные традиции, как могли противостояли советскому официозу, хотя и вынуждены были частенько петь про то, что «партия наш рулевой», а «Ленин всегда живой». Так вырождалась традиционная культура, оставаясь по форме народной и становясь все более фальшивой по содержанию. Почти полной победой над народной душой партийные культработники проложили путь к разрухе культуры лихих 90х и еще более бездуховных двухтысячных.

Мы, жители Петербурга, называющие себя русскими, оказались без очагов поддержки национальной культуры. Это там за океаном в каждом мегаполисе и в каждом самом захудалом провинциальном городке есть хотя бы одна радиостанция, вещающая музыку кантри. Это в африканских странах или Австралии дают аборигенам поплясать свое народное перед туристами. У нас нет места русской народной музыке почти нигде. Эрмитаж, Петергоф, а вечером балет с лебедями: вот дежурный набор для интуриста в Питере. Летом положение немного лучше; для гостей города показывают фолкшоу в Николаевском дворце, где-то, случается, пляшут казаки. Хочется зацепиться за слова из жизнерадостной советской песни «я такой другой страны не знаю» и закончить их достаточно мрачно: «где бы была до такой степени вытоптана народная музыкальная культура». Либералы во все времена по отношению ко всем традиционным культурам ведут себя одинаково. Первым, кого лишило государственной поддержки Временное правительство Керенского, оказался оркестр народных инструментов Андреева. Набеги современных варваров — космополитов времен Гайдара и Швидкого оказались еще более опустошительными. По центральным и прочим телеканалам попсово — клюквенное шоу Бабкиной заменило всю русскую музыку. Теперь только нашему Президенту на лесной валдайской поляне вдали от Москвы дозволяют говорить правильные слова о значении традиционной культуры:

«Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнёрство, веру в Бога или веру в сатану. Эксцессы политкорректности доходят до того, что всерьёз говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии. Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности. Праздники отменяют даже или называют их как то по- другому, стыдливо пряча саму суть этого праздника – нравственную основу этих праздников. И эту модель пытаются агрессивно навязывать всем, всему миру. Убеждён, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису»

выступление В. В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013

Долгожданным словам Президента понимающе кивают чиновники разных уровней, часто цитируют, но все остается на своих местах.

Русский национальный культурный центр – Народный Дом должен объединить усилия людей всех национальностей, обеспокоенных судьбой русской культуры. Мы приглашаем писателей, музыкантов, художников, журналистов, издателей, театралов и т.д. к участию в нашем деле за возвращение русской культуре ее достойного места в душах людей. «Отступать нам некуда»: позади героев — Панфиловцев была Москва. У нас теперь нет за спиной даже Москвы. Демоны совсем иных культур там правят бал и водят хороводы вокруг своего кумира — «Золотого Тельца». Мы не станем замыкаться только в фольклоре. Мы помним, что жизнь не стоит на месте и русская культура должна наполнять души современных людей, живущих в больших городах с тяжелым трудовым ритмом.
Будем помнить, что самое большое отличие творцов русской культуры, от иных заключается в их стремлении помочь всем людям обрести свободу и право на достойную жизнь через постижение Божьей Правды. Наше затянувшееся во времени вставание с колен невозможно без свободных людей, почитающих усилия всех прежних поколений и любящих свое нынешнее Отечество в его победах и тяжких испытаниях. Об этом всегда заботилась спасающая даже падших и сострадающая любому правому делу русская культура. Постараемся быть ее достойны в полной мере. Терпеливо и с необходимым для большого дела смирением возьмемся за наш соборный труд. Народный Дом должен стать родным домом для творцов русской культуры. Мы будем помогать всем творцам Русского Мира, независимо от их этнической, религиозной и гражданской принадлежности.
«…Наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции»
выступление В. В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013

Садко Новгородцев

 

Русское общество может начаться с Народных Домов?

Атомизация общества, насаждаемая «коварными глобалистами», зашла настолько далеко, что уже само словосочетание «русское общество» режет слух своим мифологизмом. Да и было ли оно когда-либо в русской истории? И в атомизации ли дело? Дворянское общество – это понятно. Оно состояло по большей части из русских людей, иногда проявлявших желание говорить между собой на французском, иногда впадавших в хроническую англоманию. У купцов и промышленников были свои профессиональные сообщества с газетами и журналами. Иногда они меценатствовали, иногда проводили время в ванных с шампанским. Только вот у миллионов простых людей ничего подобного не было. При последнем императоре по всей Российской империи начали открываться народные дома. С помощью развития народной культуры и образования Россия имела возможность сплотить простых горожан, уже начинавших отрываться от своей традиционной культуры, оставшейся в их родных деревнях и поселках, в единую нацию. Как всегда, медленно поспешая, опоздали. Большевики навязали народам России свой головокружительный по масштабам глобальный коминтерновский проект. Из их примитивной, рассчитанной на едва образованных людей газеты «Искра», разгорелось пламя страшной братоубийственной войны.

После победы Октябрьской революции обошлись без «паразитирующих» классов и попытались собрать новую общность советский народ. Советская общность, отвергая право всех русских на свою землю и национальную культуру, породила продолжение противостояния людей, даже когда шла война с фашистами. Власовцы верили в свою правду, что не мешало другим справедливо считать их предателями, потому что мы теперь знаем, что гитлеровцы их бы все равно надули. Ни земли, ни родных песен им бы не оставили. Партийные идеологи особенно последних времен СССР видели в подъеме русского национального самосознания угрозу марксистко – ленинской идеологии и покушение на незыблемость догматов научного атеизма. Баркашевцы и экстремисты из многотысячной «Памяти» сильно напугали партийную элиту и побудили ее, не без давления сил извне, предать все, что хоть как-то сопрягалось со словом русский.

Стоит ли удивляться появлению при демократах среди политической элиты столь откровенных русофобов в столь невероятном количестве, а потому, зачастую в убогом качестве. Стоит ли вспоминать почти анекдотичную Елену Боннер, шутливо шлепавшую по лысине академика Сахарова за то, что он иногда употреблял слово русский. Досталось и Президенту Ельцину. После полученного от нее внушения он пользовался исключительно словом «россиянин», а его премьер Черномырдин всех уверял, что говорит исключительно на «россиянском» языке и, скорее всего, был прав, учитывая выдаваемые им несравненные перлы. Куда ж было ей и г-же Новодворской до вождя мирового пролетариата — В. И.Ленина по части просвещенной русофобии. Ленинопад устроенный майдановцами на Украине можно рассматривать как справедливое воздаяние.
Русская интеллигенция более проявленное в различных описаниях явление, чем русское общество. Понимая всю пагубность использования сослагательного наклонения применительно к истории, хочу все-таки напомнить, что если бы отечественная интеллигенция не впала в ступор кокаинового декаданса Серебряного века, а занялась бы помощью в реализации императорской программы Народных домов для простых горожан, то крикливые большевистские агитаторы не сумели бы довести народ до буйства кровавой Гражданской войны. Кто-то назвал нашу интеллигенцию блудливой девкой, а Ленин дерьмом нации и в чем — то оказался прав.

Состояние нынешней интеллигенции производит еще более удручающее впечатление. Мучительно выживают лишь те, кто вписался в схемы государственной поддержки и грантопиления с почти неизбежными откатами и заносами. Поэты собирают на презентации своих непродаваемых альманахов таких же друзей поэтов. На открытии выставки какого–нибудь художника приходят, помимо завсегдатаев халявных фуршетов, коллеги из ближайшего круга. То же самое происходит и в Домах Композиторов, куда современным творцам удается заманить на свои творческие вечера самых преданных приятелей и не сумевших вовремя разболеться ближайших родственников. Совсем нельзя сказать, что «узок их круг и страшно далеки они от народа».

Дело совсем в другом. Так получилось от воздействия массовой культуры на народ через наши СМИ. Ему стали совсем неинтересны все эти армии поэтов с их выстраданными рифмами, дивизии художников, пытающихся забраться в бесформенную высь, батальоны композиторов, не уложившихся в своих сочинениях в привычные три аккорда. Кроме того, подрастает поколение воспитанное в современных кинозалах, пахнущих попкорном, куда приходят поржать или позамирать от ужаса как на диснеевских аттракционах. Для таких, в недалеком будущем в залах с поэтами и композиторами появятся массажные и щекочущие кресла. Иначе через десять минут зал опустеет.

Все мастера русской культуры, оставившие в ней заметный след, черпали темы и вдохновлялись народным творчеством. Где и что черпать нынешним творцам культуры? Разве что друг у друга, а всем вместе перепевать западный постмодерн. Народ безмолвствует, когда в нем не пробуждено архетипическое сознание. Когда утрачена связь между поколениями , рождавшими свои былины, сказки, песни, национальную одежду, строивших не только удобные, но и красивые дома. Занять у безмолствующего народа теперь нечего. Русская цивилизация перестала одаривать мир достижениями своих творцов культуры, даже если им дают звания заслуженных и народных.

Враги Русского Мира всегда знали, что когда все-таки народится русское общество охватывающее весь народ , а не только часть элиты, то оно сформируется в неодолимую силу. Именно поэтому всегда старались его направить не по дороге, ведущей к храму, а в очередной тупик. Совсем небольшая группа единомышленников решила объединить свои усилия в создании «Русского Национального Культурного Центра – Народный Дом». Мы видим своей главной задачей пробуждение народной памяти через традиционную культуру. Совсем не отрицая действенность компаний типа «Крымнаш» или призывов в очередной раз потеснее сплотиться вокруг национального лидера, нам хотелось бы наполнить разумным содержанием все чаще звучащие призывы обратиться к своим корням. Энтузиазм компаний «Крымнаш» рано или поздно заканчивается, а слишком тесно сплоченные вокруг лидера быстро теряют способность шевелить руками и головой.

В глобализируемом мировом сообществе все политические партии закономерно обречены на отмирание. Никому уже неинтересны ни их программы, ни предвыборные обещания их лидеров. Если вы чувствуете смрадный запах от правящей партии, то это вовсе не значит, что если на ее место придет какая-либо другая, то она будет пахнуть духами. Просто попробуйте дышать от нее подальше. К нынешней партии уже притерпелись, принюхались и слава Богу. Наше дальнейшее развитие совсем мало зависит от того, кто и что собрался модернизировать или нанонизировать. Все дальнейшее развитие нас как цивилизации под названием Русский мир будет, прежде всего, зависеть от возможности рождать поколения творцов, а не потребителей. Все остальное приложиться само собой. Ибо творческий человек подобен воде: он почти всегда найдет выход и применение своей энергии. Тогда дойдет дело и до чудес в электронике и во всех иных высокотехнологичных сферах.

Русскому обществу из эфемерной субстанции предстоит еще только родиться. Совсем не надо обольщаться, что у нас есть даже формальный признак, а, точнее сказать, всего лишь призрак, выразителя общественных интересов – Общественная Палата, хотя бы потому что людей, озабоченных возрождением русской культуры, опирающейся на народные традиции , там почти не видно и не слышно. Попробуем как можно дольше обойтись без чиновников от культуры разных уровней. Попробуем и без их заботы прорости не колючим чертополохом, а плодоносным деревом.

Царь Мидас из греческой мифологии по своей же глупости заболел страшной болезнью. Все, к чему он прикасался, превращалось в безжизненное золото. Наши чиновники способны любым прикосновением все, что не делает их богаче, обращать из живого в мертвое. Наберемся терпения, подождем когда и у них пробудится память о предках, когда они почувствуют себя частью народа, а не служивыми людьми на выпасе электората, в который время от времени они превращают доверенное им население.

От резного крыльца Русского культурного центра – Народный дом может начаться долгая и совсем непростая дорога. Постараемся, чтобы она стала дорогой к храму. Уважение к трудам ушедших поколений дает нам надежду, что мы на верном пути. На нем не может быть затхлых тупиков, куда всегда попадают, увлеченные политическим переустройством. RUSNARDOM.RU это сайт нашего Народного Дома. Ему пока что нет места на русской земле, но оно обязательно будет. Мы можем его уподобить невидимому с берега граду Китежу, готовящемуся под тихие колокольные звоны всплыть из глубин Беловодья. Тот город из древней легенды скрыт до времени от людей, упорно не признающих, что у народа должна быть прежде всего здоровой душа. Только она может избавить от пагубного буйства и бестолковой маяты укрепляемое их заботами тело. Колокола Китежа уже должны быть слышны тем, кто приблизился к нему в поисках Божьей правды, чьи души жаждут преображения от прикосновения к своим древним истокам.

Садко Новгородцев


Русский культурный центр, занимающийся возрождением разрушенной либералами русской культуры, в своих публикациях отмечает всю опасность сохранения этой разрухи для судьбы государства в целом и даже судеб чиновников, продолжающих свою разрушительную работу. Все они, возможно, надеются, что успеют вовремя сбежать и даже пристроиться на прокорм у своих хозяев, но история достаточно часто преподносит неожиданные повороты. Униженное национальное чувство сначала вырождается в простую формулу: «Все непохожие на нас -враги», а несколько позже приходит понимание кто настоящие враги всех народов.

Георгий Садков

 

Проблема обострения межнациональной неприязни, в том числе и на бытовом уровне.

Поножовщина в московском трамвае, свадебная стрельба на столичных улицах – жизнь все чаще подбрасывает поленья в этот костер.  Где корень этих проблем и что надо сделать, чтобы не дать пламени разгореться? Об этом наш разговор с известным историком и публицистом Натальей Нарочницкой, только что представившей читающей публике свою новую книгу «Русский код развития».

– Приведенные вами факты поведения кавказцев в русских регионах – это очень тревожный симптом, хотя понятно, что безобразно ведут себя не все, а лишь самые некультурные представители этих народов. Но это интуитивное желание показать, что «я здесь хозяин», режет глаз всем. А корень проблемы гораздо глубже: титульную нацию – русских – упорно отодвигают в сторону, ее как бы и нет. Но она есть. Властям РФ надо заниматься и проблемами русского народа, создавать русское гражданское общество. Нам все уши прожужжали этим «гражданским обществом». Но чем его сплотить? В войне 1812-го и князь, и крестьянин чувствовали себя единым целым народом. Сегодня такого чувства, боюсь, в России нет.

Возьмите, к примеру Францию – там ведь тоже немало разных народов проживает.

Но именно французская нация выработала и предложила такие модели социального поведения, которые стали общими для всех остальных. И несмотря на все трудности, укрепляет их. У нас страна с невероятными социальными и национальными перепадами: есть кланово-родовые отношения у горских народов, есть отношения между жителями больших городов, характерные для постиндустриального общества. Если люди приезжают в большие города, то и вести себя они должны так, как здесь принято. Лезгинка на горской свадьбе вызывает наше восхищение, но когда ее танцуют у Могилы Неизвестного Солдата, это кощунство.

– Наталия Алексеевна, а что вы ответите на предупреждения о наступлении «русского фашизма»?

– Витийствовать с трибун о том, что мы все – россияне, можно сколько угодно. Но если проблемы загоняются внутрь, начинается гниение. Национальное чувство, освященное высшими ценностями, свободное, не униженное – это побуждение к историческому творчеству. Когда мы сильны, нам хочется всех обнять и помочь. Малый народ всегда тянется к большому, в этом нет ничего удивительного. А если национальное чувство унижать, то оно деградирует до зоологического разделения «свой – чужой». А это никогда не было свойственно русскому народу. Василий Ключевский писал, что в дружине киевского князя еще до принятия христианства был целый интернационал.

– Русские и россияне – велика ли разница, «как вас теперь называть»?

– Русский народ – основатель и стержень российской государственности, и он, между прочим, все еще составляет 80% населения страны. Этот народ прошел от Буга до Тихого океана, призвал себе в соработники десятки других народов. И никто не подвергал сомнению его цементирующую роль. Ничего не имею против слова и понятия «россияне», но не запрещайте нам называть себя русскими. Нашим именем названа наша страна Россия, с ним жили наши предки. Каждый народ имеет право быть самим собой. Не надо, чтобы дагестанцы перестали быть дагестанцами. Но если русские перестанут быть русскими, то из них получатся плохие россияне. И никто в стране от этого не выиграет в исторической перспективе. В свое время десятки народов вошли в Россию именно потому, что увидели в нас народ с традициями и твердой верой. Будь Россия другой, они бы просто отшатнулись в ужасе от безрелигиозного «общечеловеческого» общества.

– Новых россиян сегодня лепят по ускоренной схеме, мотивируя тем, что не хватает рабочих рук…

– Любые проекты развития и модернизации будут мертвыми, если не учитывать интересы своего народа. Иначе это просто временное латание дыр. Но такую зыбкую плотину прорвет.

– В чем все-таки причины кризиса национальной идентичности, который переживает сегодня русский человек?

– В первую очередь причина экономическая. Чем занимался обычный русский человек, живущий в небольшом городе? Русские – это врачи, инженеры, квалифицированные рабочие, военные. Во время деиндустриализации 1990-х был уничтожен целый класс квалифицированного сознательного пролетариата, инженеров, техников. Спасались, возили в баулах шмотки… Но так не должно быть! Когда бывший инженер торгует носками, он чувствует себя униженным. И это для будущего страны так же опасно, как и уничтожение крестьянства в 1930-х. Сегодня в стране на первых ролях торговля, банковский сектор, а в этой сфере русский человек не конкурентоспособен, там традиционно царил Восток. Нынешний тип экономики сам по себе антирусский.

– Есть ли выход из этой ситуации?

– В стране началась тяжелая работа по восстановлению промышленности, а значит, пошло восстановление статуса русского народа. Пусть это тяжело, невыгодно на первых порах, но это делать надо. Государство – это вообще не бизнес-проект. У нас территории нерентабельны для рыночной экономики. Но там, где сегодня нерентабельно строить и развивать промышленность, через 30 лет будет рентабельно, когда люди начнут жить, рожать.

Кстати, сейчас активно рожает последнее советское поколения, появившееся под занавес СССР. А дальше… Именно об этом надо сегодня думать ,прежде всего.

Материал для статьи взят из газеты «Труд»

 

Дом русский народный. Русский национальный культурный центр — НАРОДНЫЙ ДОМ


Русский дом

Оказать помощь проекту —– Карта Сбербанка 5469 5500 2879 5471—

В продолжение дискуссии о патриотизме и национализме хочу выделить несколько важных, на мой взгляд, моментов. Что является национализмом, а что нет:  Создать семью, воспитать ее в русской традиции, чтобы дети могли увлекаться хоть прыжками через костер, хоть крестными ходами, но при этом росли как инженеры, конструкторы, изобретатели, физики, математики, лингвисты, робототехники и т.д. Родить и воспитать смелых, умных, сознательных детей – это национализм, даже если он в латентной форме. Подробнее

Очень много говорят о том, что Россия не использует мягкую силу для защиты своих интересов на постсоветском пространстве. По поводу этого руководитель Россотрудничества Элеонора Митрофанова, выступая на Петербургском экономическом форуме, на вопрос о том, почему российская мягкая сила так позорно провалилась на Украине, и так эффективно сработала мягкая сила Запада, ответила, что Запад подкупал элиту, а мы не занимаемся подкупом и не ведем подрывной работы в других государствах, мы лишь продвигаем нашу культуру. То есть со слов Митрофановой выходит, что Россия не работает с элитами на постсоветском пространстве. И тут сразу же вспоминаются те самые вечера балалайки, в лучшем случае, вечер памяти Пушкина или подарок в какую-нибудь библиотеку томика сочинений Тургенева. И на этом вся работа российского государства на постсоветском пространстве заканчивается. Подробнее

Всё чаще в Интернете звучит вопрос: «Как отозвать депутата?» Люди считают себя обманутыми, потому что депутаты не защищают интересы избирателей, а преследуют какие-то свои, личные цели. И народ не хочет ждать следующих выборов, если депутаты явно нарушают Конституцию и не исполняют свои прямые обязанности. Справедливый народный гнев вполне понятен, ведь внедрение ненавистной всем пенсионной реформы – прямой результат властной безответственности. Подробнее

 

 

 

 

 

«Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». До этого этика закона, этика, не знающая искупления и благодати, думала, что солнце восходит только над добрыми и дождь посылается только на праведных. Но вот Евангелие уравнивает перед Богом добрых и злых, праведных и неправедных. Добрые и праведные не могут больше гордиться своей добротой и праведностью. Прежние законнические оценки доброго и злого не имеют силы. «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Идут впереди тех, которые почитают себя праведными и добрыми, впереди фарисеев. Никогда никакая этика не становилась на сторону мытарей и блудниц, грешных и неправедных. Так колеблется человеческое понятие добра, которое казалось незыблемым и абсолютным. Церковь в истории пыталась обезвредить и обезопасить нравственный переворот, совершенный Евангелием, но невозможно было совсем скрыть, что мораль евангельская, мораль Христова не походит на мораль мира, на мораль человеческую. «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Подробнее

Василий Макарович Шукшин — актер, режиссер, сценарист и писатель. Последней его работой в кино стала роль солдата Лопахина в фильме «Они сражались за Родину». 2 октября 1974 года, за два дня до окончания съемок, проходивших в донской станице Клетской, Шукшина нашли мертвым в каюте теплохода «Дунай», на котором жила съемочная группа. Официальный диагноз — сердечная недостаточность. Однако еще до похорон многие были уверены, что Василия Макаровича убили. Подробнее

 

Для того, чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо сначала дать определение понятию Дух и Душа. Так как многие путают эти понятия или вообще их не разделяют. Душа – это то тот орган нашего тонкого тела, которым мы любим, которым мы страдаем. Это то что бол

Народный дом | Русский дом

Садко Новгородцев. Нам нужны народные дома.

Российский литературный и театральный критик Капитолина Кокшенёва в статье «Территория русского смысла» высказала полезные мысли о русских культурных центрах: «У нас есть центры русской культуры по всему миру, но нет их в России. Фонд «Русский мир» и Россотрудничество тратят немалые деньги в зарубежном пространстве, но почему же русский мир у нас возможен только за пределами России? Почему в России нет практически центров русской культуры, за исключением Калининграда, где недавно построенный Русский культурный центр является нашим погранично-культурным форпостом?! Вы скажете, что несколько странно звучит такая постановка вопроса: о русских центрах внутри России. Я бы согласилась, если бы Казачий Кубанский хор только один раз в году (а то и раз в пять лет) не показывали бы по телевизору в утешение народу и …только накануне выборов в Госдуму.

Да, не было бы необходимости говорить о русских культурных центрах, если бы в русской России доминировала, что естественно, русская культура. В любой этнической традиции существует культурная доминанта, существует свой культурный отбор, существуют свои фундаментальные глубокие принципы. Но именно в русской культуре мы пережили и переживаем до сих пор серьезный культурный раскол: между имперцами и националистами, европейцами и евразийцами, народниками и элитниками, «ватниками» и «норковыми шубами», этнической и христианской традициями. Дошли ли мы в конфликте до ядра, разрушили ли мы центр, когда невозможно восстановление того самого «культурного кода», о котором сегодня принято говорить? Смею надеяться, что еще нет, но «нет» попросту потому, что слишком глубоко это ядро сокрыто от суетящихся творцов современной культуры.»
Всю статью Капитолины Кокшенёвой можно причитать на странице сайта NARODSOBOR.RU.

Из вышесказанного очевидно следует, что в нашем Народном Доме надо дать время для русской народной музыки, пространство для художников из народных промыслов, тепло домашнего очага для сказителей древних былин. У них–то и сбережено ядро того самого культурного кода, без которого никто не сумеет оживить уже почти засушенные либеральным суховеем ветви русской культуры. Пробуждая память о наших предках не только через учебники истории, мы вернем с помощью традиционного искусства так быстро утрачиваемый код. Не только знания о великих полководцах, царях и победах собирают воедино распадающийся народ, но прежде всего любовь, запечатленная в песнях наших дедов и народных сказках. Постараемся дать возможность «имперцам и националистам» , «народникам и элитникам» обогащать и уважать друг друга.

Лиговский Народный дом.

Лиговский народный дом появился на карте города в начале 20 века. Его создательницей и вдохновительницей всех его дел была удивительная женщина — графиня Софья Владимировна Панина. Она была последней представительницей угасшего рода графов Паниных. Жизнь её сложилась не совсем обычно. Её отец Владимир Викторович Панин был отъявленным либералом. Как и все Панины, весьма начитанный человек, он, женившись на красавице Анастасии Мальцевой, выросшей при дворе с детьми Александра II, взялся расширять её кругозор путём общения с тогдашней культурной интеллигенцией – врачами, университетскими профессорами, земскими деятелями, большинство из которых придерживалось прогрессивных взглядов. Подробнее

Садко Новгородцев. Не верь, не бойся, не проси!

Вспоминая великое наследие Ивана Ильина. Новогодний подарок родителям от нашего Народного Дома. Подробнее

Иван Ильин. «ПУТИ ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ»

Итак, есть глубокий, духовно верный, творческий национализм и его необходимо прививать людям с раннего детства.
Мы установили уже, что национальность человека определяется не его произволом, а укладом его инстинкта и его творческого акта, укладом его бессознательного и, больше всего, укладом его бессознательной духовности. Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь узнать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, — скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного. Подробнее

 

Капитолина Кокшнева: о культуре

К сожалению человек культурный давно уже не является доминирующим в нашем обществе. Есть эффективные менеджеры. И они благополучно могут не знать, кто такой Сергей Есенин или Михаил Булгаков. Есть успешные финансисты и корпоративные гении. И они не смущаются тем, что не смогут перечислить русских царей, правящих в России, например, в XIX столетии. Проблемы русской культуры сегодня в государственном масштабе, по сути, понимаются, прежде всего, как проблемы русского языка. Здесь многое делается, и важно развивать эту поддержку, но свести все многообразие культуры только к языку — это недостаточная позиция, особенно если она касается только реализации программ, связанных с русским языком вне нашего Отечества, за его границами. А что же в Отечестве? Подробнее

Артур Гавриленко о настоящих подвижниках русской культуры

Много разговоров и вопросов про деньги. Люди из других городов тоже хотят такой праздник как «Царскосельская Вечерина» и спрашивают: «Сколько это стоит?». Отвечаем. Это стоит примерно — 100 девичьих слезинок, 100 детских улыбок, 100 мужских подвигов, 100 мер добра, 100 телег труда, 7 лет жизни.

И еще нужна жертва… Что это за жертва? — вы спросите. Ну, например, когда известные на всю страну музыканты, педагоги, ученые трясутся на боковых плацкартных полках, приезжают ни свет ни заря и идут играть и плясы заводить на «Царскосельской Вечерине». «Туда-Сюда» они называются. Перекусили в студенческой столовой, в хостел и снова на поезд — обратно в столицу. И при этом они рады тому, что делают. Вот это жертва. Подробнее

Фёдоровский городок — Народный дом

Император Николай II на вопрос анкеты при аресте о занимаемой им должности так и написал — хозяин земли русской. Всего три года понадобилось хозяину построить Федоровский городок. В 1913 начали и в 1916 построили множество зданий, окруженных стеной и башнями. Генсеки, президенты, патриархи с 1976 года за почти 40 лет тоже немного продвинулись с реставрацией. С какого-то бока красота уже видна, но с большинства других боков все та же послевоенная мерзость запустения и разруха. У императора была мечта построить городок для сбережения и развития русской культуры. И музей русских древностей открыли и концерты для раненных солдат и офицеров проводили. Подробнее

 

Народный дом — Википедия

Народный дом — в дореволюционной России общедоступное культурно-просветительское учреждение. Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако встречались и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями. Создавались начиная с конца 1880-x годов, особенно широко — после Революции 1905 года.

Существует мнение, что непосредственными предшественниками народных домов в России были народные дома Англии. В 1887 году в Англии возник новый тип народных домов — многофункциональных учреждений, предоставлявших вечернее образование для взрослых и внешкольное — для детей. В Петербурге первый народный дом открылся в 1883 году.

Народные дома России XIX — начала XX века старались объединить все формы образовательной и досуговой деятельности. Организуя культурный досуг населения, они ставили перед собой задачу развивать внешкольное образование, бороться с неграмотностью, вести лекционную работу. В них размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка. При некоторых народных домах устраивались музеи, где сосредотачивались различного типа наглядные пособия, используемые при чтении лекций в процессе систематических занятий, передвижные и постоянно действующие выставки.

Проектированием народных домов занимались Ф. О. Шехтель, И. А. Иванов-Шиц, П. П. Рудавский и др. видные архитекторы. В 1910—1914 А. У. Зеленко и И. П. Кондаков совместно выполнили серию проектов типовых народных домов (не реализованы). Крупнейшим народным домом вне Петербурга был Аксаковский народный дом в Уфе, начатый постройкой в 1909, с залом на 600 мест, впоследствии расширенным.

В 1905—1917 строительство народных домов получило официальную поддержку как минимум муниципальных, городских властей — в надежде связать революционную активность населения, занять делом рабочую молодёжь и противодействовать массовому пьянству (соучредителями народных домов часто выступают общества трезвости). В январе 1915 Московская городская дума постановила открыть к 1 сентября 1915 двенадцать народных домов и открывать ежегодно по три новых (до 1919 включительно). Однако до октября 1917 были открыты только два учреждения. В Москве народные дома так и не стали крупными просветительскими центрами, не смогли привлечь большое число посетителей, несмотря на низкие расценки и бесплатные программы.

Советский период[править | править код]

ТКЗ «Дворец на Яузе»

После революции 1917 народные дома сохранили свои функции под контролем новой власти — став рабочими клубами. Скромные размеры старых народных домов не отвечали потребностям индустриализованных городов; так, в послевоенные годы б. Введенский народный дом в Москве был перестроен до неузнаваемости в стиле позднего сталинского ампира (сейчас в здании — ТКЗ «Дворец на Яузе»).

В первые годы после революции нарком просвещения А. В. Луначарский связывал большие планы с народными домами:

Внешкольная работа может, конечно, идти через кружки самообразования, через клубы рабоче–крестьянские, курсы всякого рода, через библиотеки, через театры, но все это собирается, все это приобретает целостный, органический характер в понятии «народного дома». Понятие народного дома даже шире понятия органа внешкольного образования. Народный дом нужно представлять себе не только как центр культурно–просветительный, но одновременно как центр политической, профессиональной и кооперативной жизни.[1]

Но впоследствии название Народный дом в официальной речи использовалось редко. В 1937 арх. А. О. Таманян проектирует Ереванский Народный Дом. Проект был удостоен гран-при на парижской выставке 1937 года и реализован как Театр оперы и балета Армянской ССР.

Народный дом Николая II в Санкт-Петербурге. Обед георгиевских кавалеров в народном доме Николая II.

Первый Народный Дом во Львове был сооружен в 1851-54 гг. Он имел название «Руський Народный Дом». Всего в Галиции до Первой мировой войны было построено более 500 Народных Домов. До настоящего времени сохранились Коломыйский, Стрыйский, Яворовский, Перемышльский (теперь территория Польши), Борщевский и некоторые другие Народные Дома. Во Львовском Народном Доме, построенном на руинах монастыря тринитариев (в 1848 году австрийский император Франц-Иосиф передал разрушенный бомбежками монастырь под строительство русской церкви), находятся воинские учреждения.

Народный дом в Стокгольме.

Широкое распространение получили народные дома (швед. Folkets hus) в Скандинавских странах: Швеции, Дании и Норвегии, где народные дома есть во многих городах.

Название «Народный дом» (итал. Casa del Popolo) появилось также в Италии в сентябре 1893 года во время второго конгресса социалистов в городе Реджо-нель-Эмилия, в связи с учреждением нового общественного здания для кооператива в Массенцатико (городке неподалёку от Реджо). На становление этого понятия в Италии оказал влияние и соответствующий опыт соседних стран (см. ниже).

Итальянские Каза дель Пополо того времени отвечали потребностям развития народных кооперативов для совместной работы и потребления, как и всему комплексу задач, служащему культурным, благотворительным, и досугово-развлекательным нуждам вкупе с механизмами взаимопомощи.

Новое дыхание и звучание это движение получило во второй половине XX века, попав под протекторат Итальянской Коммунистической партии (и отчасти других левых сил). С этого времени итальянские «Каза дель Пополо» воспринимаются как коммунистическая разновидность многостороннего общеевропейского явления, за которым закрепилось название «Общественный центр». Для коммунистического и социалистического движения Италии, — Народный дом символизирует координационный центр одновременно как для политического сплочения, так и создания модели будущего общества, низовой ячейки-ядра для социализма, которые могли бы шаг за шагом расширяться и нарастать вплоть до включения в себя местного управления, экономической жизни и гражданского общества целиком.
В этом смысле, «Каза дель Пополо» (в современной «левой» трактовке) олицетворяет надежду не только на построение «нового общества», но и формирование нового «социалистического» человека.

Народные дома в других странах Европы[править | править код]

В Болгарии самые распространённые подобные, но с национальной спецификой общественные клубные учреждения — Читалиште, известны с 1856 года.

Схожие — и в то же время национально-своеобразные разновидности народных домов известны также в опыте множества других европейских стран, как, например, Maison du peuple во Франции, Бельгии и Швейцарии (первый швейцарский народный дом итальянского типа также основан в 1899 году в городе St. Gallen), или Volkhaus в Германии, Volkshuis в Голландии и т. п.

Самые известные примеры: Maison du Peuple в Брюсселе (называемый также по-фламандски — Volkshuis Brussel), Maison du Peuple в Нанси, Maison du Peuple в Клиши.

  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. — М.: O-Мастеръ, 2001. — С. 367—368. — 701 с. — (Строители России, XX век). — ISBN 5-9207-0001-7.
  • Рябков В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVII — начало XX вв.): уч.пособие / В. М. Рябков. — Чел.акад.культуры и искусств. — Челябинск, 2006. — 706 с.
  • Виноградов А. П. История культурно-просветительской работы в СССР − 1970. — 246 с.

Русский народный дом (Львов) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Наро́дный дом во Львове (также Русский народный дом, Дом народа русского[1], в 1915—1921 годах Украинский народный дом) — одно из старейших культурно-образовательных учреждений в Галиции, одно из важнейших учреждений галицко-русского движения. Бывшее здание Народного дома находится на улице Театральной, 22 (польское название — Рутовского).

Народный дом был создан в 1849 году Главной Русской Радой (по инициативе священника Льва Трещаковского). Австрийское правительство подарило для Народного дома участок на месте разрушенного в 1848 году здания Львовского университета, возле участка костёла тринитариев. Здание Народного дома было построено архитекторами В.Шмидтом и С.Гавришкевичем в 1851—1864 годах на пожертвования русинского населения края.

В Народном доме действовала основанная в 1848 году Галицко-русская матица, которая занялась культурно-образовательной работой. В результате отступления из Галиции русских войск в 1915 году и эвакуации части галицких русофилов часть библиотеки была вывезена в Россию. Издавался «Вестник Народного Дома» (1883—1914 — ежемесячно, после 1921 — периодически).

Бывшее здание бурсы (общежития), которая принадлежала институту «Народный дом» во Львове; стиль «гуцульской сецессии»

В 1914 году с началом войны между Австро-Венгрией и Россией было отстранено прошлое руководство Народного дома и был назначен правительственный комиссар Адам Смулка, который им заведовал до мая 1918 года. По многочисленным запросам проавстрийского деятеля Костя Левицкого австрийское наместничество в 1916 году назначило для Народного дома коллегиальный орган — кураторию, в который вошли 12 кураторов из числа украинофилов, во главе с Костем Левицким и Александром Барвинским. В 1918 году здесь находился штаб ЗУНР, а в большом зале, 19 октября 1918 года была провозглашенная Западноукраинская народная республика, которую возглавил Евгений Петрушевич. 8 ноября 1919 была разграблена богатая нумизматическая коллекция. В 1921 году польские власти вынуждены были сменить руководство Народного дома и он перешел под контроль правительственных комиссаров, прошлых его владельцев, членов галицко-русского движения к его руководству не допустили. В течение междувоенного периода деятельность Народного дома ограничивалась музейно-архивными делами. В составе Народного дома действовали: библиотека (в 1924 году около 120 тысяч книг, в том числе 5 тысяч рукописей и документов), археологическо-исторический (вместе с картинной галереей) и природоведческий музей, которые находились на улице Курковой, 14 (современное название — ул. Лысенко)[2]. В здании находился Украинский книжный магазин и книжный антиквариат.

В нём некоторое время находилось театр «Русская беседа», размещалась гимназия с преподаванием на украинском языке, а с 1930 года, после реконструкции бальных залов, проведенной архитектором Адамом Опольским, действовал Львовский «театр розмаитостей».

После 1939 года Народный дом был ликвидирован, а его книжные коллекции переданы библиотеке АН УССР и реорганизованным львовским музеям. С 1939 года в здании Народного дома находится Дом Красной Армии, затем окружной Дом офицеров, где проводили разнообразные культурные мероприятия. После провозглашения независимости Украины здесь расположили Дом офицеров Западного оперативного командования, а в начале XXI века также разместился «Кинопалац».

Примечания

  1. ↑ Издания повременные и периодические
  2. ↑ Русские организации в Польше

Литература

  • Ваврик В. Р. Русское движение в Галиции. Львов: Типография Ставропигийского института, 1929.

Ссылки

Улица Театральная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *