Skip to content

Рецепт холодного фарфора в домашних условиях: https://www.youtube.com/watch/djqdukh5aow – Рецепт домашнего приготовления холодного фарфора

Как я варю холодный фарфор дома.

Многие пробовали варить фарфор дома, и многих постигала неудача. Фарфор трескался при высыхании, переваривался в процессе варки, и вся масса шла в помойку, или был страшно ломким после окончательной сушки. Со мной было точно также. Когда, выкинув вторую партию казалось бы качественной массы (трескалась при сушке) и поставив мысленно крест на идее сэкономить семейный бюджет, я случайно наткнулась на форум, где шло бурное обсуждение рецептов ХФ и марок клеев. Вот там я и нашла тот золотой рецепт, которым пользуюсь постоянно.
Итак, сразу скажу,что правильный фарфор получается только при использовании правильных марок клея. Это самое главное и непреложное условие. Я не буду перечислять все марки, которые мастерицы обсуждали на форуме, я напишу тот рецепт, который использовала уже не раз.
Вот составляющие основного и самого правильного на мой взгляд рецепта.Как я варю холодный фарфор дома., фото № 1

Как и писала в прошлый раз, масло и крем легко заменяемы, но клей менять нельзя!
Углубившись в обсуждение, очередной раз убедилась, насколько голь на выдумку хитра, и как все же умен русский человек! Дело в том, что если варить клей строго по этой классической рецептуре, фарфор получается хороший, но все же ломкий и не слишком пластичный.
Наши мастерицы нашли выход. Девушки перевели состав тайской глины, раздобытого на одном из англоязычных сайтов, на русский язык и выяснили, что в состав входит один маленький, но очень интересный компонент-эластификатор для автоэмали. Пластификатор позволяет краске пружинить и не трескаться при движении автомобиля. Вот тут-то и начались эксперименты…
Заглядывая мужу в глаза большими глазами кота из «Шрека» и эпизодически поднывая, я уломала его съездить со мной и купить пластификатор,потому как «он во как нужен, и без него жить просто невозможно». Сначала мы причалили к обычному магазину с автозапчастями, где на нас посмотрели с удивлением и сказали, что такая экзотика у них не продается. Тогда мы нашли адрес маленького магазинчика, специализирующегося исключительно на краске для машин. Там нам и вручили единственную баночку, которая простояла на полке полгода, поскольку никому была не нужна.Вот эта баночка, мое сокровищеКак я варю холодный фарфор дома., фото № 2

:Как я варю холодный фарфор дома., фото № 3
Теперь опишу подробно сам процесс приготовления,т.к. удобные мелочи уже отработаны.
Первым делом я подготовила себе посуду, чтобы постоянно не отмерять нужное количество по весам. У меня это пластиковый стаканчик из-под сметаны, два больших пластиковых контейнера с крышками, которые входят в микроволновку, столовая и десертная ложки. Кроме того, пластиковая доска для разминания фарфора.На стаканчике я первым делом нарисовала маркером жирную линию, соответствующую 175 г воды. В рецепте указаны мл, я не знала, насколько вес клея соответствует его массе, и отмерила все с помощью воды. Налила в стакан, пометила линию.
Сначала я насыпаю в стаканчик две порции крахмала (350мл), пересыпаю его в одну большую емкость. Потом беру этот стаканчик и наливаю по линию сначала один вид клея, переливаю его во вторую большую емкость, затем другой. Получается 350мл клея. Это удобно.После этого добавляю в клей масло (2ч ложки) и глицерин (2 ч ложки) и хорошенько размешиваю. Если не планируете быстро использовать фарфор, то еще 1ч ложка уксуса или сока лимона, я не кладу. После этого выхожу в холодный коридор ( благо живем за городом) и там, приоткрыв входную дверь, добавляю пластификатор, 3ст ложки. Честно скажу, это не «Шанель», пахнет нитрокраской ужасно. Но все же терпимо. Потом в процессе хранения запах практически полностью улетучивается, ну а готовое изделие не пахнет вообще.
Затем в этот белый коктейль я аккуратно насыпаю крахмал и старательно перемешиваю, чтобы не было комков, и оставляю минут на 15-20, периодически перемешивая, если не забываю,чтобы крахмал чуток разбух.
А после этого начинается колдовство варки. Закрываю миску крышкой и ставлю в микроволновку. На столе секундомер. Три раза по 30 секунд, каждый раз тщательно вымешиваю. После этого три раза по 20 секунд, так же мешая, снимаю подсыхающую массу с краев миски,потом уже варю по 10 секунд. Масса начинает схватываться комками, которые становятся все жестче и упрямее. Когда масса слипается в один мятый и липкий комок, сопротивляющийся ложке, я слегка прикасаюсь к ней пальцами, пробуя на липкость. Почти не липнет, ну, еще разок. Ладонью уже можно нажимать, масса упругая, податливая. Все! Хватит! Можно и переварить,тогда только в помойку.

Кладу на стол доску и выдавливаю на глаз крем 2-3 ст ложки. И на крем вытряхиваю фарфор. Начинаю месить. Горячий, но надо потерпеть. В первые секунды сразу понятно, доварила его или нет. При соприкосновении с кремом масса становится более мягкой, пластичной, не липнет совсем-значит все правильно сделала. Если недовар, посыпаем крахмалом, замешиваем — и снова в микроволновку.

Вмешиваю крем минут пять, старательно разминая руками, как тесто на пельмени. Все! Готов, миленький.
Выдавливаю полчайной ложки вазелина в полиэтиленовый пакет, растираю руками, как при стирке белья, и в него кладу круглый колобок, заворачиваю, чтобы воздух не просочился. Пусть полежит сутки или чуть меньше. Теперь можно лепить.
Честно скажу, я ни разу не брала в руки ни «Модену», ни «Харти», ни другой покупной фарфор, потому как мой фарфор меня полностью устраивает. Это просто чудо! Я раскатываю лепесток чуть толще листа бумаги, а после сушки он гнется во все стороны, как живой. Не трескается, не ломается. Да, если я леплю ромашку диаметром меньше 1см, где каждый лепесток слеплен отдельно, то честно предпреждаю покупателя, что изделие под весом фурнитуры может поломаться, но это касается только миниатюры. Такая же ромашка, слепленная из фимо, еще более ломкая. Проверяла не раз.
А еще я как-то посчитала себестоимость самоварки и тайской глины, в которой, подозреваю, компоненты такие же. Так вот. Стоимость домашнего фарфора ниже в 20 раз, вдумайтесь! Я, наверное, так и не доеду в ближайшее время до магазина, чтобы купить все же для сравнения Модену. Может кто из мастеров здесь возьмет на себя труд сварить фарфор по этому рецепту и сравнить качество домашнего фарфора и покупного.
Надеюсь, все доходчиво рассказала. Удачи вам,мастера!
Рецепт взят отсюда:http://stranamasterov.ru/node/142186

Улучшенный рецепт холодного фарфора | Страна Мастеров

Как и обещала- фотография клея для самодельного фарфора. Основная маркировка клея в верхних уголках фото (D2). Только в этот клей ПВА добавляют пластификаторы, которые так необходимы для холодного фарфора. С использованием левого клея масса получается пластичная, а правого более тугая и крепкая (на фото видна разница).

Рецепт классический ( он есть на этом сайте) , я только добавляю 5 капель формалина (не обязательно). Комментарии к клею: если брать 3 части клея на фото слева и одну на фото справа, то масса будет эластичная,а изделие после сушки очень прочное. Если брать клей один к одному, то масса остаётся эластичной и изделие после сушки сохраняет небольшую гибкость. Крем «Нивея» только для окончательного вымешивания массы, а вазелин только для смазывания мешка, где будет храниться масса, то есть ни один ни другой при варке не добавляю.

Надеюсь на фото видна эластичность массы. По многочисленным просьбам в личку пишу свой рецепт варки ХФ. Вот рецепт: я беру 2 одинаковые кружки вместимостью 350 мл (если в неё налить просто воду). В одну насыпаю кукурузный крахмал в другую клей : беру один к одному, т.е. половину кружки от левой бутылки и половину кружки от правой бутылки. Выливаю клей в кастрюлю и добавляю туда же: 2 десертные ложки глицерина, 2 десертные ложки масла «джонсон беби» и одну десертную ложку сока лимона ( иногда добавляю 3-5 капель формалина, но это не обязательно, один раз забыла добавить и на массу это никак не повлияло). Всё хорошо перемешиваю , высыпаю туда крахмал и опять хорошо перемешиваю до однородной массы. Затем даю крахмалу разбухнуть, т.е. оставляю на 15-20 минут периодически перемешивая. Потом ставлю в микроволновку ( при мощности 800) нагреваю первые 3 раза по 30 секунд ( перемешивая после каждого раза), 3 раза по 20 сек., так же перемешивая каждый раз. Далее я не считала, но перемешиваю через каждые 10-15 сек. до полной готовности ( масса превращается в один комок, но мягкий). Выкладываю на стол предварительно смазанный двумя чайными ложками крема «Нивея» и хорошо замешиваю руками ( горячо, но терпимо и он быстро становится тёплым) .Замешиваю минут от 3 до 5. Затем кладу массу в полиэтиленовый мешок , предварительно смазанный вазелином. Даю отлежаться сутки ( иногда меньше) и леплю, что хочу Надеюсь понятно объяснила, но, если нет, то спрашивайте не стесняйтесь поясню любые не понятные моменты. Успехов Вам!

Эти цветы я лепила из тех материалов рядом с которыми они лежат.

А эти цветочки из моего самодельного фарфора. Это, то , что осталось на сегодняшний день ( всё раздарила знакомым на праздники).

На фото видно, что некоторые цветы блестят. Я их покрываю этим глянцевым лаком, если планируется их активное использование (кольца, заколки, серьги, брошки и т.д.). Такой же лак есть и матовый.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора в домашних условиях.

Из данной массы лепить можно как цветы, так и игрушки.

Если у вас всё-таки есть сомнения стоит ли браться за холодный фарфор, друзья, только взяв эту массу в свои руки, вы поймёте, что на верном пути к познанию интересных возможностей.

Для создания массы нам понадобятся следующие материалы:

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 1

1. Кукурузный крахмал — 10 ст. л.

2. Клей ПВА — 10 ст. л.

3. Глицерин — 4 ч. л.

4. Вазелиновое масло — 4 ст.л.

5. Желательно иметь крем для рук, в составе которого есть глицерин, он понадобится при лепке.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 2

Итак, насыпаем 10 столовых ложек (без горочки) крахмала.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 3

По 4 чайные ложки вазелинового масла и глицерина.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 4

Всё тщательно перемешиваем, ложечки пока откладываем на заранее приготовленную тарелку, они понадобятся в последствии, когда понадобится мешать массу, чтобы руки оставались чистыми.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 5

А теперь добавляем 10 столовых ложек клея ПВА, кстати, у меня самый обыкновенный.

По желанию можно добавить лимонную кислоту — пол столовой ложечки.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 6

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 7

Хорошенько всё перемешиваем, снимаем остатки массы с ложки и отправляем в микроволновку на 2 минуты.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 8

У меня микроволновка слабая, 1150 Вт.

Если у вас помощнее, попробуйте ограничиться меньшим количеством времени.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 9

Приготовление фарфора в микроволновке происходит в несколько этапов:

1. 30 сек. — масса становится чуть гуще.

Достали, помешали, опять греем.

2. 15 сек., опять помешали.

3. 15 сек., и мы уже наблюдаем, как масса меняется.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 10

4. Греем ещё пару раз по 15 сек. с непременным помешиванием.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 11

Осталось 30 сек., а у меня уже формируется шарик, но масса ещё не собирается в ком.

Итак, греем до конца по 15 сек., и что получаем?

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 12

Вот она, долгожданная масса.

Но в горячем состоянии её лучше не брать в руки.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 13

Я сформировала небольшую лепёшечку, убедилась в том, что фарфор стал упругим.

Поверхность, кстати, быстро обветривается.

И всё же, если попытаться размять массу, не дав ей остыть, можно «встрять».

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 14

Мисочку с массой на время заворачиваю в пакетик для остывания.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 15

Посуда, которой я воспользовалась, не одноразовая, поэтому я её вымыла сразу же после использования.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 16

А вот и результат! Можно приступать к лепке.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 17

Друзья. Масса имеет свойство застывать от полученного кислорода, поэтому не держите её в открытом виде.

Когда я приступаю к окрашиванию фарфора, то использую масляные краски.

Ещё пробовала гуашь, акварель и даже колер строительный.

Пробуйте, экспериментируйте, ошибайтесь!

Изучайте этот вид искусства, к счастью, он существует.

Ведь только познание даёт результат.

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 18

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 19

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 20

Мастер-класс по приготовлению холодного фарфора, фото № 21

Я ещё только пол года изучаю лепку, на фото вы можете увидеть мои труды.

Далее постараюсь составить мастер-класс по окрашиванию массы.

Если возникли вопросы, пишите, постараюсь ответить.

Всем удачи! У вас всё получится!

как сделать холодный фарфор из картофельного и кукурузного крахмала без варки в домашних условиях?

Холодный фарфор Холодный фарфор без варки: особенности и способы изготовления

Холодный фарфор полюбился рукодельницам за простоту использования. Он действительно прост в работе, удобен и сравнительно экономичен (если подсчитать стоимость компонентов). Примечательно, что липкую массу для поделок можно сделать своими руками. Чаще всего будущий холодный фарфор варят в кастрюльке, реже жидкий состав готовят в микроволновке, но есть и более простой вариант – приготовление без варки.

Классический рецепт

Понятие удобства относительное: многим мастерам действительно нравится создавать пластическую массу без термообработки, чтобы не контактировать с плитой, не создавать лишний риск обжечься. Но не всем понравится холодный фарфор без варки, кто-то отмечает непривычный результат, кто-то говорит, что с варкой работать интереснее и контроль производства лучше. Как делать вам, можно решить только опытным путем.

Для изготовления массы потребуются:

  • крахмал (кукурузный или картофельный) – 2 столовые ложки;
  • вазелин – 1 столовая ложка;
  • пищевая сода и клей – по ситуации.

Итак, в сухую емкость нужно насыпать крахмал. Вазелин обычно подогревают на водяной бане (что уже немного противоречит рецепту без термической обработки, но этот пункт к самому приготовлению не относится). Размягченный вазелин отправляется к крахмалу, туда же добавляется немного соды и состав перемешивается до состояния, в котором не будет комков. Затем понемногу нужно добавлять клей ПВА.

Сколько именно клея добавить, станет ясно в процессе замешивания, материал должен стать однородным.

Есть и другой вариант приготовления холодного фарфора в домашних условиях. Вместо клея ПВА можно взять обойный клей – 1 ложку, столько же пищевой соды и воды. К этому составу добавляется вазелин, все компоненты перемешиваются. Но такие рецепты нечасто применяются, ведь в них нет основных ингредиентов – ни картофельного крахмала, ни кукурузного. А без них результат не всегда предсказуем.

Советы для тех, кто не варит холодный крахмал

Ни один мастер-класс нельзя назвать универсальным. Придется попробовать несколько рецептов, чтобы найти тот, который подходит вам. Но метод проб и ошибок необязательно будет долгим, если еще до работы с материалом вы будете знать следующие нюансы.

  • Если вам нужно приготовить именно белый материал, не отдающий другими оттенками, работать следует с кукурузным крахмалом. Картофельный даст массе оттенок желтизны, и такой вариант подойдет только для впоследствии окрашиваемых работ.
  • Чтобы придать массе гибкости, некоторые умельцы добавляют в состав автомобильный пластификатор.
  • Если вы заметили, что материал плохо держит форму, возможно, дело в крахмале. Придется приобрести более качественный крахмал.
  • В состав обойного клея (если вы работаете именно с ним), должен входить модифицированный крахмал.
  • Если материал начал крошиться, добавьте клея – он вернет сырье в первоначальное состояние.

Не забывайте перед вымешиванием смазать руки бесцветным косметическим кремом. Во-первых, сама масса для фарфора не будет липнуть к рукам, во-вторых, вы создадите на коже защитный слой.

Холодный фарфор без варки: особенности и способы изготовления

Мастер-класс пошагово для начинающих

Если это ваш первый опыт работы с холодным фарфором, каждое действие ново и может привести к ошибке. В таком случае работать лучше по пошаговым мастер-классам, заранее их «проделав» у себя в голове. Убедитесь, что вы поняли процесс изготовления теста в теории, и уже затем делайте его практически.

Итак, для изготовления холодного фарфора без варки нужны следующие компоненты.

  • Кукурузный крахмал – продается в любом супермаркете, стоит дешево. Лучше купить новую упаковку, чтобы не переживать впоследствии за некачественный результат в силу испорченного крахмала.
  • Клей ПВА. Марка клея неважна, объем тоже, главное, чтобы в составе его был пластификатор.
  • Масло для обработки рук. Если дома имеется кокосовое масло – отлично, если есть детское гигиеническое масло – тоже неплохо. Обычный жирный крем для рук тоже подойдет (главное, чтобы он не был цветным и не раздражал навязчивым ароматом).

Это основные ингредиенты. Новички должны научиться работать с ними, а уже потом в ход пойдут разные добавки.

И учитесь сразу работать на глаз: так вы будете анализировать ход работы, регулировать вязкость теста. Те, кто строго привязан к рецептам, так слепо им следует, что даже при очевидных недостатках теста боятся скорректировать рецепт.

Далее работаем так:

  • Шаг 1. Вам нужно в небольшую чистую и сухую мисочку насыпать кукурузного крахмала. Сыпьте на глаз, но пусть ориентиром будут 3-4 ложки. Затем туда же выливаете клей ПВА. Пропорция такова: 1 часть жидкого ингредиента к 2 частям сухого. Затем деревянной палочкой (карандашом, стержнем кисточки) замешиваем тесто. В процессе замешивания ингредиенты можно добавлять. Главное требование – масса должна хорошо мяться в руках.
  • Шаг 2. Не забывайте обрабатывать руки. Делать это можно и в процессе замешивания. Идеальный вариант – кокосовое масло, оно и пахнет приятно, и руки долго остаются защищенными. Тесто не будет липнуть к рукам, сам процесс замешивания будет тактильно приятным.
  • Шаг 3. Многие не могут дотерпеть до конца и тратят на замешивание буквально минуту. Но этап не такой быстрый, несколько минут уйдет точно на процесс создания фарфоровой массы. Не спешите – вы почувствуете, что она стала однородной, пластичной, податливой и гладкой.
  • Шаг 4. Окрашивать материал можете прямо во время замешивания. Если вы все оставите как есть, тесто будет белым, но снежной белизны не ожидайте. Если нужна блистающая белизна, во время замешивания добавляйте в тесто краску белого цвета. Это может быть акриловая краска, масляная, подойдет гуашь и даже пищевой краситель.
  • Шаг 5. Очень важный момент – массу нужно правильно хранить. Делают это в пакетах или пищевой пленке. Главное – надежно заматывать пленку или пакет, чтобы воздух не подступал к тесту. В противном случае масса начнет подсыхать. Для работы оставляйте себе небольшой кусочек теста, остальное – в пленку и в холодильник. Многие раскладывают тесто дополнительно в контейнеры, чтобы оно компактно размещалось в холодильнике, никому не мешая.
  • Шаг 6. Некоторые мастера хранят тесто при комнатной температуре. И так тоже можно – существенной разницы между хранением в шкафчике и в холодильнике нет, главное, чтобы заготовленное тесто не мешало ни вам, ни домочадцам.
  • Шаг 7. Новички нередко разочаровываются в данном виде творчества, как только достают тесто из холодильника. Они разворачивают пакет, и им кажется, что тесто начинает сильно крошиться. Но не отчаивайтесь: помните массу в руках, в тепле она «оживет» и снова станет пластичной и однородной. Отогревается холодный фарфор буквально за минуту.
Холодный фарфор без варки: особенности и способы изготовления

Ну а дальше можно лепить, и это уже совсем другой мастер-класс.

Частые ошибки

Без них трудно научиться новому, но ведь необязательно каждый раз учиться на своих ошибках, используйте и чужой досадный опыт. Ниже приведены 3 частые ошибки при работе с холодным фарфором.

  1. Мало клея, но много крахмала. Если вы развернули колобок теста из пищевой пленки, а масса очень тугая и отщипнуть кусочек трудно, вы переусердствовали с крахмалом. Если на месте разрыва ярко заметны поры, это след неполимеризировавшегося крахмала. Если много крахмала, но мало клея, тесто будет трудно раскатывать, на скалку придется давить.
  2. Непластичная масса. Если вы приступили к лепке и обнаружили, что пластичность массы на нуле, то это грубая ошибка. При такой проблеме раскатывание будет сложным, и все дальнейшие этапы работы затрудняются. Дело в том, что, скорее всего, вы брали клей без пластификатора. Или даже он в нем был, но в небольшом количестве (а может, и вовсе некачественный). Нужно сменить клей, иного варианта нет.
  3. Перевар/недовар. Для тех, кто не варит массу для холодного фарфора, риска наступить на эти грабли нет. Но кто решил все же попробовать, действительно частенько либо недоваривает массу, либо переваривает ее. Первый случай исправить несложно, второй – придется переделывать и анализировать, почему так получилось.

    Также от неудач вы не застрахованы, если изначально работаете с пищевой содой. Точнее, если решили добавлять ее во время варки. Не стоит добавлять тальк, мел или каолин в больших количествах. Очень часто новички спешат перейти в статус мастеров и, не отработав простые рецепты, начинают «колдовать» над многокомпонентными. Но это требует опыта, определенной чувствительности рук, «насмотренности».

    Хотя в целом работать с фарфором, который не требует варки, проще. И множества ошибок мастера, предпочитающие этот способ, избегают.

    Они не кладут горячий материал в холодильник, не ошибаются со временем и температурой приготовления, не пропускают время добавления краски.

    А вот авторские хитрости обязательно используйте. Например, есть мастера, которые готовую массу выкладывают не сразу в пакеты, а на смазанную маслом или кремом пластиковую доску. И на этой доске материал снова вымешивается, тщательно, долго, и только потом отправляется в пакеты.

    Пробуйте и делитесь своими находками!

    О том, какие существуют особенности холодного фарфора без варки, смотрите в следующем видео.

    Холодный фарфор: мастер класс, рецепт

    Несмотря на то, что сеть пестрит самыми разнообразными рецептами приготовления холодного фарфора, сварить чудо-смесь правильно удается лишь после определенной доли мучений. При этом соблюдается «правило борща» — рецепт один, а масса у всех получается совершенно разная. В чем секрет – неизвестно, а выход прост – нужно пробовать и не сдаваться. Рано или поздно вы найдете «свое» сочетание ингредиентов. Я же поделюсь своими небольшими открытиями – надеюсь, они пригодятся.

    Рецепт холодного фарфора

    Чтобы сварить качественную массу для лепки цветов, необходимо понимать, как протекает процесс ее формирования из сухих и жидких компонентов. Что происходит в кастрюле? Как жижа превращается в полимерную глину? Об этом я подробно и со схемками написала в статье Приготовление холодного фарфора для начинающих — «матчасть».

    Ну а теперь ближе к делу.

    Компоненты:

    • крахмал кукурузный – 2 чашки объемом 200 мл;
    • клей ПВА с пластификатором – 2 чашки объемом 200 мл;
    • глицерин – 1 столовая ложка;
    • вазелин – 1 столовая ложка;
    • лимонный сок – 1 столовая ложка.

    Как видите, компоненты достаточно стандартные. В последнее время я добавляю тетраборат натрия — он выполяет роль загустителя, а также делает текстуру домашней полимерной глины гладенькой и шелковой (речь о сырой массе).
    Теперь о каждом компоненте подробнее.

    Крахмал. Предпочтительнее использовать именно кукурузный крахмал. Говорят, что найти его непросто, особенно в небольших городках. Тем не менее, его производят. А на днях я прочитала, что именно из кукурузного крахмала делают вкусняшку «Рахат Лукум». Так что, надо искать. Эта диковинка может найтись и в небольшом магазинчике, и в сети супермаркетов. Обычно крахмал стоит на полочках рядом со своим дальним «родственником» — крахмалом картофельным. Последний можно включить в рецепт холодного фарфора, если кукурузный крахмал найти не удалось.

    Памятка:

    • кукурузный крахмал делает холодный фарфор более гладким, однородным, немного непрозрачным и слегка кремовым; загустевает при температуре 62 — 80 градусов.

    • картофельный крахмал слегка зернистый, делает массу полупрозрачной, текстура такого ХФ не гладкая, а как бы сахаристая, цвет, как ни странно — белее, чем у кукурузного; загустевает при температуре 58 — 65 градусов, то есть варится быстрее!

    Для лепки темных деталей (стеблей, например) холодный фарфор из кукурузного крахмала вполне подойдет, как и для ярких цветов. Для белых и пастельных он не слишком годится — цветы получаются как бы пластмассовыми, непрозрачными. А вот из картофельного крахмала лепестки получаются, как будто восковые или сахарные, словом — для светлых деталей, требующих прозрачности — годится. А вот стебли из «картофельного» ХФ могут неестественно «просвечиваться». Таким образом, полезно иметь в запасе ХФ из обоих крахмалов. Я ниже показываю процесс варки домашней глины для лепки цветов из кукурузного, его температура загустевания высока.

    Как точно проконтролировать набор массой температуры, я писала в отдельной статье.  Также есть материал о том, как влияет сорт клея и крахмала на цвет глины, и как сделать ХФ белоснежным.

    Клей. Для приготовления холодного фарфора используют клей ПВА с пластификатором. Наличие пластификатора – это залог того, что масса удастся. Не берите обычный канцелярский клей – из него получится кака-бяка, без вариантов:-( Я использую клей «Дисперсия ПВА пластифицированная», который можно без труда найти в любом строительном магазине в Украине. Баночка 1 кг стоит около 4 у.е., и мне хватает ее на две партии холодного фарфора. Также хвалят клей «Эскаро ПВА универсальный» — на баночке нарисованы 4 разноцветных пазла мозаики.

    Свою первую смесь я сварила из очень подозрительного клея, купленного у не менее подозрительного дядьки, который как-то неадекватно отреагировал на вопрос «Есть ли здесь пластификатор?». Масса получилась, как тесто на песочное печенье – желтовато-оранжевая и рассыпчатая. Она не сохла, трескалась и вообще была несовместима с лепкой. После этого я ошибочно укрепилась во мнении, что сделать холодный фарфор в домашних условиях без привлечения потусторонних сил и использования магии – нельзя. А потом попробовала эту чудо-дисперсию, и, словами Матроскина – ура! заработало! О том, насколько качественная из этого клея получается масса, написано в статье о ПВА — Дисперсии с фотодоказательствами. Кстати, цветы из этого ХФ получаются довольно водостойкими. Я проводила специальный тест, о результатах которого есть заметка Боится ли холодный фарфор воды.

    Глицерин. Продается в аптеке в маленьких пузырьках. Не путайте его с нитроглицерином. Ходят слухи, что в некоторых городах глицерина нет ни в одной аптеке. На этом моменте хочется процитировать сатирика: «У нас чего только может не быть! У нас всего может не быть!». Я подозреваю, что «отсутствие» глицерина в аптеке как-то связано с вечной путаницей его и нитроглицерина (тринитрат глицерина). Последний используют для производства динамитов, и конечно, такие товары белым днем не продают. А нам нужен самый обычный глицерин, которым протирают кожу и который добавляют в кремы и маски для лица – совершенно безобидное вещество. Есть статья о том, зачем в ХФ кладут глицерин.

    Вазелин. Тоже продается в аптеке – в баночках или тубах. О том, зачем он нужен в массе, и что будет, если его не положить, читайте здесь.

    Лимонный сок. В смеси играет роль консерванта, не давая ей плесневеть и придавая приятный запах. Я добываю сок из свежего лимончика, следя, чтобы в массу не попали семечки (а они так и норовят). Вместо сока можно использовать лимонную кислоту из пакетика и даже уксус.

    Изготовление холодного фарфора

    Ну а теперь, наконец, разберем, как сделать холодный фарфор в домашних условиях. Если у Вас есть микроволновка, прочитайте еще и этот мастер-класс.

    1. Подготавливаем необходимые компоненты и кастрюльку средних размеров. Лучше, если она будет с тефлоновым покрытием, потому что отмыть потом посуду будет ох как непросто. Но оно того стоит.

    Шаг 1

    2. В чашку объемом 200 мл наливаем клей. Выливаем его в подготовленную кастрюльку. Тщательно выскабливаем ложечкой остатки клея со стенок, чтобы они не сбили дозировку. Отмеряем еще одну такую же порцию. Выливаем в кастрюльку.

    Шаг 2

    3. В столовую ложку наливаем глицерин и отправляем его в кастрюлю с клеем. Посуда не должна быть алюминиевой! Подробнее об этом читайте в статье.

    Шаг 3

    4. Туда же отправляем вазелин, объем которого приблизительно равен столовой ложке. Если будет чуть больше – не страшно.

    Шаг 4

    5. Выдавливаем в ложку лимонный сок и отправляем в кастрюльку.

    Шаг 5

    6. Теперь все жидкие компоненты перемешиваем. Для пущего эффекта можно слегка подогреть кастрюльку на водяной бане, чтобы вазелин расплавился. Но я обычно обхожусь без этого.

    Шаг 6

    7. В чашку объемом 200 мл (у меня их целый сервиз ) насыпаем крахмал (без горки! вровень с краями!). Он летит во все стороны – не огорчаемся.

    Шаг 7

    8. По чуть-чуть всыпаем отмеренный крахмал в кастрюльку с клеем и прочей гадостью. Дальнейшая процедура абсолютно идентична замесу теста на пирожки. Помешивая, высыпаем частями весь крахмал. Отмеряем еще одну чашку. Всыпаем, продолжаем мешать.

    Шаг 8

    9. На этом этапе вы заметите, что получается много комков. Не переживайте, они чудесным образом исчезнут, но все равно старайтесь размешивать тщательнее.

    Шаг 9

    10. Масса должна получиться по консистенции, как густое тесто – она будет медленно стекать по ложке. Если клея и крахмала было взято ровно по две одинаковых чашки без горки, все получится правильно.

    Шаг 10

    11. Ставим кастрюльку на самый слабый огонь. На одну руку надеваем прихватку и крепко держим кастрюлю за ручку. Второй рукой непрерывно (!) помешиваем массу ложкой.

    Шаг 11

    12. Постепенно она начинает липнуть к ложке, и поворачивать последнюю становится труднее. Ручки устанут ой-ой-ой. Но то ли еще будет!

    Шаг 12

    13. Масса хватается комочками, стенки кастрюльки шкворчат, а мы пытаемся не дать смеси сгореть. Кастрюльку можно на 5 – 15 секунд убирать с огня, не переставая помешивать.

    Шаг 13

    14. Теперь самый ответственный момент – нужно угадать, когда смесь пора выкладывать из кастрюли.

    Шаг 14

    15. На фото видно, какова консистенция массы, готовой к вымешиванию. Она одним большим комом прилипает к ложке.

    Шаг 15

    16. Выкладываем массу из кастрюли на стол.

    Важно! Поверхность должна быть идеально чистой! Никакой пыли, волосков, шерсти котика-собачки. Я приклеиваю к столу пищевую пленку, закрепляя ее по краям скотчем. При этом использую одноразовые полиэтиленовые перчатки, которые, как правило, легко найти в супермаркете в конфетном отделе. Медицинские тоже подойдут, но важно, чтобы на них не было талька.

    Шаг 16

    17. Начинаем вымешивать массу, как самое настоящее тесто. Только очень горячее. Это трудоемкий процесс – месить нужно изо всех сил, разминая образовавшиеся комочки. Температуру придется выдержать (остывает быстро), а вот использование полотенец, чтоб ручки не обжечь, я не поощряю, потому что тогда на массе останется куча ворсинок. Это действительно не очень горячо – наши женские ручки и не такое выдерживали!

    Шаг 17

    18. Масса начинает становиться более однородной.

    Шаг 18

    19. Комочки постепенно исчезают.

    Шаг 19

    20. И получается такой вот колобок 

    Шаг 20

    21. Обратите внимание на комочки – их четко видно на фотографии. Не переживайте – через сутки-двое они исчезнут. Чудеса, но так и есть. При варке ХФ в микроволновке комочков нет вообще.

    Шаг 21

    22. Намазываем «колобка» маслом Джонсонс-Беби (очень и очень желательно!) и тщательно оборачиваем пленкой в несколько слоев. Затем кладем комочек в пластмассовый судок. Я использую для этих целей ведерко из-под мороженого.

    Шаг 22

    Важно!

    • Массу нельзя класть в холодильник! Она должна храниться при комнатной температуре. На холоде все клеи ПВА необратимо теряют свои свойства, распадаясь на «творог» и водную фазу. То же произойдет с клеем внутри сырого ХФ, если положить его в холод. Также помните, что нельзя заказывать ПВА почтой в холодное время года! Вам придет брак! Правда, существуют морозостойкие марки клея, но и о них неудовлетворительные отзывы.
    • Масло Джонсонс-Беби не дает пленке прилипать к ХФ, а также защищает его от высыхания. Раньше я думала, что оно играет роль антисептика, не давая массе обрастать плесенью, но это не так.
    • Начинать лепить можно не раньше, чем через 1 – 1,5 сутки после изготовления холодного фарфора. Не спешите опробовать массу, иначе разочаруетесь. Она должна хорошо пропитаться и стать пластичной.
    • Через 1,5 суток пленку на «колобке» нужно сменить, еще раз смазав массу Джонсонс-Беби.

    О том, как хранить холодный фарфор, я уже писала.

    Дорогие мастерицы!

    Я совершенно уверена, что у вас с первого раза получится сделать холодный фарфор своими руками. Главное, к чему стоит отнестись серьезно – выбор клея и последовательность смешивания. Но кое-что может пойти не так. Если смесь получилась «не айс», это почти всегда поправимо. В основном проблемы бывают двух типов: «недовар» и «перевар». Как исправить сию прискорбность, читайте в статье Холодный фарфор — типичные ошибки.
    Для будущих мамочек есть статья о том, вреден ли ХФ и другая полимерная глина для деток и беременных.

    Всем вдохновения и побольше цветочностей! 

    А как Вы варите холодный фарфор? Делитесь советами в комментариях!

    Если хотите узнавать о свежих статьях и мастер-классах по почте, подписывайтесь на новости блога «Metally Flower – керамическая флористика для начинающих».

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

    Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *