Skip to content

Образ традиционного русского дома: Презентация по изобразительному искусству 4 класс образ традиционного русского дома – Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».

Содержание

«Образ традиционного русского дома»

10

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия эстетического профиля

Г. Смоленска

Конспект урока по изобразительному искусству

в 4 классе

по теме: «Образ традиционного русского дома»

Творческое задание: «Строитель» — создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу (техника аппликации). Используется технология воображения.

Учитель высшей категории

Уласень Алла Филаретовна

Гимназия эстетического

профиля г. Смоленска

2007 год

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с красотой традиционных построек родной земли, с составными частями русской избы.

  2. Формировать такие важные понятия, как дом, семья, Родина.

  3. Проследить зависимость формы жилища от природных условий. Рассмотреть конструкцию и декор русских изб (глаголь, кошель, изба брусом).

  4. Создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу (техника аппликации). Для коллективного панно.

Творческое задание: «Строитель» — создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу.

Практическая работа: создание образа русской избы для коллективного панно «Деревня».

Материалы и инструменты: гофрированный картон, белая бумага, цветная бумага, клей, карандаш, ножницы, гуашь. Кисти, баночка для воды.

Зрительный ряд:

наглядные пособия – типы русской избы, репродукции работ А. Саврасова, И. Левитана, В. Стожарова, И. Шишкина, макет русского дома.

Литературный ряд: стихотворение Н. Языкова, высказывание А. С. Пушкина. «Как строили на Руси» — художественная литература, Из дневника государыни императрицы Александры Федоровны Романовой.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии

Вид занятия: аппликация

Форма организация деятельности: индивидуально-коллективная

Тип урока: комбинированный

Применяемые технологии и методы: частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод свободы в системе ограничений, здоровьесберегающая технология, технология воображения

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение ранее изученной темы.

  3. Самоцелеполагание.

  4. Сообщение темы и целей урока.

  5. Сообщение новых сведений.

  6. Практическая работа.

  7. Подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Повторение ранее изученной темы

— Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? ( о пейзаже родной земли).

С какими картинами, каких художников пейзажистов вы познакомились? (И. И. Левитан «Март», «Золотая осень»; А. К, Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Шишкин «Апрель», «Осень», «Перед грозой».)

— Что хотели показать нам художники в своих произведениях? (они показывали, как красива наша природа в любое время года.)

— Правильно. Смотришь на их картины и понимаешь, что невозможно не любить Русь, невозможно не любить эти леса, поля, равнины.

  1. Самоцелеполагание

На доске: записывается тема четверти: «Истоки родного искусства».

Зачитывается стихотворение Н. Языкова.

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце катиться светлей

Там радостней весна златая

Прохладней легкий ветерок

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток

Там соловей поет звучнее.

— Вы сейчас прослушали стихотворение Н. Языкова, как вы думаете, о ком говорится в нем?

(Ответы детей)

  1. Сообщение темы урока и целей урока

Сегодня мы познакомимся с красотой традиционных построек родной земли.

Тема нашего урока будет звучать так: «Образ традиционного русского дома».

Тему урока записываю на доске.

Сегодня на уроке мы:

  • Проследим зависимость формы жилища от природных условий.

  • Рассмотрим конструкцию и декор русской избы.

  • Познакомимся с составными частями русской избы.

  • В практической работе попытаемся воссоздать образ русской избы, используя такой материал, как гофрированный картон и цветную бумагу.

  1. Сообщение новых сведений.

Время, человек, его помыслы. Мечты, надежды – все обращено к будущему. Часто мы забываем о прошлом. Все, что есть ценного в нашей культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого и настоящего.

На доске записываю слова А. С. Пушкина:

«Уважение к минувшему – вот черта

отличающая образованность от дикости»

Вопрос. Задумывались ли вы о том, что строения, жилища, существуют не сами по себе, а в мудрой согласованности к природным окружениям, образуя тем самым гармоничную целостность?

Человек с давних времен живет среди природы. И нет на земле, наверное, человека, который не любил бы ее. Но природа в разных уголках нашей земли разная.

Русского человека издавна окружала природа с нежно-березовыми рощами и мощными дубравами, с полянами и тихо текущими речками, с ее огромными просторами.

Рассматриваем репродукции работ русских художников: И, Левитана,

И. Шишкина, В. Стожарова.

Так глубоко и проникновенно могли передать красоту русской природы только люди, горячо любившие свою Родину, свою землю. Облик русского человека складывался в окружении этой природы. Природные условия сказывались на характере русского человека. Великороссия «со своими лесами, топями, болотами на каждом шагу представляла тысячу мелких опасностей, с которыми приходилось бороться. Это приучало великороссов зорко следить за природой. Они боролись с природой в одиночку, в глуши леса с топором в руке».

В наших краях люди жили по берегам рек и озер в окружении леса. Реки зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов. Люди охотились, ловили рыбу, но главным их делом стала работа в поле.

Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Наши предки отвоевывали землю у леса и превращали ее в пашню. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покой. Природа изменялась трудом человека.

Отрывок из дневника Александры Федоровны Романовой:

«Главным центром жизни человека должен быть дом. Это место, где растут дети…, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Каждый дом похож на своего создателя. Утонченная натура делает дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души.»

Обратим свой взор к русской деревне – суровой, сдержанной и в тоже время приветливой, как сама природа этого края. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьяне мастерили почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня».

Деревенские избы ставились в старину не по порядку, а как говорили на «радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем их стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица».

Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. Не сразу родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.

Давайте рассмотрим, как выглядела русская изба, какие были виды изб, и из каких составных частей она состоит.

Запись на доске. ИЗБА – это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. (Дети записывают в тетрадь).

Крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы наблюдался порядок, найденный трудом многих поколений.

Предлагается рассмотреть различные типы изб, которые представлены на доске. Обращается внимание на то, что строились различные типы изб. Это, изба ГЛАГОЛЬ, изба БРУСОМ, изба КОШЕЛЬ. Рассматриваем эти типы изб, обращаем внимание на особенности их построек, находим отличие в постройке

(сравнение).

Вопрос: Что общего в украшении этих изб?

Ответ: У этих изб общий принцип украшения частей дома.

Вопрос: Откуда у русского человека стремление украсить свою избу?

Выслушиваются ответы учеников.

Корректировка учителя: Потребность в красоте – неотъемлемое качество русского человека. Творить красоту для него было естественно, как выполнять разную работу. Красота помогала жить, скрашивала жизнь в трудных условиях.

Для строительства изб выбирали особые деревья, закладку дома начинали лишь после новолунья. Под углы первого венца клали клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск. Бревна скрепляли в ВЕНЕЦ. Венец на венец – и вырастает КЛЕТЬ или СРУБ (запись на доске.) Дети записывают названия в тетрадь.

Рассматриваем макет традиционного русского дома.

Знакомимся с составными частями русской избы.

Предлагается рассмотреть избу, и узнать из каких частей она состоит.

Учитель делает зарисовку на доске, а дети в тетради.

ДВУСКАТНАЯ КРЫША – шапка здания. Чем она выше, тем легче скатывается с нее снег и дождь. ОКНА — очи, глаза, свет. А над ним, как положено, чело, так красиво раньше называли лоб. Здесь же бывает ЛОБОВАЯ ДОСКА, которая закрывает стык бревен сруба с досками треугольника под крышей. А края кровли выступают, и их концы прикрывают узорчатые доски – ПРИЧЕЛИНЫ. Стык причелин, чтобы встык не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз ПОЛОТЕНЦЕМ.

Причелины, полотенце, лобная доска обязательно украшались резьбой.

Каждая изба украшалась с особой выдумкой. Но если приглядеться, всегда увидишь похожие мотивы. Например, на концах причелин и полотенец часто можно было увидеть резную круглую розетту. Это символическое изображение солнца.

В этих символах отголоски далеких времен, когда люди поклонялись могущественным силам природы. Мир представлялся древнему человеку населенным не только реальными существами, но и духами добра и зла. Защищая свое жилище от злых сил, человек изображал магические ЗНАКИ-ОБЕРЕГИ на самых ответственных местах и особенно там, где прикрывались щели и отверстия. Так что украшение не только украшало, но и как бы охраняло.

Запись в тетрадь. Украшения- обереги

Среди украшений-оберегов чаще всего встречаются изображения птиц и коней. Конь – верный помощник крестьянина в труде, и в бою, и в пути. Часто можно увидеть деревянное изображение головы коня над избой. Этот конь-оберег, завершает собой длинное, выдолбленное бревно-охлупень, которое закрывает собой стык обоих скатов крыш. Его так и называют – КОНЕК КРЫШИ.

Вы видите, что в доме крестьянина все было продумано и все имело свое значение. Постройка, изображение и украшение здесь помогают друг другу и объединены общим смыслом.

Окно – глаза на лице дома, связь с внешним миром, поэтому и НАЛИЧНИКИ – самая украшенная часть избы. По всей нашей стране можно увидеть большое разнообразие украшенных наличников. Но и сегодня можно в их деревянном кружеве можно найти древние символические знаки.

Встречаются избы двух и трехэтажные. От таких строений веет несокрушимой мощью: смотришь, и возникает образ крестьянина-богатыря, удалого и в то же время степенного, прочного.

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем.

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в дупло кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим.

Побежали, побежали,

До избушки добежали.

Мы избушку осмотрели

И за парты дружно сели.

  1. Практическая работа

Предлагается детям создать образ русской избы, используя гофрированный картон и цветную бумагу. Повторяются правила работы с ножницами. Обращается внимание на расположение полосок в картоне. Украшения изб можно выполнить из белой, а также из цветной бумаги. Повторяется, как выполнить две одинаковых элемента (показать на примере). Предлагается выполнить одну из изученных изб. Это может быть изба брусом, изба глаголь, изба кошель и традиционная изба. На доске пишется примерный план работы над аппликацией. Каждый этап работы рассматривается, проговаривается с демонстрацией приемов работы, которые вызывают затруднения учеников. Можно предложить небольшой группе выполнить макет дома. С этой группой работа ведется индивидуальная. Во время практической работы ведется корректировка. Полученные дома в конце урока вклеиваются в уже подготовленный фон на прошлом уроке. (Во время работы звучит музыка.)

  1. Итог урока

Проверка работ учащихся с обсуждением.

Проставление оценок с обсуждением.

Рефлексия:

— Что интересного вы узнали на уроке?

— Из каких составных частей состоит изба?

— Назовите элементы декора в русской избе.

— Для чего изображались знаки-обереги, и какие из них вы запомнили.

— Где располагались знаки-обереги, на каких местах в русской избе?

— С какими видами изб вы познакомились?

Уласень А.Ф.

Конспект урока изо на тему «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир» (4 класс)

Конспект

урока изобразительного искусства в 4 классе

Конспект заверен

учителем /_______________

подпись Ф.И.О.

методистом /_______________

подпись Ф.И.О.

Дата проведения урока –

Отметка за конспект — ___________ __________

подпись

Отметка за урок — _____________ __________

подпись

Отметка за самоанализ — _________ __________

подпись

Тема: ««Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир»

Цели урока:

Образовательные – познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы.

Воспитательные –воспитание аккуратности, взаимопомощи; воспитание у учащихся интереса к историческому наследию нашего края.

Развивающие – развитие навыков индивидуальной творческой деятельности; развитие творческого воображения.

Тип урока –Урок освоения новых знаний и способов действий

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1.Осуществлять самоконтроль;

2.Обобщение и систематизация новых знаний.

Познавательные

1.Использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Коммуникативные

1. Умения общаться с учителем, рассуждать,  выслушивать точку зрения другого и находиться в диалоге со сверстниками;

2.Отвечать на простые вопросы учителя.

Планируемые результаты

1. Предметные

— Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища

2. Личностные

-создание учебной мотивации, определение границ «знания» и «незнания»

-получение новых знаний.

3. Метапредметные

-управление своей деятельностью, коррекция знаний;

Ресурсы:

1. Основные: иллюстрации, рисунки.

2.Дополнительные: Записи русских народных песен, русская народная музыка.

Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап (мотивация к учебной деятельности)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рима Михайловна, и сегодня урок изобразительного искусства у вас буду вести я. Проверьте, все ли готово у вас к уроку: карандаши и альбомы

-Я приглашаю  вас сегодня сделать интересную работу, но чтобы она получилась нужно терпение, умение аккуратно работать и помогать друг другу.

Приветствие

-проверка готовности к уроку

II. Освоение новых знаний и способов действий

-Тема нашего урока.

«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир»

Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Особенности искусства нашей Родины складывались в древности с историей народа, в гармонии его жизни с природой. Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни.

-Всем ли понятно слово “гармония”?

Гармония ( от греч. — связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре.

В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.

-Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить?

Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают плети, поэтому называют дома избами ( от слов «истьба», «истопа» — теплое место). Слайд № 6

Избы высокие, в два этажа. Нижний этаж — подклеть – защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках – песок: всё для тепла.

Как вы думаете, из какого материала строили и строят избы?

В Сибири воздвигали дома-терема из долговечной лиственницы. Они стоят до сих пор, поражая своей красотой и добротностью. Свидетели старины глубокой – памятники деревянного зодчества Каргополя, Кижей и других мест на Руси поражают разнообразием форм, сплетением архитектурных стилей и высоким мастерством отделки. Уцелевшие произведения деревянной архитектуры относятся к ХVII вв.

Дерево служило основным строительным материалом. Осенью метили подходящие деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте – апреле делали сруб: точно подгоняли брёвна друг к другу, возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью брёвна плотно прижимались.

Деревенские избы в старину ставили не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и соседу не мешать. Со временем избы стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «У – ЛИЦА».

Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать.

П.о. да, нет.

-слушают что такое гармония

-отвечают на вопрос

П.о. из дерева

-слушают рассказ

К1

К2

III.Динамическая пауза

IV. Первичное закрепление

1.Практическая часть

Чтобы работа спорилась в руках, давайте подготовим их к работе.

Нужно ставить новый дом,

Всех работать мы зовем.

Ряд за рядом бревна

Мы положим ровно!

Вот и печка и труба,

Для крылечка два столба.

Окна расписные,

Ставеньки резные.

Щели паклею забьем,

И готов наш новый дом!

А сейчас приступаем к работе.

Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит.

Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было, как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг.

-Сегодня мы должны в своей работе показать гармонию жилья с природой.

— У вас на столах лежат изображения русской избы, ваша задача нарисовать по образцу избу, или свое представление русской избы.

Деревня – это не только жилые дома. Это целый мир построек разного назначения. Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира:

избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.

-Можете приступать к работе.

(звучит фоновая русская народная музыка)

-рисуют русскую избу

П1

П1

Р2

V.Рефлексия учебной деятельности

1.выставка работ

Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению. Использовали не только знания, полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение.

1. Что вам хотелось показать в своей работе?

-самоанализ работ

Р1

Р2

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: Презентация к уроку «Гармония жилья с природой. Деревня -деревянный мир.»

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка» «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир». Презентация к уроку ИЗО по программе Б.Н. Неменского 4 класс МБОУ «СОШ №15 п. Березайка» Павлова Н.С .

Слайд 2

Цель: . Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы; Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой; Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус.

Слайд 3

Задачи: Развивать навыки индивидуальной творческой деятельности Создание композиции «Деревня»; Воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края. Воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.

Слайд 4

Ход работы: Изучение материала о русской деревенской избе. Знакомство с архитектурными элементами деревянной избы и декоративным убранством русских изб. Исследование архитектуры деревянных построек современной деревни.

Слайд 5

Гармония ( от греч. — связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре. В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.

Слайд 6

Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают плети, поэтому называют дома избами ( от слов « истьба », « истопа » — теплое место ).

Слайд 7

Из какого материала строили и строят избы? Россия — страна леса. Из дерева мастерилось и строилось буквально всё: домашняя утварь, орудия труда, избы и даже целые города. Всё это создавалось преимущественно топором.

Слайд 8

Удивительна красота деревянного зодчества. Но искусство это не долговечно, хотя есть ещё такие уголки в России, где сохранились построенные из дерева дома, дворовые постройки (амбары, сараи, бани и др.),культовые сооружения (церкви и часовни).

Слайд 9

«Фасад – лицо избы, окна – её глаза».

Слайд 10

Со временем избы стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «У – ЛИЦА».

Слайд 11

Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит .

Слайд 12

Общий вывод. В русском зодчестве деревянные строения характерны нарядностью и живописностью. Их многообразие связано с самобытностью традиций русского народа. Многие современные строители и сейчас обращаются к богатому наследию древнерусской архитектуры.

Слайд 13

Список литературы Фотографии : авторские Павлова Н.С., п. Березайка Бологовского района, Тверской области Фотографии : http ://www.kstrm-hotel.ru/russ … http://www.auto-rostov.ru/inde … http://chaplygin-s.narod.ru/ka … http://artcyclopedia.ru/selo-m…

«Гармония с природой. Деревня — деревянный мир»

Тип урока: комбинированный.

Цели: 

  • Приобщение к истокам  родного искусства.
  • Формирование эстетических представлений о русском деревянном зодчестве.
  • Развитие творческих способностей в создании художественного образа.

Задачи:

  • Познакомить с традиционным образом русской  деревни, конструкцией дома.
  • Научить изображать образ избы.
  • Дать представление о традиционных украшениях избы и их значении.

Оборудование: презентации, иллюстрации, рисунки, художественные принадлежности.

План урока:

I. Организационная часть:

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний: 

Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Как на Руси строили поселения? Деревни строились вдоль рек, на холмах  с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира.  Эти поселения были близки природе, украшали её.
Но человек может портить природу,  и этому много примеров.  Пригороды застроены разными постройками с огородными участками,  не соответствующими эстетическим критериям.  В старину деревни имели определённый строй, и несли  опыт вековых традиций.

III. Введение в тему:  «Образ традиционного русского дома»

Мастер Постройки помогает понять мудрость деревянных построек старой  русской архитектуры. Изба – строение лесного края. Мастера строили в основном без гвоздей, топором.

Просмотр презентации «Русские избы» о красоте русского зодчества (Приложение 1)

IV. Практическая часть

Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира: избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.
Существовало  много типов изб:  амбары, изба на подклети с «поветью» (второй этаж), крыльцо, гульбище (функция, образ гостеприимства).

Задание: Работа над образом традиционного  русского дома – избы.

Просмотр презентации  «Деревня» (Приложение 2)

Показ  приёмов работы (на доске) гуашевыми красками, широкие горизонтальные мазки  с пробелами  изображают бревенчатые стены. Необходимо подобрать  характерный цвет дерева: серебристо-серый, золотисто-коричневый. Смежные стены решаются в контрасте. Нужно обратить внимание на то, что окна лучше изображать после того, как будут написаны стены. Резные доски украшений избы изображают контрастным цветом тонкой кистью.  В ходе работы решаются задачи изображения пространства, колористической цельности образа.

V. Итог

Рефлексия, вернисаж.

VI. Задание: Подготовка художественных принадлежностей.

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».

Данная презентация поможет более доступно и наглядно:

-познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;

-раскрыть гармоничную связь человека
 с окружающим миром природы, жилья с природой;

-воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».»

ГБОУ СОШ №8 им. С. П. Алексеева г.о.Отрадный     «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир». Презентация к уроку ИЗО по программе Б.Н. Неменского 4 класс   Драган Е.Г.

ГБОУ СОШ №8 им. С. П. Алексеева г.о.Отрадный «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».

Презентация к уроку ИЗО

по программе Б.Н. Неменского

4 класс

Драган Е.Г.

Цель:   .

Цель: .

  • Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;
  • Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;
  • Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус.
Задачи:

Задачи:

  • Развивать навыки индивидуальной творческой деятельности
  • Создание композиции «Деревня»;
  • Воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.
  • Воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.
Ход работы:

Ход работы:

  • Изучение материала о русской деревенской избе.
  • Знакомство с архитектурными элементами деревянной избы и декоративным убранством русских изб.
  • Исследование архитектуры деревянных построек современной деревни.
Гармония ( от греч. - связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре.  В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.

Гармония ( от греч. — связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре. В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.

Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают плети, поэтому называют дома избами ( от слов «истьба», «истопа» - теплое место ).

Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают плети, поэтому называют дома избами ( от слов «истьба», «истопа» — теплое место ).

Из какого материала строили и строят избы?    Россия - страна леса. Из дерева мастерилось и строилось буквально всё: домашняя утварь, орудия труда, избы и даже целые города. Всё это создавалось преимущественно топором.

Из какого материала строили и строят избы?

Россия — страна леса. Из дерева мастерилось и строилось буквально всё: домашняя утварь, орудия труда, избы и даже целые города. Всё это создавалось преимущественно топором.

Удивительна красота деревянного зодчества. Но искусство это не долговечно, хотя есть ещё такие уголки в России, где сохранились построенные из дерева дома, дворовые постройки (амбары, сараи, бани и др.),культовые сооружения (церкви и часовни).

Удивительна красота деревянного зодчества. Но искусство это не долговечно, хотя есть ещё такие уголки в России, где сохранились построенные из дерева дома, дворовые постройки (амбары, сараи, бани и др.),культовые сооружения (церкви и часовни).

«Фасад – лицо избы, окна – её глаза».

«Фасад – лицо избы, окна – её глаза».

Со временем избы стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «У – ЛИЦА».

Со временем избы стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «У – ЛИЦА».

Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит .

Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит .

Общий вывод.

Общий вывод.

  • В русском зодчестве деревянные строения характерны нарядностью и живописностью. Их многообразие связано с самобытностью традиций русского народа. Многие современные строители и сейчас обращаются к богатому наследию древнерусской архитектуры.
Общий вывод. Общий вывод. Общий вывод. Список литературы Фотографии : авторские Павлова Н.С., п. Березайка Бологовского района, Тверской области Фотографии :http://www.kstrm-hotel.ru/russ… http://www.auto-rostov.ru/inde… http://chaplygin-s.narod.ru/ka… http://artcyclopedia.ru/selo-m…

Список литературы

Фотографии : авторские Павлова Н.С., п. Березайка

Бологовского района, Тверской области

Фотографии :http://www.kstrm-hotel.ru/russ…

http://www.auto-rostov.ru/inde…

http://chaplygin-s.narod.ru/ka…

http://artcyclopedia.ru/selo-m…

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир»

Урок на тему:

«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир»

По программе Б.Н. Неменского

4 «Б» класс

Учитель: Романова Т. В.

Цель:

  • Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;

  • Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;

  • Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус. Слайд № 2

Задачи:

Обучающие:

  • Создание учащимися композиции «Деревня»;

  • Обогащение словарного и понятийного запаса детей.

  • Учить правильно, располагать объекты в пространстве.

Развивающие:

  • Совершенствовать конструктивные навыки;

  • Развивать навыки индивидуальной творческой деятельности.

  • Развитие творческого воображения;

Воспитывающие:

  • Воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.

  • Воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.

  • Воспитание аккуратности, взаимопомощи. Слайд № 3

Материалы и оборудование:

Оборудование: презентация, иллюстрации, рисунки.

Художественные принадлежности: краски, тряпочка, кисти, баночка с водой, цветные карандаши.

Музыкальный ряд:

Записи русских народных песен, русская народная музыка.

Зрительный ряд:

  • Изображение дома,

  • фотографии природы, деревянных изб,

  • элементов избы, образцы домовой резьбы и наличников.

План урока:

Проверка готовности к уроку

Постановка художественной задачи.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов

Ход урока:

I.Орг.момент:

Я приглашаю вас сегодня сделать интересную работу, но чтобы она получилась нужно терпение, умение аккуратно работать и помогать друг другу.

Тема нашего урока:

«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир» слайд 1

2. Беседа по теме урока.

Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Особенности искусства нашей Родины складывались в древности с историей народа, в гармонии его жизни с природой. Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни.

Всем ли понятно слово “гармония”?

Гармония ( от греч. — связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре.

В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов. Слайд 2

Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить.

Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают плети, поэтому называют дома избами ( от слов «истьба», «истопа» — теплое место). Слайд 3

Избы высокие, в два этажа. Нижний этаж — подклеть – защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках – песок: всё для тепла.

Как вы думаете, из какого материала строили и строят избы? Слайд 4

Из дерева.

В Сибири воздвигали дома-терема из долговечной лиственницы. Они стоят до сих пор, поражая своей красотой и добротностью. Свидетели старины глубокой – памятники деревянного зодчества Каргополя, Кижей и других мест на Руси поражают разнообразием форм, сплетением архитектурных стилей и высоким мастерством отделки. Уцелевшие произведения деревянной архитектуры относятся к ХVII вв. Слайд 5

Дерево служило основным строительным материалом. Осенью метили подходящие деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте – апреле делали сруб: точно подгоняли брёвна друг к другу, возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью брёвна плотно прижимались.

Фасад дома слайд 6

Деревенские избы в старину ставили не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и соседу не мешать. Со временем избы стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «У – ЛИЦА».

Улица слайд 7

Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать.

Учитель: С чего начинается Родина?

Ученики: с дома, улицы, деревушки или города, то есть с малой Родины.

Учитель: тонкие березки, русские избы и огороды, обнесённые простеньким плетнем, — все это такое близкое родное.

Делали из дерева отсюда, и пошло — ДЕРЕВНЯ.

Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит. Слайд № 11

Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было, как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг. Слайд 8

3. Практическая часть.

Задание: рисунок изображающий русскую деревню, выполняется группой детей .

Сегодня мы должны в своей работе показать гармонию жилья с природой.

Деревня – это не только жилые дома. Это целый мир построек разного назначения. Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира:

избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.

Давайте обратим внимание на самую сложную задачу – передачу пространства, перспективы. Совместными усилиями решается проблема: как выразительней, естественней, красивее изобразить дома, добиться их гармоничного вхождения в окружающую природу

Самый удачный вариант, при котором есть ближние и дальние дома, т.е. создаётся естественная композиция. В результате учащиеся легко запоминают правила, на которые будут опираться при создании панно: тот, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже.

  1. Итог.

Выставка работ. Оценка.

Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению. Использовали не только знания, полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение.

Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:

1. Что вам хотелось показать в своей работе?

2. Что означает слово гармония?

3. Применялся ли закон перспективы при выполнении нашей работы?

4. Из какого дерева строили дома Сибири?

5. Что означает слово сруб?

Орнамент в народном искусстве. Русская изба. 4 класс. Конспект урока

4 класс

Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству для 1-4 классов В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной.

Основные цели и задачи урока.

  1. Способствоавть формированию у детей представления о картине мироздания, отражённой в убранстве крестьянского жилища.
  2. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.
  3. Создать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты.
  4. Закреплять навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением.

План  урока.

  1. Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища, о его символическом значении, об отражении в нём модели мироздания. (слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
  2. Работа по вопросам о символике элементов орнамента.
  3. Выполнение знаков-оберегов.
  4. Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о русской избе, быте крестьян.     (слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
  5. Выполнение зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках. (музыка группы «Коляда»).
  6. Подведение итогов: обобщение представления учащихся о символике и магических свойствах народного орнамента. Выставка «На деревенской улице праздник».

Ход урока

1. Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища, о его символическом значении, об отражении в нём модели мироздания

(Cлайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).

С давних времён люди защищали себя и своё жилище от злых сил. Знаки защиты, поддержки наносились на одежду, на утварь, на оружие, на жилище.

Эти знаки называются обереги.

– Как вы думаете, почему они так называются?

* Варианты ответов.

– Считалось, что обереги  в бою стрелу отведут, от недоброго глаза спасут, помогут от страхов в пути…

В иллюстрациях русских народных сказок, в музее, в кино вы видели русский народный костюм. У женщин он состоит из головного убора (их обязательно носили замужние женщины), рубахи, сарафана или юбки-панёвы. У мужчин это рубаха, обязательно с кушаком (поясом) и штаны. Разноцветные красивые узоры, покрывают сарафаны, рубашки. Слайд

– Где располагаются узоры-обереги?  По вороту, на манжетах рукавов, по низу юбки, рубахи.

– Какие цвета для украшения – защиты используются в орнаментах на одежде?

* Варианты ответов.

Слайд с изображением рушника.

– Кто знает как называются эти полотенца?

* Рушник.

– Откуда такое название?

* Варианты ответов.

– Обратите внимание на то, что посередине рушник не вышивался. Как вы думаете почему?

* Варианты ответов.

– Середина обязательно пустая – что бы жизненная дорога была лёгкой и просторной. Ещё говорят, что через эту белую середину Божий свет и сила проходит.

2. Работа по вопросам о символике элементов орнамента

Слайды 4– 9.

3. Выполнение знаков-оберегов

На заготовках из картона, используя таблицы знаков, учащиеся  маркерами красного цвета самостоятельно составляют свой знак-оберег (5 мин.)

4. Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о русской избе, быте крестьян

(Слайды « Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).

– Как выглядел традиционный русский дом? Из какого материала он строился?

Работа по слайдам 10-18.

Русь была страна лесная, поэтому лес являлся основным строительным материалом – строили из леса, из брѐвен. Рубили лес топором. Строили в старину без гвоздей, особым способом укладывая брѐвно к бревну. Такая постройка называлась «сруб» (т.е. срубленная топором). После этого прорезали окна, ставили крышу и получался дом, который назывался «изба».

Деревянными были как деревенские дома, так и городские.

Сегодня мы с вами рассмотрим, как выглядел снаружи традиционный деревенский дом.

К дому всегда относились с уважением и любовью. Когда постройка была готова, её обязательно украшали деревянной резьбой. И хотя мотивы резных украшений были похожи, невозможно было найти ни одной одинаковой избы.

Орнаментами украшали избу и с наружи и внутри. Все проёмы в доме, через которые могла проникнуть «нечисть» – окна, двери, дымоходные трубы.

Что означали узоры? В древности это были не просто узоры, а знаки-обереги, охраняющие дом и всех живущих в нём от злых сил и болезней.

Перед вами изображение фасада избы, то есть той части, что выходит на улицу. Слово «фасад» означает «лицо», то есть перед вами «лицо» избы. На лице прежде всего выделяются глаза, а на избе – окна. Окна – это «глаза» избы. Неслучайно слово «окно» происходит от слова «очи», то есть «глаза».

Окна закрываются ставнями и украшаются наличниками – так называется декоративный элемент, расположенный сверху и снизу, а порой и вокруг всего окна. Слово «наличник» означает «на лице».

Теперь обратимся к верхней части избы. Она символизирует «лоб», или, как говорили в старину, «чело». Неслучайно резные доски, расположенные под крышей, называются «причелины» («прилобные» доски). А доска, разделяющая верхнюю и нижнюю части фасада, носит название «лобовой» доски.

Из-под причелин спускаются «полотенца» – длинные вертикальные досочки, действительно похожие на расшитые узорами рушники.

На полотенцах мы видим круги и розетки  – символическое изображение солнца. Без солнца нет жизни, без солнца не растает снег и не придет весна. Это очень важный, чуть ли не самый главный по значимости символ. Лучи у солнца могут быть как прямые, так и закрученные по кругу – так изображали «бегущее по небу» солнце. Солнце никогда не останавливается, оно всегда в пути.

Венчающий крышу «конѐк» тоже является символом солнца. В древности люди представляли себе солнце, катящееся по небу на колеснице, запряженной конями. Оттуда же, из глубины веков, пришло к нам выражение «конь-огонь».

 Зигзагообразные линии на причелинах символизируют небо, «хляби небесные», то есть тучи с дождем, с водой, которая так необходима посевам и всему живому.

На ставнях мы видим ромбы – это знаки земли, поля.

На лобовой доске часто изображались растения, либо мифологические животные.

5. Выполнение зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках

(Музыка группы «Коляда»).

Слайд 17.

6. Подведение итогов: обобщение представления учащихся о символике и магических свойствах народного орнамента. Выставка «На деревенской улице праздник»

Учащиеся выставляют свои мольберты в ряд. Выставка вернисаж «Деревенская улица. Предлагается учащимся самим проанализировать выполненные работы.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Какие художественные материалы использовали для выполнения заданий?

– Какие знаки-обереги вы использовали для оформления фасада избы?

– Какие впечатления вы получили от данной работы, урока?

– Спасибо вам за работу на уроке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *