Skip to content

На руси деревянные дома – На Руси строили дома из дерева на каменной архитектуре древних русских городов — Альтернативный взгляд Salik.biz

История возникновения деревянного зодчества

История возникновения деревянного зодчества

История возникновения деревянного зодчества

По всему миру издревле строились различные деревянные сооружения. В результате раскопок было найдено огромное количество свидетельств построек из дерева! Конечно, большинство деревянных домов было найдено на территории, расположенной в северной части Евразии: от Норвегии через Швецию, Финляндию и европейскую часть России до Сибири. Здесь необходимость в строительстве сооружений из бревен, диктовалось соответствующими климатическими условиями. В Польше был обнаружен целый посёлок из деревянных домов. Ученые утверждают, что этот поселок был построен приблизительно в период 550-400 лет до н.э. Также в Великобритании учеными было найдено в результате раскопок несколько домов из дерева. Самое древнее сооружение, сохранившееся до наших дней является — храм Хорюдзи (Япония) , построенный около 1400 лет назад.

Деревянное домостроение на Руси, зародилось очень давно, о чем говорят огромное количество письменных летописей. Упоминания о бревенчатых ансамблях датируются IV-V веками. А в Х веке на Руси возводились в огромном количестве великолепные жилые постройки из дерева. Сохранились также сведения о замечательных ансамблях рубленных хором, с вышками теремов, которые являлись подлинными произведениями самобытного русского зодчества. Таковым является двор княгини Ольги. В Новгороде в X веке возвели дубовую соборную церковь Софии. В Вышгороде по указу Ярослава Мудрого в 1020-1026 гг. был сооружен удивительный по красоте пятиверхий храм.

Деревянное строительство в России имеет богатые традиции, это обусловлено специфическими условиями сурового климата, укл1.jpgадом жизни Русских людей и умением рубить добротное и красивое жилище. Архитектура таких деревянных домов всегда отличалась своеобразием и красотой. В руках Русских мастеров дерево превращалось в великолепные памятники зодчества в Кижах, Каргополье и других местах Севера, Западной и Восточной Сибири, многие из них сохранились до сих пор, демонстрируя высокое мастерство и культуру умения работы топором. В Кировской области, например, известны деревянные дома, построенные в 1805-1810 годах без малейших следов гнили.

Дерево, на Руси, с древнейших времен было самым доступным материалом. Суровость русского климата создавала необходимость строить такие дома, которые могли бы защитить человека от зимней стужи. А росший в изобилии строевой лес и обеспечивал жителям здешних мест теплым, недорогим, легковозводимым деревянным домом. В качестве материала использовались как местные породы дерева — сосна, берёза, липа, так и привезенные с востока или юга — кедр, лиственница, пихта, самшит, тис, тук, каштан, грецкий орех. Всего русские мастера знали древесины 27 пород. А уж о ловкости и быстроте, с которой они работали, слагались легенды.

Из дерева возводились всевозможные постройки — от простых изб, хором, культовых зданий до разнообразных производственных и военных объектов. Изба в условиях российского климата служила обычно двум-трем поколениям, хотя при надежной защите сруба могла простоять и до 100 лет. Церкви использовались до 400 лет. Из древесины делали все от простой деревянной ложки до царских палат и крепостей. Простые лаконичные формы исторического жилья, строительные приемы, свидетельствующие о незаурядном мастерстве зодчих, оттачивались веками. Искусство домостроения передавалось по наследству на протяжении многих поколений. И в настоящее время на территории России можно увидеть различные деревянные дома, представляющие собой настоящие произведения искусства. Так как строительство деревянных домов на обширной территории России охватывает различные климатические зоны, то архитектура сооружений существенно меняется в зависимости от региона. Переселенцы из различных районов вносили свои изменения в традиционное зодчество, объединяя опыт различных этнических групп. Это позволяло сформировать более совершенные технические приемы строительства и обеспечивало наиболее рациональные способы выполнения тех или иных архитектурных деталей.

Самые монументальные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. Подходящее дерево выбирали с толком. Сначала высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полоски нетронутой коры для сокодвижения. Потом на пять лет сосну оставляли. И по осени, когда деревья еще спят, а день еще не начал удлиняться, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя сосна начнет гнить. Лиственные породы заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость

Главным и практически единственным орудием русского мастера был топор. Пилы применялись редко. Потому что пила рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. А топор, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Отсюда и пошло название: «срубить избу». Гвозди тоже старались не использовать, так как вокруг гвоздя дерево гниет быстрее. Вместо гвоздей использовались деревянные костыли.

На Руси основу деревянного дома составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна.3.jpg Каждый ряд бревен — «венец». Нижний венец обычно ставили на каменное основание — «ряж», который складывался из мощных валунов. Ряж сохранял тепло и оберегал сруб от гниения. Срубы также различались по типу скрепления бревен между собой — «в режь» (редко положенные), «в лапу» (концы бревен, напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи, а венцы плотно прилегали друг к другу), «в обло» (концы бревен немного выходили за пределы стены) Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох, а потом конопатили льняной паклей щели. В плане срубы изготавливали в виде четырехугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

В эпоху современности богатый опыт, перенятый у наших великолепных умельцев, в сочетании с новейшими технологиями строительства деревянных домов открывают безграничные перспективы. Но, что бы построить добротный, комфортный и желанный деревянный дом, необходимо знание всей технологии деревянного домостроения. Доверяйте это дело только профессионалам!


Деревянные избы на Руси

Мы много знаем о том, как строятся современные деревянные дома, какой строительный материал, инструмент, средства защиты используется для этого. Также мы знакомы с другой информацией, благодаря которой легко сможем построить дом своими руками. Все это хорошо, да вот только, чтобы построить будущее, нужно хорошо знать наше прошлое, собственно, чем мы сегодня и займемся. В этой статье мы заполним информативную пустоту в нашей памяти и узнаем, как строили деревянные избы на Руси.

Деревянные избы на Руси

Инструмент для строительства

Итак, прежде чем говорить о самом строительстве, давайте разберемся в том, какой инструмент использовали наши предки. Здесь, особенно рассказывать не о чем, так как у наших предков был один-единственный, надежный и безотказный инструмент – топор, который использовался на любых этапах строительства. С его помощью руби деревья, снимали с них кору, очищали от сучков, подгоняли бревна друг к другу. Одним словом, делали все, что могло потребоваться в момент строительства дома. Из-за повсеместного использования топора при строительстве, в то время широко использовалось выражение – «срубить дом».

Инструмент для строительства

Именно поэтому сегодня, по привычке, называем деревянные дома срубами, хотя топор, почти не используем.

Заготовка материалов

Заготовка материалов

Итак, вооружившись топором, наши недалекие предки шли в лес и рубили деревья. Стоит отметить, что приоритетным строительным материалом того времени, были хвойные деревья, в основном сосны и ели. Это объяснимо  тем, что данные породы имеют ровную структуру, благодаря чему они просты в обработке и укладке. Кроме того, эти деревья, в большинстве, имеют подходящий уровень влажности, что делало дом устойчивее к усадке. Конечно, в то время про влажность дерева не знали, но зато заметили, что при использовании той же сосны, стены дома реже давали деформацию и трескались, как это происходило с другими породами.

Деревья старались рубить зимой

Деревья старались рубить зимой. Прежде всего, это было обусловлено тем, что зимой было больше свободного времени, так как работы по хозяйству почти не было. Кроме того, наши предки считали, что дерево зимой спит, поэтому боли от ударов топора оно просто не ощущает. Удивительно, но они были правы, так как дерево в зимнее время прекращает жизненные процессы, связанные с обменом веществ, в результате чего, внутренняя влажность дерева уменьшается в несколько раз, что, в свою очередь, благоприятно отражается на строительстве. Конечно, ничего этого люди не знали, а лишь пользовались тем, что подсказывало им сердце.

деревья притаскивали домой на лошадях

Срубленные деревья притаскивали домой на лошадях. Далее, при помощи того же топора с дерева счищали кору и производили сортировку, где больные деревья, на которых была замечена гниль или насекомые, выбраковывали на распил. После чего, дерево некоторое время сушили, перекладывая с места на место, а затем, непосредственно, приступали к строительству, в котором участвовали мужчины с улицы города или со всего села.

Строительство деревянного сруба

Строительство деревянного сруба

Итак, приступая к строительству сруба, наши предки использовали все тот же инструмент – топор, с помощью которого, предварительно отступив от края бревна определенное расстояние, они вырубали специальные лунки, в которых и закреплялись другие бревна. Никакого бетона, щебня, прочного камня, в то время не было, поэтому фундамент никто не оборудовал. Первые бревна, которые укладывались в венец, клали на уплотненный грунт. Для уплотнения грунта, снимали некоторый слой земли. Таким же способом выравнивали поверхность относительно горизонта. Положив первый венец, плотники того времени приступали к укладке следующего, потом еще один и так далее, пока стены дома будут полностью не готовы. Стоит отметить, что   при укладке, плотники подписывали  каждые бревна, независимо от ряда. Это делалось для того, чтобы обезопасить себя от лишней работы, если вдруг, что-то пойдет не так и придется разбирать весь дом до бревнышка.

строительство сруба

В строительстве сруба прошлого времени, поражает тот факт, что строители не использовали ни одного гвоздя, и это никак не влияло на прочность дома. Кроме того, раньше не было никаких утеплителей, средств защиты, лакокрасочных материалов, но деревянные дома, при должном уходе, всегда были теплыми и могли простоять 50 и более лет. Оказывается, дело было вот в чем.

С целью того, чтобы сделать дом теплым, закрыть все щели и уплотнить бревна, плотники того времени шли на хитрость. На поверхность каждого следующего бревна клали обыкновенный лесной мох, который, при усадке деревянного дома, прижимался так сильно, что вовсе закрывал все сквозные отверстия. Кроме того, эти дома были небольших размеров, поэтому отапливать их было очень просто.

строительство сруба

Строили дом не так быстро, как в былую современность. Как правило, начинали строить ранней весной, а заканчивали уже осенью. Ждать год или два, пока дом даст усадку, у хозяев просто  не было времени, поэтому к строительству крыши приступали сразу после окончания строительства стен дома.

Что касается строительства крыши, то, в своем большинстве, крыша была двухскатная. Это объяснялось тем, что на строительство данного типа крыши использовалось минимум строительного материала. В качестве кровельного материала люди выбирали солому, так как она была бесплатной и хорошо защищала дом от дождя и снега. Сама конструкция крыши, сильно напоминает современную крышу в  два ската, несущие балки, «межэтажные балки перекрытия», примитивная обрешетка, конек и сама кровля. Чердачное помещение того времени люди использовали для того, чтобы сушить одежду, хранить некоторые запасы с огорода, а также для ненужных вещей. Это объяснялось тем, что в доме, из-за отсутствия свободного пространства, этим вещам просто не было места. В свою очередь, на пустом чердаке, воздух был гораздо теплее, чем на улице, что достигалось, благодаря  дымоходу.

В качестве облицовки стен, но в большей мере с целью утепления, наши предки использовали солому, которую, как бы это странно ни звучало, они смешивали с коровьим пометом и глиной. Глину гладко затирали, придавая контуру дома идеально ровные грани стен и поверхности. Поверх глины наносили побелку, которую обновляли, как правило, несколько раз в год. 

История деревянного домостроения на Руси

История деревянного домостроения на Руси

История деревянного домостроения.

Отличительная черта домостроения на Руси это —  любовь к дереву, оно являлось практически единственным материалом для строительства. Из него строились не только дома, но и  хозяйственнее постройки, крепости, храмы, поселки и целые города.  Этот материал воспринимался не только как строительный, но и как материал для искусства. Естественность дерева не скрывалась, а наоборот подчеркивалась.

Первый сруб выглядел в форме квадрата или прямоугольника – «четверика» (строение с четырьмя внешними стенами). Наиболее распространенным видом постройки были жилые дома, они состояли из жилой избы, сеней (тамбура) и клети (где хранилось имущество). Далее необходимость в дополнительно помещении привело к превращению четырехстенной избы в пятистенную, уже состоявшую из двух смежных помещений, разделенных стеной. Стена разделяла на горницу и избу. Шестистенкой называли объединенные между собой два сруба, соединенные сенями и переходами. Бревна не  сращивали, и для увеличения площади строения пристраивали еще сруб или несколько срубов. Для более сложных строений церкви, мельницы и т.д. строили многоугольные (шести-восьмиугольные) или крестообразные.

Фундамент для дома.

В современном понятии как такового фундамента не было. Основой дома служил нижний венец, либо, под углы клали большие валуны или дубовые (лиственничные) пни. Высокие качественные характеристики этих пород дерева позволяли защитить сруб от влаги и загнивания.

Заготовка сырья для стен.

К выбору деревьев для сруба подходили очень ответственно и заблаговременно, выбирали деревья, ставили отметки. Снимали небольшую полоску коры,  для стекания смолы. Рубка деревьев производилась в холодное время года, когда останавливалось сокодвижение в стволе.

Строительство дома производилось силами родственников и соседей. Отличительной чертой деревянного домостроения была мобильность – дом легко разбирался и переносился в другое место.

Типы рубки.

Самым популярным видом рубки считалось «в чашу» или «в лапу».

Рубка «в чашу», «в обло». Чашу рубят округлой формы, в углах сруба остаются выпуски бревен. Рубка производилась при помощи топора, соответственно на бревно происходило минимальное воздействие, такой сруб был более долговечен и хорошо сохранял тепло.

Рубка «в лапу», «ласточкин хвост». Такой вид рубки позволял экономить материал, но при этом требовал определенных навыков от плотника и сам процесс был более трудоемким.  При таком виде рубки  бревна в углах соединялись без остатка, и не имели выступов с внешней стороны. Торцы сруба зашивали досками. При таком виде рубки большая вероятность теплопотерь дома именно по углам. Для утепления венцов и углов использовали мох.

Венцы между бревен прокладывали мхом, уделяя особое внимание углам. Мох собирали в низинах, в сухую погоду. Просушивали примерно неделю, и потом только использовали в строительстве.

Конопатка сруба производилась одним из последних этапов, до наступления сильных холодов, и когда уже можно было топить печь.

Кровля в деревянных домах.

Кровлю монтировали без помощи гвоздей, чаще всего крыша была двухскатной.

 Для кровельного покрытия использовали связанные пучки соломы, дранку, гонт (нарубленные ровные части ствола, расположенные между ветвями) из ели, пихты или ясеня.

 Украшению деревянного жилища придавали особое значение, несмотря на единство стиля застройки, не было двух одинаковых похожих строений. Каждое сооружение было произведением искусства — украшено неповторимым узором и резьбой.

Современное строительство деревянных домов происходит с применением опыта предыдущих поколений и с использованием передовых  технологий.  Благодаря ним усложняется архитектура зданий, дома становятся технологичнее и функциональнее. Девиз нашей компании Артель «Русский дом» — «Сохранять традиции и идти в ногу со временем».

Как строили деревянные дома на Руси

С давних времен Русь славилась богатыми хвойными и лиственными лесами. Поэтому, дерево выступало в роли ведущего строительного материала в те времена. Из дерева строили все, начиная от изб для простого народа и бань, заканчивая хоромами для правителей, а также церквями.

Интересным является тот факт, что секреты древнерусского зодчества применяются и по нынешний день. Было время, когда дерево отошло на второй план, и вместо него использовали камень, бетон и кирпич. Однако теперь в 21 веке дерево, как стройматериал, обрело вторую жизнь.

Дерево – традиционный материал русского зодчества

Все дома на Руси возводили из сруба. Сруб – это связанные между собой бревна. Для строительства изб использовались бревна сосны и лиственницы, в более редких случаях – дуба или березы. Для возведения кровли брали древесину ели, поскольку она более легкая.

Бескрайние леса – это лишь одна из многих причин, почему наши предки отдавали предпочтение дереву. Вот еще несколько факторов, которые повлияли на популярность этого строительного материала:

  1. Для русского человека деревянные дома – это не просто место для жизни, а некое продолжение леса, природы. В таком доме человек чувствует себя спокойно и уютно.
  2. Автор писания «О государстве русском» Джайлс Флетчер утверждает в своей книге, что для русских деревянная постройка намного удобнее, чем каменная потому, что камень холодный и сырой, а дома из сухого дерева теплые. А это, со слов автора, крайне важно для сурового климата некоторых регионов Руси.
  3. Наши предки поняли, что, как и в лесу, в таком доме дышится легко и свободно. Окна в те времена были маленькие и узкие, а в холодное время года их и вовсе закрывали досками. Поэтому деревянное жилище – это лучший вариант.

Уважение к дереву пришло в христианскую Русь еще с языческих времен. Люди верили, что если обратиться к дереву, обнять его, то отойдут все болезни и проблемы, ведь от дерева исходил “добрый дух”.

Вы скажете, что все это сказки? Отнюдь нет. Ведь в каждой сказке есть доля истины. Древесина, в особенности хвойные породы, издает приятный аромат, вдыхание которого является своего рода исцеляющей ингаляцией. Это прекрасная профилактика простудных заболеваний. А страдающие хроническим бронхитом уже через год жизни в таком доме забудут про свою болезнь. Подобная ароматерапия успокаивает и расслабляет человека. Поэтому наши предки вовсе не сказочники, просто люди выражались в то время немного другими словами.

Какими инструментами пользовались на Руси?

Название “сруб” не случайно. Пошло оно от выражения “срубить избу”. Что это означает? Бревна для сруба заготовлялись исключительно при помощи топора, хотя на то время уже существовали пилы. В отличие от пилы, топор при рубке «заглаживает» древесные волокна, делая торцы бревен гладкими.

Гвозди использовались крайне редко, поскольку при соприкосновении с их поверхностью дерево со временем начинало гнить. А в те времена еще не существовало специальных пропиток, защищающих поверхность от влаги и насекомых. В качестве крепителя использовались остро заточенные деревянные колышки.

Как заготавливали бревна для строительства?

К выбору дерева для сруба подходили очень ответственно, ведь не из каждого ствола получится хороший материал. Сосна должна быть ровная и не изъеденная насекомыми. Выбрав подходящие деревья, мастера делали на стволах специальные метки – затесы. Узкими полосками по направлению к корню снималась кора.

Целая часть коры необходима была для того, чтобы обеспечить стекание смолы. После этого деревья оставляли стоять в лесу, порой даже на несколько лет. За это время из дерева обильно выделялась смола, смазывая ствол.

Рубку выбранных сосен начинали поздней осенью или ранней зимой, когда дерево уже «спит». Если вырубку осуществить летом или весной, сосна начнет гнить

В отличие от хвойных пород, лиственные деревья подлежали вырубке в теплое время года.

Для изб выбирали небольшие деревья, а для храмов и церквей – вековые сосны.

Возведение домов

Традиционно строительство дома начинали весной с возведения специальной каменной подошвы – прообраза современного фундамента. Если строили хибару (сарай для хранения запасов), то часто обходились и без фундамента, т.е. укладывали бревна на грунт.

Ряд связанных между собой бревен назывался «венец», это название используется по настоящий день.

Строения того времени условно можно разделить на несколько групп:

  • клеть;
  • изба;
  • хоромы.

Клеть – это четырехугольное помещение без окон с соломенной крышей, не предназначенное для отопления. Клеть редко использовалась в качестве жилья, в основном в ней хранили провиант. Изба – это клеть немного большего размера с установленной печью. Нередко избу соединяли с клетью, а крытый проход между ними назывался сени.

Хоромы представляли собой объединение нескольких помещений. В их состав входили покои, подклет, горница, светлица и т.д. Верхние этажи хором предназначались для знати, а нижние – для служителей.

В те времена применялись несколько технологий возведения домов. Для строительства хибар и клети использовали сруб «в режь», при этом бревна укладывали попарно друг на друга. Зачастую их даже не скрепляли между собой кольями.

Для изб применялась технология с забавным названием «в лапу», а все потому, что вытесанные концы бревен действительно напоминали лапы. Скрепление производили таким образом, чтобы торцы не выходили наружу. Это делалось, чтобы предотвратить сквозняки.

При технологии «в обло» торцы немного выходили за линию стен и оставались круглыми. При этом мастера связывали между собой бревна и венцы при помощи колышков, а между венцами выстилали мох. Данная технология считалась самой надежной. Дом мог выстоять более века. А в самом помещении всегда было тепло.

С тех пор прошло немало времени. Однако некоторые древнерусские секреты зодчества до сих пор актуальны. Нынешние архитекторы и проектировщики успешно применяют их в сочетании с новейшими технологиями.

Деревянные дома на Руси — Север, Юг, Сибирь и Дальний Восток

Вплоть до конца XVII века — до наступления Петровской эпохи — на Руси строили преимущественно деревянные избы, дома и другие надворные постройки. В качестве материала использовали ель, лиственницу и сосну: пиломатериалы отлично укладывались в сруб, долго не прогнивали, сохраняли тепло. Двери, окна и другие элементы с повышенным износом изготавливали из дуба. Рубленые избы, часовни и молельни, мостики и прочие строения, пришедшие в негодность, используются сегодня для производства амбарной доски.

 

Деревянные дома Севера

Деревянные дома под амбарную доскуДаже когда каменное строительство вытеснило традиционное дерево, в северной Руси предпочитали возводить деревянные дома. Этому способствовали в первую очередь бескрайние леса: избыток стройматериалов вблизи поселений снижал расходы на транспортировку. К тому же древесина обладает уникальными теплопроводными свойствами, что особенно актуально в условиях экстремально низких температур. Архитектура Севера — это многоярусные дома с башенками, теремами и множественными полезными пристройками: сенями, переходами, коридорами. Основным украшением как внутри, так и снаружи была художественная резьба по дереву. Русские мастера известны во всем мире и сегодня. Самой почитаемой профессией считалось плотницкое дело. Практически все работы плотники выполняли топорами.

Скудный набор инструментов и однообразие материала не мешало северянам строить монументальные сооружения: храмы и церкви достигали 50-70 м в высоту, разрастались на огромные площади в ширину. Согласно сохранившимся историческим документам еще выше были деревянные дозорные башни. Сохранилось немного построек XVI-XVII века — большинство из них являются памятниками архитектуры. Для изготовления амбарных досок используются в основном строения XVIII-XIX века.

 

Постройки на Юге

Деревянные дома под амбарную доскуНа Юге деревянное строительство было менее распространено, чем на Севере. Нередко строили глинобитные хаты и саманные избы. Еще одно важное отличие — размеры жилища: южные постройки были гораздо компактней. Четырехстенок — первый и самый популярный для Южной и Средней Руси тип Русской избы. Простейшая конструкция обеспечивала удобное планирование внутреннего пространства, защищала от ветров и шквальных дождей. Строение крыши — симметричное, четырех- или двускатное. Все элементы изготовлены из древесины, в том числе из доски натурального старинного дуба.

Четырехстенные срубы оказались оптимальным решением для Русской деревни на Юге. Именно поэтому первые пятистенки — следующее поколение изб — появились здесь гораздо позже, чем на Севере: в начале XIX века. Более сложное строение состоит из двух частей: жилая изба и сени. Помещения разделены рубленой стеной. На входе предусмотрено крыльцо с отдельной крышей на прочных столбах. Дома строили отдельно или обновляли четырехстенки, делая прируб к главному фасаду. Избы не отличались архитектурными изысками: в основном строились однотипные, шаблонные дома. В сени выносили печь, устраивая кухню, освобождая место в избе.

 

Сибирь и Дальний Восток

Деревянные дома под амбарную доскуТеплые дома из сухой просмоленной сосны возводились в Западной, Восточной, Средней и Северо-Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Обширные хвойные леса давали достаточно материала для строительства просторных изб и хозяйственных построек. Именно здесь прижился шестистенок — Русская изба начала XIX века. Фактически строение состояло из двух рядом стоящих четырехстенков, соединенных заделом. Благодаря этому в доме появлялось новое помещение, размер которого определялся расстоянием между основными постройками. Третья комната утеплялась, оборудовалась окнами и превращалась в горницу. Шестистенные дома получили распространение среди зажиточных людей, а также среди рабочих, которые проживали совместно — по несколько семей в одной избе — неподалеку от места работы. Помимо избы, на участке располагались необходимые хозяйственные постройки. Именно амбарная доска XIX века из Сибири является самой ценной антикварной древесиной: сохранились постройки вековой давности, которые подлежат сносу, но вполне пригодны для переработки последующего применения в строительстве и ремонте.

Поделись с друзьями

Дома из клееного бруса на Руси, строительство домов

По сегодняшний день в населенных пунктах Воронежской области встречаются уникальные образцы традиционного русского жилья – такого, которое возводилось на Руси еще много столетий назад. В давние времена наш регион славился своими лесами, и неудивительно, что именно древесина испокон веку являлась главным материалом для возведения жилищ в этих местах.

Сейчас кажется невероятным то, что в стародавние времена люди возводили всего за несколько недель прочные и долговечные деревянные дома, имея в своем распоряжении лишь нехитрый плотницкий инструментарий, основным орудием в котором был топор. К слову сказать, до конца Х века старорусские строители пользовались именно топором – до того момента, пока не появились пилы. Но и пилу преимущественно использовали для проведения внутренних столярных работ, поскольку, как известно, лезвия ее при работе рвут волокна древесины, делая их уязвимыми перед влагой. Топор же при ударе сминает волокна, тем самым, уплотняя и сдавливая их, что лишает торцы бревен способности поглощать влагу из окружающей среды. С тех пор и появилось дошедшее до нас выражение «срубить избу».

К возведению жилища старорусские мастера относились с колоссальной серьезностью, тщательно выискивая для строительства лишь самые долговечные и прочные материалы, благодаря которым деревянный дом мог бы веками оставаться нерушимым. Самым подходящим же материалом для работы во все времена считалась сосновая и еловая древесина. Дом, возведенный из душистых сосновых или еловых бревен и досок, получался прочным и долговечным, неподверженным суровому климату и негативным природным явлениям. Кстати, исстари был замечен прелюбопытный факт: в деревянных домах, где основным материалом являлась сосновая или еловая древесина, люди болели реже – ведь хвойные бревна источали в атмосферу дезинфицирующие вещества, известные нам, как фитонциды, способные очищать воздух от вредных микробов. Если по каким-либо причинам ценную сосновую или еловую древесину строителям не удавалось раздобыть, то в ход шли бревна и доски из дуба и лиственницы.

Вся работа по строительству начиналась обычно в период поздней осени. Это время было выбрано неслучайно, поскольку, повалив лес, старорусские мастера для начала обустраивали прямо на вырубленной опушке простой бревенчатый сруб без дверей и окон и оставляли его в таком состоянии до весны. За зиму бревна давали определенную усадку, благодаря чему они плотнее примыкали друг к другу.

Сруб, прошедший испытания холодом и морозом, с наступлением весны разбирали и переносили его на нужное место, помеченное колышками и веревками, которые использовались для условного обозначения периметра будущего деревянного дома.

Следующим этапом являлось обустройство фундамента, под который выкапывалась неглубокая (около 25 см глубиной) яма. Ее засыпали песком, укладывали сверху камни или просмоленные бревна (кирпичный фундамент стал использоваться гораздо позже.) Поверх камней и бревен дополнительно стелили берестяные пласты, которые препятствовали появлению сырости в самом доме.

В некоторых случаях фундаментом служил четырехугольный венец из бревен, обустроенный по периметру дома, на котором возводились деревянные стены. Согласно поверьям тех лет, под каждый из углов венца нужно было уложить немного монет (для того, чтобы у хозяев денег было всегда в избытке), клок шерсти (для тепла и уюта в жилище) и ладан (для защиты домашнего очага от нечистой силы). Возможно, в наши дни такие традиции и вызовут у кого-то улыбку, но в те далекие времена к проведению обрядов и ритуалов, помогающих оберегать дом, люди относились очень трепетно – даже число бревен в стенах обладало особым значением.

Бревна по углам скреплялись различными способами, среди которых самыми известными были так называемые срубы «в лапу» и «в обло». В первом случае бревна состыковывались друг с другом на концах, что позволяло использовать их длину по максимуму – в отличие от способа «в обло», при котором бревна в углах дома соединялись крестообразно, а их оконечности выходили за пределы стены. Дом, стены которого были уложены способом «в обло» (или по-современному «в чашу»), был очень похож на деревянные избушки, которые большинство из нас видело на иллюстрациях к русским народным сказкам.

Несмотря на то, что у дома, сложенного способом «в обло», площадь оказывалась меньшей (чем, если бы его стены были уложены «в лапу»), торцевые части бревен, выходящие за пределы стен, защищали углы жилища от промерзания в лютый мороз.

Использовался в процессе возведения деревянного дома и примитивный утеплительный материал, в роли которого выступали мох, пакля, пенька и прочие подручные средства.

Крышу дома делали покатой и выкладывали ее осиновыми досками, щепой и соломой. Удивительный факт: соломенные крыши, залитые жидкой глиной, оказывались самыми долговечными, поскольку, высыхая на воздухе и солнце, такая конструкция приобретала особую прочность.

Вдоль кровли помещали длинное бревно («конек»), которое со стороны фасада украшали красивым оберегом, вырезанным из дерева (обычно это была голова коня или петуха). До начала проведения внутренней отделки в крыше оставляли небольшую прореху – считалось, что через это отверстие дом должна была покинуть нечистая сила.

В ходе проведения отделочных работ настилали полы, как правило, используя для этого половины бревен, выкладывая их по направлению от входа к окну. Сами окна в традиционной русской избе были небольшими. Чаще всего, их было четыре: три окна располагались с передней стороны дома и одно – сбоку.

В полностью отстроенном доме между фундаментом и деревянным полом оставалось свободное пространство, которое именовалось «подклет» или «подклеть». По сути, эта часть деревянного дома являлась нижним этажом, который использовался как погреб (подпол) для хранения съестных запасов. В холодное время года в подклетях держали домашнюю птицу, скотину или хранили урожай. У зажиточных людей подклет был пригоден для жилья: в нем могли жить слуги, помощники по хозяйству.

Хозяева дома, традиционно первой в жилище пускали кошку, а только потом заходили всей дружной семьей. Кроме того, существовали и такие традиции, как забрать горящие угли из старого дома (это был символ теплого домашнего очага) и в глиняном горшке внести их в новый, принести иконы, позвать в новую избу домового, испечь первый хлеб.

Известно, что до 16 века дома на Руси были деревянными, они часто горели, именно по этой причине от построек ручной работы того времени мало что сохранилось. Уже в 16 веке начинают появляться дома и здания из камня, а позднее и кирпичные. Мастера стараются возводить их по тем же принципам и традициям , что и деревянные дома: слишком сильны традиции деревянного зодчества. Резьба по камню копирует мотивы резьбы по дереву, однако простой народ еще долго будет жить в деревянных домах. Это и доступнее и привычнее. Несмотря на то что сегодня изобретено много различных материалов и технологий строительства домов, традиционная русская изба считается наиболее полезной для здоровья. Многие и сегодня не отказались бы пожить в деревянном доме, конечно уже оборудованном всеми современными удобствами: отоплением, водоснабжением, электричеством и т.д.

ГК ДОМУС предлагает своим клиентам проектирование и строительство деревянных домов в лучших традициях деревянного зодчества! Используя при этом для возведения деревянных стен современнейший материал – клееный брус. Наши деревянные дома гармонично совмещают вековые традиции русской избы и привычные сегодня атрибуты современности!

О русском деревянном зодчестве

  • Текст:Г. Мехова

    15 августа 2018

Деревянное зодчество прошло огромный путь — от примитивного сруба, с печью, топящейся по-черному, до грандиозных хором дворца в Коломенском со сложным рас­положением построек, изобилием переходов и крылец, всевозможных украшений. Века минули, прежде чем островерхий языческий храм и сторожевые башни древних городищ трансформировались в культовые христианские постройки, в мощные крепостные сооружения русских городов.

В своем развитии деревянное зодчество достигло высот поистине небывалых. И недаром Коломенский дворец Алексея Михайловича считали «восьмым чудом света», а народный зодчий Нестер, как гласит предание, кончив постройку Преображенской церкви в Кижах и бросив топор в Онего, с полным правом на то сказал: «Не было, нет и не будет такой».

Но чтобы мастер Нестер мог совершить это двадцатидвухглавое чудо, много поколений «древоделов» — народных умельцев подготовили этот великолепный взлет творческой фантазии и строительной техники.

Деревянное зодчество выработало множество типов жилых, хозяйственных, обо­ронительных и культовых сооружений. Бесспорно, что деревянное зодчество Руси древнее каменного, но если до нашего времени дошли каменные постройки даже XI века, то основная масса сохранившихся построек деревянной архитектуры датируется XVII, XVIII и XIX веками. И, как правило, самые древние из них — это культовые сооружения, расположенные в небольших селениях, где они обычно стоят в отдалении от жилья.

Дерево как строительный материал не слишком долговечно, хотя при известном стечении обстоятельств деревянный сруб может существовать несколько столетий. Но главным злом деревянной постройки были пожары. Все русские летописи полны сведений о «великих пожарах». Дотла выгорали целые города, постоянно уничтожались жилища, крепости, культовые сооружения.

Города всегда развивались интенсивнее, чем села, а начиная с петровского времени, их облик стремительно менялся, вслед за породившим эти изменения ростом промышленности и торговли. И так немного осталось городов, где дерево в постройке преобладает, что теперь трудно представить себе древнерусский город, окруженный рубленой стеной.

Надвратная башня ограды Николо-Карельского монастыря. 1691-1692 гг. Перенесена в с. Коломенское 

Однако окраины России, такие, как Север, Урал и Сибирь, в силу их удаленности от центра, были хранителями старых народных традиций. Всевозможные архитектурные новшества доходили туда медленно. Огромные таежные массивы позволяли заготовлять отборный и дешевый строевой лес, деревянному строительству отдавалось предпочтение до самого последнего времени. Именно эти районы России богаты старинными образцами сельского и городского деревянного зодчества. И хотя самые ранние из них датируются в основном XVII веком, изучение деревянных построек Севера и Сибири в сопоставлении их с древними изображениями и описаниями, содержащимися в исторических документах, помогает воссоздать основные этапы развития русского деревянного зодчества. 

Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектуры дают нам летописи и другие письменные документы, наполненные сообщениями о постройках городов, церквей, хором и мостов.

Деревянные постройки изображаются и на древних иконах и на старинных планах русских городов. Целый комплекс деревянных сооружений мы видим на редчайшем документе XVII века, плане Тихвинского монастыря, — шатровую церковь, избы, ограды, частоколы и даже колодец с журавлем.

Рисунки и гравюры посетивших Россию в XVI—XVII веках иностранцев, таких, как Герберштейн, Олеарий, Мейерберг, Пальмквист, помогают восстановить облик городов и сел допетровской Руси и особенности отдельных сооружений.

Представление о характере и основных типах деревянного строительства на Руси, полученное в результате изучения древних источников, как бы закрепляется после знакомства с постройками более поздних веков, дошедшими до настоящего времени.

Церковь Ризположения из с. Бородава Вологодской обл. 1485 г. Перенесена в Кирилло-Белозерский монастырь 

Не свидетельство ли это некоторой застойности в развитии деревянного зодчества? Ведь общие строительные принципы, судя по всему, невероятно устойчивы. Если сравнить постройки на плане Тихвинского монастыря с теми, что ныне существуют и относятся к более близкому нам времени, мы найдем немало похожих даже в деталях. Письменные источники изобилуют сообщениями, что русские плотники стремились строить «по старине», «как водится». Но, если внимательно посмотреть на бесподобные формы Кондопожской церкви, на удивительные по своей логичности конструкции кижской церкви Преображения и на веками разработанные планы крестьянских изб и усадеб, возникнет иное отношение к этой приверженности народных мастеров к узаконенным формам и конструкциям в деревянном зодчестве.

Деревянная архитектура выработала настолько совершенные приемы композиции и конструкции зданий, что долгое время они не требовали замены их новыми. Лишь удешевление пиленого леса (после появления в XVIII веке водяных, а затем и паровых лесопилок) позволило делать более дешевые стропильные конструкции верхов и увеличить количество резьбы на фасадах.

Задолго до того, как на Руси появилось кирпично-каменное строительство, деревянное зодчество уже выработало основные свои строительные устои. В то время, как древнерусские каменщики старались осмыслить и переработать в своем творчестве византийскую схему культового здания, принесенную на Русь с введением христианства, плотники с легкостью возвели в Новгороде тринадцатиглавую Софию. И в том, что каменное строительство на Руси с самого начала шло, можно сказать, семимильными шагами, поражая современников своей самобытностью, безусловно сказался колоссальный строительный опыт русских «древоделей».

Влияние деревянного зодчества на каменное особенно заметно на появившихся в XVI веке каменных шатровых храмах. Историки обоснованно связывают их появление с фактом подъема русского национального государства, образовавшегося в процессе борьбы с татаро-монгольским игом. Утверждение национального начала в архитектуре легло в основу небывалого взлета русского каменного зодчества, давшего миру такие памятники, как церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор что на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.

Никольская церковь в дер. Панилово Архангельской обл. 1600 г. 

Коломенская церковь, о которой в летописи сказано: «Князь Великий Василий поставил церковь камену Вознесение… верх на древяно дело», прочно утвердила в каменной архитектуре шатер, форма которого дотоле была выработана в дереве. Насаждавшееся «сверху» и удачно развитое в каменном культовом зодчестве ка­ноническое пятиглавие старательно обходилось древоделами. А если основная схема плана и бывала соблюдена, то внешне деревянная церковь редко походила на своего каменного собрата.

Шатровое завершение настолько было привычно русским людям, что и в камне зодчие старались точнее воспроизвести любимую народом форму покрытия здания. А на севере России, в отдалении от центра, от Москвы народ продолжал строить «по старине», ибо шатер являлся воплощением народных представлений о красоте, сложившихся еще в дохристианскую эпоху.

Народный мастер всегда оставался верен традициям деревянного зодчества и стремился выявить в деревянной постройке ее конструктивную суть, исходящую из возможности сруба.

В строительстве каменных жилищ (как правило, богатых боярских и купеческих палат) также есть общие с деревянным зодчеством приемы композиции и планировки. Манера размещения палат вокруг сеней, наподобие того, как ставились избы «в две связи», наличие подклета и высоких крылец, ведущих во второй, жилой этаж, — черты, типичные для деревянного зодчества, в течение долгого времени процветавшие и в жилом каменном строительстве XVII века, а на окраинах России и в XVIII веке.

Само слово «подклет» утвердилось надолго в каменном строительстве Руси для обозначения нижнего этажа здания служебно-хозяйственного характера. Возникнув в деревянном зодчестве как хозяйственное помещение избы, подклет представлял собой нижнюю часть сруба-клети, которая кроме того предохраняла жилую часть дома от сырости и холода.

В крепостном строительстве также заметно влияние деревянных форм на каменные. Шатровое покрытие башен, граненые формы последних, вероятно, были отзвуками привычных представлений русского зодчего о крепостях, до середины XV века сооружавшихся исключительно из дерева. Постоянная опасность нападения со стороны внешнего врага создала такие условия для развития крепостей на Руси, что эволюция форм деревянных и каменных крепостей с XV века шла параллельно. Остатки деревянных крепостей XVII–XVIII веков, уцелевшие до наших дней, говорят о большом строительном искусстве зодчих-плотников.

Колокольня в с. Кулига (Дракованово) Архангельской обл. XVI-XVII в.

Памятники русского деревянного зодчества создавались выходцами из народа, преимущественно из крестьянской массы, где каждый жил своим трудом, владел оди­наково хорошо и сохой и топором. С очень давних времен плотники собирались в артели, которыми руководили наиболее талантливые и опытные мастера. В каждой артели наряду с мастерами были и ученики, что обеспечивало преемственность плотницкого дела. Большинство таких артелей переходило по стране с места на место, возводя разнообразные постройки по всей Руси. Именно такая плотницкая артель возвела в небывало короткий срок, немногим более чем за четыре месяца, стены вокруг Москвы в 1339 году.

Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Недаром русские сказки наполнены событиями такого рода, как строительство дворца, или моста, или хором за одну ночь. А героем одной из сказок является волшебный топор! Поистине в руках русских древоделов любой топор мог стать волшебным, если в летописях встречаются упоминания об «обыденных» храмах (храмах, построенных в один день). Вероятно, на заготовку леса и обработку бревен уходил не один день, но непосредственно возведение постройки при достаточном количестве людей и при умелой организации было осуществимо в очень короткие сроки.

Артели, как правило, брались в основном за крупные сооружения; возведением небольших сельских построек занимались сами жители села или деревни, ибо каждому из них секреты плотницкого дела были переданы в наследство от отцов и дедов.

Каковы же были эти секреты? В чем суть строительного мастерства русских плотников? Прежде всего в вековом опыте строительства, которое велось преимущественно топором. В руках древоделов топор стал универсальным инструментом: топором рубили стены, делали украшения на домах и храмах, создавали уникальные безгвоздевые конструкции, прочность которых подчас удивляет и восхищает нас. Разумеется, нашим предкам известны были и долото и коловороты, но топор главенствовал над другими видами деревообделочных инструментов.

В процессе развития деревянного зодчества выработался тот своеобразный и устойчивый «плотницкий» язык, которым пользуются плотники и по сию пору. Бревенчатые венцы из срубов вязали из «дерев» не длиннее 7–10 метров, при диаметре от 25 до 50 см. Для настила полов, потолков, изготовления различных мелких деталей употреблялись брусья, доски, пластины, тес. Основа всякой деревянной конструкции — сруб связывался на углах врубками, чаще всего с выпусками концов бревен, «вобло». Это самый древний и самый любимый русскими плотниками прием, который можно наблюдать и в современных избах. Прием «в лапу» — когда концы бревен сте­сывались — встречается реже.

Петропавловская церковь в с. Пучуга Архангельской обл. 1698 г. 

Сам материал — бревно — предполагает прямоугольную форму сруба. В культовых и крепостных сооружениях плотники зачастую рубили восьмигранные или шестигранные срубы, что при той же длине значительно увеличивало площадь помещения.

Бревна обычно подбирались в соответствии с предполагаемым типом сооружения. Для построек большого общественного значения или для крепостных стен брались самые мощные, «закомелистые» бревна, более полуметра в диаметре. Так, московские укрепления 1339 года были сложены из бревен, достигавших в диаметре семидесяти сантиметров. Из таких же циклопических бревен рублены и некоторые сибирские избы. Изобилующая лесом Сибирь давала возможность строителям рубить лес на выбор.

Несомненно, первым срубом, который сделал человек, была жилая клеть, или, как впоследствии ее стали называть, поскольку она имела печь, — «истобка», изба. Клеть покрывалась обычно двухскатной крышей, в разных местностях имеющей разный подъем. Характерный «щипец» (фронтон) торцового фасада присущ всем жилым и хозяйственным постройкам, сооружавшимся на Руси из дерева. Эта форма крыш употреблялась и в культовом зодчестве.

Покрытия в церковном зодчестве были настолько разнообразны, и каждое по-своему так выразительно, что именно завершения храмов ставили последнюю точку в формировании того или иного типа церковного здания. В хоромном же строительстве они создавали небывалый по выразительности силуэт. «Восьмое чудо света» — Коломенский дворец восхищал всех, кто его видел (обветшалый дворец был разобран в XVIII веке по приказу Екатерины II), прежде всего разнообразием верхов. Шатры, бочки, кубоватые покрытия делали его силуэт затейливым и вместе с тем четким, как вологодское кружево.

Но, конечно, сложные кровли увенчивали лишь наиболее значительные сооружения, такие, как церкви, крепости, хоромы. Самым «типовым» покрытием было покрытие клетей, изб, которое отличалось простотой и нередко выполнялось без гвоздей. Древнейшей системой двухскатного покрытия была кровля на «самцах»-бревнах, как бы продолжающих торцовые стены сруба и образующих своеобразный бревенчатый фронтон. В самцы, размеры которых уменьшались соответственно снизу вверх, гори­зонтально врубались «слеги». На слеги укладывали тонкие бревна с оставленными на концах корневищами, которые на плотницком языке получили наименование «куриц». Курицы закреплялись на слегах врубками.

Домик Петра I, начало XVIII в. Перенесен из Архангельска в с. Коломенское 

Улица в с. Сеймосово Архангельской обл.

Загнутые концы куриц использовали для укладки на них водостока — бревна с желобом (на севере эта деталь именуется «потоком»). Конец потока нередко был украшен рубленым орнаментом. Поверх всего укладывали тес, нижние концы которого упирались в пазы потока, а верхние закреплялись на стыке «охлупнем» или «шоломом» — бревном, выдолбленным снизу. Иногда шолом прикреплялся к верхней «Князевой» слеге деревянными стержнями — «стамиками», «столбиками». Это придавало необычайную живописность облику крыши. Конец «шолома», завершающего фронтон избы, очень часто скульптурно обрабатывался. Головы животных и птиц украшали его. Особенно любимым мотивом для украшения охлупня была голова коня. Конь для русского человека так много значил в труде и рати! Поэтому сказочные «сивки-бурки» то и дело оживали в искусных руках «древоделей» и воздвигались на самом видном месте избы — на вершине фронтона, а строительный термин «конек крыши» до сих пор живет в архитектурном языке.

Но не один конек украшал избу; резьбою разного характера и типа украшались и «причелины», закрывающие собою концы слег, выходящие на фронтон. На стыке при- челин висела вертикально покрытая ажурной резьбой доска — «полотенце» или «ве­треница». Конец ее почти всегда украшало символическое изображение солнца. Даже тес, образующий кровлю, имел копьевидное окончание и назывался «красным» (т. е. красивым) тесом. Лемех, словно чешуею, покрывавший сложные покрытия с криволи­нейным профилем, также имел порезку на концах. Богато обрабатывались выпуски верхних бревен сруба, поддерживающих свесы крыш над фронтонами дома. В названии этих своеобразных кронштейнов — «помочи» или «повалы» — прямо указано их конструктивное назначение, которое они и выполняли, помогая держаться над фронтоном дома свесу крыши, который нередко достигал двух метров. И в то же время не было деталей в конструкции деревянного дома, особенно северного, которая давала бы столько возможности для выявления истинно скульптурного дарования русских плотников! Действительно — сколько домов в деревне или селе, столько новых форм обра­ботки кронштейнов.

Резьба украшала также наличники окон, ставни, столбы галерей и крылец, объединяя в одно художественное целое сруб и кровлю. Конструкцию избы и ее «самцовой» кровли можно всю «прочитать», рассматривая здание снаружи, удивляясь ее простоте, предельной логике и эстетическому совершенству.

Интерьер дома, его бревенчатые стены, широкие пластины пола и матицы (балки) потолка, лавки с резными подзорами, огромная русская печь, занимающая почти четверть всего помещения, позволяют ощутить ту же гармонию всех деталей срубной конструкции.

Ветряная мельница из дер. Щелково Вологодской обл. XIX в. Перенесена в Кирилло-Белозерский монастырь

Полы и потолки выстилались из толстых досок-пластин и закреплялись на балках-матицах, врубленных в стену. Полы подклета (нижнего этажа) «мостились по кладям», т. е. по помосту из брусьев, уложенному прямо на землю, а полы в хозяйственных постройках вымащивались из тонких бревен-кругляков («наката»). В культовых сооружениях полы и потолки устраивались так же, как и в жилых. Причем в зданиях с большими пролетами балка-матица подпиралась столбами. Дивный резной орнамент украшает эти столбы, которые не только не мешают восприятию интерьера, но обогащают его, помогая понять сущность дерева, его конструктивные и эстетические возможности.

Жилая деревянная архитектура в своем развитии испытывала влияние различных социально-экономических причин и природно-климатических условий. Поэтому в настоящее время исследователи деревянного русского жилья насчитывают множество типов построек. В основе их лежит конструктивная схема клети. Сама клеть, по мере надобности, могла быть расчленена на отдельные ячейки-комнаты продольной и попе­речной стенами. Затем, по мере того как крестьянская семья увеличивалась, к первона­чальной клети в соответствии с необходимостью прирубали другие. Таких прирубов могло быть и два, и три, и даже четыре. Эта сравнительно примитивная и, по утверж­дению историков, наиболее древняя форма деревянного дома называлась соответственно по числу прирубов — «двойней», «тройней» и т. д.

Богатые дворы имели целую систему клетей, соединенных сенями и переходами. Они назывались «хоромами». Расслоение крестьянства, выделившее из его среды наиболее зажиточную группу, повлекло за собой возникновение довольно сложных по планировке дворов-усадеб. Это обстоятельство и суровые природные условия способствовали возникновению, особенно в северных районах страны, крупных комплексов, состоящих из высоких изб с подклетями, объединенных в одно целое с хозяйственным двором. Хозяйственная часть усадеб бывала, особенно на севере, двухэтажной, причем внизу располагались хлева и конюшня, а верхнее помещение использовалось как сеновал или сарай, куда можно было въехать на телеге прямо с улицы по бревенчатому накату, «взвозу». Иногда на подклет ставилась лишь жилая часть усадьбы, а хозяйственные постройки были одноэтажными. В ряде случаев подклет использовался как жилье. Изба становилась как бы двухэтажной.

Невозможно в короткой статье привести все известные типы жилых деревянных построек — столько вариантов давало сочетание теплой избы с хозяйственными по­стройками, соединенными переходами, галереями, крыльцами.

Рубленый мост через р. Сию. Архангельская обл. 

Северные районы нашей Родины особенно богаты подобными сооружениями. Начиная разговор об особенностях зодчества Севера, необходимо подчеркнуть, что именно на образцах жилых построек всегда ярче заметны отличия строительного принципа той или иной области, того или иного края. Социальное положение крестьян, особенности экономического развития каждой области и климат прежде всего отражались на облике жилых сооружений.

В самом деле, почему северные избы в большинстве случаев солидного размера и почему старые формы конструкций в тех краях оказались наиболее устойчивыми? Архангельская область и Карелия в древние времена входили в состав новгородских владений, границы которых терялись где-то на берегах Оби и Енисея. Общеизвестно высокое развитие экономики и культуры Новгорода Великого. Новгородская феодальная республика успешно соперничала сначала с Киевским государством, а затем с Москвой, пока в 1478 году не была окончательно присоединена к Московскому государству.

Крестьяне, населявшие феодальные владения Новгородской земли, не знали такого чудовищного закабаления, как жители среднерусских областей, ни в период са­мостоятельности Новгорода, ни впоследствии. Северные земли были «государствен­ными», а крестьяне в своей массе «черносошными», т. е. платившими денежный оброк в казну за пользование землей. Кроме того, они несли определенные «тягловые» по­винности. Результатом всего этого явилось необычайное развитие ремесел и промыслов в северных районах России.

На путях колонизации Севера новгородцы, а затем и московские переселенцы строили «починки», «рядки», села, заселяли города. Крупнейшим портом на Севере до начала XVIII века был Архангельск. Почти вся внешняя торговля в XVI–XVII вв. осуществлялась у его причалов.

Завоевание части Балтийского побережья и основание Петербурга при Петре I снизило значение Архангельского порта. С этого времени жизнь северо-восточных районов несколько замирает. Зато западная окраина в районе Онежского озера получает новый толчок к усиленному развитию экономики, благодаря начавшейся при Петре I разработке полезных ископаемых и строительству металлургических заводов. Живая память об этом времени — город Петрозаводск, ныне столица Карелии. А в других шедеврах деревянного зодчества начала XVIII века — Преображенской церкви Кижского погоста и Успенском соборе в г. Кемь — как бы образно отражен стремительный взлет петровской России.

Церковь с. Нелазское-Борисоглебское Вологодской обл. 1964 г. 

Приверженность к старине на Севере была закреплена следующим обстоятельством. Во второй половине XVII века, во время церковного раскола, на Север потянулись староверческие семьи. Даже после подавления раскольничьих бунтов и несмотря на репрессии со стороны правительства, жители Поморья и Заонежья придерживались старинного уклада жизни, пользуясь удаленностью этих районов от столицы.

В данном издании отражены различные типы заонежских домов, наиболее характерные для данной местности. Дома эти ныне находятся в Кижском архитектурно-бытовом музее-заповеднике.

Дом Ошевнева (1876), прямоугольный в плане, представляет собой соединение жилой части — двухэтажной избы — с хозяйственной частью. Здание перекрыто не­симметричной крышей, что придает ему своеобразный контур, от которого этот тип постройки получил наименование «кошель». Другой пример того же типа (с курной избой) — дом Елизарова (1880) — дает ин­тересные варианты как внешнего оформления, так и интерьера. Обращает на себя внимание встроенная кровать в сенях и печь, топящаяся по-черному. Интересны старинная безгвоздевая конструкция крыши (на самцах), форма галерей-гульбищ, балконы, богато украшенные наличники окон, причелины, «полотенца», присущие и тому и другому дому.

Дом Сергеева из деревни Логморучей представляет иной тип заонежского жилья, так называемый дом «брусом». В нем изба, сенная связь, хлев, двор, сараи расположены друг за другом и перекрыты симметричной двухскатной крышей. Из других сооружений, помещенных в Кижском заповеднике, интересен амбар из дер. Коккойла, западный район Карелии. Амбары, эти сокровищницы крестьянского двора, обычно ставились в известном отдалении от жилья и на севере выглядели весьма величественно. Амбар двухэтажный, его причелины, полотенце, столбики, поддерживающие галерею, резные.

Крупные геометрические контуры резьбы, столь характерные для карельских построек северо-запада России, выделяют амбар из ряда других, экспонируемых в Кижском заповеднике, сооружений. Они заставляют вспомнить некоторые мотивы северорусских вышивок, представляющих собою стилизованное изображение человекоподобных языческих божеств. Два народа — карелы и русские — на протяжении сотен лет, живя бок о бок, создавая каждый свою культуру, немало позаимствовали друг у друга. Этот союз был столь долголетен и дружественен, что подчас, и особенно в архитектурном творчестве, нелегко установить национальную принадлежность мастера.

Погост Кижи. Карельская АССР. Заонежье. Общий вид с севера

Северный тип изб был довольно широко распространен и проникал даже в центральную часть России. Избы Ивановской, Костромской, Ярославской, Горьковской и других областей отличаются от северных изб меньшими размерами, они сооружаются без подклетов. Лишь небольшая часть населения побогаче позволяла себе строить двухэтажные дома. Наиболее распространены избы-пятистенки, т. е. срубы с капитальной стеной, делящей избу на две части. Хозяйственные постройки редко включались в общий объем с избой. Хлева, сараи, конюшни, кладовые располагались, как правило, отдельными клетями по периметру усадьбы. Крытые дворы встречались редко.

Если в северных районах России потомки древних новгородцев создавали сооружения по образу и подобию своего мужественного, сурового народа, то в сравнительно мягком климате среднерусских областей эти черты в архитектуре несколько смягчены. Облик среднерусской деревни более приветливый. Удобно расположенные вдоль улицы дома окружены садами. Если для северных поселений главным зеленым соседом является ель, то здесь — березы, липы, тополя с кружевной светло-зеленой кроной.

В средней России особенно большой вклад в историю деревянного народного зодчества внесло Поволжье. Дома Поволжья славились знаменитой «корабельной резью». Она покрывает собой фасады домов и ворота дворов Ярославской, Костромской, Ивановской и других областей, расположенных по берегам великой русской реки Волги. С давних времен бороздили ее воды струги, мокшаны, росшивы, барки и другие суда торговых людей и промышленников. Север и юг России посредством крупнейшей на Руси голубой дороги обменивались дарами природы и плодами труда своих людей. Корабельные плотники Поволжья снискали себе славу не только прочностью и легкостью хода судов, созданных их руками, но и богатством деревянной резьбы, украшавшей кормовую и носовую часть волжских кораблей. С начала XIX века, постепенно вытесняя северный скромный рубленый орнамент, «корабельная», или, как ее еще называют, «глухая» резьба стала украшением поволжских жилищ.

«Глухой» эту резьбу назвали, чтобы отличить ее от северной резьбы и от позднейшего способа украшения домов пропиловкой, где орнамент прорезает доску насквозь.

Мастера «корабельной рези» — чаще всего хозяева или старшины плотницкой артели — пользовались для выполнения резных украшений целым набором долог различного фасона и молотком-киянкой. Рисунок для рельефа делали непосредственно на доске, не пользуясь шаблонами. Наиболее талантливые мастера варьировали орнамент даже в пределах одной постройки.

Центр погоста Кижи. Вид с юго-востока. Слева направо: Покровская церковь 1764 г. колокольня 1874 г., Преображенская церковь 1714 г. 

Основная часть украшений была сосредоточена на щипце-фронтоне главного фасада дома и на воротах, выходящих на улицу. Расцвет глухой резьбы на фасаде деревянного дома многие исследователи связывают с появлением стропильной системы крыш, сменившей самцовую, более древнюю. Стропильная конструкция, более легкая и требующая меньшей затраты материалов, особенно привилась в среднерусских районах России. Первоначально фронтоны, образуемые стропилами, зашивались досками, повторяющими расположение бревен самцовой кровли, а переход от бревен сруба к дощатому фронтону закрывался «платком» или «лобовой доской», украшенной резным орнаментом. По мере развития этого вида перекрытий и несомненно под влиянием городской архитектуры рисунок фронтона приобретает вид, близкий к фронтонам русского классицизма. Но сельский плотник не копирует слепо классический фронтон. Творчески используя его детали, он включает в резьбу милые его сердцу орнаменты, отражающие русскую природу, сказочные образы, часто сплошь покрывая фронтон резьбой, вставляя туда изречения, дату постройки.

Глухая резьба не только в каждой области, но и в более узких границах дает невероятное количество вариантов орнаментации и композиционного расположения украшений жилья. Но все виды «корабельной рези» объединены одним общим моментом: любимые народом сказки, дары родной земли — цветы, злаки, плоды — нашли свое место в произведениях умельцев-резчиков. Сказочные птицы-сирины с женскими головами, добродушные львы, фантастические русалки-«фараонки», подсолнухи, хмель — все это близко народу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *