Символ достатка и процветания: купеческий дом XIX века — Статьи — В мире
Как жили провинциальные купцы в Российской империи?
Купечество — знаменитое «третье сословие» Российской империи, целый мир со своими традициями и историей, полной интересных событий и драматичных поворотов. Купеческие семьи имели собственные дома, которые и поныне стоят в разных уголках России, напоминая об удивительных взлетах и печальных разорениях своих хозяев. Роскошные резиденции, не уступающие по богатству и красоте домам аристократов, и купеческие дома попроще объединяло одно — они не только служили жилищем, но и выступали символом достатка и статуса своего владельца.
Дом и лавка
Даже у купцов самой низшей (третьей) гильдии дома редко бывали одноэтажными. Чаще всего это имело рациональное объяснение — на первом этаже велась торговля и находилась лавка, а на втором жил хозяин с семьей. Более зажиточные купцы, разумеется, жили не там, где торговали, но размер дома, его высота и внешний вид по-прежнему имели большое значение для подтверждения статуса владельца.
Некоторые купеческие дома представляют собой настоящие шедевры архитектуры. Так, особняк купца Шелехова в Астрахани поражает разнообразием форм, ассиметрией и размахом.
Символ достатка
В сравнении с особняками аристократов, купеческие дома выглядят нарочито роскошными. Несмотря на то, что богатое купечество имело возможность приглашать для оформления интерьеров именитых архитекторов, «купеческий» стиль отличается от «дворянского».
Все интерьеры купеческого дома с его малиновыми шелками, чучелами и шкурами животных, дорогими сервизами призваны всем своим видом демонстрировать гостям, что хозяин — деловой и надежный человек, с которым стоит иметь дело. Купцы любили тяжелую крупную деревянную мебель, яркие ткани, драпировки, позолоту. Основательный подход в купеческом доме распространялся на все: на дело, обед и послеобеденный сон.
Репутация купца была его основной ценностью. Многие сделки совершались в устной форме, а нарушившего обещание ждала гораздо более серьезная ответственность, чем судебное разбирательство — с ним просто больше не вступали в деловые отношения.
Граммофон и сувениры
Многие купцы, торговавшие с другими государствами, сами ездили за границу. Уральские купцы торговали в основном так называемыми колониальными товарами — чаем и кофе, спрос на которые на Урале был достаточно высок, и поэтому много путешествовали, в том числе, в Индию. По возвращении хозяина в доме часто появлялись заморские диковинки.
Несмотря на приверженность традициям и ценностям сословия, некоторые купцы считали себя прогрессивными и с удовольствием приобретали технические новинки, например, граммофон или печатную машинку, раньше других проводили в дома электрическое освещение и телефонную линию.
Не торговлей единой
Культурный уровень купеческого сословия до середины XIX века был в целом достаточно низким, но к рубежу веков по образованию и общей культуре многие купцы не уступали аристократам. Купеческие дочери играли на музыкальных инструментах, владели несколькими языками, читали книги. В купеческих домах нашлось место музыкальным инструментам, произведениям искусства и обширным библиотекам. Купцы становились меценатами и галеристами, внося большой вклад в русскую культуру.
Купеческие дома, усадьбы и особняки, старые здания учебных заведений — Муром — История — Каталог статей
В Муроме, как и в любом другом купеческом городе, сохранились гражданские здания XVIII-XIX вв., в основном, это — усадьбы и особняки муромских купцов и купчих. К сожалению, многие старинные здания были уничтожены, поскольку после больших пожаров рубежа XVIII-XIX вв. город был полностью перестроен.КРАСНОАРМЕЙСКАЯ УЛИЦА
От усадьбы Ермакова можно пройтись по Успенской улице (современная ул. Красноармейская). Улица небольшая, с двух сторон ее замыкают церковные строения: с одной стороны Благовещенский и Троицкий монастырь, с другой – Успенская (Георгиевская) церковь, построенная в 1792 г. на средства купца Дмитрия Ивановича Лихонина. Это одна из немногих улиц современного Мурома, которая в какой-то мере сохранила настроение и внешний облик уездного города нач. XX в. Здесь и одноэтажные домики деревенского вида «в три окна», и двухэтажные с деревянным верхом и каменным низом. Такие полукаменные дома были очень удобны и для проживания, и для ведения своего дела или промысла. Рядом расположен Штапский овраг (или Успенский — по названию храма).Среди рядовой застройки на Красноармейской улице (бывшая Успенская) выделяются богатые каменные особняки. Один из них (ул. Красноармейская, д. 25) принадлежал потомственному почетному гражданину Федору Васильевичу Суздальцеву. Этот красивый двухэтажный дом с колоннами до сих пор является украшением всей улицы. Федор Васильевич купил его в 1846 г. Домов подобного типа в Муроме практически не осталось.
Хозяин дома Ф.В. Суздальцев занимался торговлей полотнами и хлебом, имел полотняное заведение. В 1848 г. был выбран бургомистром в магистрат, а затем и городским головою (с 1857 по 1859 гг.). Должность городского головы занимали его отец Василий Тимофеевич и старший брат Иван.
Ул. Красноармейская, д. 25. Дом купца Зворыкина, XIX в.
Ул. Красноармейская, д. 27. Дом купца Зворыкина, XIX в. (в муниципальной собственности).
ПЕРВОМАЙСКАЯ УЛИЦА
Современная первомайская улица Мурома протянулась с севера на юг на два с лишним километра. Свое начало она берет от древнего административного центра города — кремля над Окой. Параллельно ей расположена одна из центральных артели города — ул. Ленина.В XVII в., уже после того как город давным-давно потерял значение военного форпоста и кремль пришел в запустение, на северо-западной стороне его была построена Николо-Зарядская церковь. От нее и улица называлась Никольской.
Много веков прошумело над улицей, но ветры времени мало изменили ее облик. И тем легче мысленно представить события давно минувших лет, свидетелем которых стала старая улица.
Каких-то сто лет назад, на Первомайской лишь отдельные кварталы когда-то были покрыты булыжником. На дороге, да и на тротуарах увязали в грязи не только прохожие, но и лошади с повозками. Но вот уже как несколько десятилетий проезжая часть улицы оделась в асфальт. Со временем менялся внешний облик. На юге некоторые крохотные деревянные дома пали под натиском строителей. К середине улицы от реки тянулся глубокий овраг. По дну его пролегали почтовые тракты из Москвы на Нижний Новгород и в Сибирь. По Никольской они выходили на Московскую и за город к Москве.
В октябре 1790 г. по этой улице везли в сибирскую ссылку А.Н. Радищева. Обесчещенный, больной, закованный в кандалы, он видел вокруг себя жизнь, подтверждавшую его правоту. В 1826 г. по этой же скорбной дороге ехали к мужьям жены декабристов, сосланных в Сибирь, на каторгу. Княжеские кареты провезли Е.И. Трубецкую, М.Н. Волконскую, А.Г. Муравьеву. По той же дороге отправился в ссылку, разлученный с родными и невестой 23-летний А.И. Герцен.
В нескольких местах кварталы улицы отступают вглубь. Вот на пересечении с улицей Комсомольской еще с тех давних пор, когда здесь стояла одна из водоразборных будок, построенных вместе с водопроводом в сер. XIX в., образовался пустырь, В 60-х гг. нашего столетия его пытались превратить в молодежный парк, но не получилось. Изменилось это место и стало одним из примечательных уголков города после того, как приняли решение установить здесь бюст дважды Героя Социалистического Труда Ростислава Аполлосовича Белякова.
Дом Зворыкиных
Адрес: ул. Первомайская, д. 4Дом Зворыкиных — это главное здание муромского историко-художественного музея. Трехэтажный особняк с мезонином XIX в. — один из самх больших и красивых домов в городе. Здесь родился и провел юность ученый с мировым именем, «отец телевидения», Зворыкин Владимир Козьмич (1889-1982 гг.). В особняке Зворыкиных в Муроме установлена мемориальная доска, а перед его родным домом расположен памятник. Долгое время в доме Зворыкиных находилась экспозиции по истории и культуре Мурома. Сейчас здание закрыто в связи с предстоящей реконструкции.
Дом ЗворыкиныхСм. Памятники Мурома.
Здание бывшей городской думы
Адрес: ул. Первомайская, д. 6Художественная галерея — это еще одно примечательное здание. Находится рядом с домом Зворыкиных и занимает двухэтажное здание начала XIX в. (1815 г.), принадлежавшее ранее Городской думе.
В экспозиции художественной галереи представлены лучшие художественные коллекции музея. В основе собрания русского и заподноевропейского искусства XVII — XIX вв. лежит коллекция графов Уваровых из их карачаровского имения Усадьба «Красная гора» (ул. Кирова). В галерее посетители смогут увидеть фамильные портреты, коллекционную мебель, фарфор, а также полотна русских и заподноевропейских мастеров, находится в Карачарово.
Художественная галерея
Дом Гладковых. XIX в. ул. Первомайская, д. 10
Александр Константинович Гладков
Дом купцов Лихониных, 1816 г. ул. Первомайская, д. 14
Дом купца Вощинина, 1846 г. ул. Первомайская, д. 22
Здание торговой лавки купца Мяздрикова. XX в. ул. Первомайская, д. 5
Здание магазина служащей Войтас, XX в. ул. Первомайская, д. 11
Дом купца Киселева, XVII-XIX вв. ул. Первомайская, д. 23
Дом мещанина Серебренникова XX в. ул. Первомайская, д. 31
Палатка купца Мяздрикова, XIX в. ул. Первомайская, д. 37
Дом купца Киселева, 1860 г. ул. Первомайская, д. 39
Дом Шведовых-Каратыгиных
Дом Шведовых-Каратыгиных
Дом Журавлевых
Ул. Воровского, д. 2. Дом Журавлевых. 1970–1975 гг.
ТОРГОВЫЕ РЯДЫ
Торговые ряды
Площадь 1100-летия Мурома, д. 2
В этом здании расположены следующие объекты: Центральная библиотека, Кафе «Баринъ».
УЛИЦА МОСКОВСКАЯ
Улица Московская — центральная улица Мурома. Сформировалась в нач. XIX в. после утверждения нового плана города.Дом купцов Голубевых
Выставочный центр
Ул. Московская, д. 13Выставочный центр расположен в двухэтажном особняке купцов Голубевых XIX в., замыкающий первый квартал улицы Московской. В залах Центра проводятся временные выставки, а в двух больших верхних залах развернута выставка, посвященная истории города. Здесь можно увидеть как бытовые вещи, так и сакральные предметы — иконы, церковную утварь.
См. Историко-художественный муромский музей.
Ул. Московская, д. 11
Ул. Московская, д. 9
Ул. Московская д. 7
Ул. Московская, д. 5
Дом купцов Вощининых.
Ул. Московская, д. 2. Бывший «Детский мир»
Ул. Московская, д. 4
Дом купцов Зворыкиных. Дом мещанки Константиновой (XIX в.)
Ул. Московская, д. 33
Ныне — здание УВД округа Муром.
Дом купца И.В. Корщикова
Адрес: ул. Московская, д. 26В 1886 г. газета «Современные известия», комментировавшая ход следствия, писала, что муромский купец И.В. Корщиков имел очень темную репутацию. Бывший нищий села Карачарово вдруг стал богатеть. Ходили разговоры о сбыте фальшивых денег. Еще в нач/ 1880-х гг. он купил в Муроме два каменных дома — на Рождественской улице (не сохранился) и на Московской (№ 26).
В 1885 г. вчерашний крестьянин стал купцом. Известно, что первоначально И.В. Корщиков занимался винным откупом (одна из самых доходных в России статей предпринимательства). В 1890-е гг. купец И.В. Корщиков и его сын Иван владели каменной лавкой в Гостином дворе. Накопив капитал на винной деле, к концу 90-х гг. Корщиковы занялись не менее выгодной хлебной торговлей. После смерти главы семьи (а умер он в 1905 г.) торговыми делами стал заправлять Михаил Корщиков. В 1911 г. ему принадлежало девять хлебных лавок.
Город Муром
Муромский парк культуры и отдыха им. В.И. Ленина.Парк им. Ю.А. Гагарина.
Парк Молодежный
Набережная города Мурома.
Площадь Прокуророва в мкр. Вербовский.
Площадь 1100-летия Мурома
Сквер Ермакова
Памятники гор. Мурома.
Музеи города Мурома.
Дом Емельянова
Copyright © 2016 Любовь безусловная
один день в. Спутник / Туризм
Провинциальный модерн, белокаменные палаты XVII века, резные наличники и деревянные особняки, похожие на сказочные терема: как за один день увидеть главные шедевры гороховецкого зодчества.
В Гороховец стоит приехать хотя бы ради того, чтобы увидеть прекрасно сохранившиеся образцы деревянного зодчества, а также белокаменные купеческие палаты. Расцвет города пришелся на XVII век: тогда расположенный на тракте Москва-Нижний Новгород Гороховец стремительно богател. Он превратился в торгово-ремесленный центр — с пивоваренным производством, кожевенными мастерскими и крупными ярмарками. Длился такой подъем недолго: уже в XVIII веке Гороховец превратился в заштатный уездный городок. Даже железная дорога Москва-Нижний Новгород, открытие которой состоялось в 1875 году, прошла мимо Гороховца. Ныне в уютном историческом центре города сохранились деревянные, похожие на сказочные терема, дома конца XIX — начала XX веков и купеческие палаты XVII века.

Гороховецкий историко-архитектурный музей
Гороховец
В XIX веке в Гороховецком крае самыми искусными ее мастерами были плотники — якуши. Слава об их искусстве настолько разрослась, что Владимир Даль включил их в «Толковый словарь живого великорусского языка», где они фигурируют как «долбежники, плотники рещики для резки у крас на избы и на суда». Якуши, прежде всего, славились барельефной домовой резьбой, которая исполнялась с помощью долота. Вплоть до середины XIX века русские плотники крайне редко пользовались пилами. Благодаря искусным сельским мастерам деревянные дома превращались в сказочные терема — с фигурами львов, берегинь, сиринов и других мифических существ на фасадах. В Гороховце искусство якушей пользовалось спросом в основном у зажиточных крестьян и горожан, проживающих на окраине. Именно поэтому большинство богато украшенных деревянных домов можно встретить на улицах Московская и Ленина.
Начать прогулку стоит с улицы Московская (трасса М7), где сохранились деревянные дома в стиле провинциального модерна. На въезде в город (Московская, 108) располагается двухэтажный дом Василия Полякова, зажиточного крестьянина. Он был построен в 1857 году — и располагался на территории села Красное, которое ныне входит в состав города. На фасаде сохранилась объемная резьба, однако общее состояние дома довольно плачевное. Чуть дальше, на противоположной стороне улицы (Московская, 65), располагается главный дом усадьбы Поляковых. Семья занималась торговлей скотом. Богато украшенный одноэтажный дом построен в конце XIX века по тогдашней моде — с мезонином и декоративными башенками, которые возвышаются по бокам. Около ста лет назад здание было частично перестроено под нужды школы. Также купцу Полякову принадлежал еще один дом (Московская, 67) — с интересно оформленными пилястрами, крыльцом и воротами.

Особняк Шорина в Гороховце
Гороховец
Далее пройдите чуть дальше по улице Московская — к дому Ивана Шорина (№43), построенному, предположительно в 1911 году. Иван Шорин — крупный по тем временам промышленник: в Гороховце им был основан котельный и судостроительный завод в 1902 году. В течение следующих десяти лет он построил с десяток домов — для себя и родственников. Но самым роскошным стал особняк на улице Московской. Он похож на сказочный терем, с двумя башенками и интересными архитектурными деталями, за которые цепляется взгляд. Причем круглая башня создана из цельных гнутых бревен. Зеленый дом с желтыми ставнями — образчик эклектичного искусства. Окна оформлены резными наличниками, которые имеют характерные для модерна «текучие» формы. Деревянный декор, включая тонкую резьбу, органично вписаны в фасад здания в стиле провинциального модерна.
Во время прогулки по городу обращайте внимание на гороховецкие наличники. Резные детали украшают окна домов по всему городу. Развитию плотницкого дела в городе способствовали леса: несколько столетий назад Гороховецкий уезд занимал первое место во Владимирской губернии по площади, занятой лесными массивами. Как правило, на крыше дома крестьяне устанавливали изображение лошади или птицы. Эти символы были призваны служить защитой семьи от злых сил и духов. «Привычка украшать вершины крыш конскими головами ведет свое начало от язычества, этим желали оказать почесть богу неба и вымолить от него дарование дождя и солнца», — писал владимирский этнограф и краевед XIX века Иван Голышев.
В одноэтажном доме Беловых (Московская, 30) можно разглядеть черты характерного для Гороховца оформления фасадов с элементами стиля ампир. Наличники имеют разные ставни и очелья, украшенные «солнышками». Прежде дом располагался на окраине города, на выезде в сторону Нижнего Новгорода.
Продолжайте движение по улице Московской — до дома купца Кучина (№21), с кружевными наличниками и «чешуйчатыми» башенками. Он был построен в конце XIX века — на перекрестке современных улиц Московской и Гагарина. Ныне в бывшем купеческом особняке расположились мотель и кафе.

Свято-Знаменский женский монастырь в Гороховце
Гороховец
Далее вернитесь до поворота на улицу Ленина (по правую руку). Усадьба Морозовых (Ленина, 83-83а) объединяет главный дом и жилой флигель. Первоначально особняк принадлежал промышленнику Ивану Шорину, но вскоре перешел во владение его зятю — купцу Морозову. В оформлении одноэтажного дома светло-зеленого цвета прослеживаются элементы русского модерна. На фасаде можно обнаружить интересный орнамент — полотна прорезных крестиков с точками, характерным славянским символом плодородия. Окна у дома разной формы — это также считается одним из элементов стиля модерн. Разнообразие форм символизирует стремление к свободе самовыражения и раскрепощению духа.
Чуть дальше, на Ленина, 79, обратите внимание на дом Сарайкиной, построенный в середине XIX веке в стиле ампир. Его фасады сплошь покрыты легким кружевом пропильной резьбы. Обратите внимание на наличники и мезонин — со стройными колонками.
На улице Ленина, 48, в кафе-баре «Сказка» можно остановиться отдохнуть — и пообедать. Место заточено под обслуживание туристических групп — и меню здесь довольно скудное. Альтернатив в Гороховце, правда, не так уж и много.
После обеда прогуляйтесь до особняка Пришлецова (Ленина, 38). Он был построен в 1915 году в неорусском стиле для председателя земской управы Федора Ксенофонтовича Пришлецова. Особняк называют «домом с русалками»: если приглядеться, то на фасаде тут и там можно заметить этих мифических существ. Дом словно вырос из старых русских сказок — настолько причудливым и поэтичным кажется его фасад, украшенный также изображениями львов (они были призваны охранять дом от врагов и играли роль оберега), гроздьями винограда, экзотическими гирляндами, растительными орнаментами и фараонками, которые издревле на Руси считались хранительницами домашнего очага. С приходом советской власти дом был переоборудован под аптеку, позднее здесь находилась городская ячейка РСДРП(б). Сейчас деревянный особняк — обычный жилой дом.
Примерно через 500 метров сверните налево, в Пушкинский переулок. Синий дом №1 — еще один образец гороховецкого деревянного зодчества, с ажурными наличниками и башенками. Это типичный купеческий особняк: первый этаж был построен предположительно в первой половине XIX века, а второй этаже перестроен на рубеже XIX и XX столетий.

Свято-Троице Никольский мужской монастырь в Гороховце
Гороховец
Вторая половина маршрута посвящена белокаменным купеческим домам, построенным в XVII веке. Они сохранились в историческом центре, ближе к реке Клязьме. На улице Нагорной, 4 обратите внимание на дом Семена Ершова (Сапожникова), одного из ста богатейших купцов России. Он разбогател на производстве и торговле винной продукцией. Внутри особняка, расположенного на склоне Пужаловой горы, устроена экспозиция Историко-архитектурного музея, с воссозданными интерьерами дома зажиточного купца и старинной торговой лавки. Эти купеческие палаты считаются старейшей каменной жилой постройкой гороховецкого уезда. По тем временам дом был огромным: его длина доходила до 30 метров. Богато украшенные окна в первозданном виде не сохранились: ныне они имеют прямоугольную форму. Правда, на фасаде, который выходит во двор, сохранилось несколько старинных наличников. В XVIII веке дом перешел во владение купцов Ширяевых — после разорения представителей некогда богатейшей семьи купцов Ершовых. В 1820-х годах дом, сменив еще несколько владельцев, был приобретен торговцем Алексеем Сапожниковым. Обратите внимание на сохранившиеся деревянные ворота, высота которых превышает три метра. Они были построены одновременно с домом, в 1680-х годах, и являются единственным сохранившемся в Гороховецком районе памятником деревянного зодчества конца XVII века.
Следующая точка маршрута — дом Ширяевых (Шумилова) на улице Советской, 5 (примыкает к постройкам Сретенского женского монастыря). Он был построен на средства «купцов и сибирских железных заводов содержателей» Ширяевых. Это один из богатейших родов XVII-XVIII веков: при Екатерине II им принадлежало четыре из восьми каменных жилых домов во всем Гороховце. Трехэтажный дом интересен своей планировкой. Изначально в нем было 18 «покоев», причем расположены они были по западному дворцовому образцу — анфиладами: братья Ефим и Сергей Ширяевы, люди нового поколения, выступали против домостроевских традиций. Фасад дома украшен узорными наличниками с изящными колонками. Купеческий род Ширяевых, к слову, будучи влиятельной и одной из богатейших семей в Гороховце, делал крупные вклады в строительство храмов. В частности, частично на их средства были построены церкви Покрова Богородицы и Иоанна Лествичника в Свято-Троице Никольском мужском монастыре.

Сретенский женский монастырь в Гороховце
Гороховец
В ста метрах от дома Ширяевых, на улице Ленина, 9, расположился еще один дом Ершова (Судоплатова). В конце XVII века это было крупнейшее каменное строение в Гороховце. Дом был возведен на средства купца Семена Ершова, который, как и братья Ширяевы, вкладывался в строительство храмов. Он на века оставил память о себе, построив церковь Знамения Богородицы в Знаменском монастыре, Троицко-Никольский собор в Свято-Троице Никольском мужском монастыре, Сретенский собор в Сретенском женском монастыре и Благовещенский собор. В отличие от прекрасно сохранившихся и отреставрированных храмов, купеческие палаты Ершова (Судоплатова) ныне пребывают в запустении. К примеру, старинные наличники сохранились только со стороны двора в самом углу, около пристройки. В 1720-х годах, после обнищания купеческого рода Ершовых, дом приобрели их вечные соперники — купцы Ширяевы. А во второй половине XVIII века новыми хозяевами палат стал «мастер-купец» Е.Д.Судоплатов, которому принадлежал единственный в городе «колоколенный завод».
Далее прогуляйтесь к берегу Клязьмы, где прекрасно сохранился образчик гражданской XVII века — двухэтажный дом Опариных (Набережная, 42, неподалеку от Благовещенского собора). Он уникален тем, что дошел до нас практически в первозданном виде. Купеческие палаты отражали и подчеркивали высокий статус рода Опариных — крупных предпринимателей того времени. Планировка дома — типичная: две палаты с высокими сомкнутыми сводами, разделенные между собою сенями. На первом этаже располагался хозяйственный подклет, а на втором — принимали гостей. Ныне купеческие палаты занимает городской Дом бракосочетания (ЗАГС).
Неподалеку от дома Опариных, в нескольких десятках метров, расположен аскетичный на вид дом Канонниковых. Строгий и суровый внешний вид купеческих палат выразительно подчеркивают небольшие декоративные элементы и отражает более чем скромный образ жизни купцов Канонниковых. Обратите внимание на частично встроенную парадную лестницу — в конце XVII столетия такое архитектурное решение считалось новаторским: крыльцо только-только начало превращаться из наружного элемента здания во внутренний.
Поужинать после столь насыщенного впечатлениями дня можно в кафе «Старый город» (Фрунзе, 1А). Зимой заведение закрывается достаточно рано, а летом работает до 20:00.
по каким правилам жили, что ели и как разговаривали в богатых и бедных семьях
Дом-коммуна студентов московского текстильного института. Фото: @rosswolfe1/Flickr
Дом-коммуна студентов московского текстильного института. Фото: @rosswolfe1/Flickr
В отличие от рационалистов, которые в первую очередь думали об эстетике и природе восприятия, архитекторы-конструктивисты считали, что определять внешний вид здания должна функция. Честная, обнажённая конструкция, которая не скрывается за украшательством, — новый идеал красоты.
Конструктивизм был первым международным течением. В этом стиле строили похожие здания по всему миру, но проекты советских зодчих признавали самыми романтическими и передовыми. Ле Корбюзье, легендарный французский архитектор, писал в одном из писем С. Горному: «…Ваша молодёжь полна таланта, но поверьте, что она в десять раз более романтична, чем я».
Конструктивисты искали новые типы зданий, которые отвечают социальному заказу рабочего класса: дома-коммуны, фабрики-кухни, клубы, универмаги и заводы. Каждое здание проектировалось с учётом возможностей стандартизации и быстрого строительства.
Дом-коммуна представлял собой здание, построенное по принципу «машины для жилья». Архитекторы пробовали избавить жильцов от тягот быта — общие столовые, библиотеки, банно-прачечные комплексы почти не оставляли пространства для частной и семейной жизни. Зато в домах-коммунах предполагалось полное бытовое обслуживание, как в гостинице. Идеальный дом-коммуна не был предназначен для семей: здесь должны были формироваться новые коллективистские отношения. Из домов-коммун выросли совсем не такие удобные советские коммуналки, а об окончательном провале идей коллективного проживания заявил Хрущёв.
Фабрики-кухни были похожи на заводы по производству дешёвого питания. Здесь совмещался комбинат, где в промышленном масштабе готовили еду сотни сотрудников, и общественная столовая. Фабрика-кухня должна была изменить общественные отношения. Вместо «мещанских» обедов, когда за одним столом собиралась вся семья, фабрика-кухня предлагала совместное принятие пищи сотнями людей и освобождала женщин от бытовых хлопот. Постепенно стало понятно, что бесплатное питание в таких масштабах — слишком накладно, и фабрики-кухни остались только при промышленных предприятиях.
Дома-коммуны и фабрики-кухни почти не строились после 1930-х годов и стали символом утопических проектов раннего коммунизма.
Я живу в купеческом доме в Започаинье — The Village
Дом каменный, в два этажа. В центре дома сквозная арка, которая со стороны создает иллюзию двух отдельных домов с треуголками деревянных крыш.
Более ста лет назад дом принадлежал семье купца Пояркова. Знаю, что арка была намного выше за счет опущенного уровня земли. В нее заезжала купеческая карета и повозка с лошадьми.
В соседнем доме жили знаменитые купцы Фирсовы, которые принимали участие в жизни государства. Они ездили к царю в Москву, были приближены ко двору.
Дом 1880-х годов постройки, пережил революцию и вообще много чего повидал.
Раньше здесь жила одна купеческая семья, а сейчас дом разделен на шесть разных квартир. Почти у каждой свой вход с улицы, как у меня.
Геометрия дома такова, что я граничу только с квартирой сверху. Во времена царской России для тепла и звукоизоляции перекрытия между этажами были засыпаны землей. При ремонте землю убрали, теперь полы тонкие и хорошо слышно, как ноги соседей стучат по потолку. Меня это не напрягает, даже наоборот, напоминает, что живешь не в музее в историческом центре города, а в настоящем доме, где вокруг тебя происходит жизнь, люди бранятся, тешатся, ссорятся, мирятся.
Дом живет, дышит, меняются люди. Среди всех нас только один постоянный жилец-старожил. Он живет здесь пятнадцать лет и застал времена, когда во дворе дома разводили свиней.
Тогда у каждой квартиры во внутреннем дворе дома был свой сарайчик, куда можно было складывать садовый инвентарь, лопаты, всякие инструменты. Со временем эти деревянные постройки обветшали, пришли в полную негодность. В некоторых разводили свиней. Было грязно и пахло, как на хоздворе.
Кто-то из соседей или жильцов нажаловался властям. В то время полпред Президента по Приволжскому федеральному округу Сергей Кириенко лично приезжал, садился в трактор и сносил старые сараи из нашего двора прямо в овраг Почтового съезда. Это было масштабно.
В 2009 году дом горел, пострадал серьезно. Городские власти помогали восстанавливать. Крыли крышу, обновили фасад, площадку перед домом, меняли проводку и другие коммуникации.
особенности архитектуры. Деревенские дома. Дом дворянина. Доходные дома в России 19 века
Дома 19 века – это характерный признак новой эпохи развивающегося капитализма. В это время облик больших городов России сильно менялся. Технический прогресс и крепнущий новый класс – крупное купечество, владельцы фабрик и заводов ставили перед архитекторами новые задачи. Строились новые типы зданий, вокзалы, большие магазины, зрелищные сооружения: театры, цирки. Капитализм в архитектуре характеризовался и появлением в городах доходных многоквартирных домов.
Дома 19 века
Российское общество XIX века было сословным, это влияло на дома, в которых проживали их представители. Многое зависело и от местности проживания. Можно выделить основные категории жилых строений этого времени:
- Дворянская.
- Купеческая.
- Мещанская.
- Крестьянская.
- Доходная.
Каждая отличалась своими особенностями, которые зависели от быта представителей сословия, от достатка и предназначения. Так, существовали городские, сельские дома и особняки, загородные усадьбы. Новым было появление в окрестностях городов дачных домов, куда выезжали в летний сезон. Количество жителей в городах постоянно увеличивалось. С этим связано появление в конце XVIII века доходных домов, строительство которых в XIX веке получило бурное развитие.
Россия — страна с огромным количеством лесов. Поэтому большинство домов были деревянными. Это еще и было обусловлено холодным климатом. Дома из дерева были теплыми и добротными. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах, на юге России строили жилье XIX века из камня.
Особенности русского зодчества 19-го века
Российская архитектура домов 19 века предопределила облик современных городов. В первой половине века господствующим направлением был классицизм с его строгостью, порядком и четкой планировкой. Он воплотил идеи античности, строгость канонов и логику. Главной чертой его становится тосканский ордер, который укрупняется и подчеркивается строгостью массивных стен, колоннадами и арками. Это касалось как градостроительства в целом, так и отдельных зданий. Ему на смену пришел эклектизм — смешение элементов различных стилей.
Дворянский особняк
Высшее дворянство в городах строило роскошные особняки, к строительству которых привлекали знаменитых архитекторов. В них проживали многочисленные члены семьи и прислуга. На первом этаже находились хозяйственные помещения и комнаты слуг. Второй занимали несколько больших гостиных, будуары и спальни. На третьем этаже размещались жилые помещения, потолки в которых были низкие.
Обязательными атрибутами особняков и усадеб были специальные комнаты, назначение некоторых из них не совсем понятно современным людям:
- Прихожая. Эти помещения можно было встретить исключительно в русских особняках и домах. В холодные зимы было большое количество верхней одежды, которую при входе в теплое помещение необходимо было снимать и размещать. В европейских домах нет прихожих. Место, где развешивались шубы, пальто, шапки, шляпы, теплая обувь, было огорожено перилами. Здесь висели зеркала и стояли стулья.
- Камердинерская, названная так в связи с тем, что в ней находился дежурный камердинер. Она обставлялась добротной мебелью из красного древа. Стены украшали картины.
- Портретная комната. Здесь на стенах висели портреты членов семьи или предков. Мебель была из красного дерева. Стены были окрашены в натуральные цвета или оклеивались обоями. Часто на них наносились рисунки, имитирующие обои.
- Кабинет. Он был обязателен в дворянских домах 19 века или усадьбах. Как было принято, мебель изготавливалась из карельской березы, тополя или красного дерева. Стены оклеивались обоями или окрашивались под них.
- Столовая. Большое помещение, где обедали хозяева и потчевали гостей. Украшением ее служил большой овальный стол, дорогая мебель и картины на стенах, которые окрашивались в натуральные цвета.
- Спальня с будуаром. Здесь почивала хозяйка. Кровать была закрыта ширмой, в углу обычно располагался киот с иконами, где можно было помолиться. Будуар был отделен от спальни. В нем хозяйка могла заняться своим туалетом и делами: вышивать, вести переписку. Как правило, в доме находились другие спальни членов семьи и для гостей.
- Гостиная. Парадная комната, где принимали гостей. Она была богато обставлена, на стенах висели картины, устанавливалась мягкая мебель для отдыха и беседы. Гостиная в доме дворянина 19 века устраивалась в соответствии с господствующим стилем. Это было время классицизма с четким ритмом и единым стилем размещения мебели и предметов искусства. Мебель красного дерева украшалась чеканными изделиями из позолоченной бронзы или латуни. Французская мода на античные изделия предполагала наличие статуй, которые располагались в гостиных. Соответствовал этому и декор помещения. В богатом доме дворянина в 19 веке, где принимали много гостей, было несколько гостиных.
Удивляли иностранцев двойные рамы на окнах, большие, до потолка, печи, украшенными красивыми изразцами. Камины зимой не топили. Так как через них проникал холодный воздух. Их закрывали на зиму и украшали цветами. Удивляло иностранных гостей и огромное количество цветов в домах, они были повсюду.
Дворянская усадьба
Усадьба – это комплекс, в состав которого входили жилой дом и различные постройки: хозяйственные, садово-парковые, конюшни, людские и другие. Они гармонично вписывались в усадебный парк. Если рядом не было реки, то устраивалось озеро с островом, прокладывались аллеи, ставились ротонды, выкладывались руины и гроты. Богатые усадьбы имели церковь. Господские дома устраивались по принципу городских особняков.
Существует такое понятие, как русский усадебный стиль. Он достаточно своеобразный, подобного за пределами России трудно было увидеть, специфику этого стиля определяло крепостное право и большие расстояния от крупных городов. В усадьбе было много работников, которые жили здесь же. Оторванность от города наложила свой отпечаток, так как дворянам приходилось заниматься хозяйством, постоянно общаться с крестьянами.
Редкие выезды в уездные или губернские города были настоящим событием. Другие усадьбы находились в десятках километров, поэтому гости приезжали не часто. Мебель, купленная после постройки дома, передавалась наследникам. Новости моды, стилей сюда доходили поздно. Но были усадьбы, которые строили знаменитые зодчие, некоторые из них дошли до наших дней. Это настоящие памятники русской архитектуры.
Купеческий дом
Развитие капитализма привело к тому, что появляется свободный капитал, который требует вложений. Начинается бурное строительство домов крупными купцами и фабрикантами. Купеческие дома 19 века, принадлежащие сильно разбогатевшим представителям этого сословия, были большей частью похожими на дворцы. Нередко к строительству приглашались знаменитые архитекторы.
Но большей частью купеческие дома были добротными деревянными, деревянно-каменными и каменными, которые выходили в сад и огород. Внутренние дворы были приспособлены для хранения товаров, обстановка приобреталась самая разная, говорить о каком бы то ни было стиле здесь не приходится. Вместе с картинами, купленными по случаю, было много икон. Они стремились во всем подражать представителям высших классов. Но в большинстве это удавалось единицам, тем, кто получил достойное образование.
Дворянство потихоньку разорялось, продавая свои усадьбы. Купеческое сословие богатело и скупало их, приспосабливая под собственный быт. Но большинство нуворишей учили своих детей не только в России, но и за границей. Получивших хорошее образование купеческих детей уже было трудно отличить от представителей высшего класса. Они устраивали свои дома 19 века в России по-другому, не так, как их отцы. Знали несколько языков, разбирались в живописи, архитектуре, литературе.
Русский купеческий стиль
В небольших провинциальных городах купцы строили дома попроще. Появился купеческий стиль, при котором дом в плане представлял большую квадратную или прямоугольную форму. Он большей частью состоял из двух этажей. Первый был массивным, каменным, с большим подвалом. Верхний этаж – тесаный сруб, обшитый деревом, с богатой резной отделкой. Внутри такие дома были большей частью оштукатуренные.
Мещанский дом
К мещанскому сословию относились учителя, поденщики и наемные работники. Они составляли большую часть населения городов, особенно много их стало после 1861 года, когда было отменено крепостное право. Жилье мещан было съемным или скромным собственным домом. Чаще всего они были небольшие, построенные по примеру сельских домов. Стили их соответствовали той местности, где они проживали.
Доходные дома
Развитие городов, рост промышленных предприятий, учебных заведений, повлекли за собой появление большого количества людей, не могущих позволить себе постройку или покупку дома. К этой категории можно отнести учителей, врачей, банкиров, государственных служащих, инженеров, преподавателей, студентов. Им требовались удобные благоустроенные квартиры, которые можно было снять в наем.
В городах, особенно в Санкт-Петербурге, Москве, городские власти вели строительство инфраструктуры. Возведение зданий, где сдавались квартиры внаем, велось по проектам знаменитых архитекторов. В конце 19 века домов таких только в Москве насчитывалось более 550. В Петербурге 80 % построенных зданий составляли доходные. Владельцы домов старались привлечь знатных арендаторов. Это проводилось с целью рекламы. Здания, используемые для сдачи квартир, строились вокруг университета. Здесь отличные апартаменты снимали его профессора и преподаватели.
Кроме них, в доходных домах селились служащие, молодые семьи, специалисты, врачи. Строились также дома и для менее обеспеченных слоев населения: мелких служащих, работников, студентов. Где можно было снять комнату или небольшую квартирку, в которых стоимость была намного меньше. Были и так называемые ночлежные дома, где сдавалось жилье — комната или койка на ночь.
Русский сельский стиль
Деревенские дома 19 века имели свои стили и особенности. Их можно до нашего времени встретить в сельской местности и небольших городках. Они строились в один, реже в два этажа. Традиционно это были четырех- или пятистенные срубы с двухскатной или трехскатной крышей, но в восточных или южных районах можно встретить четырехскатную крышу. Отличительной деталью русского сельского стиля была светелка, которая устраивалась на чердаке.
Дом строился в двух вариантах. Первый состоял из одной избы с большими сенями. Второй — из двух изб, которые назывались передней и задней, соединяющихся между собой широкой поветью и сенями. Все это было под одной крышей. Территория вокруг дома не огораживалась глухим забором, устраивались только палисадники. Украшением таких строений служили резные наличники. Также дома в русском стиле строились из кирпича и могли быть двухэтажными.
Сибирский крестьянский стиль
Дома 19 века этого стиля характерны для сибирских районов. Они имели незначительные отличия от домов русского стиля. Были больших размеров, имели четырехскатную крышу без светелки. Огораживались глухим высоким забором. Украшались резными наличниками.
Русский дачный стиль
Из душных городов в летнее время горожане выезжали в близлежащие населенные пункты, где вырастали целые дачные поселки. Именно в начале 19 века домов русского дачного стиля стали строить много. Дачи были как летние постройки без отопления, так и капитальные дома с печным отоплением и каминами. Традиционной формой такого дома были деревянные срубы, обшитые вагонкой, с мезонином и обязательной верандой. Более зажиточные люди строили каменные дома, которые использовались как дачи.
Ингерманландский стиль
Этот тип домов был распространен на территории современной Ленинградской области. Его характерной особенностью являются внушительные кирпичные или каменные стены, где один вид кладки переплетается с другим. Дом с надворными постройками и каменным забором образует замкнутое пространство двора.
Вологодский стиль
Вологодский дом строился вытянутым вовнутрь двора, был одноэтажным или двухэтажным. Обязательным элементом было устройство в углу фасада крыльца. А если дом двухэтажный, то над крыльцом делали балкон. Но главной особенностью вологодского стиля было украшение дома деревянными резными элементами, похожими на кружево. Обилие его – это главное отличие.
как жили люди разных сословий в Москве XVIII века
Дом-коммуна студентов московского текстильного института. Фото: @rosswolfe1/Flickr
Дом-коммуна студентов московского текстильного института. Фото: @rosswolfe1/Flickr
В отличие от рационалистов, которые в первую очередь думали об эстетике и природе восприятия, архитекторы-конструктивисты считали, что определять внешний вид здания должна функция. Честная, обнажённая конструкция, которая не скрывается за украшательством, — новый идеал красоты.
Конструктивизм был первым международным течением. В этом стиле строили похожие здания по всему миру, но проекты советских зодчих признавали самыми романтическими и передовыми. Ле Корбюзье, легендарный французский архитектор, писал в одном из писем С. Горному: «…Ваша молодёжь полна таланта, но поверьте, что она в десять раз более романтична, чем я».
Конструктивисты искали новые типы зданий, которые отвечают социальному заказу рабочего класса: дома-коммуны, фабрики-кухни, клубы, универмаги и заводы. Каждое здание проектировалось с учётом возможностей стандартизации и быстрого строительства.
Дом-коммуна представлял собой здание, построенное по принципу «машины для жилья». Архитекторы пробовали избавить жильцов от тягот быта — общие столовые, библиотеки, банно-прачечные комплексы почти не оставляли пространства для частной и семейной жизни. Зато в домах-коммунах предполагалось полное бытовое обслуживание, как в гостинице. Идеальный дом-коммуна не был предназначен для семей: здесь должны были формироваться новые коллективистские отношения. Из домов-коммун выросли совсем не такие удобные советские коммуналки, а об окончательном провале идей коллективного проживания заявил Хрущёв.
Фабрики-кухни были похожи на заводы по производству дешёвого питания. Здесь совмещался комбинат, где в промышленном масштабе готовили еду сотни сотрудников, и общественная столовая. Фабрика-кухня должна была изменить общественные отношения. Вместо «мещанских» обедов, когда за одним столом собиралась вся семья, фабрика-кухня предлагала совместное принятие пищи сотнями людей и освобождала женщин от бытовых хлопот. Постепенно стало понятно, что бесплатное питание в таких масштабах — слишком накладно, и фабрики-кухни остались только при промышленных предприятиях.
Дома-коммуны и фабрики-кухни почти не строились после 1930-х годов и стали символом утопических проектов раннего коммунизма.