Skip to content

Древнерусский дом: Энциклопедия древнерусского дома 1 – Архитектурная мастерская ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ

Содержание

Деревянный дом из бревна-Древнерусский дом

Русское деревянное строительство – уникальное по своей содержательности архитектурное направление. Деревянные дома из бревна рубленные в русском стиле несут образ архаичных древнерусских теремов и избушек, однако по уровню своего благоустройства они вполне могут дать фору домам, построенным из более современных материалов. А все дело в уникальной по своей природе экологии и здоровом микроклимате деревянного сруба.

Внешний облик традиционного дома из бревна под ключ всегда впечатлял – это мощно, атмосферно, торжественно, эстетично, элегантно. А если добавить к этому еще и изумительное цветовое оформление при выборе декора, то общая картина далеко не всегда готова, в силу своих масштабов, уместиться в сознании обывателя или хотя бы продержаться в нем более, чем несколько ничего не стоящих мгновений.

Величественные и в то же время уютные деревянные хоромы, расположившиеся в тени крон многолетних плодоносных деревьев недалеко от тихого прохладного водоема – сказочные условия для созерцания, философствования или какого-то личностного внутреннего анализа. Такая усадьба настолько органично вливается в окружающую ее природу, не создавая совершенно никакого неестественного дисбаланса, что невольно задумываешься о не случайности зарождения самого стиля. Это же можно сказать и об оформлении фасадов домов в традиционном русском стиле – гармоничное переплетение декоративных элементов становится настоящей визиткой владельца дома, выставляющей напоказ данные о его социальном статусе, личных привычках, вкусах, жизненном устройстве.

Древесина – этот строительный материал используется человечеством на протяжении всей истории его существования, потому как дерево, в виду своей натуральности и природного происхождения, обладаем целым рядом заметных преимуществ. А деревянные дома из бревна, в свою очередь, предлагают нам огромный спектр возможностей для практической реализации массы дизайнерских замыслов, в особенности это относится к работам по отделке внутренних помещений деревянного дома из бревна под ключ.

Деревянный рубленный дом с элементами модерна

Деревянные дома из бревна под ключ в русском стиле.

На высоком живописном берегу Кизань ( дельта Волги) на территории охотничье-рыболовной туристической базы, из массивного кедра, построен под ключ жилой дом для комфортного проживания и отдыха. В доме большая гостиная с высотой потолка более 10 метров, обеспечивающая прохладу жарким летом. Теплый пол гостиной согревает в холодное время. Большая веранда с камином - барбекю, выходящая на берег реки дает возможность уединиться от назойливых орд насекомых и насладиться уютом теплого южного вечера под легкий всплеск воды. В доме шесть спален (со своим сан. узлом каждая),кухня-столовая, баня с комнатой отдыха, котельная. Двухметровые свесы гонтовой крыши из лиственницы опираются на подстропильную балку. рубленную в консоли - выпуски, и защищают стены от прямых солнечных лучей и дождя.

Где-то в середине позапрошлого века в крупных культурных центрах нашей страны начали развиваться и обретать популярность так называемые народнические движения. Более того, в то время велось немало ожесточенных споров между представителями двух основных течений: германофилов и славянофилов. Примечательно, что представители обоих течений в те времена встречались уже не только в рядах известных деятелей политики, литературы и искусства, но и среди любых других, более приземленных профессий: врачей, учителей, архитекторов.

Вот, собственно говоря, те самые корни, которые легли в основу становления такого направления в архитектуре, которое впоследствии было названо достаточно просто и лаконично – русский стиль. Тут же стоит отметить, что исследователи этого направления еще в двадцатом столетии, по каким-то причинам, назвали его «псевдорусским». Многие архитекторы тогда пытались воспроизвести в архитектуре зданий и строений черты, которые были бы наиболее свойственны древнерусским домам и сооружениям. И, надо сказать, делали они это весьма небезуспешно. Разумеется, никто не говорит о повальных попытках строительства теремов, ведь, в соответствии с реалиями времени они были бы совсем неуместны, однако стилизовать здания современного на то время формата традиционными русскими деталями было не так сложно. Решетчатые окошки узкой формы, толстоватого вида колонны с обилием резьбового орнамента, такого же вида наличники на окнах, непременные двускатные кровли – все эти и другие традиционные проявления русского старинного стиля начали, то и дело, появляться в оформлении не только жилых, но и некоторых общественных зданий.

Оформление интерьеров: художник-дизайнер Ергали Даутов (кафедра художественного проектирования интерьеров художественной Академии им. Строганова)

Стоит особенно отметить старания архитекторов, которые сначала задумали, а потом и воплотили русский стиль в реальность. Как ни крути, но их идеи вовсе не были чем-то фэнтезийным, они систематически проводили кропотливую исследовательскую работу, организовывали экспедиции в глубинку страны, где еще можно было отыскать старорусский, буквально канонический, сруб, спроектированный и возведенный в полном соответствии со всеми правилами строительства того времени. Отсюда же и возникли основные узоры в резьбе, впрочем, в былые времена они играли роль самых что ни на есть настоящих языческих оберегов. Непременным атрибутом стиля в то время можно было назвать и деревянных петушков на крышах зданий, а также коньков, змей, птиц и прочую живность, которая по языческим поверьям защищали избу и ее хозяев. Не обходилось здесь и без растительных орнаментов. И все эти детали создавались с помощью традиционных приемов – пропильной и рельефной резьбы, а также, непременно, росписи.

Разумеется, в прежние времена украшение деревянного дома из бревна несли в себе немало рационализма и практического смысла, то есть, у каждого элемента здесь была определенная функция. Сегодня же все это переведено исключительно в плоскость декора и оформления. Именно из-за этого обстоятельства будущее поколение зодчих в начале прошлого века выступило с жесткой критикой указанных творений. А главным аргументом здесь выступал перебор использованных элементов, что делало вновь воссозданный русский стиль совершенно не тем, чем он был в исконном старорусском зодчестве.

Как бы там ни было, но даже при столь грубом нарушении столь важной исторической достоверности, дома в русском стиле остаются удивительными по своему замыслу и исполнению художественными произведениями, более того, именно им была отведена роль основных ориентиров при воссоздании русского стиля в строительстве нашего времени.

https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5df1fc439515ee00aee77ccf

Традиционно русские дома

Поморские плотники

В прежние времена деревянные дома из бревна составляло подавляющее большинство от всех строений в деревнях и селах нашей страны, а потому, нет ничего удивительного в том, что формат такого жилья в некоторой степени обладал огромным значением в изначальном формировании и будущем развитии зодчества.

Если верить описаниям старинных историков, остатки некоторых жилых строений, обнаруженных во время раскопок, а также те дома, которые сумели сохраниться в период с конца восемнадцатого до начала девятнадцатого столетий, являются прямым свидетельством того, что основные помещения, такие себе жилые ячейки, называемые клетью, практически не претерпевали каких-то заметных изменений. Если такое помещение было предназначено именно для проживания и было оснащено печью, то его называли избой. Русские избы с печами, установленными в углах, сумели сохраниться и до нашего времени, разве что, в отдельных регионах они приобретали какие-то свои оригинальные особенности и отличительные черты.

Пройдя достаточно долгий и непростой путь развития от самых простых построек свайного типа (шалашей, простейших полуземлянок и прочего), русский деревянный дом из бревна обзавелось окончательно сформированными формами, выражающими в себе не только особенности социальных условий, но даже в большей степени и особенности местности: климатом, территориальными традициями, географическим положением и так далее. К примеру, русские дома с дворами открытого типа в северных регионах страны были объединены с дворами и поднимались достаточно высоко над твердью земной. Если же говорить о домах на Севере, то здесь преобладали так называемые дома-усадьбы, которые имели огромное распространение в регионе – от восточных регионов нынешней Финляндии и Карелии, до бассейна верхней реки Волги.

В будущем эволюция и развитие русского дома протекала преимущественно в виде образования более усовершенствованных и технологически продвинутых строений. Это были пятистенки и шестистенки, а также разного рода расширения жилых пространств посредством обустройства летних комнат, кладовых, горниц, так называемых светелок, а также благодаря увеличению площади дворов.

Строительство домов из бревна в те времена всегда сопровождалось огромным разнообразие композиционных решений, которые обязательно несли в себе определенный функционал. Наряду с этим, наблюдалась и определенная устойчивость в тех или иных типах построек. Невзирая на заметные типовые отличия, в общей структуре зданий того периода прослеживалась определенная схожесть. Так, допустим, в нижней части дома, традиционного для русского Севера всегда находилось место для хранения разного рода хозяйственной утвари, инвентаря, продуктов и провизии, а в отдельных случаях даже скота. Что же касается верхней части дома, то здесь располагались исключительно жилые пространства, общее количество которых зависело от типа дома – это могла быть изба, а также кладовая, боковушка или сени. В отдельных случаях в пространстве чердаков устраивались также дополнительные помещения, которые наши предки называли светелками.

Дворовая часть дома, примыкающая к его задней стене, также, как и жилое пространство, была поделена на две ярусные части – снизу размещались клети для скотины, а в верхней – обустраивался сарай. Доступ в последний был со двора, для этого обустраивался специальный въезд в виде пандуса. Вместе с наиболее распространенными типами построек в северной и средней части страны также строились здания на низких подклетах. Такие строения можно назвать копиями построек древнего типа – в этом случае подклет имел важнейшую функцию, потому как сохранял тепло. Очень часто дома такого типа можно было повстречать в Саратовской, Рязанской или Московской областях.Народное зодчество в северных частях России, в целом, можно назвать одной из наиболее оригинальных и своеобразных ветвей национальной культуры, которая сохранила в себе очертания древнерусского искусства и подхода к обустройству дома. Удаленность регионов русского Севера от основных торговых путей и культурных центров стала причиной длительного сохранения в этих местах наиболее архаичных форм жилого зодчества. К таковым, прежде всего, можно отнести курные избы, отапливаемые печами без труб и дымоходов. Дым в этом случае попросту поднимался под потолок и выводился из помещения посредством специального отверстия под ним же, которое было стилизовано под небольшое оконце. Это окно можно было закрыть с помощью специальной задвижки, а называли его наши предки «волоковым». А вот выводить продукты горения через потолок стали немного позднее, да и то, эта конструкция была представлена в виде примитивного деревянного дымохода, завершающегося на кровле деревянным дымарем с непременной резьбой по нему.

Архитектурная мастерская “ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ” занимается проектированием, реставрацией и строительством деревянных домов под ключ,сохраняя культуру древнерусского строительства.

Работы по реставрации архитектурных памятников русского зодчества и большой научно-исследовательский опыт, позволяет нам не повторять и копировать древние памятники русского зодчества, а создавать неповторимые шедевры и произведения архитектурного искусства.

Архитектурные статьи с интерьерами домов

Баня архитектора Николая Белоусова

Архитектор спроектировал и построил ее двадцать лет назад. Баню сложили в лучших традициях русской деревянной архитектуры.

Подробнее...

Русский стиль деревянного дома-поиск пути

Если Вы , наш уважаемый читатель являетесь поклонником традиционно русского деревянного дома , ощущаете его мощь и красоту , самобытность и непревзойденность архитектурных решений , если Вы стали причастником русской вечности и Вам благостней жить в своей самобытно родной архитектурной среде, нежели в чужеродно – подражательной , тогда давайте вместе разберемся в русском стиле и вместе начнем поиск пути.

Подробнее...

Архитектурный проект дома -нужен ли он ?

Вопрос, который задают многие заказчики. Зачем платить за проект, если, можно обойтись без него и можно ли?

А что такое проект и зачем он нужен?

Индивидуальный архитектурный проект дома разрабатывается в три этапа-три стадии.

Подробнее...

Деревянный рубленный дом из бревна-Лесной богатырь

Деревянные рубленные дома из бревна вновь приобретают популярность. Заказчики давно хотели построить дом, но не могли определиться с выбором породы древесины. После долгих раздумий, наконец выбор пал на карельскую сосну.

Подробнее...

Деревянный дом из бревна-Таёжная симфония

Владельцы хотели использовать этот деревянный дом из бревна только для уикендов. Первоначально планировалось, что этот рубленный дом будет двухуровневый, но в процессе проектирования стало понятно, что возможно возвести цокольный этаж.

Подробнее...

Дом ручной рубки-В русских традициях

Это дом ручной рубки построен для приема большого количества людей. Хозяева очень гостеприимные люди, у них много детей и все они собираются по выходным в этом большом и уютном доме.

Подробнее...

Деревянные рубленные дома из бревна из бревна - путь к осмыслению

В мировой архитектурной истории деревянные рубленные дома из бревна занимают особое место. Рубленный дом из бревна был средством выражения художественных идей древнерусских мастеров, которые достигнув высокого совершенства, обогатили мировую архитектуру прекрасными памятниками, превзойдя в этом строителей запада. Дерево всегда было средством выражения художественных идей древнерусских мастеров, которые достигнув высокого совершенства, обогатили мировую архитектуру прекрасными памятниками, превзойдя в этом строителей запада. На наш взгляд, именно строительство домов из бревна, является вершиной всей русской культуры.

Через застывшую музыку веков русская архитектура являет нам русский народ – его широту, самобытность, отзывчивость, соборность. Архитектура звучит колоколом русского духа и колокольчиком русского быта. Шедевры русского зодчества являют нам самобытность русской жизни, мудрые заветы старины. Используя дерево, как материал искусства, древние строители умели подчеркнуть неповторимую красоту этого материала и основную идею его архитектурного образа в ни чем не украшенных поверхностях бревенчатого сруба.

Сравнивая памятники древнерусского зодчества с другими архитектурными памятниками, вникнем в их суть и увидим совершенство старины, увидим совершенство красоты и меры.

Изба русского человека являет нам памятник его бытия, корневую основу его жизни. Стоит внимательней всмотреться в русский дом и он начнёт оживать, средоточие глубинных мыслей становятся слышимыми, так и говорят-памятник повествует.

Но как объяснить невостребованность сокровищ нашей архитектуры, наше незнание её. Привнесение частицы древнерусских шедевров в современную жизнь обогатило бы сегодняшний уныло-потребительский архитектурный фон.

Мировоззрение современного человека создаёт окружающая его среда – урбанизированное пространство информационно – технического прогресса. Фундаментом этого мировоззрения является рациональный подход и технологичность. Однако традиция живёт в каждом. Убедитесь в этом сами, взглянув на старинную или сделанную в традиции вещь. Давайте посмотрим,в чем заключается строительство традиционно русского деревянного дома из бревна.

Для традиционного строительства требуется только естественное бревно. Клеёный брус прямоугольного сечения и оцилиндрованное бревно не подходят. Причина кроется в том, что в этих строительных материалах назойливо – утомительный ритм структуры древесины. Только естественный круглый лес, обработанный скобелем вручную, обладает особой живописной пластикой, материал в нём играет, весь сруб пронизывает живые волнообразные ритмы. Каждый сруб становится уникальным, другого такого не найти. Выявит природную красоту древесины – важнейший принцип древнерусского зодчества.

Древнерусская архитектура оставила нам огромное наследие, яркие художественные образы и её потенциал не исчерпан.

Дом ручной рубки-Традиционный канадец

Выбор стилистики дома ручной рубки сделан не случайно-такой дом гармонично вписывается в окружающий пейзаж, он сливается с лесным окружением.

Подробнее...

Рубленный дом из бревна-Один на один с природой

Рубленные дома снова входят в моду. Основу этого дома составляют массивные цельные бревна карельской сосны диаметром около 40 см, соединенные в “канадский замок”. Из таких бревен выполнен и тожественно основательный портал главного входа.

Подробнее...

Деревянный дом из бревна-Русская сказка

Деревянный дом из бревна расположили на просторном участке. Стиль архитектуры и оформления экстерьеров обращены к традициям русского самобытного зодчества. Простые лаконичные формы и сказочный образ образуют неповторимый русский дом.

Подробнее...

Дома ручной рубки-как произведение искусства

На протяжении столетий возводили на Руси дома ручной рубки, дворцы и церкви, крепости и крестьянские избы. В архитектуре отразилась душа русского народа, его восприятие красоты и меры. Из века в век плотники улучшали приёмы рубки бревна, что позволяло поднимать срубы за один день всем “миром”.

Подробнее...

Рубленный дом из канадского кедра-Канадский стиль

Рубленный дом выглядит легким и динамичным благодаря акцентированной вертикальной линии трехгранного эркера со сплошным остеклением. Вертикаль поддержана и двумя тонкими колоннами, на которые опирается козырек крыши.

Подробнее...

Рубленный дом-В горной долине

Только рубленный дом станет украшением этого ландшафта, таково решение владельцев участка. Для того, чтобы приглушить ощущение высоты постройки, архитектором сформированы широкие, порядка полутора метров, выносы кровли.

Подробнее...

Рубленный дом-Бревенчатый дворец

Рубленый дом завораживают особенной красотой и надежностью. Бревна, использованные при строительстве, влияют не только на восприятие внешнего вида постройки

Подробнее...

Элитные дома из дерева-традиции и современность

Архитектурно – строительная мастерская «Кело-вуд» с 1999 года возводит дома из сухостойной сосны и кедра. За это время мы довели до совершенства свои навыки, умение и знания в строительстве. Наше архитектурное бюро разрабатывает проекты домов и адаптирует готовые проекты под каждого заказчика.

Подробнее...

Дом из лиственницы-Деревенская идиллия

Все дома из лиственницы подмосковного поселка построены в едином стиле из экологически чистого материала.

Подробнее...

Дом из лиственницы-дом на века

Участок, выбранный для строительства этого дома из лиственницы, расположен на границе поселка и леса.

Подробнее...

Дикий сруб на берегу озера-в канадских архитектурных традициях

Когда владельцы земли захотели построить дикий сруб – они знали, что хотели сделать – сбежать от давки и суеты городской жизни.

Подробнее...

Дом из кедра-интерьерные этюды

Дом из канадского кедра наглядно демонстрирует, насколько комфортным и элегантным может быть строение из дерева.

Подробнее...

Деревянный дом из кедра-канадские архитектурные традиции

Деревянный дом из бревна кедра из бревна большого диаметра-неповторимы и уникальны по своей природе, ведь у каждого бревна своя, особая история происхождения.

Подробнее...

Рубленный дом из кедра-традиционный канадский стиль

Первоначальная идея простоты и функциональности получила интересное и необычное воплощение за счёт индивидуальности созданного образа.

Подробнее...

Деревянный дом из бревна кедра-дикий сруб в канадских традициях

Этот удивительный дикий сруб из кедра с необычными геометрическими формами тактично вписывается в ландшафт окружающей среды. Большие панорамные окна со стилизованными под старину тонко прорисованными переплетами открывают красивые виды на лес, объединяя жилое пространство с природой.

Подробнее...

Преимущество домов из кело

Дома из сухостойной сосны Kelo действительно по праву считаются лучшими! На это есть пять веских причин.

Подробнее...

Карельская сосна

Карельская сосна произрастает в северных регионах России. Наверное, медленный рост, в суровых природных условиях Севера, придает ее древесине высокую плотность.

Подробнее...

Стоит ли рубить сруб деревянного дома (бани) на собственном участке или мнимая экономия

Иногда наши клиенты спрашивают нас, а не можем ли мы срубить деревянный дом или баню сразу на их участке.

Подробнее...

Сухостойная сосна

Сухостойная сосна - ( другое распространенное название KELO) - это дерево, которое произрастает исключительно на Севере России (Карелия, Северный Урал).

Подробнее...

Сухостойная сосна

В семействе различных видов древесины есть особый материал, который не дает усадки, так как он высох в результате определенных природных процессов.

Подробнее...

Сруб из сухостоя

В настоящее время европейских и дальне Восточных странах (Финляндия, Франция, Германия, Япония, Китай) огромной популярностью пользуются срубы из KELO древесины.

Подробнее...

Дом ручной рубки из сухостойной сосны

Дом из сухостойной сосны красив и долговечен. Ученые сделали расчет долговечности таких домов, дом способен выстоять не менее 300 лет находясь даже на сырой земле.

Подробнее...

Дом из сухостоя

Хвойные карельские леса всегда славились в силу своих особых климатических условий, в которых они произрастают. В этих широтах зима обычно длиться шесть месяцев в году

Подробнее...

Дома из сухарника

Строительство деревянного дома из свежесрубленного леса - это удел терпеливых. При высыхании сосны величина усушки составляет: вдоль волокон – 0,1%

Подробнее...

Дома по финской технологии

Дом, построенный по финской технологии, или финские дома - это путь, позволяющий построить превосходное жилье.

Подробнее...

Что такое KELO древесина ?

В мире существует необычный строительный материал, который практически не представленный на строительном рынке России, в то время как в Европе он пользуется огромной популярностью среди состоятельных людей.

Подробнее...

Финская сауна — энергия веков

Построенная из подобных бревен сауна хоть и сохраняет традиционную компоновку и характер взаимодействия парильщика с очагом, паром и воздухом, но вместе с тем она перемещает его в какое-то новое измерение

Подробнее...

Элитные деревянные дома ручной рубки в духе русского зодчества

Этот удивительный деревянный дом совмещает в себе две основные функции: в нем расположена баня и жилые комнаты.

Подробнее...

Элитные рубленые дома

Это поистине уникальный объект - похожий на сказочный терем особняк, выстроенный по индивидуальному проекту в далеком сибирском поселке.

Подробнее...

Рубленный дом из карельской сосны

Использование крупных бревен из карельской сосны в качестве строительного материала позволило воплотить архитектурную идею. 

Подробнее...

Дом из бревна-Древнерусский дом-кошель

Ни в одном из известных нам архитектурных произведениях мы не сможем наблюдать такого тесного взаимодействия двух наиболее важных архитектурных особенностей – эстетической привлекательности и естественной природной пользы, - как это наблюдается в деревянном доме из бревна. Внешний облик и функциональное устройство деревянных домов – два аспекта, формирование которых продолжалось столетиями и вобрало в себя лучшие черты из тех, что возможно описать словами. Да и общность русских традиций в деревянном зодчестве оказалась настолько устойчивой к действию времени, что не говорить о доме из дерева, как о чем-то истинно русском, уже попросту невозможно. И речь не только об устройстве жилья, речь об устройстве самой жизни любого человека – это то, что можно сравнить с такой глобальной категорией бытия, как мировоззрение.

В самые старинные времена, наши предки-славяне привыкли заглублять жилые сооружения в грунт, делая таким образом своего рода полуземлянки. В результате, земляной пол жилища располагался значительно ниже поверхности самой земли. А вот стены в таких строениях уже в то время были выполнены из древесины, однако часто были дополнительно присыпаны землей. Присутствовала в таких строениях и печь, ее делали из камней или из глины. В северной части страны срубы устанавливались непосредственно на самой поверхности грунта, а полы в них выполнялись из специальных древесных плах. В качестве верха для таких зданий всегда служила традиционная 2-скатная кровля. В зданиях подобного формата устанавливались печи-каменки, главной отличительной особенностью которых можно было назвать большие габаритные размеры. Со временем такие конструкции жилых строений распространились и в южной части России и начали играть роль не просто наиболее распространенного, но еще и достаточно универсального типа жилья. Наши предки назвали такие дома "избами".

До некоторых пор такие избы было принято считать более теплыми, чем так называемые белые избы, в коих все тепло от печи перенаправлялось в трубу. К слову, дым от печи в теплых или курных избах отводили через так называемые волоковые окна, обустраиваемые в боковых стенах. В прочем, преимущественно, такое отведение было организовано через дымник, в виде высокой, чаще резной, дощатой конструкции, установленной на кровле строения и несущий в себе также и некоторые украшательские функции. После растопки печи дымник было принято задвигать заслонкой, а потому разница между белой и черной избами, как правило, сводилась лишь к обустройству системы отопления, а также организации защиты жилого пространства от копоти и дыма.

Суровые климатические условия на русском Севере, как правило, вынуждали местных жителей огромную часть своего времени проводить непосредственно в доме из бревна. Это и стало основой логичного формирования традиционных внешних форм жилых строений того времени. Так, здесь непременно нужно было предусмотреть наличие всех необходимых помещений с любым назначением.

Наиболее распространенным форматом в планировке и строительстве деревянного дома из бревна с давних пор остается «брус». В этом случае вне внутренние пространства должны быть расположены в пределах сруба прямоугольной формы с общей 2-скатной кровлей. Подобные строения, как правило, были рассчитаны на проживание одной среднестатистической семьи. Их архитектура вполне заслуживает звания классического образца, своего рода, ордерного формата. Также под кровлей деревянного дома достаточно часто обустраивали летние светелки, которые украшались балконами или декоративными балкончиками. Последние, скорее всего, являются отголосками городской культуры тех лет.

Еще один распространенный формат жилой постройки называется дом «кошелем». Такие здания, в свою очередь, были предназначены для проживания в них сразу нескольких семей, которые, как правило, были связаны по родственными линиям. То есть, дом «кошелем» можно назвать своего рода клановым, родовым гнездом.

Все те же Кижи и музей в них создали все условия для того, чтобы широкую популярность и известность обрели дома из Ошевнева, которые попросту не могут не поражать воображение своими размерами. Один из таких домов из бревна в два этажа причисляют к своеобразным двужирным или двужильным строениям. А над основным зимним жильем дома дополнительно располагается и третий этаж в виде упомянутой ранее летней светелки. В самом строении наблюдается форматное объединение сразу четырех изб с двумя жилыми открытыми помещениями, огромных размеров клетью, которую также можно было использовать в качестве полноценного жилого пространства. Впрочем, многие специалисты сегодня не разделяют этого мнения, утверждая, что большая просторная клеть дома вполне могла служить помещением хозяйственного характера. Разумеется, присутствовал здесь и не менее огромных размеров хозяйственный двор, который занимал примерно две трети общей площади дома. Сразу с трех своих сторон указанный дом строился в формате открытой галереи, обрамленной нарядными балясинами с резьбой по дереву. Стоит также отметить, что дома «кошелем» чаще всего получали в свое распоряжение прямоскатную кровлю причудливой асимметричной формы.

Архитектурная мастерская "ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ" занимается проектированием, реставрацией и строительством деревянных домов под ключ,сохраняя культуру древнерусского строительства.

Работы по реставрации архитектурных памятников русского зодчества и большой научно-исследовательский опыт, позволяет нам не повторять и копировать древние памятники русского зодчества, а создавать неповторимые шедевры и произведения архитектурного искусства.

Деревянный рубленный комплекс из бревна в древнерусских традициях

«Город мастеров», воссозданный в традициях русского деревянного зодчества. Особая ценность архитектурных сооружений в том, что они представляют историю «глухой» домовой резьбы во всем ее богатстве и красоте, с присущей городецким мастерам-резчикам манере. Автор проекта - архитектор С.В. Дмитриевский.

Рассказ о таких представителях традиционно русского деревянного зодчества, как дворцы и хоромы, мы решили совершенно осознанно включить в разговор о строительных ансамблях, данные о которых оказались доступными широким массам, а значит, точно заслуживают детального изучения. И дело не столько в попытках погружения в исторические корни отечественной деревянной архитектуры, сколько в желании понять жизненный устрой и бытовые процессы, сделавшие возможным становление так называемого русского стиля.

Итак, дворцы и хоромы,величественные деревянные дома из бревна будучи атрибутами жизни самых обеспеченных и достойных людей, в обязательном порядка должны были предавать состоятельность, богатство и достаток своих владельцев и в большей степени передача этой информации осуществлялась именно через архитектурные изыски. Причем, вся эта строительная роскошь никак не должна была пойти во вред функционалу будущего строения, его рациональности. Разумеется, здесь всегда приветствовалась особенная уникальная эстетика, напускная красота и роскошь, но был и ряд других, не менее важных, требований. Вот почему хоромы того времени, а, тем более, старинные деревянные дворцы, всегда были представлены в виде наиболее сложных композиций, составленных из зданий с разделенными и, порой, разными по фактуре кровлями. Последние в отдельных случаях могли быть фигурными, что, отметим, требовало особенных затрат в соответствии с технологическими возможностями зодчих того периода времени. Разумеется, что такие композиции практически всегда обладали всеми признаками полноценных архитектурных ансамблей, естественная и неповторимая живописность которых сразу же бросается в глаза.

В массовых городских деревянных домах из бревна тех времен многочисленные комплексы хором, находясь в тесном соседстве друг с другом, могли самостоятельно формировать глобальный облик. Сложность изучения особенностей таких строений заключается лишь в том, что, к сожалению, до наших времен не удалось сохраниться ни одному из них. Поэтому все наши представления об особенностях этой архитектуры основаны лишь на описаниях, изображениях, эскизах – да и это все сохранилось лишь фрагментами, а потому не всегда пригодно для детального изучения. В общем, нам остается рассматривать указанные здания лишь приблизительно, подчас, выстраивая лишь гипотетические предположения.

Начнем, пожалуй, с хором. Структура таких домов из бревна, как и в случае с обычной традиционной избой, оказывалась трехчастной и образовывалась из трех отдельных срубов совершенно разной высоты. Впрочем, срубы эти были не только с раздельными, но еще и с разными по своей форме и исполнению кровлями. Здесь архитекторы нередко и сознательно применяли ассиметричный подход к обустройству отдельных элементов и узлов зданий. А еще хоромам всегда была присуща удивительная монументальность сруба при неповторимой легкости открытой летней горницы или каркасной конструкции.

Так, еще в раскопах под Новгородом, датируемых 11-12 столетиями, удалось вскрыть нижние венцы строения все того же трехчастного плана. В них летняя и зимняя части были разделены посредством сеней, такое же разделение могло быть применено к мужской и женской, жилой и гостиной частям зданий и так далее. Со временем у народа формировался и привычный жизненный уклад, а потому дома также стали в некоторой степени отображать эти изменения в себе. Так, даже между крестьянской избой и хоромами истинного боярина всегда можно найти определенную преемственность, которая порой отображалась уже даже в более современных каменных домах бояр – здесь все равно чувствуется стремление к сохранению традиционной и более привычной композиции в оформлении не только жилого пространства, но и общей структуры в планировке.

Наряду с этим, композиции подобного типа совершенно не стесняли зодчих в полете фантазии. Вот почему в большинстве хором, установленных рядом друг с другом, не всегда можно было проследить хоть малейший намек на единство структуры и композиции. В сохранившихся до нашего времени изображениях хором тех времен все эти вариации просматриваются наиболее явно.

Взять, к примеру, план Тихвинского посада, рисунок которого датируется 1679 годом. Здесь изображено сразу несколько деревянных домов из бревна трехчастного плана, представленных в виде довольно-таки высоких срубов с двускатными кровлями, которые дополнительно разделены сенями и верхним этажом открытого каркасного типа. А вот альбом Мейерберга, датируемый 1660 годом, предлагает нам ознакомиться с изображением боярского дома на территории одной из подмосковных усадеб «Никольское». Здесь явно просматривается усложненная форма строений, которую все равно вполне можно назвать трехчастной. Сени здесь также расположились ниже основных боковых частей, зато являются полностью рублеными. Левая же часть строения составлена из двух отдельных срубов, которые накрыты общей кровлей двускатного типа, последняя, к слову, по своим размерам оказалась даже шире самих сеней. А вот к сеням в этом комплексе приставили крыльцо с парой рундуков, которые получили весьма непростое 4-гранное покрытие, одним своим видом способное дать фору шатру сруба справа. В этом случае ассимметрию можно точно назвать задумкой и художественным приемом зодчего, которые был выбран, основываясь, пожалуй, на функциональной нагрузке для тех иди иных частей строения.

Архитектурная мастерская "ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ" занимается проектированием, реставрацией и строительством деревянных домов под ключ,сохраняя культуру древнерусского строительства.

Работы по реставрации архитектурных памятников русского зодчества и большой научно-исследовательский опыт, позволяет нам не повторять и копировать древние памятники русского зодчества, а создавать неповторимые шедевры и произведения архитектурного искусства.

Потрясающей красоты древнерусский дом в покинутой деревне

Экология потребления. Дом: Затерялся в лесах Чухломы потрясающей красоты древнерусский дом-терем деревни Погорелово. Двухэтажный с эркерами...

Древнерусский дом-терем

Затерялся в лесах Чухломы потрясающей красоты древнерусский дом-терем деревни Погорелово. Двухэтажный с эркерами и башенкой деревянный дом по-настоящему уникален и, определённо, является прекрасным образцом деревянного зодчества, если не памятником архитектуры

Древнерусский дом-терем в Погорелово оригинален своей эклектичностью — постройка со сложной объемной планировкой, перекликающаяся с лучшими образцами загородных дач в русском стиле, с невероятно богатыми интерьерами парадных комнат, в то же время совершенно практична с деревенской точки зрения — здесь все сделано по уму и все приспособлено для ведения крестьянского хозяйства.

Потрясающей красоты древнерусский дом в покинутой деревне

Перевалив возрастом за 100 лет, дом ни разу не подвергался реставрации, тем самым сохранив свой подлинный декор и оригинальную роспись интерьеров.

Потрясающей красоты древнерусский дом в покинутой деревне

В 540 км от Москвы, между Судаем и Чухломой, простирается живописный край, раскинувшийся вдоль берега реки Виги. Ещё 25 лет назад здесь находилась деревня Погорелово, 1-ое письменное упоминание о которой относится к началу XVII века. Сегодня всё, что осталось от селения, это лишь название да остовы деревянных срубов.

Потрясающей красоты древнерусский дом в покинутой деревне

Но, не иначе как чудом, на небольшой возвышенности ещё стоит один-единственный уцелевший и живой дом.

Выстроен сей дом в 1902-1903 гг. местным крестьянином-отходником И.И. Поляшовым.

Потрясающей красоты древнерусский дом в покинутой деревне

Жители деревни Погорелово являлись государственными (казёнными) крестьянами, которые могли уходить на заработки (в отличие от удельных) или вести ремесло в родном крае.

Одним из таких отходников и был Поляшов Иван Иванович, в народе имевший прозвище Поляш.

Потрясающей красоты древнерусский дом в покинутой деревне

Имелись у Ивана Ивановича артели плотников и резчиков — занимался он строительством загородных домов и малых архитектурных форм в Петербурге и его окрестностях, т.е. был подрядчиком.

Терем представляет из себя 2-этажное здание, рубленное из бревен, на кирпичном цоколе и обшитое снаружи калёванным тёсом.

Потрясающей красоты древнерусский дом в покинутой деревне

Крупный объём усложнён на фасадах ризалитами, эркером и невысокой башенкой; крышу завершают светёлка и мезонин. Свесы кровли украшены пропильными орнаментальными подзорами, ажурный рисунок которых напоминает вышивку. Фасады оформлены изысканного рисунка пропильной резьбой и различными по форме наличниками нескольких типов.

Потрясающей красоты древнерусский дом в покинутой деревне

С одной стороны к дому изначально была пристроена 2-этажная хозяйственная часть дома (разобрана в 1973 г., сейчас там вид веранды), что свойственно крестьянским домам северного края.

По одной версий строительством этого дома занимался архитектор немец, который помогал Поляшову с мельницей и лесопилкой на реке Виге.

Потрясающей красоты древнерусский дом в покинутой деревне

По другой — проект дома сделал сам Поляшов, который на своем веку построил много дач под Петербургом. Эта версия представляется более правдоподобной.

Потрясающей красоты древнерусский дом в покинутой деревне

Погореловский терем перекликается с лучшими образцами загородных дач в русском стиле, с невероятно богатыми интерьерами парадных комнат.

По парадной лестнице сразу можно подняться на 2-ой этаж, где располагались гостиные и спальни хозяев. Но, пожалуй, самое красивое место во всём доме — парадный холл.

Потрясающей красоты древнерусский дом в покинутой деревне

Настолько богато декорированный, как и резьбою, так и росписью, что если б не пастельные цвета, запестрело бы в глазах.

Потрясающей красоты древнерусский дом в покинутой деревне

Просто удивительным образом, спустя век, всё это дошло до нас в первозданном виде.  И не где-нибудь в крупном городе, а в настоящей глуши.

Хотя, после 1917 г. у Поляшовых и отобрали весь сельхозинвентарь и скотину, но дом семье оставили. До коллективизации семья жила в своём доме, после которой Ивану Ивановичу с семьёй оставили лишь небольшую часть дома на 1-ом этаже, а остальные помещения заняли разные конторы.

Потрясающей красоты древнерусский дом в покинутой деревне

Поляшов умер в своём доме, а вот жене сразу после похорон мужа пришлось уехать из деревни.

Пока в деревне была жизнь, в доме размещались и детский сад, и лесная контора, и школа.

Но к концу 1960-х деревня становится неперспективной. В 1972 г. сельсовет закрылся и выехал из Поляшовского дома.

Потрясающей красоты древнерусский дом в покинутой деревне

Дом бы несомненно пропал, если бы не чистая случайность. Чета московских художников-авангардистов — Анатолий Жигалов и Наталья Абалакова — тем же летом совершала байдарочный поход по реке Виге и совершенно случайно заприметив сей дом, купила его.

С тех пор лишь собственными силами Анатолия дом хоть как-то поддерживается.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *