Skip to content

Лапландские ведьмы: Сокровища лопарей, или До чего ж распоясались ведьмы…

Содержание

Почему во время «охоты на ведьм» не трогали ведьм на Севере?

Вот интересный вопрос: почему во время «охоты на ведьм» совсем не трогали ведьм на Севере? Я имею в виду лапландских шаманок. Да и не только — лапландских. Вообще количество ведьм, сожжённых или обезглавленных, например, в Финляндии или Норвегии, не идёт ни в какое сравнение с числом жертв в Германии и Франции, даже с учётом поправки на количество населения. И это несмотря на то, что европейский Север традиционно считался эпицентром колдовства. Французский юрист и политолог Жан Боден в 1580 написал книгу «de la demonomanie des sorciers», в которой говорится, что «Ни в одной другой стране нет более колдунов, чем в Норвегии. Это беспокоит людей день и ночь», «Народы Лапландии, Норвегии, Финляндии и Швеции полны злых духов», «Способность менять облик очень часто встречается у северных народов. С помощью Сатаны они превращаются в оборотней и других диких животных», «Сатана имеет огромное влияние на людей Севера», и т. д.
Отчего же тогда христианнейшие государи Европы не снаряжали специальные экспедиции в Лапландию по поиску и отлову зловредных ведьм?

На Руси, хотя и не было массовой «охоты на ведьм», однако же отдельные процессы всё же имели место. Древнерусские документы свидетельствуют, что причину голода, эпидемий и стихийных бедствий видели почти всегда в деятельности ведьм и сжигали женщин, заподозренных в ведовстве, на кострах. Так, в первой половине XV века во время моровой язвы в Пскове сожгли живыми двенадцать женщин, обвинённых в чародействе, а во времена царя Алексея Михайловича некую старицу Олену сожгли в срубе вместе с обнаруженными у неё чародейскими бумагами и кореньями за то, что она «портила» людей и некоторых учила ведовству.

Между тем, царь Иван Грозный пользовался услугами северных ведьм, считавшихся самыми сильными. И при том на русском Севере никогда не было судов над ведьмами! Хотя до сих пор в Архангельской области и Карелии сохранились древние постройки — так называемые «ведьмины стулья», на которых, по преданиям, проводились обряды.

Значит, общество вполне мирилось с существованием лапландских ведьм, но выискивало ведьм в своей собственной среде. А ведь это нелогично. Для ведьмы расстояние — не помеха. Она, сев на метлу, за одну ночь облетит всю Европу и повсюду наведёт «порчу». Как бы вы оценили тех вояк, которые  сражались бы

только против фронтовой авиации противника, а стратегические бомбардировщики не трогали? Но именно так нелогично и поступали борцы с ведовством!

Отсюда можно сделать вывод, что вся эта «охота на ведьм» в подавляющем большинстве случаев являлась местными «разборками». Часто в эти «разборки» вовлекались государство и Церковь. И тогда они приобретали особый размах. Чем меньше на какой-нибудь территории ощущалось влияние государства и Церкви, тем меньшим был и размах репрессий. В Лапландии это влияние приближалось к нулю; ну, так там и никакой «охоты на ведьм» не было. И ещё на Севере не было «охоты на ведьм» по той причине, что там не было бенефициаров, т. е. выгодоприобретателей «охоты», из-за крайней бедности самих ведьм. Где бедность — нам и нет никаких «разборок»; нищим нечего делить. Где бедность — там и государства мало; характерно, что, например, на Аляске, за всё её время нахождения в составе Российской империи, так и не завелась российская бюрократия. 

В статье «Охота на ведьм в Швеции во время «Великого шума» 1668-1676 годов» показано, что всё начинается с «разборок» на местном уровне, а обвинение в ведовстве используется как способ «законной» расправы над противниками. При этом, естественно, кто-то извлекал и материальную выгоду при помощи шантажа и угроз «заявить в соответствующие органы».

Это может произойти в любом обществе; для этого нужно лишь придумать страшного врага, «агентов» которого «следует уничтожить, чтобы они не уничтожили нас». В эпоху «охоты на ведьм» таким врагом был сатана и его слуги (ведьмы). После Французской буржуазной революции во Франции начался Великий террор по отношению к реальным и мнимым врагам революции. Гитлер и его национал-социалистическая партия использовали эти методы для борьбы с «врагами великой Германии». В Советском Союзе действовала налаженная система доносов для борьбы с «врагами народа». В принципе, везде прослеживается одна и та же схема: в тех обществах, где намечается или происходит «отъём» собственности, становится очень востребованным миф о «слугах дьявола»; ограбить брата или сестру во Христе как-то неудобно, а вот «отжать» собственность у слуги дьявола — благое дело.  

как «лапландские колдуны» предсказали смерть Ивана Грозного — Рамблер/субботний

Людям свойственно наделять мистическими способностями жителей отдаленных мест, малочисленные народы, чьи обычаи и традиции заметно отличаются от собственных. И все же, когда все соседи в один в голос указывают на колдовство представителей одной этнической группы, стоит призадуматься: на чем основаны все эти слухи и домыслы? Так произошло и с народом саамы, чьи колдуны точно предсказали день смерти Ивана Грозного.

Фото: КириллицаКириллица

Кто такие саамы

Издревле их называли «лопари». Считалось, что они населяют таинственную северную страну Лапландию, овеянную мифами и легендами. В настоящее время в науке утвердился этноним «саамы». Это коренной малочисленный народ Северной Европы, проживающий в России, Финляндии, Швеции и Норвегии. Общая численность саамов, по оценкам различных международных организаций, составляет от 60 до 80 тысяч человек. Из них в нашей стране во время Всероссийской переписи населения 2010 года насчитали более 1 тысячи 700 человек. В основном, они проживают на территории Мурманской области. С давних времен саамы были оленеводами, рыболовами и охотниками. Их быт и привычки мало отличались от традиций других малочисленных народов Севера. Например, как и манси, саамы кастрировали оленей зубами. Эта «операция» делала самцов послушными, способствовала быстрому набору веса крупного рогатого скота. Кроме того, при отсутствии дезинфицирующих средств такой способ кастрации оленей более гигиеничен, чем возможная альтернатива – с помощью ножа.

Что о них говорили

Известный этнограф Людмила Васильевна Хомич в своей книге «Саамы» (Санкт-Петербург, 1999 год издания) рассказала, что в фольклоре разных стран сохранились упоминания о могущественных колдунах, населяющих Лапландию. Так, в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала» есть такие строки о жителях мистической страны: «Колдунов полны покои. С музыкой у стен сидели, Громко пели чародеи, Прорицатели – у двери, Знахари же – на скамейках, Заклинатели – на печке, Множество лапландских песен…»

Английский драматург Уильям Шекспир в «Комедии ошибок» упомянул о землях саамов: «Заехал я в страну воображенья? Иль город здесь лапландских колдунов?»

Вообще, рассказами о шаманах и ведьмах, населяющих самые северные земли Европы, изобилует британская и скандинавская мифологии. В России тоже ходило немало легенд о колдовстве представителей этого северного народа. Многие исследователи считают, что связь с мистическими силами в Лапландии осуществляли разные категории «специалистов»: нойды, кебуны, вëльвы и гейды.

Шаманы с бубнами

Несмотря на то, что саамы приняли христианство, в их культуре сохранились древние обычаи, связанные с почитанием предков. Мужчины-шаманы назывались «нойды», их знания и способности передавались из поколения в поколение. Камлая с помощью бубна и других магических предметов, шаман мог призвать своих магических помощников – птицу, рыбу и оленя. Они сопровождали нойда в мире духов. Люди верили: эти маги настолько могущественны, что способны видеть будущее, излечивать болезни, получать никому не известную информацию, влиять на погоду.

Часто шаманам противостояли злые ведьмы (гейды), которые могли причинить людям значительный вред. Хотя и с добрыми волшебницами (вëльвами) нойды никогда не сотрудничали – магические традиции у саамов четко разделялись на мужскую и женскую. Например, магию сейда, часто упоминающуюся в разных скандинавских сагах, практиковали вëльвы. И хотя некоторые представители сильного пола порой к ним присоединялись, в целом, практики сейда считались женским делом. Саамские ведьмы при этом использовали не бубны, а специальные прялки, наделенные мистическими силами. С их помощью вëльвы могли совершать путешествия в мире духов, вызывать у себя различные видения.

Саамская магия была напрямую связана с культом предков, что дало многим этнографам возможность называть нойдов своеобразными языческими жрецами Северной Европы. Жители Лапландии с древнейших времен поклонялись священным камням, которые считались местами обитания духов-покровителей. Им приносили жертвы. Камни мазали кровью оленей или рыбьим жиром, подношениями служили и рога животных. Оставлять без угощений и подарков таких духов было нельзя – иначе они потеряют свою магическую силу и больше никому не смогут помочь. Возле села Левозеро Мурманской области, где компактно проживают более 700 саамов, находится несколько таких священных камней. Среди них особенно почитается «Кугов-Старик», напоминающий фигуру человека. Согласно легенде, это окаменевший шаман.

Узелки для ветра

Исследовательница древних языческих верований разных народов Инна Михайловна Смирнова в книге «Величайшие загадки и тайны магии» (Москва, 2006 год издания) написала, что саамские шаманы могли управлять ветрами. Для этого они завязывали на платках особые заговоренные узелки. Дело в том, что жители Скандинавии часто путешествовали по морям, и их парусные корабли нуждались в попутном ветре. Суеверные люди готовы были платить магам и чародеям немалые деньги, лишь бы торговый груз и пассажиры вовремя прибыли в порт назначения. Поэтому купцы и капитаны кораблей покупали у предприимчивых саамских шаманов платочки с тремя узелками. Считалось, что при развязывании первого можно рассчитывать на легкий ветерок, второй узел гарантирует сильный воздушный поток, а третий трогать было нельзя, если не хочешь вызвать бурю. Ради процветания этого прибыльного бизнеса нойды даже пустили слух, что могут сделать так, чтобы корабль вообще не сдвинулся с места.

А еще с помощью бубна шаманы могли узнать, что делает конкретный человек, даже если он в этот момент находится в другом городе. Вера в могущество саамских чародеев среди европейцев была настолько сильна, что породила слухи о левитации и телепортации лопарей «на облаке вместе со своими оленями». Естественно, злые нойды могли причинить людям значительный вред и даже убить своих врагов. В Швеции поговаривали, что во время многочисленных войн правительства разных стран использовали шаманов в качестве боевых магов. Болезни и смерть они насылали с помощью бубнов, отлитых из свинца миниатюрных подобий копья, заговоренных насекомых (в основном, мух). Существовал и другой вид темной магии – изготовление так называемых «тире»: из особой секретной массы шаманы лепили шарики размером с грецкий орех. Любой желающий мог купить тире у чародея и запустить им в ненавистного человека. Нойды уверяли, что несчастный, в которого попало такое магическое оружие, скоро скончается. Но вера в могущество саамских колдунов не всегда была им на руку. В Средневековье людей, уличенных в ворожбе и магии, часто подвергали пыткам и казнили.

Смерть Ивана Грозного

О последних днях жизни царя Ивана IV Грозного в народе сложено немало преданий, одно из них напрямую связано с колдунами-лопарями. Доктор исторических наук Руслан Григорьевич Скрынников в книге «Иван Грозный» (Москва, 1975 год издания) рассказал о таинственной встрече царя с лапландскими магами. Почувствовав ухудшение здоровья, правитель страны искал все возможные способы продлить собственную жизнь. Он не только обращался с покаянием к представителям православной церкви, но и разыскивал знахарей, способных ему помочь. Вот и вспомнились Ивану Грозному таинственные рассказы о чародеях и ведьмах с Севера. К тому же, в начале 1584 года на небе была отчетливо видна комета, отличавшаяся крестообразным свечением. Суеверный царь приказал доставить к нему лапландских шаманов. Это повеление было исполнено с рвением: около 60 саамов привезли в Москву накануне Крещения. Прибывшие устроили коллективное камлание, результат которого для Ивана Грозного оказался неутешительным. Шаманы не стали обманывать царя, сообщили ему о неизбежной кончине. И даже назвали точную дату – 18 марта 1584 года. Разумеется, известие не обрадовало представителя династии Рюриковичей. По одной версии предания, Иван IV Васильевич жестоко расправился с лапландцами. Но согласно другой трактовке, правитель приказал прилюдно сжечь колдунов именно в назначенный ими день, чтобы доказать их неправоту: сам царь надеялся прожить намного дольше. Утром 18 марта монарх явился к шаманам и лично обвинил их в шарлатанстве. Тогда один из них пробурчал: «Еще не вечер». Он оказался прав, перед ужином Иван Грозный скончался.

Воскрешение Лжедмитрия I

Еще одним правителем нашей страны, чья смерть связывается с лапландскими колдунами, был Лжедмитрий I. Большинство специалистов считают, что настоящее имя этого самозванца – Григорий Отрепьев. Автор книги «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» известный исследователь Николай Иванович Костомаров указал, что после похорон Лжедмитрия I по Москве поползли слухи. Якобы мертвый самозванец по ночам вылезает из своей могилы и ходит. В народе поговаривали, что Григорий Отрепьев продал душу дьяволу, учился колдовству у саамских шаманов и достиг такого невиданного могущества, что сумел одолеть саму смерть.

Именно так народное сознание объясняло успех его затеи: все поверили самозванцу, что он – чудом спасшийся царевич Дмитрий. Не иначе как сам Дьявол отвел людям глаза. Возможно, причиной подобных разговоров было негативное отношение Григория Отрепьева, который сам являлся беглым монахом, к представителям православной церкви. По свидетельствам очевидцев, он не раз называл их лицемерами и бездельниками. А брак с католичкой Мариной Мнишек и дружба с поляками только подлили масла в огонь.

В России отход от канонов православия, выраженный в той или иной форме, сразу давал повод для подозрений в колдовстве. Как известно, после убийства, состоявшегося 17 мая 1606 года, труп самозванца несколько дней подвергался публичному поруганию и осмеянию. Затем его похоронили вместе с пьяницами и ворами, в общей «убогой» могиле. И начали ходить по столице слухи.

Особо впечатлительные москвичи утверждали, что над могилой Лжедмитрия I по ночам сияют и движутся таинственные огоньки, слышатся звуки бубнов и пение шаманов. Суеверные люди считали, что земля не принимает такого сильного и злого колдуна. Сказывали, что по утрам труп Григория Отрепьева находили лежащим на мостовой, а компанию ему всегда составляли два голубя. И любые погодные явления – резкое похолодание и порывы сильного ветра – многие люди объясняли гневом убитого колдуна.

Подобные слухи заставили московских бояр выкопать «беспокойный» труп и прилюдно сжечь. А для пущей убедительности, чтобы успокоить суеверный народ, прах самозванца зарядили в пушку вместе с порохом и выстрелили им в сторону Польши, откуда и пришел Лжедмитрий I. Именно вера людей в колдовство помогла еще одному претенденту на трон – Лжедмитрию II, который вскоре объявился, убедить многих жителей Руси в том, что он является тем же самым человеком, мужем Марины Мнишек. Ведь эта женщина признала его своим супругом в силу сложившихся обстоятельств.

Чудесное воскрешение Григория Отрепьева народное сознание тоже приписало саамским шаманам. А некоторые романтичные и суеверные люди утверждали, что дух Лжедмитрия I якобы вселился в тело другого человека, чтобы вернуться к возлюбленной Марине Мнишек, победив смерть. История Григория Отрепьева до сих пор полна тайн и загадок, хотя слухи о его обучении у шаманов в Лапландии и последующем воскрешении кажутся фантастическими. Впрочем, в эпоху Средневековья некоторые русские, финны и шведы действительно отправлялись к лопарям, надеясь получить от них тайные знания.

Экология и саамы

Реальным ли было колдовское могущество саамов, никто точно не знает, но невозможно отрицать их особый взгляд на окружающий мир, который во многом повлиял на повседневный быт этих людей. Жители суровых северных широт умудрялись жить, не нарушая экологию природы. Например, для разведения костра они использовали лишь сухостой, никогда не трогая «живую» древесину и кустарник. Листья этих растений могли стать кормом для оленей в летний период времени, когда мох ягель засыхает.

Саамы выстроили с природой очень гармоничные взаимоотношения. Путешествуя по заснеженным просторам, они разводили огонь лишь на месте старых кострищ, чтобы не причинять земле новую рану. Эти люди считали, что почва чувствует жар пламени, совсем как живое существо. Рядом с кострищем жители Севера оставляли запас дров не для себя, а для следующего путника. Свои стоянки оленеводы переносили с места на место, когда в округе заканчивался сухостой. Они не могли причинить вред растениям, а охотились так, чтобы не нанести ущерба популяции пушного зверя: лишь в определенное время и не больше, чем нужно для выживания.

Не удивительно, что пришедшие следом в Лапландию поморы предпочитали селиться там, где раньше жили саамы. Ведь после них в лесу оставалось много добычи, а в реках и озерах было полно рыбы. Плюс готовые кострища, выложенные плоскими камнями, проторенные тропы и обилие кустарника, пригодного для растопки печей. Экологическая культура саамов, сформировавшаяся в незапамятные времена, намного опередила отношение современного человечества к природе. Безусловно, это отражение языческих верований жителей Лапландии.

Лапландская шаманская сауна

Глава из книги А. Дачника «Баня. Очерки этнографии и медицины».

Избражение на заставке: Лапландская хатка (гоачей, гаммэ, кота) и лабаз-нъялла на заднем плане) в музее Скансен, Стокгольм. 2012 г. Фотография автора.

Саамы или лапландцы (лопари) – коренной народ финно-угорской языковой группы, населяющий север Норвегии, Швеции, Финляндии и Северо-запад России как минимум последние 9 тысяч лет. Исконная религия саамов — шаманизм, которая представляет собой отражение первой единой природной (анимистической) перворелигии всего человечества. Посредниками между силами и духами природы и людьми у саамов служат шаманы – нойды (noajdi). Саамы различают «хороших» шаманов – нойдов «noajdi», которые помогают людям, и плохих, способных вредить людям «geaidu» – ведьм. В современном мире саамы редко употребляют слово нойд, предпочитая термины guvlar («помощник») и buorideaddji «улучшатель»).

В Норвегии по отношению к современным шаманам-целителям употребляют термин leseren («тот, кто может читать»).

В Европе лапландские шаманы издревле заработали репутацию сильных практиков волшебства и магии, которая сохранилась в пословицах почти всюду в Европе. В древние времена многие отпрыски европейских благородных семейств учились волшебству в Лапландии. Английская литература изобилует ссылками на лапландских ведьм, которые, также как и кельтские ведьмы, занимались продажей ветров и бурь в завязанных узлами веревках. Даже обычные лапландцы пользовались магией в повседневной жизни: в каждой семье был свой бубен, с помощью которого общались с миром духов и узнавали будущее.

Лапландские шаманы и в настоящее время считаются одними из самых «творческих» среди своих братьев по духу. Людям шаман служит духовным наставником или священником, посредником между этим миром и миром духов, выступает как помощник в повседневных делах, который может отыскать пропавшего оленя или украденную вещь. Но одна из самых важных способностей саамского шамана – это способность к целительству, которая в значительной мере определяет его положение и уважение в обществе.
Саамы считают, что болезни возникают из-за потери части души человека или вторжения в тело враждебной сущности.
По мнению лапландских шаманов, потерять часть души может не только отдельный человек, но и целое селение или народ, что приводит к упадку и войнам. Саамский шаман лечит людей, обращаясь за помощью к духам и силам для возврата потерянной части души либо изгнания болезнетворной сущности. В практике магического целительства лапландские шаманы используют сауну, которая по своей сути идентична индейской паровой сауне инипи. В саамском целительтсве играет важную роль восстановление природного баланса сил во внутреннем и внешнем мире человека. В восстановлении сил шаману помогают пять основных элементов: огонь, вода, воздух, земля и дерево, которые используются как магические лечебные средства. Магическим целебным местом, объединяющим все пять стихий, является шаманская финская сауна.

Для саунной церемонии берутся три вида камней: один камень с открытого воздуха на поверхности земли, один камень отрывается из-под земли, и один камень берется из воды. Кроме стихий, эти камни могут символизировать Верхний, Средний и Нижний миры.
В земле шаман отрывает небольшую яму, в которой разводит огонь. Над огнем в особом порядке, в соотвествии со своим символическим значением, складываются камни в виде горки (каменки) и нагреваются огнем. После этого шаман гасит огонь и устраивает над камнями небольшой шатер из жердей, который покрывает ковриками, одеялами и шкурами. Больного помещают в шатер на сидении из бревна.Шаман берет воду, набранную из почитаемого родника, и плещет на камни. Шатер наполняется паром, который согревает больного. Шаманская сауна позволяет узнать, из какой стихии пришла болезнь: когда вода поливается на горячие камни, один из них может треснуть. Это является для шамана подсказкой из какой стихии пришла болезнь. Считается, что если один из камней во время процедуры в сауне треснул, то больной может быть уверен в своем исцелении с помощью магической паровой бани. После завершения процедуры и остывания камней, шаман с уважением относит камни на те места, где он их взял [Eriksson J., 1988 – 1989]. Затем шаман обращается к духам стихии, вызвавшим болезнь, с заговором (просьбой или требованием), чтобы болезнь покинула страждущего. В настоящее время (2000-е годы) как минимум одна треть норвежских саамов пользуются услугами шаманов – целителей [Saxton R., 2010]. В Швеции же отношение к бане — басту совершенно иное.

К оглавлению книги А. Дачника «Баня. Очерки этнографии и медицины».

ГАЛЕРЕЯ ВЕДЬМ (И РОКОВЫХ ЖЕНЩИН). ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ

А это вот не ВЕДЬМИНА ГАЛЕРЕЯ, а ГАЛЕРЕЯ ВЕДЬМ. Просто в процессе создания сайта у меня накопились, подарились и добылись, но никуда не пристроились, разные иллюстрации ведьм и просто роковых женщин. Пока она коротенькая, но уверена - будет разрастаться. Тут еще не все, ставить буду постепенно. Если я помню откуда их взяла - я пишу. Если нет, и вы вдруг узнали откуда это фото или эта картина - напишите мне, тут же поставлю!  Попадаются и просто роковые женщины - для компании. В этой части собраны ведьмы исторические… Может они и не очень добрые…как говорится «и тут гаргульи из кордебалета запинали принца пуантами»… Помнится Di Redwitch как -то писала, что костюм ведьмы представляет собой гротескный вариант мужского костюма с сапогами с пряжками и высокой шляпой, плащом … посмотрим?
Если есть поправки по поводу названий и авторства работ - пишите.

ПыС: Сделаю ли я путящую галерею? На движке? Сделаю. Потом.

ВЕДЬМА

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

Альбрехт Дюрер «Четыре ведьмы»
Аlbrecht Durer,

Witch Riding a Ram Backwards

Альбрехт Дюрер

Ведьма на баране задом наперед.

A White Witch, A Black Witch and the Devil Animal

Белая ведьма, черная ведьма и животное - дьявол

 

Резьба по дереву, 15 век.
Хоровод ведьм
Ludovic meets the four witches from Life of Ludovic of France at the Purgatory of Saint Patrick14cent.
Людовик встречает четырех ведьм. Из Жития Людовика Французского в Чистилище св. Патрика (14 век).

Witches (Ведьмы)
Шабаш
Иероним Босх 

Две ведьмы

Питер Брейгель старший, св.Иероним изгоняет мага Гермогена 🙂

Brueghel de Oude, divus Iacovus diabolicis praestigiis ante magum sistitur 1565

Книга показаний Анны Бейкер, Джоанны Виллсмор и Элен Грин
Странное и правдивое исследование ведьм.
Witch Familiars
Фамилиары ведьм
Witch Kitchen
Кухня ведьмы
Hans Baldung Gren

Departing for Sabbath
Ганс Бальдунг Грен
Собираясь на шабаш.

Thomas Rowlandson

Witches in a Hay Loft

Томас Роуландсон
Ведьмы в стогу сена.

Young Witch
Молодая ведьма
Siberian Shaman Performing a Ritual 1835

Сибирский шаман исполняет ритуал 1835


Witches Preparing for the Sabbat by David
Ведьмы готовятся к шабашу. Давид Теньерс
Teniers
Картина Ганса Бальдунга Грена (1484-1545), кажется, так и называется «Две ведьмы». Выдрана из проходящей в Германии выставки «Похоть ведьм и грехопадение мужчины»…Даааа….
http://www.staedelmuseum.de/index.php?id=592

 

Frans Francken theYounger

An Incantation Scene

Франс Франкен мл.

Сцена вызывания духов.

 


Edward Bretwall Visit to a Witch
Эдвард Бретуол Визит к ведьме.
Джон Фюсли (Fuseli)

Three Witches (Три ведьмы)

 
Джон Фюсли  Лапландские ведьмы
John Fuseli  Lapland Witches
Preparation for the Witches’ Sabbath

Подготовка к шабашу


Как ныне сбирается вещий Олег …(шутка)
Ведьма, 1889, Сэр Джон Гилберт
The Witch 1889 by Sir John Gilbert

The Witch by Daiv Ryckaert III 17th c.
Ведьма Дайв Рюкерт третий, 17 век.

Безымянная.

ВЕДЬМЫ В «МАКБЕТЕ»

Macbeth and the Three Witches by Theodore Chassireau
in Macbeth 1841-2 

Alexandre Gabriel Decamps

Макбет и ведьмы
Du Lac

Macbeth Witches

Louis Maurice Moulet 

Boulet de Monvel

:(не уверена, что это ведьма, но похоже)

Richard Doyle Witches’ Home
Нашла Nafka
ГОЙЯ
Гойя

Шабаш

Гойя

Шабаш

Goya

A Fine Teacher

TheSorceress 1898 by Henry Meynell Rheam

Колдунья 1898, Генрий Мейнелл Рим

Эжен Грассе
Witchcraf tin the 16th century a Witchsel
Ведьмовство в 16 веке.
СКОЛЬКО ВЕРЕВОЧКУ НЕ ВИТЬ,  А КОНЧИКУ БЫТЬ …ИЛИ ИНКВИЗИЦИЯ
Woman Accused of Witchcraft isl owered into a river
Женщину, обвиненную в колдовстве, опускают в реку
Салемский процесс
People burning witches alive
Люди жгут ведьм живьем
A Witch Hanging in 17th Century England
Повешенье ведьмы в Англии 17 века.

 

В подвалах инквизиции. Гравюра, 16 век. Неизвестный автор.
Witches burnt in Demeburg in 1555 German school
Казнь ведьм в Демебурге в 1555 году, Германская школа
Punishing the Witch
Наказание ведьмы
ДРУГОЕ
Джон Уильям Уотерхаус.  «Ведьмин круг». (1886)

(за информацию о названии картины муррсибо Sidgriva)

РОССИЙСКОЕ
А это Баба Яга Ивана Билибина
БИБЛЕЙСКОЕ
Лилит. С сайта Мявы. А вот статья о Лилит здесь.
А это Саломея. Тоже с сайта Мявы.

Золотой компас» (США, Великобритания, 2007) , страница 3 – Афиша-Кино

Лира Белаква (Блю Ричардс) — решительная сиротка лет 12 — живет при колледже, где работает ее дядя лорд Азриэл (Крейг), местный Индиана Джонс. Азриэл только что обнаружил свидетельства того, что на Северном полюсе водится некая золотая пыль, способная перекинуть мостик между составляющими Вселенную параллельными мирами (в одном из которых действие и происходит). Эту новость пытается скрыть Магистериум — что-то среднее между Ватиканом и Министерством правды, — который рассылает по стране вредных жрецов и ставит опыты на детях. Главный агент Магистериума, местная Миледи, — это Мариса Колтер (Кидман), злодейка и светская львица, передвигающаяся на дирижабле. Один за другим все герои, включая Лиру, заполучившую полезную вещицу алетиометр, он же золотой компас, отправляются на Северный полюс, где царствуют «ледяные медведи» — аналог белых, но покрупнее и с даром речи.

Первая — обрывающаяся почти на полуслове — часть трилогии по мотивам эпопеи английского писателя Филипа Пулмана на уровне маркетинга недвусмысленно отсылает к «Нарнии», будучи де-факто полной ее противоположностью. Принципиально не то, что льюисовскую «библию для малышей» Пулман заменяет гремучей смесью из Платона и Брайана Грина с нападками на организованную религию. Наконец-то рождественский семейный фильм — не приторная проповедь на тему «Дети, будьте добренькими», а взаправдашние приключения: «Дети — пленных не берем!» Параллельная вселенная «Компаса», оформленная как галлюциногенная Англия, влегкую выворачивает клише: здесь, к примеру, не цыгане воруют детей, а, наоборот, детей воруют у цыган. Уэйц, в «Американском пироге» и «Моем мальчике» проявивший недюжинную наблюдательность в области психологии, дебютировал в незнакомом жанре с места в карьер: постановка держится не на спецэффектах (отменных, впрочем), а на персонажах. Девочка совершенно неотразима (сколько фильмов запорото маленькими уродами в главных ролях!). Кидман играет Дарта Вейдера и постоянно обнимается с рыжей обезьяной. Ева Грин в чулочках прилетает на метле со словами «Меня зовут Серафина Пеккала»(!). Белый, то есть, простите, ледяной, медведь глушит ведрами виски и проводит поединок с сородичем абсолютно в духе Рокки Бальбоа. На минутку и без всякого повода показывают живого Кристофера Ли. За Лирой вьется какой-то говорящий сурикат по имени Пантелеймон. Тут даже пытают детей! Где за два часа можно увидеть столько хорошего? Если так пойдет и дальше, на вторую серию пригласят Терри Гиллиама, а там и Кристофер Нолан подтянется.
Людей по жизни сопровождают деймоны — животные, в которых заключены человеческие души. Идеологический контроль осуществляет Магистериум, представленный властной Марисой Колтер (Кидман) и подобострастными клириками. Жрецы похищают детей, а в северных льдах раскинулись владения бронированных медведей. В таком мире растет девочка-сирота Лира (Блю Ричардс), которая изучению метафизики в оксфордском Иордан-колледже предпочитает игры с цыганскими мальчишками. Когда ее дядя лорд Азриэл (Крейг) отправится на Северный полюс доказывать еретическую концепцию параллельных миров, девочке достанется алетиометр — собственно, тот самый золотой компас, прибор, открывающий истину. Лира соберет вокруг себя маргиналов всех сортов — цыган, медведя-изгнанника Йорека Бирнисона (голос Иена «Гэндальфа» МакКеллена), авантюриста-воздухоплавателя (Эллиот) и королеву ведьм Серафину (Грин) — и рванет за дядей искать пропавших детей.

С чего ни начинай, разговор все равно сведется к сопоставлению экранизации с первоисточником — трилогией Филипа Пулмана «Темные начала». Тем более что споры начались задолго до выхода фильма на экраны. И дело даже не в деталях (как в случае с Поттером и «Властелином Колец») — переживают за существо вопроса: выкинут или не выкинут богоборческий пафос атеиста Пулмана при переносе истории на целлулоид? Вложившая в проект буквально все свое будущее компания New Line Cinema осторожно ступает на тонкий лед: связь тоталитарного Магистериума с католической церковью в картине не афишируется — ни церковь, ни Бог вообще не упоминаются. Но угробят ли антиклерикальный запал книги кинодеятели, станет ясно, вероятно, только к третьему раунду. Зато по части собственно кино опасения не подтверждаются. Это не то чтобы так же лихо, как куароновский «Узник Азкабана», но определенно посильнее пятого «Поттера». Кидман крайне убедительна в роли воплощенной страсти к контролю над другими, бойкая Дакота временами натурально выдает Кейт Бланшетт. В облике местного Лондона викторианские небоскребы соседствуют с фостеровской башней-корнишоном. Взмывают дирижабли и Ева Грин, в схватке сходятся король-отравитель и изгнанный принц, а, главное, — вспоминается забытое детское ощущение: враг коварен, сомневайся во всем, действуй решительно, добро должно быть с кулаками.
Создатели фильма облажались, увы, многократно. Во-первых, посмотрев финальную верисию, они были обязаны менять название, благо от Пуллмана, насколько я понимаю, осталось не так много, а вот назови они фильм «Fear and Loathing at the North Pole» аудитория была бы гораздо правильней подготовлена к тому, что ей предстоит увидеть. Во-вторых, с самого начала не надо было звать Вайца. Он и сценарий испоганил (отобрал у Стоппарда, между прочим), и снял кое-как. Режиссёром же явно должен был быть Гиллиам. Искусство экранизировать наркоманские сказки, тратя кучу денег, он освоил как никто на этом свете. Почему наркоманские? Ну, просто первую часть фильма зритель, книжек не читавший, и узнающий только цитаты из Властелина колец, Звёздных войн и прочей классики, ничего толком не понимает, а потом Николь Кидман произносит монолог, который всё расставляет на свои места: если его правильно перевести на русский, то будет что-то в духе «наши предки совершили большую ошибку, позволив порошку проникнуть в наш мир и мы теперь пытаемся не позволить порошку мешать нам принимать правильные решения и затаскивать нас в параллельные миры, поэтому мы должны спасать детей, пока порошок ещё не захватил их». Это я не точно привожу, но близко к тексту, правда. И вот после этого монолога всё становится ясно. И что было мозги пудрить? Хотя куда смотрит MPAA, когда в рождественское кино вставляют сцены кокаиновых приходов 13-летней девочки, я не понимаю. Равно как и кто в здравом уме пойдёт на вторую часть. Круче, чем говорящий белый медведь, отрывающий челюсть другому белому медведю и русские эсэсовцы в кафтанах, стреляющие в детей, уже всё равно не будет.


P. S.


Смотреть сиквел можно разве что ради того, чтобы узнать, пошутят ли наконец про Крейга и Грин, или не пошутят.

Читать «Вампиры Восточной Европы» — Волков Александр Владимирович — Страница 20

Георг Ландман в своем труде De Animantibus subterraneis (1657) перечисляет несколько случаев преждевременных погребений, происходивших в различных областях Германской империи на протяжении XIV–XVI вв. Очнувшиеся в могилах люди глодали собственную плоть и заглатывали саван. В Моравии заживо погребенный ухитрился добраться до лежавшего в соседней могиле трупа женщины и наполовину съел его. Бенард, магистр хирургии в Париже, на которого ссылается Кальме, побывав на церковном кладбище, увидел, как из гроба вынули тело монаха, за три или четыре дня перед тем погребенного. Монах грыз свои руки и скончался в то самое мгновение, как вдохнул в себя воздух.

Преждевременное погребение. Картина А.Ж. Вирца (1854).

В 1679 г. Филипп Pop предпринял попытку объяснить феномен «жующих в могиле» мертвецов тем, что телом покойника завладел дьявол. Позднее его книга вызвала бурные дискуссии, большинство участников которых обвинили автора в приверженности к выдумкам. Имелось в виду следующее широко распространенное в Германии и Польше поверье: если очнувшийся в гробу человек грызет свои руки и ноги, с ним происходит та же метаморфоза, что с героями индейских мифов. Такой человек превращается в нахцерера (нем. Nachzehrer; от nach — «после» и zehren — «истощать»), существо, занимающее промежуточное положение между вампиром и зомби. К числу нахцереров относились не только жертвы летаргии, но и самоубийцы, утопленники, погибшие в результате несчастного случая — в общем, традиционные кандидаты в нечисть. Правда, в людоедстве нахцерера не обвиняли, а только в умении заражать людей смертельными болезнями на расстоянии и лишать их жизненной силы.

Поскольку погребением заживо, как будет видно позднее, объяснялась вера в вампиров, информация о таких погребениях тщательно собиралась в XVIII–XIX вв. Доктор Иоганн Еллизен, издавший в 1801 г. в Петербурге книгу «Врачебные известия о преждевременном погребении мертвых», предлагал вниманию читателя «достовернейшие известия о 52 человеках, которые погребены были живыми; о трех погребенных живыми и проглотивших часть покрывала; о 16 исцарапавших и изгрызших себе в гробу руки и пальцы; о пятерых, разбивших себе головы, и других, кои выдрали у себя волосы и исцарапали лицо и грудь».

Необходимо подчеркнуть, что целенаправленного пития крови в гробу или склепе не наблюдалось — она лишь заглатывалась вместе с плотью[39]. Поэтому правильнее говорить о людоедстве заживо погребенных, а не об их вампирских наклонностях. Да и в мифах пьющие свою кровь становятся именно людоедами.

Ведьма и колдун

Восточные славяне нередко путают колдуна с упырем, а иногда величают последнего начальником всех колдунов и ведьм. Колдун пьет кровь, заделавшись «ходячим» покойником. Ведьма же занимается этим еще при жизни (хотя ее сопоставляют с Бабой Ягой, «живым» мертвецом). Она сосет кровь из взрослых людей и животных, но в основном нападает на младенцев. О приеме внутрь себя младенческой крови шла речь уже в первом подробном описании договора с дьяволом из книги Иоганна Нидера (1435).

У Апулея две колдуньи Пантия и Мероя выкачивают кровь из мужчины по имени Сократ и аккуратно, не уронив ни капли, сливают ее в сосуд и в мех. Рассказчик говорит о совершающемся жертвоприношении, поэтому не стоит удивляться, что ведьмы не пьют эту кровь — она предназначена для иных целей. Рану они затыкают губкой, а когда на другой день губка выпадает, Сократ валится на землю, обратившись в «иссохший, изможденный, отталкивающий труп, кожа да кости»[40] (Золотой осел 1:13, 19).

На шабаше, описанном в «Молоте ведьм» (1487), ведьмы уже сами выпивают кровь убитого мальчика. Смерть от малокровия, настигшая ребенка, лежащего в колыбели, в XV–XVII вв. приписывалась ведьмам, а не упырям. «Ведьмы обещают жертвовать маленьких детей, убивая с помощью чародейства по одному в месяц или высасывая их кровь каждые две недели», — писал в своем труде Compendium Maleficarum (1626) странствующий монах Ф.М. Гваццо. Подобно евреям, ведьма наносила укол иголкой под ногтем новорожденного младенца и сосала кровь из ранки.

История жизни великого колдуна и убийцы Жиля де Рэ (1404–1440), несмотря на переполненность изуверскими подробностями, не дает оснований подозревать его в питии крови. Добытая Жилем кровь детей используется для «кормежки» вызываемого им демона. Алхимические опыты с кровью и написание магической книги кровавыми чернилами лежат на совести авторов легенд о Синей Бороде.

Любопытный случай произошел в 1591 г. в Астрахани. Участие в нем принимали не ведьмы, а ведуны. Ввиду скоропостижной смерти царевича Мурат-Гирея в Астрахань был послан думный дворянин Е.М. Пушкин. На организованном им следствии выяснилось, что Мурат- Гирея погубили лекари, присланные «басурманами» из Крыма. По признанию колдунов, они не только портили царевича, царицу и слуг, но и пили из них кровь, когда те спали.

Лапландские ведьмы. Картина И.Г. Фюсли (1796).

С пробуждением интереса к вампиризму образ кровососущей ведьмы отступает на второй план. Кое-где она еще попадается, но уже мертвая, то есть родственная вампиру. Например, в Дербенте (Дагестан) в XIX в. ведьма, перевернувшаяся в гробу на похоронах, была заподозрена в смерти ребенка, на чьем теле врач обнаружил следы зубов. Гроб откопали — старуха лежала лицом вниз в покрасневшем от крови саване. К ней хотели применить «вампирскую» меру — вбить осиновый кол в туловище, но врач, пощупав труп, решил, что он холодный и «живым» быть не может. Над старухой прочли молитву и зарыли могилу опять, но сверху все-таки забили три осиновых кола.

Наследниками ведьм и колдунов могут считаться нынешние поклонники дьявола, но и они предпочитают идентифицировать себя как вампиров. В 2002 г. суд Бохума (Германия) приговорил двух сатанистов — 26-летнего Даниэля Руда и его супругу 23-летнюю Мануэлу — соответственно к 13 и 13 годам лишения свободы за убийство 33-летнего Франца Хаагена. Супруги вырезали на животе убитого ими Хаагена сатанинскую пентаграмму, прижгли труп сигаретами, выпили из него кровь и — в соответствии с сегодняшними представлениями о вампирах — занялись сексом в обитом шелком гробу, где обычно спали. Даниэль и Мануэла признались, что услышали «приказание Сатаны», потребовавшего принесения жертвы. Они следовали примеру не античных, а средневековых ведьм, дерзновенно вкушавших кровь человеческой жертвы.

Тиран, маньяк, безумец

Львиная доля кровососов среди живых людей — убийцы. Убивают ли они своими руками или отдают приказ об убийстве, в любом случае они заинтересованы в крови, а питие крови мертвеца их не пугает. В этой главе мы поговорим о знаменитостях, которым была приписана жажда крови. Мы не можем обойти вниманием ни Дракулу, ни Елизавету Батори — хотя кровь они не пили, их образы оказались навечно привязаны к образу вампира.

Цепочка сильных мира сего, желающих подобно «царю Египетскому» искупаться в человеческой крови или испробовать ее на вкус ради выздоровления и омоложения, тянется через все Средневековье к XVII столетию.

Симеон Метафраст, Михаил Глика, Никифор Каллист, Георгий Кедрен и армянский писатель Моисей Хоренский рассказывают историю, происшедшую с императором Константином Великим (272–337). В пору своего язычества он был поражен проказой в наказание за преследования христиан. Жрец Юпитера Капитолийского (у Кедрена — еврейский врач) посоветовал ему искупаться в детской крови. Собрали детей, но плач матерей растрогал Константина, и он объявил, что лучше пусть страдает он один, чем причинять страдания стольким людям. Больной отправился к папе Сильвестру I, тот посоветовал ему креститься, и после совершения таинства проказа спала.

Познавательная передача «Тайные знаки» — Когда смотреть? В 03:15 ( 26 июля 2021 ) , Владивосток

2-я серия — «Дьявольские игры Ивана Грозного»

Иван Грозный. Проклятый государь. Он отдавал приказы о казнях, а потом проводил ночи в покаянной молитве. Из-за пророчества немецкого колдуна на целый год отрекся от престола, а день его смерти предсказали лапландские ведьмы. Всю жизнь он пытался перехитрить судьбу и обыграть собственную смерть. Часто ему это удавалось…

+16

ТВ-3
Ошибка в расписании

Вторник 03:15

Тайные знаки

2-я серия — «Дьявольские игры Ивана Грозного»

Канал «ТВ-3»


В это время была передача:

Ваше сообщение будет рассмотрено в ближайшее время. Спасибо!

Иван Грозный. Проклятый государь. Он отдавал приказы о казнях, а потом проводил ночи в покаянной молитве. Из-за пророчества немецкого колдуна на целый год отрекся от престола, а день его смерти предсказали лапландские ведьмы. Всю жизнь он пытался перехитрить судьбу и обыграть собственную смерть. Часто ему это удавалось…

Продолжительность

45 минут

Ведущие

Михаил Волков, Александр Резалин, Дмитрий Комов, Илья Михайлов-Соболевский, Андрей Раннев, Владимир Марамышкин

Режиссер

Александр Дашко, Кирилл Клепалов

Оператор

Кирилл Клепалов

Сценарист

Анна Вронская, Елизавета Горобец

Ночная ведьма в гостях у лапландских ведьм [Henry Fuseli] | Sartle

Не можете решить, какую мифологию хотите? Попробуйте «

» Генри Фюзели «Ночная ведьма в гостях у лапландских ведьм » — в ней каждый найдет что-то свое.

Возвращаясь к темам, затронутым в его культовом образе готического ужаса, Кошмар (1781), Генри Фузели берет в качестве сюжета в этой картине фигуру «ночной ведьмы», женщины, которая ассоциируется в фольклоре через эпохи с такими разнообразными идеями, как колдовство, суккубы, духи ветра, фигура Лилит, греческая богиня Геката и кошмары (что, кстати, означало нечто совершенно иное до 18-го века, чем сейчас… но об этом позже).Фигура самой ночной ведьмы, к сожалению, со временем была скрыта на этой картине; все, что осталось от нее сейчас, — это призрачно-призрачная, ярко освещенная фигура, расположенная в центре верхней части холста, на которую направлен взгляд фигуры на переднем плане — одной из титулованных «Лапландских ведьм». Судя по оставшемуся контуру, кажется, что наша ночная ведьма летела к изображенной сцене верхом на лошади, надеясь присоединиться к бурной ночи веселья и того, что кажется… ритуальным жертвоприношением младенцев? Как весело!

За ней летит стая адских гончих, которые, согласно британскому фольклору, представляют собой колоссальных черных псов со спутанной шерстью и красными глазами, известных тем, что охраняют вход в преисподнюю и время от времени являются людям в предзнаменования их скорой смерти (некоторые известные примеры включают трехглавого пса Цербера из греческой мифологии и Грима из серии книг о Гарри Поттере).Вся картина представляет собой иллюстрацию отрывка из «Потерянного рая» Мильтона, который оказал сильное влияние на творчество Фузели, как и на творчество многих молодых художников и писателей романтического периода, таких как его ученик Уильям Блейк. В оригинальном отрывке Мильтон описывает адских гончих, окружающих Греха у входа в ад, сравнивая их с теми, что

следуй за ночной ведьмой, когда позовут

Втайне она летит по воздуху,

Соблазненный запахом детской крови, чтобы танцевать

С ведьмами Лапландии, пока трудится луна

Затмения во всей своей красе.

Картина, таким образом, представляет собой изображение не реальных событий, разворачивающихся в «Потерянном рае», а скорее сложное сравнение, и неудивительно, что Фузели выбрал именно эту фигуру речи в качестве сюжета для этой картины, поскольку ночная ведьма и кошмары были темами, к которым он снова и снова возвращался в своей работе.

Но кто же эта ночная ведьма? Легенда гласит, что она демон, который посещает неосторожных спящих и садится им на грудь, вызывая у них то, что современная наука назвала бы сонным параличом: внезапное пробуждение, за которым следует ужасающая неспособность двигаться, ощущение тяжести в груди и галлюцинации, похожие на сон. .Это явление было очаровательно названо «оседланием» ночной ведьмы — фраза с очевидным сексуальным подтекстом, которая может быть связана с ассоциацией ночной ведьмы с суккубами и инкубами, а также с тем, что Фузели решил изобразить ее здесь верхом. верхом. Те, кто испытал сонный паралич днем, естественно, проснулись, чувствуя себя полностью измотанными всем испытанием, называя себя «hag-rid» (оседланный ведьмой), что является одной из предложенных этимологий современного слова «изможденный».Слово «кошмар» также изначально было синонимом слова «ночная ведьма», а кобыла — древнеанглийское слово, означавшее гоблина, инкуба или монстра. Его нынешняя связь с неприятными снами не была установлена ​​до середины 18 века, поэтому Фузели, работавший всего несколько десятилетий спустя, хорошо знал о двойном значении, содержащемся в этом термине. По-видимому, ночная ведьма или кошмар приходили к неосторожному спящему и занимались с ним сексом до тех пор, пока он не умирал, или, за исключением этого, вместо этого они посещали новорожденных детей, убивая их назло.Йиш. Учитывая выбор между этим и обычным сонным параличом, я бы выбрал последнее.

Фигура «лапландской ведьмы» менее хорошо задокументирована, чем фигура ночной ведьмы, но возможно, что включение Мильтоном этой детали в «Потерянный рай» как-то связано с популярным представлением среди англичан, как в Во времена Мильтона и Фюзели крайние северные уголки мира (такие, как Лапландия, область в Финляндии) были окутаны тайнами и волшебством, репутация которых основывалась на том факте, что они были последними частями Европы, подвергшимися христианизации.Ведьма, которая сидит сгорбившись на переднем плане, кажется, вот-вот убьет младенца, лежащего распростертым, с одной рукой, закинутой за голову, подобно женщине в Кошмар , в позе, иллюстрирующей уязвимость сновидца. Фузели также поставил двух танцующих ведьм позади своих крыльев на головы, совместив их со многими классическими и эллинистическими изображениями медузы, в которых у нее была не голова, полная змей, которую мы обычно видим в наши дни, а вместо этого более тонкий, змеиное ожерелье в паре с крылатыми головами, которые Фузели использует здесь.

Увлечение Фюзели снами и бессознательным, продемонстрированное его исследованием ночных ведьм и кошмаров не только на этой картине, но и на протяжении всей его карьеры, предшествовало публикации в 1899 году книги Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». представления о психологическом бессознательном, возникшие в конце XIX в. По общему мнению, у самого Фрейда в 1920-х годах в его венской квартире висела копия «Кошмар », что предполагает возможную прямую линию влияния искусства Фюзели на психоаналитические теории Фрейда.Будучи романтиком, Фузели был очарован эмоциональными и субъективными состояниями, и это в сочетании с его очевидной решимостью втиснуть как можно больше мифологии в один холст делает его заметным предшественником символистского движения, которое положило начало почти столетию. позже.

 

Саамские ведьмы – финская мифология и фольклор: боги, духи, существа

Искусство © Теро Портан.

Мифические ведьмы Лапландии — давние враги финских шаманов.Уже в мифе о происхождении мира саамская ведьма выстрелила стрелой в воду шаману Вяйнямёйнену. Лапландские ведьмы — не обычные деревенские ведьмы, а искусные и могущественные волшебницы.

Ловиатар (Лоуи) — великая саамская ведьма, дочь Туони (Смерти) и мать болезней. Она была оплодотворена северным ветром и после долгой мучительной беременности родила девять болезней.

Так, наконец, родились девять детей,
Летним вечером,
От Ловиатар, слепой и древней,
Уродливая дочь Туони…
Так Ловиатар назвала свое потомство,
Колики, Плеврит и Лихорадка,
Язва, Чума , и страшная чахотка,
Подагра, бесплодие и рак.
Калевала

Она также родила десятого ребенка, девочку, которой не могла подобрать имя, поэтому бросила ее в реку. Отсюда родилось больше ведьм.

И худший из этих девяти детей
Слепой Ловиатар быстро изгнан,
Уехал как чародей,
Чтобы околдовать людей низменности,
Чтобы породить раздор и зависть.
Калевала

Элиас Лённрот, автор «Калевалы», создал драму о вражде между Лоухи, великой ведьмой Лапландии и правительницей Северной земли Похьёла, и шаманами Вяйнямёйненом, Ильмариненом и Лемминкяйненом.

В древних заклинаниях ведьмы всегда враги шаманов, особенно саамских ведьм. Север считается опасным местом, где колдовство иное и чары сильные.

Не уходи, сын мой возлюбленный,
Невежественный о колдовстве Похья,
В дальние дома Северной Земли
Пока не овладеешь искусством магии,
Пока не обретешь немного мудрости
Не ходи на поля сражений,
Чтобы к огням детей севера,
К полям бойни Лапландии,
До магии ты мастер.
Там девицы Лапландии очаруют тебя,
Турьяландцы очаруют тебя,
Спой свой лик в уголь,
Голову и плечи в печь,
В пепел воспей руку твою,
В огонь направь стопы твои.
Калевала

Для шамана победа над саамской ведьмой – повод для хвастовства. В известном заклинании хвастовства три лапландские ведьмы нападают на шамана, который голый у реки, без одежды и оружия, но шаману удается уничтожить ведьм одними только заклинаниями.

Колдуны когда-то заколдовали меня,
три лапландца покушались,
три жестоких колдуна, девять сверхзлых,
три летних ночи, девять осенних ночей,
совсем голый, без лоскута одежды;
столько нажили на мне,
ровно столько нажили из меня,
что топор из камня берет,
бурильщик из скалы, пень из скользкого льда,
или Смерть (Туони) из пустой комнаты .
Волшебные песни финнов

Но даже если саамские ведьмы и враги шаманов, они еще и их учителя.Многие шаманы путешествовали на север, чтобы изучать новую магию. Когда шаманы хотят убедить других в своей силе, они сами выдают себя за саамских ведьм:

Я сын северянина,
которого турья качала,
лапландца качала
в железной колыбели;
старик (Укко) загрохотал в небе,
старик загрохотал, земля задрожала.
Волшебные песни финнов

Приготовление отравленных стрел описано в финском эпосе «Калевала», где саамская ведьма Йоукахайнен изготавливает стрелы, чтобы убить Вяйнямёйнена.

Вырезает стрелы для своего колчана,
Покрывает их тончайшими перьями,
Из дуба делаются древки,
Делает наконечники из тончайшего металла.
Когда стержни и наконечники закончены,
Затем он хорошо оперяет свои стрелы
Из оперения ласточки,
Из перьев крыла воробья;
Хорошо закаляет свои пернатые стрелы,
И наделяет каждого новыми добродетелями,
Пропитывает их кровью змей,
Вирусом гадюки.
Готовы теперь все его стрелы,
Готовы тетивы, его жестокий арбалет.
Калевала

Согласно заклинанию происхождения укусов, три сына Зла Руджо (Отвратительный), Рампа (Калека) и Перисокея (Слепой) сделали стрелы из огненного дуба. Хромой приготовил стрелу, Ужас натянул стрелу, а Слепой выстрелил.

Первая стрела разорвала небо, вторая разорвала землю, третья попала в железную гору, отскочила от нее и впервые попала в кожу человека.

Зло в заклинаниях иногда называют Дьяволом, иногда ведьмой или колдуном Севера.

Колдун пустил свои стрелы,
гневно пустил свои заостренные стрелы
куда угодно, где только мог,
колдуну все равно
попадут ли они в человеческую кожу
или в тело животного.
Волшебные песни финнов

Больше произведений финской мифологии в онлайн-галерее Теро Портана на DeviantArt!

ВНИМАНИЕ! Все изображения на этом сайте © Теро Портан, а текст © Тиина Портан. Имя художника обязательно должно быть указано рядом с изображением, а также ссылка на страницу художника:
Тег Instagram: @teroporthan
https://www.instagram.com/teroporthan
https://www.deviantart.com/teroporthan
https://teroporthan.artstation.com/

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Айхисин лииттий

Лапландия | Encyclopedia.com

Лапландцы приобрели репутацию магических практик, которая вошла в поговорку по всей Европе и, конечно же, среди народов Скандинавского полуострова.Действительно, финны приписывали им необычайную силу в колдовстве и гадании. Многие скандинавские дворяне в древние времена были отправлены в Лапландию, чтобы получить магическую репутацию, и Эрик, сын Гарольда Хаарфагера, нашел Гунхильд, дочь Асура Тоте, жившую среди саамов в 922 году нашей эры для этой цели. Английская литература изобилует ссылками на ведьм Лапландии. Но колдовство в Лапландии было прерогативой мужчин-шаманов или магов. Подобно кельтским ведьмам, лапландцы любили торговать ветром или бурями в виде веревок с узлами.

В своей книге «История Лапландии » (1674 г.) Джоаннес В. Схеффер описывает саамскую магию:

«Их суеверия можно приписать частично их жизни в уединениях, лесах и среди диких зверей, частично из-за их уединенного образа жизни отдельно от общества других, за исключением тех, кто принадлежит к их собственным семьям, иногда находящимся на расстоянии нескольких лиг.Далее можно добавить, что их ежедневным занятием является охота, заметив, что такой образ жизни склонен вовлекать людей в различные суеверия и, наконец, в общение с духами. Ибо те, кто ведет уединенную жизнь, часто лишенные помощи человеческой, часто прибегают к запретным средствам, надеясь найти ту помощь и помощь среди духов, которых они не могут найти среди людей; и побуждает их к этому безнаказанность, совершаемая их, даже не опасаясь каких-либо свидетелей; что двигало г.Rheen утверждает, среди различных причин, которые он приводит для сохранения нечестивых суеверий лапландцев, это во-первых: потому что они живут среди недоступных гор и на большом расстоянии от разговоров других людей. Другая причина состоит в том, что они постоянно питают хорошее мнение о своих предках, которых они не могут вообразить настолько глупыми, чтобы не понимать, какому Богу они должны поклоняться, и поэтому они считают, что им недостает должного к ним почтения, если, отступая, из их учреждений, они должны порицать их в нечестии и невежестве.

«Родители — это мастера, которые обучают своих сыновей магическому искусству. «Те, — говорит Торней, — которые достигли этого магического искусства по наставлениям, получают его либо от своих родителей, либо от кого-то другого, и что постепенно, как только представится случай, и применяют их на практике. Таким образом они добиваются успеха в этом искусстве, особенно если их к нему ведет гений. Ибо они не считают каждого достойным ученым; совершенно неспособны к этому, несмотря на то, что они были достаточно проинструктированы, как мне сообщили очень заслуживающие доверия люди.’ И Джо. Торнеус подтверждает это следующими словами: «Поскольку лапландцы от природы имеют разные наклонности, они не одинаково способны достичь этого искусства». А в другом отрывке они завещают демонам часть своего наследства, по этой причине одна семья превосходит другую в этом магическом искусстве. Откуда видно, что некоторые целые семьи имеют своих демонов, не только отличных от фамильярных духов других, но и совершенно противных и противоположных им. Кроме того, не только целые семьи, но и отдельные лица имеют иногда одного, а иногда и нескольких духов, принадлежащих им, чтобы охранять их от замыслов других демонов или же вредить другим.

«Олаус Петри Ниурениус говорит об этом, когда говорит: «Их сопровождает определенное количество духов, одних три, других два или, по крайней мере, один. Последний предназначен для их безопасности, другой чтобы причинить вред другим. Первые командуют всеми остальными. Одних из них они приобретают с большим трудом и молитвами, других без особого труда, будучи их помощниками с младенчества». Иоганн Торней дает нам очень подробное описание этого: «Есть некоторые, — говорит он, — которые по своей природе являются магами, поистине отвратительное существо.Ибо те, кто, как знает дьявол, окажут ему большую помощь в этом искусстве, он схватывает в самом их младенчестве определенную болезнь, когда их преследуют призраки и видения, посредством которых они, соответственно своему возрасту, научаются в зачатки этого искусства. Те, кто во второй раз заболел этой чумой, имеют больше видений, чем в первый раз, и благодаря им они получают гораздо больше информации о ней, чем раньше. Но если они в третий раз охвачены этой болезнью, которая потом оказывается очень опасной и часто не без опасности для их жизни, то это они видят все явления, которые дьявол может измыслить, чтобы совершить их в магическом искусстве. .Они достигли такой степени совершенства, что без помощи барабана (см. ниже) могут предсказывать события задолго до этого; и так сильно одержимы дьяволом, что предвидят вещи даже против своей воли. Так, недавно некий Лапландец, который еще жив, добровольно отдал мне свой барабан, о котором я прежде часто просил его; несмотря на все это, он сказал мне в очень меланхолической позе, что, хотя он и убрал свой барабан и не собирается иметь впредь никакого другого, но он может все предвидеть и без него, как и прежде.В качестве примера он рассказал мне обо всех конкретных происшествиях, которые произошли со мной во время моего путешествия в Лапландию, в то же время сильно жалуясь на то, что он не знает, что делать со своими глазами, когда эти вещи были представлены на его взгляд много против его воли.

«Лундиус замечает, что некоторые из лапландцев охвачены демоном, когда они достигают среднего возраста, следующим образом: «Пока они заняты в лесу, дух является им, где они разговаривают об условиях, на которых бес предлагает им свою помощь, что и сделано, он учит их определенной песне, которую они обязаны держать в постоянной памяти.Они должны вернуться на другой день в то же место, где тот же самый дух является им снова и повторяет прежнюю песню, на случай, если он приглянется к человеку; если нет, то он вообще не появляется. Эти духи появляются в различных формах: одни в виде рыб, другие в виде птиц, третьи в виде змеи или дракона, третьи в виде свиньи высотой около ярда; в сопровождении трех, четырех или пяти других пигмеев такого же размера, иногда больше, но никогда не более девяти».

«Не успели они быть захвачены Гением, как они появляются в самой удивительной позе, как сумасшедшие, прежде чем лишиться разума.Это продолжается в течение шести месяцев; в это время они не допускают, чтобы кто-либо из их родственников приближался к ним, даже их собственные жены и дети. Они проводят большую часть этого времени в лесу и других уединенных местах, будучи очень меланхоличными и задумчивыми, почти не принимая никакой пищи, что делает их чрезвычайно слабыми. Если вы спросите их детей, где и как кормят себя их родители, они скажут вам, что получают пропитание от своих Гениев.

«Тот же автор приводит нам замечательный пример такого рода у молодого лапландца по имени Олаус, который тогда был учеником школы Ликсалы, в возрасте около восемнадцати лет.Этот молодой человек внезапно сошел с ума, приняв самые ужасные позы и выкрикивая, что он в аду, и его дух мучается невыразимо. Если он брал книгу в руки, то, как только встречал имя Иисуса, в великой ярости швырял книгу на землю, и по прошествии некоторого времени его спрашивали, видел ли он какие-нибудь видения во время этот экстаз? Он ответил, что ему явилось множество вещей и что бешеная собака, привязанная к его ноге, следует за ним, куда бы он ни шел.В свои просветленные промежутки он рассказывал им, что первое начало этого случилось с ним однажды, когда он выходил за дверь своего жилища, когда большое пламя прошло перед его глазами и коснулось его ушей, появился некий человек. к нему весь голый. На следующий день его охватила ужаснейшая головная боль, так что он издавал самые плачевные крики и ломал все, что попадалось ему под руки. Лицо этого несчастного было черное, как уголь, и он говорил, что чаще всего ему являлся черт в облачении служителя, в длинном плаще; во время своих припадков он говорил, что его окружали девять или десять человек невысокого роста, которые обращались с ним очень варварски, хотя в то же время прохожие не замечали ни малейшего подобного.Он часто взбирался на вершину самой высокой ели с такой же быстротой, как белка, и снова прыгал на землю, не получая ни малейшего вреда. Он всегда любил уединение, летя на разговоры других мужчин. Он бежал со скоростью лошади, и никто не мог его догнать. Он имел обыкновение разговаривать среди леса сам с собой не иначе, как если бы несколько человек были в его компании.

«Я склонен полагать, что эти духи не были совсем неизвестны древним, и что это те же самые духи, которых Тертуллиан называл Паредри, и которые упоминает месье [Эрриде] Валуа в его Церковной истории. Евсевия.

«Всякий раз, когда у лапландца есть повод для своего фамильяра, он зовет его и заставляет его прийти, только напевая песню, которой научил его во время их первого свидания; таким образом, он имеет его к своим услугам так часто, как ему заблагорассудится. … И поскольку они знают их подобострастными и полезными, они называют их Sveie, что означает на их языке столько же, сколько товарищи по работе или их помощники.Лундиус сделал еще одно наблюдение, на которое стоит обратить внимание, а именно: — Что эти бесовские духи никогда не являются женщинам и не служат им, истинную причину которых я не претендую назвать, разве только можно сказать, что, может быть, они делают это из гордыни или из естественного отвращения к ним. женскому полу, подверженному стольким немощам.

Волшебный барабан

В целях предсказания или гадания лапландцы использовали волшебный барабан, который действительно использовался у нескольких арктических народов. В 1827 г. Де Капелл Брук утверждает, что церемонии, связанные с этот инструмент к тому времени почти совсем исчез.Посягательства лютеранства давно угрожали существованию туземного шаманизма.В 1671 г. саамский бубен был официально запрещен шведским законом, а несколько магов были задержаны, а их инструменты сожжены.Но до этой даты религия, которую представлял барабан, была в полной силе.

Саамы называли свой барабан Kannus (Regnard, 1681), также Kaunus, Kabdas, Kabdes Gabdas, и Keure (Von Duben, 1873), его скандинавские обозначения troll-trumma4 или 9017 , «магический или рунический барабан», иначе спа-трумма, «гадальный барабан». Я. А. Фриис показал, что сампо из финской национальной эпической поэмы Калевала является одним и тем же инструментом.По словам Г. В. фон Дюбена, лучшие изображения и объяснения барабана можно найти в Lappisk Mythologi (Christiania, 1871) Дж. А. Фрииса (стр. 30-47), но есть хорошие описания в собственной работе Г. В. фон Дюбена . Om Lappland och Lapparne (Стокгольм 1873), а также в книгах Шеффера, Леема, Йессена и др.

Внешний вид саамского барабана так описал Жан Франсуа Реньяр в 1681 году,

«Этот инструмент сделан из цельного куска дерева, выдолбленного в самой толстой части овальной формы, нижняя часть которого выпуклая, в котором они делают два отверстия достаточной длины, чтобы через них проходили пальцы, с целью более прочного удержания.Верхняя часть покрыта оленьей шкурой, на которой красят красным цветом ряд фигур, откуда видно, что свисают несколько медных колец и несколько кусков кости северного оленя».

Деревянный молоток, или, как у самоедов (1614 г.), заячья лапка использовалась в качестве барабанной палочки во время заклинания, arpa или волшебная палочка ставилась на определенное место, показывая своим положением после удара в бубен, что такое магия. С помощью барабана жрец мог быть настроен на симпатию к духовному миру и, таким образом, мог предсказывать будущее, констатировать синхронные события, происходящие на отдаленных расстояниях, предсказывать меру успеха, сопровождающую дневную жизнь. охотиться, лечить больных или заражать людей и вызывать смерть.Хотя эти обряды давно устарели в Лапландии, они еще долго сохранялись среди самоедов и других народов арктической Азии и Америки. Интересно отметить, как точно процедура, описанная у вайгацких самоедов в 1556 г. ( Pinkerton’s Voyages, London, 1808, I, 63), совпадает с описанием сахалинских айнов в 1883 г. (Дж. М. Диксон в Transactions of the Asiatic Общество Японии, Иокогама, 1883, 47). Те же практики можно проследить на восток через Арктику Америки, и таким же образом барабан использовался эскимосскими шаманскими жрецами в Гренландии (Hinrich Johannes Rink’s Tales and Traditions of the Eskimos, 1875, стр.60-61). Форма барабана немного варьировалась в зависимости от местности. Форма эскимосского барабана напоминала бубен.

По словам Дж. Дж. Торнеуса:

«Их самый ценный инструмент зачарования — это литавры колдунов, которые они называют Каннас или Кобдас. Они вырезают его целиком из толстого ствола дерева, волокна которого уходят вверх. в том же направлении, что и солнце.Барабан покрыт кожей животного, а в дне прорезаны отверстия, за которые его можно держать.На шкурах нарисовано множество фигур, часто Христа и апостолов, с языческими богами, Тором, Нурджункаром и другими, сваленными в кучу; изображения солнца, формы животных, земель и вод, городов и дорог, словом, все виды рисунков в соответствии с их различным назначением. На барабане размещен индикатор, который они называют Арпа, , который состоит из связки металлических колец. Голень, как правило, рог северного оленя.

«Этот барабан они оберегают с самой бдительной заботой и особенно оберегают от прикосновения женщины.Когда они сообщат о том, что происходит на расстоянии, о том, как увенчается успехом охота, как ответит дело, к какому результату приведет болезнь, что необходимо для ее лечения и т. п., они преклоняют колени, и колдун бьет в барабан; сначала легкими ударами, но по мере того, как он продолжает, все более громкими и сильными, вокруг указателя либо до тех пор, пока он не сдвинется в направлении или к фигуре, которую он считает ответом, который он искал, либо пока он сам не впадет в экстаза, когда он обычно кладет литавры себе на голову.

«Затем он поет громким голосом песню, которую они называют Jogke, , а мужчины и женщины, которые стоят вокруг, поют песни, которые они называют Daura, , в которых часто встречается название места, откуда они хотят получить информацию. Некоторое время колдун лежит в экстатическом состоянии, часто в течение многих часов, внешне мертвый, с застывшими чертами лица, иногда с выступающим на нем потом. не теряют из памяти ни одной части своего видения, в то же время тщательно охраняют его, чтобы ничто живое не тронуло его, даже муха.Когда он снова приходит в сознание, он рассказывает о своем видении, отвечает на заданные ему вопросы и дает безошибочное свидетельство того, что видел далекие и неведомые вещи». что касается погони и т. д., лопарь обращается к своему барабану, не впадая в сомнамбулический кризис, С другой стороны, более развитое состояние пророческого видения может иметь место и без этого инструмента, как уже было сказано.Клауди рассказывает об инциденте из Бергена, Норвегия, о клерке немецкого купца, который потребовал, чтобы норвежский финн-лапландец рассказал ему, что его хозяин делает в Германии. Финн пообещал передать ему разведданные. Сначала он начал кричать, как пьяный, и бегать по кругу, пока не упал, как мертвый, на землю. Через некоторое время он снова проснулся и дал ответ, который, как показало время, был правильным.

Наконец, Торней утверждает, что многие саамские шаманы, будучи в полном сознании и без конвульсий, могли стать ясновидящими: часть, добрая и невинная, часть лечения больных людей и животных, исследование далекого и будущего, что в ограниченной сфере их существования важно для них.Однако бывают случаи, когда магическое искусство обращается во вред другим».

Источники:

Аберкромби, Джон. Доисторические финны. / l, ej afhandling om de norske finners og lapers hedenske Религия. NP, 1765.

Petitot, Émile. Les Grands Esquimaux. NP, 1887.

Sioborg, NH Tympanum Schamanyo-Lapponicum. NP, 1808.

Перейти к основному содержанию Поиск